Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования и развития метакомпетенций

Поиск

Особенности формирования и развития метакомпетенций

Педагога и школьника

Программно-методические материалы

модулей курсов корпоративного и индивидуального  обучения

Пояснительная записка

Восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки»

Раздел (тема) Основное содержание темы Дидактические ресурсы Форма проведения занятия Продукт (результат) Часы
1 Смысловое чтение как технология успешного учения: Понятие «Смысловое чтение».  Цели и ценности смыслового чтения. Признаки  смыслового чтения. Составные элементы  смыслового чтения. Пути развития навыков смыслового чтения. Кейс 3.1 Рабочая тетрадь модуля 3 Презентация Статьи Анализ документов (ФГОС НОО, ООО) Таблица преемственности в развитии смыслового чтения от начальной школы до старшей школы. 4
2 Стратегии смыслового чтения Виды чтения: ознакомительное, изучающее, критическое (оценочное) чтение. Способы чтения: аналитический, синтетический, критический. Стратегии оценки информации: техники критического чтения. Кейс 3.2 Рабочая тетрадь модуля 3 Презентация Статьи Видеоурок Практикум Логико-смысловая модель «Стратегии смыслового чтения» 4
3 Техники преобразование и интерпретация информации Способы развития умения работать с понятием. Общая схема построения определения понятий. Логико-смысловые конструкторы интерпретации и представления информации Кейс 3.3 Рабочая тетрадь модуля 3 Презентация Статьи Технологический тренинг Конструктор интерактивных приёмов с позиции развития смыслового чтения 4
4 Требования к занятию, развивающему метапредметные умения   Особенности проектирования и  дидактического анализа занятия, реализующего задачи междисциплинарной программы «Смысловое чтение». Механизмы оценки уровня владения навыками смыслового чтения. Кейс.3.4 Рабочая тетрадь модуля 3  Презентация Видеоурок Статьи Проект урока Разработческая мастерская Рекомендации к уроку, формирующему метапредметные умения Проект занятия или его фрагмента. 4

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ МОДУЛЯ 3

Занятие 3.1. Смысловое чтение как технология успешного учения

Цель: слушательнаучится выделять содержание требований к смысловому чтению для основной школы и определять преемственность с начальной и старшей школой.

Планируемый результат (продукт): Сравнительная таблица преемственности в развитии метапредметных результатов от начальной школы до старшей школы.

Время на проведение: 4 часа

Содержание кейса к теме 3.1.

1. Электронные материалы по теме занятия «ФГОС ООО» и «ФГОС НОО»

2. Рабочая тетрадь. Фисенко Т.И. «Модуль 3»

3. Презентация Фисенко Т.И.  «Смысловое чтение»

4. Электронная версия. Фисенко Т.И. Обучаем смысловому чтению. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014- 140 с.

5. Междисциплинарная программа ФГОС ООО «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
Понятие «смысловое чтение» в документах ФГОС ОО.   — Вступительное слово модератора: ФГОС и стратегия смыслового чтения. В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом Беседа по вопросам: — Что мы знаем о чтении? — Что значит уметь читать? — С какой целью люди читают? — Какие способности помогают человеку достичь основной цели чтения, т.е. извлечь смысл из читаемого текста? Задание 1: — Запишите в скобках после выделенных слов названия печатных изданий, которые вы читаете, чтобы достичь той или иной цели. Читать, чтобы: — получать знания, — научиться что-то делать, —  получать удовольствие.   Задание 2: Изучите определения понятия «смысловое чтение», представленное в следующих документах: ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС С(П)ОО, выделенные в таблице 1. Назовите причину установленных различий. На отдельном листе с помощью цветного кластера составьте схему понятия смыслового чтения. Во вступительном слове рекомендуется обозначить проблему, не характеризуя ее. В беседе выявляется понимание проблем подготовке учителя-предметника к изменению своей деятельности в связи с появлением требований к метапредметным результатам. Неоднозначность ответов слушателей выведет их на необходимость уточнить понятие «смысловое чтение» и осуществить запрос целей своего обучения на данном занятии.   Далее предлагается начать работу с материалами рабочей тетради  (стр. 5) и презентаций кейса 3.1. Результаты своего понимания слушатели отразят в кластере.
Состав умений смыслового чтения и преемственность в их развитии учащимися различных ступеней общего образования. Работа в рабочей тетради с материалами таблицы. Задание №3: Используя содержание «Сравнительной таблицы метапредметных результатов ФГОС НОО и  ФГОС ООО», представленной в рабочей тетради к данному занятию, установите преемственность в развитии умений смыслового чтения, выявив траектории развития умений и отразите это в кластер по следующим направлениям: Как Вы думаете, где и когда Вам могут понадобиться результаты этой работы?   Необходимо организовать работу с материалами кейса 3.1 (стр. 6-10) по анализу сравнительной таблицы. Предложить учителям в парах обсудить возможные изменения подготовленного кластера в задании 2.
Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» на ступени основного общего образования. Работа в рабочей тетради Задание 4: Познакомьтесь с содержанием пособия «Обучаем смысловому чтению» на предмет изучения программы и возможного использования ее как основы для разработки программы своего образовательного учреждения. Проанализируйте программу с помощью приема «ПМИ». Заполните таблицу в рабочей тетради. Обсуждение результатов анализа. Итоговое задание по занятию №1. Достижение метапредметных результатов ФГОС ООО осуществляется не только через надпредметные курсы, но и через учебные курсы всех предметов. Основания для такой работы обозначены в примерных программах по учебным предметам. Найдите в программе по вашему предмету перечень метапредметных результатов в основной школе, выберете из них умения смыслового чтения  и расположите их в правой части таблицы 2 «Метапредметные результаты изучения предмета в основной школе» в соответствии с записями в левой части таблицы. Сделайте вывод о полноте и характере умений смыслового чтения, зафиксированным в учебной программе, и выскажите свои суждения о возможных причинах выделения именно такого набора для данного предмета. В качестве раздаточного материала используйте электронную версию пособия «Обучаем смысловому чтению» ХК ИРО. Прием «ПМИ» позволит в группах выделить плюсы, минусы и интересные возможности организации в школе междисциплинарного курса.     Обсудите результаты работы в группе, по ходу презентации групп зафиксируйте их на общегрупповом стенде (доске). Предложите сделать вывод о возможностях создания таких курсов, высказать свои пожелания.
Рефлексия Прием «Бортовой журнал» Что происходило сегодня на «борту нашего судна»? Составьте перечень своих шагов и перечень приобретенных знаний, умений.  Необходимо подвести учителя к анализу своей деятельности в ходе занятия и составить перечень шагов и показатель их результативности

Содержание кейса к теме 1.2.

1. Рабочая тетрадь. Фисенко Т.И. «Модуль 3» (с.10-22.)

2. Презентация Фисенко Т.И. «Стратегии смыслового чтения»

3. Презентация Фисенко Т.И. «Виды чтения»

4. Презентация «Смысловое чтение»

5. Статья «Способы Чтения»

6. Статья «Принципы и стратегии смыслового чтения»

7. Статья «приемы смыслового чтения»

8. Статья Планируемые результаты смыслового чтения»

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
Понятие Задание 1: Стратегия «Ориентиры предвосхищения». Прочитайте название статьи к теме в рабочей тетради. Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в этой статье. Составьте список слов, с которыми ассоциируется данный текст. Установите между ними логические связи. Составьте вопросы к теме, на которые вы хотели бы получить ответ.   Каждое слово в названии статьи предвосхищает получение новых знаниях. Выдвинув гипотезу о возможном смысле, слушатель подтверждает её или отклоняет следующей информацией, и тем самым выходит на вопросы (свои цели)
Виды текста. Виды чтения: цели, назначение, особенности.    Вопросы для припоминания: Что такое текст? Какие виды текста вы знаете? (Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты. Газетные статьи – тоже. И письма – тексты. А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты). Назовите признаки текста. Практическая работа в микрогруппе. Задание 2. Изучите в рабочей тетради статью «Виды текста». Распределите перечисленные в перечне тексты по двум группам: сплошные и несплошные.   Задание 3: Изучите статью «Виды чтения», заполните таблицу в рабочей тетради и подберите к каждому виду задания, составьте и заполните таблицу. Задание 4: Познакомьтесь с содержанием статьи «Понимание» в рабочей тетради и составьте к нему задания к предтестовой, текстовой и послетекстовой стратегии. Такая беседа даёт возможность актуализировать знания, вызывает интерес к теме, Материалы для ознакомления представлены в кейсе 3.2 и в рабочей тетради к модулю 3 (стр. 14-15). Работа завершается пониманием необходимости разработки ил отбора  специальных заданий на развитие навыков смыслового чтения. Текст задания 4 можно заменить.  
Текстовые стратегии смыслового чтения   Задание 5: Соотнесите стратегии смыслового чтения, изученные вами в статье «Основные стратегии смыслового чтения», с приемами смыслового чтения в данной классификации. Составьте таблицу на отдельном листе. Классификация приемов смыслового чтения Смысловое чтение:  осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  поиск и отбор информации;  использование содержания текста для достижения собственных целей, развития, поучения знаний…;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
               
               
               
               

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ к занятию 2.

Составьте логико-смысловую модель «Стратегии смыслового чтения». Воспользуйтесь пособием «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» (стр. 38)

Материалы для ознакомления и таблица соотнесения представлены в кейсе 3.2 и в рабочей тетради к модулю 3 (стр16-19). Разделы таблицы слушатели определяют сами.   Участники занятия осознают целостность смыслового чтения как источника познания мира
Рефлексия   Рефлексия «Цепочка шагов». С помощью словосочетаний и коротких предложений запишите последовательные шаги, которые позволили Вам добиться цели. Составьте перечень своих шагов и перечень приобретенных знаний, умений.  Необходимо подвести учителя к анализу своей деятельности в ходе занятия и составить перечень шагов и их результативность

Занятие 3.3. Техники преобразование и интерпретация информации

Цель: слушателиосвоят способы создания логико-смысловых конструкторов интерпретации и представления информации.

Планируемый результат (продукт): конструктор  урока, включающий в себя стратегии смыслового чтения

Содержание кейса к теме 3.3:

1. Фисенко Т.И. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014 – 84 с.

2. Фисенко Т.И. Как помочь ученику стать успешным. Методическое пособие «Подарите ребенку успех». КГБОУ ДПО ХКИРО, 2015 – 29 с.

3. Фисенко Т.И. Способы формирования понятийного аппарата школьников как ключевого компонента познавательной деятельности: Учебно-методическое пособие для учителя  для учителя / Автор - сост. Фисенко Т.И./ – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 60 с.

4. Видеоурок учителя МОУ гимназии 45 Комсомольск-на-Амуре.

5. Презентация «Технология критического мышления»

6. Игра защита идей

7. Статья «Технология логико-смыслового моделирования»

8. Конспект урока

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
3.3.1 Понятие главного. Приемы выделения главного 1. Понятие главного Вопрос: что такое главное? Что такое второстепенное? Задание 1: Подберите синонимы к слову, выскажите по поводу выбранного синонима суждение, нарисуйте мысленный образ, изобразите в графической модели. Синонимык слову «главное»: альфа и омега, база, базис, концептуал, костяк, краеугольный камень, опора, основа, основа основ, основание, основное, первое слово, первооснова, первоэлемент, сердцевина, содержание, соль, становая жила, становой хребет, стержень, суть, существо, сущность, три кита, фундамент, центр, центр тяжести, ядро,  Синонимы  к слову «второстеренный»: бездельный, вторичный, второй, второклассный, второразрядный, второсортный, выеденного яйца не стоит, гроша ломанного не стоит, грошовый, ерундовский, ерундовый, заурядный, из пальца высосан, мало значит, маловажный, малозначащий, мелкий, мелочный, не ахти, не ахти какой, не бог весть какой, не бог знает какой, не заслуживающий внимания, не заслуживающий интереса, не имеющий значения, не имеющий существенного значения, не стоящий внимания, незначительный, неосновной, непервоочередной, непервостепенный, несерьезный, нестоящий, несущественный, ничтожный, плевка не стоит, плевый, побочный, подчиненный, посредственный, пустой, пустяковый, служебный, смехотворный, средний, так себе, третьестепенный, чепуховый. 2. Знакомство с  правилом-ориентиром «Учись выделять главное»: 1. Внимательно прочитай текст. 2. Определи предмет мысли (о чем (или о ком) говорится в этом тексте). 3. Что говорится об этом? 4. Раздели текст на законченные части. 5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными. 6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух». Задание 2 на применение правила: Прочитайте внимательно текст в рабочей тетради о понятии (стр. 24). Пользуясь правилом-ориентиром, найдите главное в этом тексте (в этом тексте два главных положения). Что можно отнести к второстепенным сведениям? 3. Приемы выделения главного Методика «Корзина идей»: Предполагаемый результат: - Заголовки к тексту, эпиграфы. Например, какие можно еще составить заголовки к нашему тексту? Подобрать эпиграф? - Планы, пословицы, тезисы, опорные конспекты, составление плана, дополнение готового плана, выписывание цитат.   - Схемы, кластер, модели, формулы, опорные конспекты, разного рода таблицы (сравнительные, логические, обобщающие и пр.). - Если к каждому пункту плана добавить по 1-2 предложения, получите тезисы. Если обозначите какими-то знаками, рисунками, схемами, получите опорный конспект. Задание 3: Приведите примеры использования этих приемов в процессе освоения содержания различных учебных предметов.   Задание 4: Прочитайте в рабочей тетради текст «Условия, обеспечивающие освоение научного понятия» и составьте к нему средство представления информации в сжатом виде, с выделением главных идей текста. Способ представления выберите по своему усмотрению (схем, модель, выписка ключевых слов, кластер, таблица, рисунок, опорный конспект и пр.)  и т.д.). Воспользуйтесь пособиями «Прорывные технологии» и «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» в кейсе 3. В результате педагогами должны быть выделены все условия эффективной работы над понятием. Рефлексия: -Что я понял о значении умения выделять главное для жизнедеятельности человека? Актуализация предшествующих знаний и опыта. Главное — ср. то, что является наиболее важным, значимым. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 г.) При обсуждении вывести педагогов на то, что в учебном материале также есть главное и второстепенное, и понимание учащимися учебного материала невозможно без выделения в нем главного. Выход на запрос: как отличит главное от второстепенное (приемы, техники, инструменты)   В тексте содержаться следующие главные суждения; 1. Логическое определение понятий через род и видовое отличие является обязательным условием любого научного рассуждения. 2.Если определение понятия недоступно для учащихся определённого возраста, его можно вводить через описание данного понятия, т.е. через перечисление существенных видовых признаков. Педагоги на стикерах описывают приемы и складывают в «корзину». Модераторы классифицируют, озвучивают, предлагают защитить те или иные приемы. Затем предлагает ознакомиться с пособием «Обучаем смысловому чтению» и «Прорывные технологии» и дополнить «Корзину» Вариант задания. Раздать каждому или в пары свой текст, для того, чтобы педагоги могли передать информацию друг другу. В этом случае у педагогов усилится мотивация создания средства и они обогатятся новыми знаниями по теме. Педагоги выразят осознание значимости развития умения выделять главное.
3.2.2. Приемы и техники работы с понятием как основой знания Вопросы, организующие работу в рамках темы: - В чём сущность понятия? - Какова "единица" анализа понятия? - Какова структура понятия?  - Что является содержанием понятия?  - Каковы этапы формирования системы понятий у школьников? - Каковы средства формирования понятий? Задание 1: Изучите материал и зафиксируйте главное в своем понимании с помощью текста, схемы, кластера, сформулируйте свой вывод. Материал для изучения: Понятие – логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Понятие - представление, сведения о чем-нибудь. Понятие – логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь. Понятие – символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Понятия, – логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков. Обсуждение с педагогами плана работы в соответствии с логикой построения понятий: 1 Шаг – обобщение понятия (определение родового понятия) 2 Шаг – ограничение понятия (выделение видового признака понятия) 3 Шаг – построение определение понятия 4 Шаг– установление связей между понятиями 1 Шаг – обобщение понятия (определение родового понятия) Вопрос: Что такое обобщение понятия, общее понятие? (В ходе обсуждения выясняется сущность обобщения, общего понятия). На основе исследования примера сделайте вывод: Пример: Общее                                Частное Яблоко                          Красное яблоко Цветок                          Ромашка Метод                        проблемный метод Результат                  прогнозируемый результат Вывод: Обобщить понятие – значит подобрать к нему более общее понятие (родовое) Задание 2: Определить род понятия, общее понятие, которое объединяет несколько однородных понятий в один класс.
Понятие Родовое понятие
} Стол -  
} Уголь -  
} Термометр -  
} Квадрат  
} Система –  
} Дождь -  
} Куб –  
} Цель –  
} Существительное –  

 

Вопрос: Что значит ограничить понятие?

Вывод: Ограничить понятие – значит подобрать к нему частное, более узкое.

2 Шаг – ограничение понятия (выделение видового признака понятия)

Задание 3: Ограничьте понятие, подобрав к нему более частное:

Ученик -

мебель -

Четырехугольник –

Пылесос –

Задание 4:

Расположите следующие понятия в логической последовательности от общего к частному:

Термометр, прибор, измерительный прибор.

Явления природы, тепловые явления, физические явления.

Вещество, железо, металл.

Знаки, точка, знаки препинания.

Звезды, Солнце, желтые звезды.

Фигура, треугольник, геометрическая фигура.

Растение, цветковое растение, роза.

Атмосферное явление, ветер, бриз.

Клубника, растение, ягода.

- Рефлексия:   Что я понял(а) о понятии? Представьте в рисунке или схеме ваше понимание общего и частного в понятии.

Определение понятий:

3 Шаг – построение определения понятия

Шаги по определению понятия:

1 шаг – определи род понятия

2 шаг – определи видовые признаки

3 шаг – выбери из них существенные

4 шаг – сформулируй определение

Структура понятия:

Тренировочное упражнение:

Дайте определение следующим понятиям по алгоритму:

Понятие Родовое понятие Видовое отличие
Мензурка    
Диван    
Имя прилагательное    
Квадрат    
Аптека    
Шина    
Сказка т. д.    

(набор слов зависит от модератора)

Дать определения понятию, не называя его, только по родовому и видовому признаку.

Формула: понятие = обобщающее слово (родовое понятие) + (существенный признак – видовые отличия)

Критерии:

- наличие и точность определения родового признака;

- минимальное число видовых признаков (свидетельствует о том, насколько они существенны);

- мгновенное угадывание понятия коллегами.

4 Шаг– установление связей между понятиям

Задание 7: Изучите в рабочей тетради прием «Карта понятия» и пошаговую инструкцию составления карты понятий и составьте карту понятия к статье «Понятие и сущность содержания образования »

Педагоги осознают свой уровень работы с понятием, особенно после графического перекодирования понятия.     Ключевыми словами будут являться: Понятие → Мысль → Обобщение предмета → Признаки→Общие, специфические   Вывод: Понятие – это логически оформленная мысль о предмете. Через обсуждение затруднений в работе с понятиями можно вывести педагогов на цель и план освоения темы в соответствии с логикой построения понятия.     Общее понятие объединяет несколько однородных предметов в один класс. Например: мебель (общее) – стол, стул, шкаф, диван (частные понятия). Любое общее (родовое) понятие всегда включает частное     Мебель Полезные ископаемые Прибор Четырехугольник Целое Осадки Геометрическое тело Результат Часть речи     Ученик 3а класса стол геометрическая фигура прибор   Прибор, измерительный прибор, термометр Явления природы, тепловые явления, физические явления. Вещество, металл, железо. Знаки, знаки препинания, точка. Звезды, желтые звезды, Солнце. Фигура, геометрическая фигура, треугольник и т.д.   Модератору необходимо изучить материал о формировании понятия. В кейсе 3, тема 3имеется пособие «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем»   Ученик, учитель Сторона и углы Улица, здание Врач, больные Дерево, кустарник Диаметр, проба Земля, растение Прибор, температура Состязание, стадион     Лук – многослоен, когда режешь, то плачешь.   Радуга     Организовать обсуждение шагов, обязательность каждого шага, соблюдение их последовательности.   Ответы к тренировочному упражнению:
Родовое понятие
измерительный прибор + предназначен для измерения объема жидкости
предмет мебели + на котором можно не только сидеть, но и лежать
часть речи + обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?
прямоугольник +равносторонний
учреждение +для приготовления и хранения лекарств
обруч +надеваемый на колесо с целью уменьшения его износа
произведение +устного народного творчества

Остальные должны отгадать это понятие.

Организовать анализ удачных и неудачных формулировок с определением причин неудач по заданным критериям.

3.3.3 Приемы преобразования и интерпретации информации Предтекстовая стратегия «Рассечение вопроса». Задание 1: Прочитайте название текста «Способы реализации принцип сохранения информации в долговременной памяти учащегося» и разделите его на смысловые группы. Как вы думаете, о чём, пойдёт речь в тексте? Ответьте на вопрос: «Каким образом можно сохранить изучаемый материал в долговременной памяти»? Зафиксируйте свой ответ:
До чтения текста После чтения текста
   

 

Задание 2: Отметьте их ещё раз после прочтения текста «Способы реализации принцип сохранения информации в долговременной памяти учащегося» и дополните свои выводы по вопросу. Если ваш от­вет изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Задание 3: Работа в микрогруппах. Интерпретируйте предложенный текст с целью обеспечения собственного понимания и объяснения его другому.

Задание 4: Познакомьтесь в рабочей тетради со статьей «Способы форматирования материала» и с материалами пособий «Подарите ребенку успех» (стр.13-16, 22-23), «Прорывные технологии как реальная возможность повышения качества образования» (глава «Приемы, техники и технологии изучения нового материала. Стр. 30-45 в кейсе к теме 3). Выберете один из приемов и составьте к нему задание по какой-либо теме преподаваемого вами предмета.

Обсуждая материал, необходимо вывести педагогов на кризис информации и умений целенаправленно и непрерывно развивать умения преобразовывать и интерпретировать тексты.   Работа со стратегией и чтение текста должны обеспечить осознание значимости реализации принципа сохранения информации.   Можно усилить практическую направленность темы и провести дополнительно тренинг технологий, описываемых в материалах пособий, статей, презентаций: построение логико-смысловых моделей, модулей, интеллект-карт, обобщающих таблиц, опорных конспектов и пр. Для этого можно увеличить количество часов на освоение курса. Провести обсуждение разработанных заданий с позиций их развивающего характера.
3.3.4 Приемы оценки информации Предтекстовая стратегия «Ориентиры предвосхищения» Задание 1: Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны (+)
До чтения текста Суждения После чтения текста
  Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи  
  Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений  
  Технология вырабатывает привычку подвергать все  критике  
  Приемы критического мышления предназначены для изучения предметов гуманитарного цикла  
  В структуру занятия, проводимого в технологии критического мышления входят три этапа  
  Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.  
  Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 2: Прочитайте статью «Технология РКМЧП (Развития критического мышления при чтении и письме)». Отметьте их ещё раз после прочтения текста. Если ваш от­вет изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия).

Рефлексивно-ролевая игра «Защита технологии». Описание игры, а также приемы, использующиеся в данной технологии имеются в папке к теме №3 кейса к модулю №3.

Итоговае задание по теме: Познакомьтесь сконспектом урока литературы в папке к теме №3 кейса к модулю №3, перечислите приемы развития смыслового чтения, используемые учителем, и определите их возможности в развитии умений смыслового чтения.

Приемы Формируемые умения
   
  Данный прием не только помогает педагогам освоить приемы развития смыслового чтения, но и способствует развитию критического мышления самих педагогов. Среди суждений есть верные и есть неверные., поэтому все суждения необходимо обсудить.   Для эффективной и рациональной организации игры, лучше в качестве домашнего задания подготовить описание выбранного группой приема в объеме 1 страницы. Можно предложить группам раздать перед выступлением печатный вариант в группы. После выступления каждой группы провести рефлексию: «Что взял для себя из представления приема группой». При проведении итогового занятия в целях экономии времени также предложить педагогам просмотреть конспект урока дома.
Рефлексия Прием «Закончи фразу» В ходе изучения этой темы: } Я узнал, что… } Я научился …. } Я чувствовал… } Я понял… } Я буду… Педагоги осознают: что они взяли  для себя (смыслы, состояние, действия, способы, отношения, выводы и т.п.) в ходе изучения этой темы.

Занятие 3.4.   Требования к занятию, развивающему метапредметные умения.

Требования к структуре занятия

Содержание кейса к теме 3.4.

1. Статья «Требования к уроку, реализующему метапредметные результаты»

2. Видеоурок по смысловому чтению учителя лицея «Вектор» Тюкавкиной Л.Ю.

1. Видеоурок по смысловому чтению учителя лицея «Вектор» Литвинюк Н.В.

2. Конспект урока биологии

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
  Самосбор.  
3.3.1Требования к занятию, развивающему метапредметные умения 3.3.2 Алгоритм деятельности педагога по развитию умений смыслового чтения на занятии 3.3.3 Приемы и инструменты организации деятельности обучающихся как условия достижения метапредметных результатов Задание 1:  Определите действия педагога на каждом из этапов  современного урока (выполните поэтапно следующие действия):  А) Опишите алгоритм деятельности педагога на каждом этапе.  Б) Подберите приемы и инструменты организации деятельности на каждом этапе.  В) Опишите формируемые умения.
Этапы урока Алгоритм деятельности педагога
Мотивационно-целевой Задача: Организовать процесс выращивания целей обучающихся А) актуализация знаний Б) целеполагание 1. Ввести обучающихся в противоречие через проблемное задание. 2. Вывести на осознание обучающимися причины затруднений. 3. Помочь обучающимся зафиксировать свою проблему. 4.  Организовать переформулирование проблемы в цель. 5. Обсудить с обучающимися план действий по достижению цели. 6. Организовать прогнозирование обучающимися результата деятельности (что мне это даст для дальнейшего обучения или жизнедеятельности), осознание обучающимися значимости полученного знания, приобретенного умения. 7.Определить с обучающимися критерии успешности достижения цели.
Содержательно-процессу-альный Задача: Создать условия для освоения новых знаний и новых способов деятельности   А) изучение нового материала Б) применение знаний В)контроль 1. Организовать самостоятельное изучение нового материала или самостоятельный поиск решения проблемы: - предоставить обучающимся возможность использования различных источников информации; - обеспечить обучающихся инструментами познавательной деятельности. 2. Организовать обсуждение результатов деятельности обучающихся 3. Организовать контроль/ взаимоконтроль для определения уровня достижения цели занятия и фиксацию результата деятельности, достигнутого каждым обучающимся
Рефлексивно-оценочный этап Задача: Создать условия для определения причин своих успехов и неудач и обеспечить выход на новую цель деятельности   1. Обеспечить возможность установления соответствия/ несоответствия полученных результатов поставленной цели 2. Организовать работу по выявлению причин затруднений /достижений 3. Организовать рефлексию уровня освоения нового способа деятельности Организовать самооценку индивидуального вклада каждого в работу пары/микрогруппы
  Педагоги определяют алгоритм деятельности педагога по трем основным этапам. Деление на шесть этапов нецелесообразно, потому что в дальнейшем будут трудности с описанием инструментов деятельности.   Это задание выполняется поэтапно: 1. Алгоритм деятельности педагога. 2. Приемы и инструменты организации деятельности обучающихся: 3. Формируемые метапредметные умения В рабочей тетради второй, а также третий и четвертый раздел таблицы не заполнены. Полностью матери


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.028 с.)