Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 3. «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки»

Поиск

Фисенко Тамара Ивановна,

ст. методист  кафедры ТиМО

Проблема владения учащихся читательскими умениями всегда была одной из важных, а в условиях введения новых образовательных стандартов с четко заданными и объемными по содержанию результатами обучения (предметными, метапредметными и личностными) она становится особенно актуальной. Часть проблем традиционного образования связана с преобладающей моделью обучения, которая требует запоминания информации без ее осмысления и анализа. Учащиеся, привыкшие к такому обучению, не в состоянии самостоятельно построить ключевое понятие и развить его логические структуры; изучить текст и выделить в нем главное; интерпретировать информацию; они воспринимают обучение как запоминание бесчисленных фактов, дат, названий, уравнений или процедурных правил.

Целью данного модуля является углубленное изучение вопросов организации деятельности педагогического коллектива по развитию у учащихся умений смыслового чтения, освоение способов отбора и реализации стратегий и приемов смыслового чтения и построение педагогического процесса в условиях реализации ФГОС в основной школе в рамках корпоративного обучения.

Наблюдение за деятельностью учителей в период курсовой подготовки, проведение диагностики в ряде образовательных организаций позволяет сделать вывод, что большинство педагогов сами слабо владеют умениями смыслового чтения. Более того, практические занятия выявили недостаточный уровень развития кортикальных способностей слушателей, незнание приёмов и техник работы с разными видами информации, в том числе и с понятиями. Педагогический опыт свидетельствует о том, что прямое обучение понятиям всегда оказывается фактически невозможным и педагогически бесплодным. Учитель, пытающийся идти этим путём, обычно не достигает ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма, симулирующего и имитирующего наличие соответствующих понятий у ребёнка, но на самом деле прикрывающего собой пустоту. Ребёнок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берёт больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенного знания.

Эти данные позволяют предположить, что обучение смысловому чтению в образовательных организациях происходит без учета готовности к нему всех педагогических работников и осуществляется по привычной модели, так, как ее представляют себе администрация и педагоги. Поэтому в содержание материалов методических рекомендации включены наиболее актуальные вопросы, связанные с освоением стратегий, приемов и разработкой инструментов организации смыслового чтения. Достаточное внимание уделено освоению навыков изучения и определения системы понятий.

Кафедра теории и методики обучения ХК ИРО, пятый год работая над проблемой  «Развитие навыков смыслового чтения», накопила определенный опыт в обучении педагогов способам их развития у учащихся на курсах, семинарах, спецкурсах. Собран и разработан ценный дидактический материал по реализации программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом», содержание которого нашло отражение на сайте ХК ИРО (www.ippk.ru) и сайте кафедры ТиМО ХК ИРО (www.kreativ-didaktika.ru), в методических рекомендациях и пособиях. Они обеспечивают возможность организации корпоративного обучения в образовательных организациях края. Данные рекомендации составлены в помощь организаторам обучения педагогов способам обучения умениям смыслового чтения. Пособие содержит учебно-тематический план модуля № 3 «Смысловое чтение как надпредметная технология восприятия и переработки текстовой информации в личностно-смысловые установки», подробные методические указания по проведению занятий модуля с описанием целей, содержания деятельности, заданиями и инструментами для их выполнения. В разделе «Содержание деятельности прописаны все задания с конкретными комментариями по организации деятельности слушателей. Содержание представлено как система заданий. Материалы для каждого задания всех четырех тем содержатся в отдельном кейсе. Материалы в кейсах подобраны таким образом, что с избытком могут обеспечить всем необходимым и ведущего и участников корпоративного обучения. Практическую направленность курса обеспечивают материалы, разработанные общеобразовательными организациями края.

 

Важная задача организатора курса – создать условия для работы:

− обеспечить место и время комфортное для работы;

− создать возможности для индивидуальной, парной и коллективной (микрогруппа) работы;

− изучить и отобрать необходимый материал (тесты, слайды и пр.);

− распечатать рабочие материалы (рабочие тетради, памятки, словарные статьи, тексты заданий, контрольных работ и пр.;

− обеспечить литературой (справочники, словари, пособия, рекомендации, книги);

− обеспечить инструментами для работы с источниками (схемы, таблицы, алгоритмы, памятки и т.д.)

Функция ведущего курс – быть не источником знаний, а организатором деятельности, фасилитатором. Целесообразно отдельные задания предлагать проводить самим участникам корпоративного обучения.

В ходе проведения занятий педагоги научатся:

– диагностировать и составлять задания, направленные на развитие УУД;

– диагностировать и осуществлять выбор приемов, техник, методов, средств, позволяющих развивать умения смыслового чтения в ходе изучения предметного курса;

– использовать в учебном процессе приемы, обеспечивающие понимание и сохранение в памяти изучаемого материала;

– проектировать и анализировать учебное занятие, развивающее метапредметные умения;

Предлагаемое количество часов является примерным и зависит от готовности педагогов к развитию умений смыслового чтения, выявленной в ходе диагностики самих педагогов, а также целей методической работы образовательного учреждения, предполагаемой глубины освоения, разработанности материалов. В кейсах пособия содержится достаточное количество материала, для того, чтобы организаторы корпоративного обучения могли значительно расширить курс, усилить его практическую направленность.

Итогом такого корпоративного обучения, помимо перечисленных выше результатов, станет план действий по решения проблемы развития умений смыслового чтения у учащихся,  разработка собственных программ, проектов, заданий, учебных и дидактических материалов. Для этого  можно организовать клубную форму работы, разработческие мастерские, мини-школы, инициативные группы, консалтинговый центр и др.

Разработанные одним педагогом или командой педагогов школы материалы будут иметь ряд преимуществ. Прежде всего, они будут ответом на проблемы в развитии УУД учеников вашей школы, выявленные в ходе диагностики. Во-вторых, вы будете обеспечены разработками занятий, набором заданий и дидактических материалов, составленных вами или заимствованными из различных источников и критически переработанными инициативной группой педагогов школы. В-третьих, работа над ними обеспечит рост мастерства вашего педагогического коллектива, сделает методическую работу целенаправленной и целесообразной. И, в конце концов, Вы всегда можете воспользоваться имеющимся опытом работы, от слепого подражания до его творческой переработки.

Сотрудники кафедры готовы дать консультации и оказать необходимую помощь, как в проведении семинара, так и подготовке методических рекомендаций для педагогов  образовательного учреждения. 

Уважаемые учителя! Желаем успехов в учении и в работе. Ожидайте от себя и от своих учеников самого лучшего. Мы получаем от наших учеников то, что мы от них ожидаем.


Учебно-тематический план модуля 3 «Смысловое чтение как надпредметная технология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.009 с.)