Занятие 3.2. Стратегии смыслового чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3.2. Стратегии смыслового чтения



Цель: слушатели научатся соотносить стратегии смыслового чтения, с приемами смыслового чтения и осуществлять отбор техник и приемов для эффективного развития умений смыслового чтения

Планируемый результат (продукт): Логико-смысловая модель «Стратегии смыслового чтения»

 Время на проведение: 4 часа

Содержание кейса к теме 1.2.

1. Рабочая тетрадь. Фисенко Т.И. «Модуль 3» (с.10-22.)

2. Презентация Фисенко Т.И. «Стратегии смыслового чтения»

3. Презентация Фисенко Т.И. «Виды чтения»

4. Презентация «Смысловое чтение»

5. Статья «Способы Чтения»

6. Статья «Принципы и стратегии смыслового чтения»

7. Статья «приемы смыслового чтения»

8. Статья Планируемые результаты смыслового чтения»

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
Понятие Задание 1: Стратегия «Ориентиры предвосхищения». Прочитайте название статьи к теме в рабочей тетради. Попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь в этой статье. Составьте список слов, с которыми ассоциируется данный текст. Установите между ними логические связи. Составьте вопросы к теме, на которые вы хотели бы получить ответ.   Каждое слово в названии статьи предвосхищает получение новых знаниях. Выдвинув гипотезу о возможном смысле, слушатель подтверждает её или отклоняет следующей информацией, и тем самым выходит на вопросы (свои цели)
Виды текста. Виды чтения: цели, назначение, особенности.    Вопросы для припоминания: Что такое текст? Какие виды текста вы знаете? (Рассказы, романы и другие литературные произведения – это тексты. Газетные статьи – тоже. И письма – тексты. А справки, заявления, приказы? Конечно, тексты. Деловые тексты). Назовите признаки текста. Практическая работа в микрогруппе. Задание 2. Изучите в рабочей тетради статью «Виды текста». Распределите перечисленные в перечне тексты по двум группам: сплошные и несплошные.   Задание 3: Изучите статью «Виды чтения», заполните таблицу в рабочей тетради и подберите к каждому виду задания, составьте и заполните таблицу. Задание 4: Познакомьтесь с содержанием статьи «Понимание» в рабочей тетради и составьте к нему задания к предтестовой, текстовой и послетекстовой стратегии. Такая беседа даёт возможность актуализировать знания, вызывает интерес к теме, Материалы для ознакомления представлены в кейсе 3.2 и в рабочей тетради к модулю 3 (стр. 14-15). Работа завершается пониманием необходимости разработки ил отбора  специальных заданий на развитие навыков смыслового чтения. Текст задания 4 можно заменить.  
Текстовые стратегии смыслового чтения   Задание 5: Соотнесите стратегии смыслового чтения, изученные вами в статье «Основные стратегии смыслового чтения», с приемами смыслового чтения в данной классификации. Составьте таблицу на отдельном листе. Классификация приемов смыслового чтения Смысловое чтение:  осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  поиск и отбор информации;  использование содержания текста для достижения собственных целей, развития, поучения знаний…;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;  определение основной и второстепенной информации;  свободная ориентация и восприятие тестов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;  понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
               
               
               
               

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ к занятию 2.

Составьте логико-смысловую модель «Стратегии смыслового чтения». Воспользуйтесь пособием «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» (стр. 38)

Материалы для ознакомления и таблица соотнесения представлены в кейсе 3.2 и в рабочей тетради к модулю 3 (стр16-19). Разделы таблицы слушатели определяют сами.   Участники занятия осознают целостность смыслового чтения как источника познания мира
Рефлексия   Рефлексия «Цепочка шагов». С помощью словосочетаний и коротких предложений запишите последовательные шаги, которые позволили Вам добиться цели. Составьте перечень своих шагов и перечень приобретенных знаний, умений.  Необходимо подвести учителя к анализу своей деятельности в ходе занятия и составить перечень шагов и их результативность

Занятие 3.3. Техники преобразование и интерпретация информации

Цель: слушателиосвоят способы создания логико-смысловых конструкторов интерпретации и представления информации.

Планируемый результат (продукт): конструктор  урока, включающий в себя стратегии смыслового чтения

Содержание кейса к теме 3.3:

1. Фисенко Т.И. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события. Методическое пособие// КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014 – 84 с.

2. Фисенко Т.И. Как помочь ученику стать успешным. Методическое пособие «Подарите ребенку успех». КГБОУ ДПО ХКИРО, 2015 – 29 с.

3. Фисенко Т.И. Способы формирования понятийного аппарата школьников как ключевого компонента познавательной деятельности: Учебно-методическое пособие для учителя  для учителя / Автор - сост. Фисенко Т.И./ – Хабаровск: ХК ИРО, 2016. – 60 с.

4. Видеоурок учителя МОУ гимназии 45 Комсомольск-на-Амуре.

5. Презентация «Технология критического мышления»

6. Игра защита идей

7. Статья «Технология логико-смыслового моделирования»

8. Конспект урока

 

Смысловые блоки Содержание деятельности Рекомендации к проведению занятия
3.3.1 Понятие главного. Приемы выделения главного 1. Понятие главного Вопрос: что такое главное? Что такое второстепенное? Задание 1: Подберите синонимы к слову, выскажите по поводу выбранного синонима суждение, нарисуйте мысленный образ, изобразите в графической модели. Синонимык слову «главное»: альфа и омега, база, базис, концептуал, костяк, краеугольный камень, опора, основа, основа основ, основание, основное, первое слово, первооснова, первоэлемент, сердцевина, содержание, соль, становая жила, становой хребет, стержень, суть, существо, сущность, три кита, фундамент, центр, центр тяжести, ядро,  Синонимы  к слову «второстеренный»: бездельный, вторичный, второй, второклассный, второразрядный, второсортный, выеденного яйца не стоит, гроша ломанного не стоит, грошовый, ерундовский, ерундовый, заурядный, из пальца высосан, мало значит, маловажный, малозначащий, мелкий, мелочный, не ахти, не ахти какой, не бог весть какой, не бог знает какой, не заслуживающий внимания, не заслуживающий интереса, не имеющий значения, не имеющий существенного значения, не стоящий внимания, незначительный, неосновной, непервоочередной, непервостепенный, несерьезный, нестоящий, несущественный, ничтожный, плевка не стоит, плевый, побочный, подчиненный, посредственный, пустой, пустяковый, служебный, смехотворный, средний, так себе, третьестепенный, чепуховый. 2. Знакомство с  правилом-ориентиром «Учись выделять главное»: 1. Внимательно прочитай текст. 2. Определи предмет мысли (о чем (или о ком) говорится в этом тексте). 3. Что говорится об этом? 4. Раздели текст на законченные части. 5. Какие слова являются самыми важными в каждой части? Назовем их ключевыми. Без каких слов можно обойтись? Назовем их второстепенными. 6. С помощью ключевых слов сформулируй главные мысли. Составь план или придумай заголовки. Можно это сделать в виде рисунков, знаков. Главные мысли повтори вслух». Задание 2 на применение правила: Прочитайте внимательно текст в рабочей тетради о понятии (стр. 24). Пользуясь правилом-ориентиром, найдите главное в этом тексте (в этом тексте два главных положения). Что можно отнести к второстепенным сведениям? 3. Приемы выделения главного Методика «Корзина идей»: Предполагаемый результат: - Заголовки к тексту, эпиграфы. Например, какие можно еще составить заголовки к нашему тексту? Подобрать эпиграф? - Планы, пословицы, тезисы, опорные конспекты, составление плана, дополнение готового плана, выписывание цитат.   - Схемы, кластер, модели, формулы, опорные конспекты, разного рода таблицы (сравнительные, логические, обобщающие и пр.). - Если к каждому пункту плана добавить по 1-2 предложения, получите тезисы. Если обозначите какими-то знаками, рисунками, схемами, получите опорный конспект. Задание 3: Приведите примеры использования этих приемов в процессе освоения содержания различных учебных предметов.   Задание 4: Прочитайте в рабочей тетради текст «Условия, обеспечивающие освоение научного понятия» и составьте к нему средство представления информации в сжатом виде, с выделением главных идей текста. Способ представления выберите по своему усмотрению (схем, модель, выписка ключевых слов, кластер, таблица, рисунок, опорный конспект и пр.)  и т.д.). Воспользуйтесь пособиями «Прорывные технологии» и «Способы формирования понятийного аппарата школьников в процессе изучения предметных тем» в кейсе 3. В результате педагогами должны быть выделены все условия эффективной работы над понятием. Рефлексия: -Что я понял о значении умения выделять главное для жизнедеятельности человека? Актуализация предшествующих знаний и опыта. Главное — ср. то, что является наиболее важным, значимым. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 г.) При обсуждении вывести педагогов на то, что в учебном материале также есть главное и второстепенное, и понимание учащимися учебного материала невозможно без выделения в нем главного. Выход на запрос: как отличит главное от второстепенное (приемы, техники, инструменты)   В тексте содержаться следующие главные суждения; 1. Логическое определение понятий через род и видовое отличие является обязательным условием любого научного рассуждения. 2.Если определение понятия недоступно для учащихся определённого возраста, его можно вводить через описание данного понятия, т.е. через перечисление существенных видовых признаков. Педагоги на стикерах описывают приемы и складывают в «корзину». Модераторы классифицируют, озвучивают, предлагают защитить те или иные приемы. Затем предлагает ознакомиться с пособием «Обучаем смысловому чтению» и «Прорывные технологии» и дополнить «Корзину» Вариант задания. Раздать каждому или в пары свой текст, для того, чтобы педагоги могли передать информацию друг другу. В этом случае у педагогов усилится мотивация создания средства и они обогатятся новыми знаниями по теме. Педагоги выразят осознание значимости развития умения выделять главное.
3.2.2. Приемы и техники работы с понятием как основой знания Вопросы, организующие работу в рамках темы: - В чём сущность понятия? - Какова "единица" анализа понятия? - Какова структура понятия?  - Что является содержанием понятия?  - Каковы этапы формирования системы понятий у школьников? - Каковы средства формирования понятий? Задание 1: Изучите материал и зафиксируйте главное в своем понимании с помощью текста, схемы, кластера, сформулируйте свой вывод. Материал для изучения: Понятие – логически оформленная мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Понятие - представление, сведения о чем-нибудь. Понятие – логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь. Понятие – символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств. Понятия, – логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимосвязанных признаков. Обсуждение с педагогами плана работы в соответствии с логикой построения понятий: 1 Шаг – обобщение понятия (определение родового понятия) 2 Шаг – ограничение понятия (выделение видового признака понятия) 3 Шаг – построение определение понятия 4 Шаг– установление связей между понятиями 1 Шаг – обобщение понятия (определение родового понятия) Вопрос: Что такое обобщение понятия, общее понятие? (В ходе обсуждения выясняется сущность обобщения, общего понятия). На основе исследования примера сделайте вывод: Пример: Общее                                Частное Яблоко                          Красное яблоко Цветок                          Ромашка Метод                        проблемный метод Результат                  прогнозируемый результат Вывод: Обобщить понятие – значит подобрать к нему более общее понятие (родовое) Задание 2: Определить род понятия, общее понятие, которое объединяет несколько однородных понятий в один класс.
Понятие Родовое понятие
} Стол -  
} Уголь -  
} Термометр -  
} Квадрат  
} Система –  
} Дождь -  
} Куб –  
} Цель –  
} Существительное –  

 

Вопрос: Что значит ограничить понятие?

Вывод: Ограничить понятие – значит подобрать к нему частное, более узкое.

2 Шаг – ограничение понятия (выделение видового признака понятия)

Задание 3: Ограничьте понятие, подобрав к нему более частное:

Ученик -

мебель -

Четырехугольник –

Пылесос –

Задание 4:

Расположите следующие понятия в логической последовательности от общего к частному:

Термометр, прибор, измерительный прибор.

Явления природы, тепловые явления, физические явления.

Вещество, железо, металл.

Знаки, точка, знаки препинания.

Звезды, Солнце, желтые звезды.

Фигура, треугольник, геометрическая фигура.

Растение, цветковое растение, роза.

Атмосферное явление, ветер, бриз.

Клубника, растение, ягода.

- Рефлексия:   Что я понял(а) о понятии? Представьте в рисунке или схеме ваше понимание общего и частного в понятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.029 с.)