Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кому адресован этот задачник?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отвечая на вопросы, заданные в заголовке, рассмотрим три задачи.
Что-то явно объединяет эти задачи. Но что? Эти задачи давались разным людям: школьникам, учителям, студентам, научным работникам. Выяснились удивительные вещи: около 9О% просто боятся браться за подобные задачи. Почему? А ведь действительно, на какой они предмет биологию, физику или логику?.. Не понятно. Эти задачи необычные, творческие. И решать такие задачи, тренировать свое мышление в конце ХХ века просто необходимо. Наш век это век стремительно нарастающего количества проблем. Умеют ли их решать люди? Судите сами. В таблице мы приводим возможные сильные, творческие решения и слабые, полученные нами в ходе эксперимента. Причем заметьте, мы почти не разделяем слабые ответы на "детские" и "взрослые" как оказалось, при решении такого класса задач все равны и важны не "домашние заготовки" эрудиции, а умение мыслить. Решения Задачи А
Решения Задачи В
Решения Задачи С
Можно ли игнорировать подобные задачи? Можно, при поверхностном обучении. При качественном вряд ли, ибо после подобного обучения, как показывает наш опыт, ученик воспринимает житейские и профессиональные проблемы, не как непреодолимые барьеры, а как задачи, которые надо решать... В этом сборнике творческие задач лишь средство, а не самоцель. И не столь важно, что решить безошибочно все 100 % задач практически невозможно. Важно другое не бояться решать подобные задачи, не считать полученное решение единственно верным и уметь оценивать свои идеи. Большинство этих задач доступны и школьникам и студентам, вполне годятся для тренингов взрослых специалистов ведь в творчестве, как мы убедились, важно именно мышление, а не груз накопленных знаний... Поэтому желаем читателям этого сборника здоровья, успехов и красивых решений! Зам. генерального директора Системы "ТРИЗ ШАНС" И. Л. Викентьев. Контакт: 190031, г.Санкт-Петербург, а.я. 406, дирекция Системы "ТРИЗ-ШАНС". Предисловие Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ предназначен для учителей биологии, природоведения и экологии, а также руководителей биологических кружков и школьников. Его цель помощь преподавателям в обучении детей решению творческих задач. Чем отличается данный задачник от подобных ему? 1. В задачнике даны теоретические главы по технике решения творческих задач. Показаны способы и приемы решения задач. 2. В задачнике дана классификации задач. (см. Табл. 7) Это позволяет Педагогу делать подборки задач по нужным темам. 3. Также предусмотрена возможность формулирования многих задач в двух и более вариантах. 4. Приведены подсказки, а точнее система подсказок. Введение нескольких подсказок позволяет одновременно использовать различные модели и приемы при решении творческих задач. 5. В ответах к задачам часто приводится несколько решений. Каждую задачу можно и нужно! решать множеством способов, а не одним-единственным "правильным". 6. Работа над выпуском задачников по биологии, экологии... будет продолжена и мы приглашаем читателей принять участие в наших дальнейших проектах. В качестве методический базы, необходимой при решении творческих задач, в сборнике используется Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В частности, в сборнике даны главы, конспективно показывающие, как применять основные модели и понятия ТРИЗ при решении задач. Это: 1. Глава 2 "Основные понятия ТРИЗ". 2. Глава 3 "Каналы восприятия и способы воздействия на биологические объекты". 3. Глава 4 "Классификация задач. Приемы разрешения противоречий." Для лучшего понимания, все правила по решению задач сведены в таблицы, каждое правило или прием поясняются примерами, а также в текстах задач даны подсказки и специальными символами выделены ответы. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ это коллективный проект системы профессиональных разработчиков, консультантов и преподавателей "ТРИЗ ШАНС". В ходе работы участниками проекта учителями, специалистами по ТРИЗ собирался материал: примеры, задачи. За год было прислано более 200 задач, многие из которых вошли в этот сборник задач, остальные задачи и примеры войдут в следущие выпуски. Авторство на задачи и примеры в сборнике указано ссылкой на автора. Автор-составитель выражает признательность всем принявшим участие в проекте и благодарит за присланные задачи, примеры и материалы, отзывы на Биозадачник, ценные советы и критику: В.Г. Березину (г. Челябинск), И.Л.Викентьева (г. Санкт-Петербург), А.А.Гина и С.И. Гин (г. Гомель), В.В. Ильинского (г. Москва), И.К.Кайкова (г. Санкт-Петербург), Т.В. Клеймихину (г. Рига), Ю.С. Мурашковского (г. Елгава), А.А. Нестеренко (г. Петрозаводск), В.Г. Сибирякова (г. Новосибирск), А.Б. Сокола (г. Рига), Д.Н. Трифонова (г. Москва), В.А. Бухвалова (г. Рига), Т.М. Гафитулина (г. Жуковский), С.К. Голикова, Е.А. Груздеву (Петрозаводск), Т.В. Евчук (г. Нерчинск), В.И. Ефимова (г.Обнинск), К.А. Лебедева (г. Санкт-Петербург), Е. Лупандину (г. Ростов-на-Дону), Н.Ю. Мурашковского (г. Елгава), В.А. Михайлова (Г. Чебоксары), С. Модестова (г. Санкт-Петербург), А.С. Молчанова (г. Чебоксары), Петрунину Т.П. (г. Пенза), Н.В. Рубину (г. Петрозаводск), А.М. Нестеренко (г. Петрозаводск), А.В. Новожилова (г. Петрозаводск), В.Н. Остапенко (г. Феодосия), И.Н. Самаль (г. Псков), Е.А. Турушева (г. Гомель), К. Усявичуса (г.Вильнюс), Н.Н. Хоменко (г. Минск), Е.М. Черниховича (г. Гомель), В.И. Штогрина и надеется, что совместная работа над следующими версиями Биозадачника продолжится. Составитель выражает особую благодарность И.Л. Викентьеву, помогавшему в формировании теоретической части Задачника и редактировании рукописи. Составитель будет признателен за новые примеры, задачи, решения и разборы уроков, а также за высказанные замечания и предложения по Биозадачнику. Авторство на присланные материалы гарантируется. Материалы присылайте по следующему адресу: tim@trizland.ru Табл. 1.
Табл. 2.
Табл. 3.
Глава 1. Рекомендации по использованию сборника Задачник не заменяет учебник по биологии но его можно использовать на уроках и на факультативных занятиях. Рекомендации: 1. При преподавании биологии и экологии можно использовать сборник задач с разными целями. Например, с такими:
2. Многие задачи можно формулировать по-разному в виде исследовательской или изобретательской задачи (см. главу 4). Возьмем, к примеру: Задачу № 83
Составим текст исследовательской задачи: "Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых видов пауков. Вроде бы чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее хозяина чаще будут попадаться насекомые. Но на некоторых паутинах есть странные утолщения, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку понадобилось это художество?" Рассмотрим еще одну задачу
Исходя из потребностей на уроках аналогично можно формулировать в виде исследовательских и изобретательских большинство задач из настоящего задачника. 3.Как решать задачи, представленные в сборнике? Приведем небольшой алгоритм, помогающий решать творческие задачи: 3.1. Выявите тип задачи (см. главу 4). Формулировки моделей ТРИЗ даны в подсказках к задачам. В подсказках указано:
Примечание 1 Формулировать Противоречия, ИКР можно и в нескольких вариантах это позволяет найти несколько решений. В некоторых задачах даны не все подсказки. Например, иногда в задачах не описано противоречие его описание есть в условии задачи. 3.3. Поиск решения. (см. главы 2-3). Примечание 2 В текстах задач дан контрольный ответ. Это не отрицает того, что других решений нет, наборот, решений может быть несколько. Примечание 3 При решении задачи желательно использовать несколько приемов решения задач.(см. главу 4) Например:
3.4. Анализ найденных решений. Примечание 4 Найденные решения желательно рассмотреть с позиций идеальности: т.е., оценивая ответы, задавать вопросы: типа: "Насколько сложно и дорого осуществить решение?", "Что плохого в предлагаемом решении?", "Какие нежелательные эффекты возникнут при осуществлении полученного решения?"... Глава 2. Основные понятия ТРИЗ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.255.175 (0.008 с.) |