Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава III . Политические взгляды Александра III
Александр III, вступив на престол после смерти своего отца, уже четко позиционировал себя приверженцем самодержавия. Именно слепая вера в необходимость сохранения самодержавия пронизывала всю политику Александра III, иногда проявляющаяся в натуре императора в поразительной форме. «Власть воспринималась им как собственность, а люди, разговаривающие о народовластии, – как воры, покушающиеся на его нательную рубаху»[49]. Неслучайно с его именем связан длительный период политической реакции, долгие годы определявшей внутриполитический курс российского самодержавия, начало которому был положено манифестом 29 апреля 1881 г. Необходимо отметить, что выбор не в пользу «реформ в европейском смысле из Петербурга» объяснялся «не только сложившимся типом мышления, приверженностью историческим традициям, но и тем фактом, что смерть отца показала, что бывает с тем, кто попытается изменить сложившийся веками порядок»[50]. Обусловлено это было и тем, что не оказалось сил, ненавидящих самодержавие и жаждущих перемен. Народническая демократия не объединилась с либеральной интеллигенцией, хотя бы вокруг лозунга гражданских свобод. Либералы и демократы были раздроблены на группировки, действовавшие вразброд. «…Либеральное общество, – писал В. И. Ленин, – оказалось настолько политически не развитым, что оно ограничилось и после убийства Александра II одними ходатайствами»[51]. Все зачатки введения конституционного правления еще в период правления Александра II и развитие их в форме либерального проекта М. Т. Лорис-Меликова не могли иметь продолжения, несмотря на просьбу отца Александра III продолжить дело, начатое им. Только фраза Александра III в записке брату Владимиру, что «он никогда не допустит ограничения самодержавной власти»[52] показывает твердость в направленности политики императора. Этим объясняется и падение значения Государственного совета. Назначение его членов пожизненно обуславливали их некоторую самостоятельность, в силу чего Александр III недолюбливал законосовещательный орган, поэтому «одобрение или неодобрение законопроекта большинством Государственного совета не имело значения»[53]. В связи с этим на первый план в качестве законосовещательного органа выходит Комитет Министров.
Политический смысл Александр III вкладывал в религию, христианскую веру как одно из самых важных средств укрепления самодержавия, Придерживаясь идеи царя как помазанника Божьего и преемника кесарей, император, в первую очередь, видел в церкви часть государственного аппарата, которая сможет укрепить его власть. Ведь не зря «в основу политики Александра III заложен божественный промысел»[54], который, однако, нередко император подчинял политическим требованиям, совсем не руководствуясь в политике христианской моралью как предписано истинному христианину, коим себя провозглашал император. Верным религии человеком нельзя назвать Александра III, исходя из его неприязни к другим инакомыслящим, которая отчасти формировалась под влиянием жены императора. Ненависть к Германии со стороны Марии Федоровны и стремление навязать ее императору привела к тому, что Александр III стал явным германофилом, с чем связан решительный поворот России в союзнических отношениях. Неприязнь к «нехристианам» объяснялась и примитивностью взглядов императора по отношению к евреям. Император считал, что если «евреи богом проклятый народ», то и вести себя в отношении евреев надо соответствующе, что обусловило его антисемитские наклонности, которые и проявляются в национальной политике императора. Именно шовинизм находил яркое выражение в 80-х гг., который «сопровождался гонениями на национальную культуру, национальными ограничениями и преследованиями, а также насильственной русификацией инаковерующих»[55]. Поэтому «национализм при Александре III становился одним из ведущих принципов политики самодержавия», а «распространение административным путем православной веры и русского языка, борьба со всем, что угрожало самодержавной форме правления – практическими задачами царствования Александра III»[56]. Вошедшее в историю прозвище Александр III как «царя-миротворца» обуславливает довольно необычный взгляд императора на проведение внешней политики страны – «без войн, без жертв и крови». Русско-турецкая война 1877–1878 гг., где еще юный цесаревич был командующим Рущукским отрядом, показавшая смерть близких, реальную картину войны, неразбериху, корысть интендантов Александру III, сформировало у него чувство отвращения к войнам, которое во многом определило миротворческую внешнюю политику Александра III». Будучи наделенным природными неагрессивными свойствами своей натуры, Александр старался всегда действовать осторожно и взвешенно, не давая втянуть Россию в какой-либо конфликт. Именно во внешней политике склонность Александра Александровича к консерватизму, нелюбовь к переменам и тяга к стабильности сыграли положительную роль. Александр III не только избегал рискованных военных ситуаций (например, конфликт с Англией, усиление позиций Австрии на Балканах, стремление правителя Болгарии освободиться от влияния России), но он сумел и повлиять на общую обстановку в Европе, способствуя смягчению напряженности в отношениях Германии и Франции, и одновременному сближению России с Францией после отказа вступить в Тройственный союз. Титул «миротворца» Александр III действительно заслужил, но, с другой стороны, назвать его таковым, имея в виду его государственную деятельность, многое мешает. «Всех, кто покушался на ограничение его власти, он считал врагами и объявлял им войну, в которой был беспощаден. На своей земле, которую оберегал от внешних войн, он не был миротворцем, и в подготовку той братоубийственной бойни, что развернулось при его сыне, Александр III внес свою лепту»[57].
Наверное, одной из главных в политическом отношении характеристик Александра III является позиционирование его как человека консервативных убеждений, зачатки которых были заложены еще в детстве императора К. П. Победоносцевым, где основой их отношений стали «консервативные симпатии обоих, растущая неприязнь к преобразованиям, проводимых Александром II»[58]. В это же время у наследника формируются политические воззрения, не совпадающие со взглядами его отца. Так, «если Александр II пытался проводить компромиссную линию в Финляндии и Прибалтике, то наследник престола был сторонником жестких мер. Если для императора мнение Европы было важно, то цесаревич их игнорировал…»[59]. Проведение судебной реформы императором сопровождается стремлением его сына пересмотреть ее. Иными словами, уже в это время наблюдается приверженность Александра III к возвращению России в русло консерватизма, проведение контрреформ. Таким образом, консервативные взгляды и убеждения Александра III, сформированные под влиянием многих факторов и окружавших лиц императора, имели своей основой сохранение незыблемости самодержавия, поэтому видение церкви в качестве части государственного аппарата, проведение политики против инакомыслящих, национализм позиционируются в качестве подтверждении данного факта, который может оцениваться по-разному. Это находит яркое противопоставление с внешней «миротворческой» политикой Александра III.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.83.223 (0.005 с.) |