По проведению практических занятий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По проведению практических занятий



 

Для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей

Стаханов 2020 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

СТАХАНОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По проведению практических занятий

 

Для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей

 

 

  Утверждено Научно-методическим Советом Луганского госудаоственного университета им. В.Даля Протокол №... от «__»_______20 г.  

Стаханов 2020 г.

УДК 4Р (075)

Русский язык и культура речи. Методические указания по проведению практических занятий. Для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей /Л.Е. Карпова. – Стаханов: СИПИ ЛГУ, 2020. – 40 стр.

 

Учебно-методическое издание содержит темы практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи». В нем также приведены блок практических заданий и рекомендованная литература по данному курсу.

Методические указания предназначены для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей.

 

Ответственный за выпуск В.И. Сафонов

 

 

Рецензент: Т.А. Кашпур, доцент, кандидат педагогических наук.

 

 

  © Карпова Л.Е., 2020 © СИПИ ЛГУ, 2020  

 

Темы практических занятий

 

Практическое занятие № 1.

Лексикология русского языка.

1. Лексическое значение слова:

а) прямое и переносное;

б) однозначные и многозначные слова.

2. Лексика по происхождению:

а) исконно русская лексика и её виды;

б) заимствованная лексика.

 

Практическое занятие № 2.

Лексикология русского языка.

1. Лексические категории:

а) синонимы;

б) антонимы;

в) омонимы;

г) паронимы.

2. Новые и устаревшие слова.

 

Практические занятия № 3-4.

Лексикология русского языка.

1. Лексика с точки зрения ее применения и стилистической окраски:

а) нейтральная и книжная лексика;

б) разговорная лексика (жаргон, арго, диалектная, профессиональная);

в) терминологическая лексика;

г) художественная образная лексика.

2. Основные виды лексических ошибок.

 

Практическое занятие № 5.

Фразеология русского языка.

1. Фразеологизм, его основные признаки и виды.

2. Основные признаки фразеологизма.

3. Значение фразеологизма.

4. Источники русской фразеологии.

Практические занятия № 6-7.

Фонетика русского языка.

1. Фонетика как система. Звук и буква.

2. Фонетическая транскрипция.

3. Классификация звуков речи.

4. Характеристика гласных звуков.

5. Классификация согласных звуков.

6. Слог и слогоделение.

7. Фонетический анализ слова.

Практические занятия № 8-9-10.

Морфемика и словообразование русского языка.

1. Морфемика. Морфемный состав слова.

2. Основа слова.

3. Морфологические способы образования слов.

4. Неморфологические способы словообразования.

5. Правописание морфем.

 

Практические занятия № 11-12.

Орфография русского языка.

1. Графика русского языка. Алфавит.

2. Принципы русской орфографии.

3. Правописание гласных.

4. Правописание согласных в различных частях слова.

Практические занятия № 13-14.

Орфография русского языка.

1. Употребление мягкого и твердого знаков.

2. Правописание сложных слов и аббревиатур.

3. Правописание иноязычных слов.

Практические занятия № 15-16.

Орфография русского языка.

1. Употребление прописных букв.

2. Правописание и склонение имен собственных.

3. Правила переноса слов.

 

 

Блок практических заданий

Лексикология

Задание 1.

С данными словами составьте словосочетания в прямом и переносном значениях.

1. Крепкий, мягкий, сухой, брать, строить.

2. Светлый, железный, чистый, красный, холодный.

Задание 2.

Выпишите выделенные слова в две колонки: однознач­ные слова, многозначные слова. C последними придумайте словосочетания, показывая различные оттенки значения этих слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.

Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тя­гу»... Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое тяга . Слушайте же, господа.

За четверть часа до захождения солнца , весной вы входи­те в рощу , с ружьем , без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки , оглядываетесь, осматриваете пис­тон , перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло . Солнце село , но в лесу еще светло; воздухчист и прозрачен; птицы болтливо лепечут ; молодая траваблеститвеселым блеском изумруда... Вы ждете. Внутренность леса постепен­но темнеет; алыйсвет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых , веток к неподвиж­ным, засыпающим верхушкам ... Вот и самые верхушки по­тускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают... Еще раз прозвенел над ва­ми звонкий голос пеночки ; где-то печально прокричала ивол­га , соловей щелкнул в первый раз. Сердце ваше томится ожиданьем, и вдруг — но одни охотники поймут меня, — вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл , — и вальдшнеп , красиво наклонив свой длинный нос, плавно вы­летает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу    (И. Тургенев).

Задание 3.

Установите соответствие между заимствованными словами и их значением

  1. Стабилизация
А. Притворство
  1. Симуляция
Б. Удовлетворение
  1. Апелляция
В. Воспроизведение
  1. Сатисфакция
Г. Обращение
  1. Репродукция
Д. Упрочение

 

Задание 4.

К словам первой группы подберите эквиваленты из второй группы.

       А) Абстрактный, адекватный, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, матовый, орфография, позитивный, полемика, резолюция, сувенир, токсичный, фамильярный, фиаско, эмоции, юриспруденция.

       Б) Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, неудача, одобрять, огромный, отвлеченный, памятный, подарок, положительный, постановление, правоведение, правописание, словарь, смешной, спор, тождественный, тусклый, чувства, ядовитый.

Задание 5.

       Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

       Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета;

       чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.

Задание 6.

       Определите, в чём заключается отличие синонимов.

       Идти – плестись, милый – обаятельный, уста – губы, превосходно – великолепно, глаза – зенки, фатальный – роковой, обманывать – брехать, повар – кок, грустный –подавленный, зелёный – салатовый, быстро – стремительно, кушать – жрать, фиолетовый – лиловый, печаль – тоска, голубой – лазурный, скачет – несётся, точный – пунктуальный, использовать – применить, вердикт – приговор, побывать – посетить, говорить – болтать, хитро – лукаво, молчать – безмолвствовать, кричать – орать, твёрдый – плотный, гладко – ровно, фортуна – удача, упрямиться – упорствовать.

 

Задание 7.

       Отметьте в тексте синонимы, называющие красный цвет, постройте синонимический ряд, называющий оттенки синего цвета и опишите небо.

Многоликий закат

       Безнадежно слеп тот, кто видит закат всего лишь в одном цвете. Он никогда не бывает только красным или алым. Цвет заката постоянно меняется. В какой-то миг он пунцовый, как щеки смутившейся девушки, или рдяный, цвета кленовых листьев в конце октября. Несколько минут – и он становится кровавым, как бремя грехов человеческих. Время идет, меняется калейдоскоп цветов: вот закат кумачовый, как флаги, карминный, как губы горничных на старинных праздниках, рубиновый и гранатовый, как драгоценности знатных дам. И хотя любая красота не вечна, хотя закат уже червонный, а затем шарлаховый, он умирает с тем, чтобы завтра родиться вновь.

Задание 8.

       Подберите антонимы к отдельным значениям многозначных слов.

       Простой (элементарный), простой (безыскусственный), простой (простодушный), простой (незнатный).

       Свежий (неиспорченный), свежий (сырой), свежий (прохладный), свежий (чистый), свежий (оригинальный), свежий (недавно появившийся, возникший).

       Тупой (неострый), тупой (невыразительный), тупой (глупый), тупой (саднящий).

       Яркий (сильно светящий), яркий (контрастно выделяющийся), яркий (выдающийся).

       Резкий(сильный), резкий (контрастный).

Задание 9.

       Подберите подходящие по смыслу антонимы:

       Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.

Задание 10.

Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами:

Оплатить — заплатить,

Предоставить — представить,

Одеть — надеть,

Опасный — опасливый,

Технический — техничный.

Задание 11.

Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый – масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

Задание 12.

Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним словосочетание:

нетерпимый – основание – факт – бережный – методичный – статичный – одеть – усвоить – представить – проблемный – доходный – болотный – искусно – заглавный – романтичный – дипломат – цветной – каменистый – удачливый – иронический – злой –

Образец выполнения:



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.015 с.)