Командированный – командировочный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Командированный – командировочный.



Командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист).

Командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы)

Задание 13.

       Объясните различия в значении следующих паронимов.

       Абонемент – абонент, восприятие – восприимчивость, дельный – деловой, демонстративный – демонстрационный, единичный – единый, лирический – лиричный, обосновать – основать, факт – фактор, логический – логичный.

Задание 14.

Отметьте вариант, соответствующий литературной норме:

1) а) реалистическая б) реалистичная (живопись)

2) а) лиричное б) лирическое (настроение)

3) а) скрытое б) скрытное (намерение)

4) а) скрытые б) скрытные (резервы)

5) а) обидчивый б) обидный (характер)

6) а) обидные б) обидчивые (слова)

7) а) сытый б) сытный (ужин)

8) а) дипломатичное б) дипломатическое (поведение)

9) а) демократический б) демократичный (союз, блок)

10) а) бедное б) бедственное (положение)

Задание 15.

       Составьте словосочетания, подбирая к существительным подходящие определения из слов-паронимов.

       … молоко, … день, …назначение (целевой, цельный, целый);

       … завеса, … воздух, … цвет (дымный, дымовой, дымчатый);

       … привет, … улыбка, … работа (дружеский, дружный);

       … браслет, … бой, … дерево (гранатный, гранатовый);

       … принадлежности, … бумага, … работа (писчая, письменная);

       … собрание, … бои, … произведение (классовый, классический, классный);

       … гордость, … отношение (фамильный, фамильярный);

       … район, мальчонка (соседский, соседний);

       … вид, … метод (эффектный, эффективный).

Задание 16.

Определите типы устаревших лексических единиц.

Зипун, перси, жандарм, придворный, десница, кольчуга, чадо, камзол, очи, отведать, тернии, длань, лобзать, гувернёр, институтка, опричник, зело, рыбарь, глаголить, ловище, тиун, вельможа, продналог, надобно, златой.

Задание 17.

Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

  1. Ланиты
А. Грудь
  1. Чело
Б. Шея
  1. Выя
В. Живот
  1. Перси
Г. Лоб
  1. Чрево
Д. Щеки

Задание 18.

       Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом.

  1. Зодчий
А. Воин
  1. Бражник
Б. Колдун
  1. Витязь
В. Архитектор
  1. Волхв
Г. Рулевой
  1. Кормчий
Д. Пьяница

Задание 19.

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.

После войны надо было возводить разрушенное хозяйство.

Все дети страшно обрадовались.

Этому вопросу уделяли серьезное значение.

Большинство своего свободного времени он проводит на теннисном корте.

Необходимо умножать темпы заготовки кормов.

Большое внимание будет оказано благоустройству города.

Большая половина игры уже прошла.

Подавляющее число присутствующих разобрались в этой теме.

Задание 20.

Проанализируйте (объясните) причины недостаточной информативности предложений и отредактируйте их.

Сдается квартира с ребенком.

Восьмидесятилетняя слепая старушка ходит в сарай за дровами по проволоке.

В первый месяц жизни дети ходят гулять только на руках.

Женщине присудили пятьдесят процентов мужа.

Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Доставка груза производится вертолетом по бездорожью.

Задание 21.

Какие из приведенных ниже словосочетаний закрепились в языке и стали допустимыми, а какие воспринимаются как избыточные и не соответствуют языковой норме? (За справками обращайтесь к словарям иностранных слов и словарям трудностей русского языка.)

Образец выполнения:

Соответствуют языковой норме Не соответствуют языковой норме
1. … 1. …

Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии.

Задание 22.

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов:

Учитель принуждён был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 8. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.

Задание 23.

      Выделите диалектизмы в отрывках из «Поднятой це­лины» М. Шолохова.

      1. Умные люди ишо на фронте подсказали, больше­виком вернулся. 2. Надо было опосля обеда прийтить. 3. «Подсоблял» Лапшинову Никита Хопров: задаром пахал, волочил, совал молотилке лапшиновскую пшеницу, стоя зубарем (подавальщиком). 4. C база пошел в новых шароварах с лампасами, в сапогах с рыпом. 5. Я стал к агрономам прислухаться. 6. Федотка, чикиляя (прыгая) на одной ноге, про­кричал. 7. Буйно росли травы, понимались (паровались) птицы и звери.

Фразеология

Задание 24.

Сгруппируйте фразеологизмы в зависимости от степени их семантической слитности. По возможности подберите соответствующие эквиваленты из других языков.

Как по маслу, мамаево побоище, в добрый час, белый свет, бить в набат, без царя в голове, владеть пером, кануть в воду, азбучная истина, дать слово, долгая песня, загнать в тупик, к шапочному разбору, как зеницу ока, лезть на рожон, отложить в долгий ящик, от корки до корки, вернуться к разбитому корыту, ходить фертом, устроить тёмную, наводить тень, сбрасывать со счетов, как сыр в масле, выйти из строя, лыка не вяжет, довести до белого каления, сесть в калошу, тертый калач, днем с огнем, лясы точить, вывести на чистую воду, сматывать удочки, тянуть канитель, мыслю значит существую, держи язык за зубами, на короткой ноге, сломя голову, лебединая песня, брать в толк.

 

Задание 2 5.

Постройте синонимические ряды и данных фразеологизмов.

От корки до корки; оставаться на бобах; не лыком шит; ни кола, ни двора; гроша медного не стоит; поддать жару; тише воды ниже травы; держать ухо востро; ни рыба, ни мясо; во всю ивановскую; в рот воды набрать; от аз до ижицы; гол как сокол; грош цена, дрожать как осиновый лист, держать ушки на макушке, жить как собака; задать пару; скатертью дорожка; без сучка и задоринки; отрезанный ломоть; заморить червячка; знать толк; ни свет, ни заря; будто сквозь землю провалился; кануть в Лету; рожки да ножки; ни богу свечка, ни черту кочерга; чуть свет; подложить свинью; и след простыл; на все четыре стороны; как семечки щелкать; тертый калач; звонить во все колокола.

 

Задание 26.

Постройте антонимические пары из данных фразеологизмов.

Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды ниже травы; в рот воды набрать.

 

Задание 27.

Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.211 (0.01 с.)