ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

СТАХАНОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По проведению практических занятий

 

Для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей

Стаханов 2020 г.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

СТАХАНОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По проведению практических занятий

 

Для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей

 

 

  Утверждено Научно-методическим Советом Луганского госудаоственного университета им. В.Даля Протокол №... от «__»_______20 г.  

Стаханов 2020 г.

УДК 4Р (075)

Русский язык и культура речи. Методические указания по проведению практических занятий. Для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей /Л.Е. Карпова. – Стаханов: СИПИ ЛГУ, 2020. – 40 стр.

 

Учебно-методическое издание содержит темы практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи». В нем также приведены блок практических заданий и рекомендованная литература по данному курсу.

Методические указания предназначены для студентов 1 курса дневной формы обучения всех специальностей.

 

Ответственный за выпуск В.И. Сафонов

 

 

Рецензент: Т.А. Кашпур, доцент, кандидат педагогических наук.

 

 

  © Карпова Л.Е., 2020 © СИПИ ЛГУ, 2020  

 

Темы практических занятий

 

Практическое занятие № 1.

Лексикология русского языка.

1. Лексическое значение слова:

а) прямое и переносное;

б) однозначные и многозначные слова.

2. Лексика по происхождению:

а) исконно русская лексика и её виды;

б) заимствованная лексика.

 

Практическое занятие № 2.

Лексикология русского языка.

1. Лексические категории:

а) синонимы;

б) антонимы;

в) омонимы;

г) паронимы.

2. Новые и устаревшие слова.

 

Практические занятия № 3-4.

Лексикология русского языка.

1. Лексика с точки зрения ее применения и стилистической окраски:

а) нейтральная и книжная лексика;

б) разговорная лексика (жаргон, арго, диалектная, профессиональная);

в) терминологическая лексика;

г) художественная образная лексика.

2. Основные виды лексических ошибок.

 

Практическое занятие № 5.

Фразеология русского языка.

1. Фразеологизм, его основные признаки и виды.

2. Основные признаки фразеологизма.

3. Значение фразеологизма.

4. Источники русской фразеологии.

Практические занятия № 6-7.

Фонетика русского языка.

1. Фонетика как система. Звук и буква.

2. Фонетическая транскрипция.

3. Классификация звуков речи.

4. Характеристика гласных звуков.

5. Классификация согласных звуков.

6. Слог и слогоделение.

7. Фонетический анализ слова.

Практические занятия № 8-9-10.

Морфемика и словообразование русского языка.

1. Морфемика. Морфемный состав слова.

2. Основа слова.

3. Морфологические способы образования слов.

4. Неморфологические способы словообразования.

5. Правописание морфем.

 

Практические занятия № 11-12.

Орфография русского языка.

1. Графика русского языка. Алфавит.

2. Принципы русской орфографии.

3. Правописание гласных.

4. Правописание согласных в различных частях слова.

Практические занятия № 13-14.

Орфография русского языка.

1. Употребление мягкого и твердого знаков.

2. Правописание сложных слов и аббревиатур.

3. Правописание иноязычных слов.

Практические занятия № 15-16.

Орфография русского языка.

1. Употребление прописных букв.

2. Правописание и склонение имен собственных.

3. Правила переноса слов.

 

 

Блок практических заданий

Лексикология

Задание 1.

С данными словами составьте словосочетания в прямом и переносном значениях.

1. Крепкий, мягкий, сухой, брать, строить.

2. Светлый, железный, чистый, красный, холодный.

Задание 2.

Выпишите выделенные слова в две колонки: однознач­ные слова, многозначные слова. C последними придумайте словосочетания, показывая различные оттенки значения этих слов. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.

Вечером мы с охотником Ермолаем отправились на «тя­гу»... Но, может быть, не все мои читатели знают, что такое тяга . Слушайте же, господа.

За четверть часа до захождения солнца , весной вы входи­те в рощу , с ружьем , без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки , оглядываетесь, осматриваете пис­тон , перемигиваетесь с товарищем. Четверть часа прошло . Солнце село , но в лесу еще светло; воздухчист и прозрачен; птицы болтливо лепечут ; молодая траваблеститвеселым блеском изумруда... Вы ждете. Внутренность леса постепен­но темнеет; алыйсвет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше, переходит от нижних, почти еще голых , веток к неподвиж­ным, засыпающим верхушкам ... Вот и самые верхушки по­тускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; влетевший ветер около вас замирает. Птицы засыпают... Еще раз прозвенел над ва­ми звонкий голос пеночки ; где-то печально прокричала ивол­га , соловей щелкнул в первый раз. Сердце ваше томится ожиданьем, и вдруг — но одни охотники поймут меня, — вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл , — и вальдшнеп , красиво наклонив свой длинный нос, плавно вы­летает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу    (И. Тургенев).

Задание 3.

Установите соответствие между заимствованными словами и их значением

  1. Стабилизация
А. Притворство
  1. Симуляция
Б. Удовлетворение
  1. Апелляция
В. Воспроизведение
  1. Сатисфакция
Г. Обращение
  1. Репродукция
Д. Упрочение

 

Задание 4.

К словам первой группы подберите эквиваленты из второй группы.

       А) Абстрактный, адекватный, инертность, колоссальный, комичный, лексикон, маг, матовый, орфография, позитивный, полемика, резолюция, сувенир, токсичный, фамильярный, фиаско, эмоции, юриспруденция.

       Б) Бездеятельность, бесцеремонный, волшебник, неудача, одобрять, огромный, отвлеченный, памятный, подарок, положительный, постановление, правоведение, правописание, словарь, смешной, спор, тождественный, тусклый, чувства, ядовитый.

Задание 5.

       Запишите синонимы к прилагательным в словосочетаниях:

       Свежий ветер, свежий воздух, свежий хлеб, свежие новости, свежее решение, свежая газета;

       чистые намерения, чистый спирт, чистое белье, чистое небо, чистое стекло.

Задание 6.

       Определите, в чём заключается отличие синонимов.

       Идти – плестись, милый – обаятельный, уста – губы, превосходно – великолепно, глаза – зенки, фатальный – роковой, обманывать – брехать, повар – кок, грустный –подавленный, зелёный – салатовый, быстро – стремительно, кушать – жрать, фиолетовый – лиловый, печаль – тоска, голубой – лазурный, скачет – несётся, точный – пунктуальный, использовать – применить, вердикт – приговор, побывать – посетить, говорить – болтать, хитро – лукаво, молчать – безмолвствовать, кричать – орать, твёрдый – плотный, гладко – ровно, фортуна – удача, упрямиться – упорствовать.

 

Задание 7.

       Отметьте в тексте синонимы, называющие красный цвет, постройте синонимический ряд, называющий оттенки синего цвета и опишите небо.

Многоликий закат

       Безнадежно слеп тот, кто видит закат всего лишь в одном цвете. Он никогда не бывает только красным или алым. Цвет заката постоянно меняется. В какой-то миг он пунцовый, как щеки смутившейся девушки, или рдяный, цвета кленовых листьев в конце октября. Несколько минут – и он становится кровавым, как бремя грехов человеческих. Время идет, меняется калейдоскоп цветов: вот закат кумачовый, как флаги, карминный, как губы горничных на старинных праздниках, рубиновый и гранатовый, как драгоценности знатных дам. И хотя любая красота не вечна, хотя закат уже червонный, а затем шарлаховый, он умирает с тем, чтобы завтра родиться вновь.

Задание 8.

       Подберите антонимы к отдельным значениям многозначных слов.

       Простой (элементарный), простой (безыскусственный), простой (простодушный), простой (незнатный).

       Свежий (неиспорченный), свежий (сырой), свежий (прохладный), свежий (чистый), свежий (оригинальный), свежий (недавно появившийся, возникший).

       Тупой (неострый), тупой (невыразительный), тупой (глупый), тупой (саднящий).

       Яркий (сильно светящий), яркий (контрастно выделяющийся), яркий (выдающийся).

       Резкий(сильный), резкий (контрастный).

Задание 9.

       Подберите подходящие по смыслу антонимы:

       Мягкий климат, мягкий хлеб, старая женщина, старая история, живые цветы, живой человек, интересное лицо, интересный фильм, тяжелый день, тяжелый чемодан.

Задание 10.

Составьте словосочетания с приведенными ниже паронимами:

Оплатить — заплатить,

Предоставить — представить,

Одеть — надеть,

Опасный — опасливый,

Технический — техничный.

Задание 11.

Объясните значения следующих слов.

Бережный – бережливый, боязливо – боязно, масленый – масляный, встать – стать, нетерпимый – нестерпимый, убежденно – убедительно, невежа - невежда, почтительный – почтенный, командированный – командировочный, горделивый – гордый, значимый – значительный, финал – финиш.

Задание 12.

Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова, составьте с ним словосочетание:

нетерпимый – основание – факт – бережный – методичный – статичный – одеть – усвоить – представить – проблемный – доходный – болотный – искусно – заглавный – романтичный – дипломат – цветной – каменистый – удачливый – иронический – злой –

Образец выполнения:

Зипун, перси, жандарм, придворный, десница, кольчуга, чадо, камзол, очи, отведать, тернии, длань, лобзать, гувернёр, институтка, опричник, зело, рыбарь, глаголить, ловище, тиун, вельможа, продналог, надобно, златой.

Задание 17.

Установите соответствие между архаизмом и его современным синонимом.

  1. Ланиты
А. Грудь
  1. Чело
Б. Шея
  1. Выя
В. Живот
  1. Перси
Г. Лоб
  1. Чрево
Д. Щеки

Задание 18.

       Установите соответствие между устаревшим словом и его современным синонимом.

  1. Зодчий
А. Воин
  1. Бражник
Б. Колдун
  1. Витязь
В. Архитектор
  1. Волхв
Г. Рулевой
  1. Кормчий
Д. Пьяница

Задание 19.

Определите ошибки в сочетаемости слов. Исправьте предложения.

Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

Информационное сообщение, вечерняя серенада, хронометраж времени, патриот своей родины, экспонаты выставки, народный фольклор, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, автобиография жизни, монументальный памятник, коллеги по профессии, габаритные размеры, ведущий лидер, внутренний интерьер, необычный феномен, реальная действительность, период времени, огромная махина, ответная контратака, прогрессировать вперед, странный парадокс, демобилизация из армии.

Задание 22.

Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов:

Учитель принуждён был еще раз объяснить новый материал. 2. Ученый стоял у источников ракетостроения. 3. Работая в системе профсоюзов, он занимал выборочные должности. 4. Артист завоевал признательность зрителей. 5. Искусство влияет на рост культурности человека. 6. Главное для писателя – душевный мир человека. 7. Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 8. Его исполнительный талант был высоко оценен критикой.

Задание 23.

      Выделите диалектизмы в отрывках из «Поднятой це­лины» М. Шолохова.

      1. Умные люди ишо на фронте подсказали, больше­виком вернулся. 2. Надо было опосля обеда прийтить. 3. «Подсоблял» Лапшинову Никита Хопров: задаром пахал, волочил, совал молотилке лапшиновскую пшеницу, стоя зубарем (подавальщиком). 4. C база пошел в новых шароварах с лампасами, в сапогах с рыпом. 5. Я стал к агрономам прислухаться . 6. Федотка, чикиляя (прыгая) на одной ноге, про­кричал. 7. Буйно росли травы, понимались (паровались) птицы и звери.

Фразеология

Задание 24 .

Сгруппируйте фразеологизмы в зависимости от степени их семантической слитности. По возможности подберите соответствующие эквиваленты из других языков.

Как по маслу, мамаево побоище, в добрый час, белый свет, бить в набат, без царя в голове, владеть пером, кануть в воду, азбучная истина, дать слово, долгая песня, загнать в тупик, к шапочному разбору, как зеницу ока, лезть на рожон, отложить в долгий ящик, от корки до корки, вернуться к разбитому корыту, ходить фертом, устроить тёмную, наводить тень, сбрасывать со счетов, как сыр в масле, выйти из строя, лыка не вяжет, довести до белого каления, сесть в калошу, тертый калач, днем с огнем, лясы точить, вывести на чистую воду, сматывать удочки, тянуть канитель, мыслю значит существую, держи язык за зубами, на короткой ноге, сломя голову, лебединая песня, брать в толк.

 

Задание 2 5 .

Постройте синонимические ряды и данных фразеологизмов.

От корки до корки; оставаться на бобах; не лыком шит; ни кола, ни двора; гроша медного не стоит; поддать жару; тише воды ниже травы; держать ухо востро; ни рыба, ни мясо; во всю ивановскую; в рот воды набрать; от аз до ижицы; гол как сокол; грош цена, дрожать как осиновый лист, держать ушки на макушке, жить как собака; задать пару; скатертью дорожка; без сучка и задоринки; отрезанный ломоть; заморить червячка; знать толк; ни свет, ни заря; будто сквозь землю провалился; кануть в Лету; рожки да ножки; ни богу свечка, ни черту кочерга; чуть свет; подложить свинью; и след простыл; на все четыре стороны; как семечки щелкать; тертый калач; звонить во все колокола.

 

Задание 26 .

Постройте антонимические пары из данных фразеологизмов.

Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды ниже травы; в рот воды набрать.

 

Задание 27.

Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.

Без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; исчадие ада; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищите и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле душа в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без старости; без руля и без ветрил.

 

Задание 29.

Подберите к видоизмененным пословицам, поговоркам, фразеологизмам их основной вариант или синоним.

Луковое счастье; не плюй в калошу – пригодится в нее садиться; на «халяву» и «Рама» – сливочное масло; в гостях хорошо, дома плохо; не суй свой взнос не в свое дело; ищи негра ночью; ученье – свет, а неучёных – тьма; что посеешь, то уже не найдёшь; сколько волка не корми, а он все равно ест.

На яму не напасешься хламу; сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит; что с воза упало, то пропало; что посеешь, то и пожнёшь; ученье – свет, а неученье – тьма; ищи ветра в поле; не суй свой нос не в свое дело; сесть в калошу; не плюй в колодец – пригодится воды напиться; горе луковое.

Фонетика

Задание 30.

Поставьте ударение в словах, докажите, что оно разноместное и подвижное; выполните их транскрипцию:

Аргумент, алфавит, атмосфера, высоко, верба, гектар, добыча, документ, жестоко, жизненный, злоба, изредка, инструмент, катастрофа, квартал, кожух, крапива, красивее, кремень, километр, намерение, огурчик, партер, предмет, свободнее, ступень, средства, сироты, ходатайство, цыган, убранство, щавель.

 

Задание 31.

Произнесите слова, обнаружьте позиционные чередования.

Слов – слова, дом – дома, весны – весна, просить – просьба, косить – косьба, бабушка – бабка, губы – губ – губка, шуба – шубка, травы – трав – травка, мармеладный – мармелад – мармеладка, ходить – уход – находка, снега – снег, ожог – ожоги, сапог – сапоги.

Молотить – молотьба, женить – женитьба, труба – трубка, удавить – удав – удавка, шоколадный – шоколад – шоколадка, лошади – лошадь – лошадка, предлог – предлоги, залог – залоги, итоги – итог, супруга – супруг, расписать – расшить.

 

Задание 32.

Перепишите, выделите корни; подчеркните исторические чередования гласных.

Взор – воззрение – озираться, день – дневной, ельник – ёлка, заведёт – заводит, затёрли – затрут – затирают – затор, зодчий – создать – созидать, истекли – истёк, испекли – испёк, коснуться – касаться, лён – льна, пожнёт – пожал – пожинает, посол – послать – посылать, предложить – предлагать, седло– седла – сидеть, сон – сна, соберу – собрать – собираю – сбор.

Брызгать – брызжет, берег – прибрежный, глодать – гложет, молодой – моложе, дремать – дремлет, греметь – гремлю, колебать – колеблет, любить – люблю, мазать – мажет, друг – удружить, вообразить – воображение, возразить – возражение, искать – ищет, треск – трещотка, писк – пищать, пахать – пашет, махать – машет, послать – пошлёт, плясать – пляшет, хлопотать – хлопочет, хлестать – хлещет.

 

Задание 33.

Сколько звуков обозначают буквы Я, Ё, Е, Ю в словах?

Яркий, мёл, вьёт, маяк, мять, люк, ёлочный, сяду, моя, береста, юла, мясной, ребята, жюри, бьют, жёлтый, желтеть, ружья, рюкзак, яма, вялый, мяч, фея, сёстры, звезда, еловый, ёрш, моё, юшка, вьюн, въезд, ездить, меньший, люди, сафьян, дарю, ерунда, мел, креветка, ярость, берёза, янтарный, ёрничать, есть, перегнуть, память, говорю, юродивый, своё, еда, метёлка, ничья, сиденье, вероисповедание, провёл, дюжина, юрта, скорее.

 

Задание 34.

Разграничить слова на 2 группы: а) слова, в которых ударение различает лексическое значение; б) слова, в которых ударение различает грамматическое значение.

Отграничить, оттащить, отсеять, отполировать, отзывчивый, предсердие, предшественник, внедрять, подстрочный, поддеть, подсолнечник, обгореть, безапелляционный, жужжание, подъезжали, съёжился, пьедестал, компаньон, барьер, аэросъёмка, прелестный, интеллигенция, животновод, шина, расстроенный, удивительно, нажимать, перемять, щурился, взбодрился, обсыхала, сквозь, ближняя, вплотную, сжижение, расчётный, вспыльчивость, кружится, безжалостный, воссоздать, приозёрный, циновка, неприкосновенный.

 

Задание 36.

Выполните фонетический анализ слов.

Корова, бульдог, отпрянуть, лестница, оправиться, меткий, бренный, трансформация, приморье, драться, сонный, объезд, талисман, письмо, русский, квадратный, апелляция, треугольный, шампиньон, майский, трудный, космонавт, рыболов, костюмер, изобразить, шоколадная,  респектабельный, кудри, распылить, переводчик, война, тёмный, догма, требовать.

Морфемика и словообразование

Задание 37.

Выделите корни в словах.

Докажите – сказка, происхождение – ходить, дух –дыхание – вздох, земля – приземистый, холм – шлем, рукавица – подручный, кует – оковы, снует – основа – основатель, дух – дышит – душно, призыв – воззвание – зов, постель– подстилка, недород – урожай, вещий – известие; плавать – плыть – пловчиха; умер – умирать; вырос – взрастить.

Задание 41.

Определите однокоренные слова и запишите их в отдельные ряды, выделив морфемный состав слов. Объясните чередования в корнях.

Изъяснился, по-немецки, привстать, подъехать, присовокупить, нерасправленный, бессонный, вымороченный, предгорье, прикрикнуть, взморье, антисанитария, никакой, очертить, пригород, ультрасовременный, совладелец, соучастник, совершенный, безрезультатно, пригреть, оглохнуть, захаживать, перебор, преступление, пригород, откатить, оболгать, отсоединить, прибежать, надеть, управление, передышка.

Задание 43.

Сгруппируйте слова в соответствии со значениями приставок.  

 

в/во-  1) значение направленности внутрь (ввернуть, ворваться);  2) свершения действия до конца (вписать); 3) обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).  
до-  1) увеличение чего-либо (добывать); 2) предшестование (доисторический); 3) точность (дословный); 4) доведения действия до его завершения, конца (доплыть); 5) совершения недостающего действия (доплатить); 6) совершения действия дополнительно (догрузить).  
за-  1) попутное действие (зайти); 2) место пребывания за границей чего-то (заозерье); 3) начало действия (забарабанить); 4) достижение результата действия, состояния (завоевать); 5) чрезмерность действия (замучить); 6) направленность внутрь (закатить); 7) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять); 8) совершение действия заранее (засолить); 9)обстоятельственное значение (задаром).  
на-  1) находиться сверху (настольный); 2) добавочность (накупить); 3) свершение действия (напечатать).  
вы- 1) направленность движения изнутри наружу (выбежать); 2) доведение действия до нужного предела (вылечить); 3) доведение действия до естественного предела (вырасти); 4) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать); 5) достижение чего-либо посредством действия (выпросить).

 

Заоблачный, заплыть, заготовки, заумный, зарубежный, запутать, заатмосферный, забежать, заморозить, задвинуть, занести, загодя, застучать, заколоть, затрубить, заколотить, зауральский, завести, заранее, закупорить.

Жалюзи – носи.

Задание 46.

Выпишите слова с нулевым окончанием.

Нет, педсовет, воет;

Блондинка, впадинка, горошек, встречались, губчатый, коричневатый, обогащение, белее, подарок, движущийся, полумесяц, градостроитель, морщинка, бабочка,  девочка, подоконник, сытно, жемчужинка, теплоэлектроцентраль, добрый, аварийный, светлее, земля, держа, графлю, пижон, газопровод, бескомпромиссный, безрыбье, перебил, заботливый, забрала, прибавление, купаться, перенаселенность, обыскать, соринка, неудобство, лесник, мелководье, продавец, ельник, копаться, рисунчатый, давление, договорились, пищеварение, базироваться, озвучить, красивее, скрипя, полгода, заботливо, скупец, дирижер, автомотогонки, по-новому, по-русски, неприглядный, отсоединить, неприхотливо, передавленный, гармонировать, приободрить.

Задание 49.

Укажите, каким способом образовано слово (префиксальным, суффиксальным, префиксально-суффиксальным, безаффиксным, сложением).

Беззвучный, приморский, купаться, электротехника, подснежник, путешественник, изгнать, прилунение, зелень, начистить, громкоговоритель, студсовет, сложноподчиненный, чуть-чуть, водопроводный, мыслительный, переход, прочитанный, пятиэтажный, гниль, учиться, рыбак, перепись, бракоразводный, водокачка, забыться, читательница, волей-неволей, легковоспламеняющийся, по-кавказски, перевоплощение, береговой, взорвались, лесогорный, залив, переселение, ширь, небольшой, клочок, дочитывать, влить, рубка, малоизвестный носатый, разлететься, мелководье, переглядываться, СССР, свеклорезка, профком, нежданно-негаданно, бесплатный, диван-кровать, стенгазета, загиб, аморальный, демобилизация, беспокойство, дальневосточный.

Задание 50.

Укажите слово, основа которого является производящей для каждого. Образец: белизна – белый.

Преподавательский, соперничать, золотистый, страдальческий, одиночество, столичный, перебросить, брошенный, соломинка, болельщик, зимний, перебежчик, оживление, остроугольник, прибавление, сотрудничать, подосиновик, доисторический, придавать, загореться, полусапожки, подземный.

 

Задание 51.

Составьте словосочетания с каждый словом так, чтобы в одном случае они выступали в качестве прилагательного / причастия, в другом – существительного; в качестве  существительного – наречия. Как называется такой способ словообразования?

Орфография

Задание 53.

Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений справьтесь в орфографическом словаре. 

Альт…рнатива, амбр…зура, ар…стократ, арт…ллерия, б…седа, в…кзал, в…люта, в…л…кита, в…нд…лизм, в…льможа, д…легат, д…сциплина, к…бура, к…мандир, м…даль, од…леть, об…яние, п…триотизм, с…нсация, т…ррор, …нтузиазм.

Задание 54.

Вставляя пропущенные буквы, выпишите слова в три колонки: 1) с проверяемыми безударными гласными в корне; 2) с непроверяемыми безударными гласными; 3) с чередующимися гласными. 

Оч…ровательный, выск…чка, бл…стательный, ор…г…нальный, объед…нение, пл…нительный, ав…нгард, аг…тация, проп…ганда, кап…туляция, зат…реть, погл…тить, потр…сённый, прит…зания, зап…ч…тлеть, об…г…тить, р…стовщик, претв…рить, проск…чить, р…стительность.

Задание 55.

Спишите слова, вставляя ё или о, и или ы. 

1) Щ…лочка, ч…каться, ш…пот, ж…лудь, щ…голь, трещ…тка, ш…лк, ш…в, ч…ткий, беч…вка, трущ…ба, ж…сткий, ш…мпол, расч…ска, тяж…лый, ш…кировать, ш…винизм.

2) Медвеж…нок, знач…к, плюш…вый, кумач…вый, парч…вый, пейзаж…м, чуж…го, рыж…го, стаж…р, дириж…р, тираж…м, солнце печ…т, вопрос реш…н, упрощ…нный вариант, брош…нный участок, пораж…н, мощ…ный, румянц…м, горяч…, меч…м.

3) Ц…ркуль, панц…рь, цариц…н, сестриц…, спец…фика, публиц…стика, лекц…я, демонстрац…онный, дикц…я, сенсац…онный, дворц…, дефиц…т, изоляц…я, информац…я, ц…тадель.

Задание 56.

Запишите слова. Определите, какие звуки обозначены выделенными буквами. Объясните важнейшие расхождения между буквами и звуками. Произведите фонетический разбор подчеркнутых слов.     

Снег, ложка, близкий, мороз, усадьба, труд, любовь, остров, ложь, бег, Анна Ильинична, редька, голубь, сад, лёд, свадьба, друг, посадка, упряжка, перебежчик, зарядка, овраг, сладкий, юбка, бечевка, повязка, бомбёжка, косьба, скобка, помощник, бедняжка.

Задание 57.

Спишите слова, вставляя пропущенные глухие или звонкие согласные. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните буквы, которые не соответствуют произношению. 

Ни…кий, ре…кий, ни…ший, про…ьба, францу…ский, моло…ьба, ре…ьба, сла…кий, бума…ка, забу…ьте, изво...чик, пригото…ьте, задер…ка, ску…но, коне…но, поз…но, и…ти, вя…кий, весну…чатый, дер…кий, серё…ки, ночё…ка, га…кий, пейза…, бутербро…, вперё…, велосипе…, арбу…, немно…ко, сколь…кий.

Задание 58.

Перепишите, вставляя, где следует, пропущенные буквы и указывая в скобках проверочные слова. Непроверяемые написания подчеркните.  

Поз…ний вечер, ярос…ное сопротивление, добросовес…ный труд, чудес…ные окрес…ности, корыс…ные цели, компос…ировать билет, ненавис…ный враг, искус…ный мастер, ни…кая лес…ница, наши сверс…ники, мои ровес…ники, я…ственно слышать, кос…ный мозг, кос…ный человек, ненас…ное утро, доблес…ный воин, усер…ный студент, звёз…ное небо,  безжалос…ный человек, опас…ный путь, ус…ная речь, совмес…ное предприятие, прекрас…ный день.

Задание 59.

Разделите слова по двум столбцам: в одном напишите слова с двойными согласными, в другом – слова без двойных согласных.     

А…куратность, а…петит, а…люминий, а…тестат, агре…сор, апе…ляция, а…систент, а…плодировать, адрес…, ба…рикада, бю…летень, бал… (оценка), бал… новогодний, ба…лада, ба…сейн, бе…летристика, во…жи, ва…на, гру…па, гра…матика, грип…, гра…мота, гра…мотный, га…лерея, гра…матическое задание, гос- ти…ница, диску…сия, ди…сертация, де…сант, де…серт, дра…ма, дра…матургия, до…лар, и…люстрация, инте…лигенция, и…люминатор, исти…на, коло…нка, коло…сальный, коми…сар, ко…ментарий, компромис…, конгрес..., ко…респондент, ки…лометр, ко…личество, кава…лерия, капитал…, капитал…истический, ка…рикатура, ко…ментатор, кро…совки, ко…ридор, кол…оквиум, метал…, ми…лион, ми…лиард, ми…сия, ок…упация, оп…озиция, оп…онент, пас…ажир, проблем…а, проблем…атика, проблем…ный, пес…имизм, програм…а, прогрес…, профес…ор, прогрес…ивный, прес…а, режис…ёр, рас…а, рас…изм, рес…ора, суф…икс, сум…а, суб…ота, ре…сурсы, телеграм…а, тер…ас…а, тер…итория, тон…а, трол…ейбус, тер…ор, тружен…ик, тружен…ица, тружен…ики, труп…а, ту…нель, хок…ей, шас…и, шос…е, экспрес…, эпиграм…а, юн…ый, юн…ость, юн…аты.

Задание 60.

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки в словах.   

Ра…строенный голос, бе…причинно плакать, бе…грамотные люди, ра…гружали вагоны, и…пачканные руки, ра…колотый камень, неи…требимая надежда, нера…печатанное письмо, и…корёженная земля, бе…жалостный ветер, прошедшие бе…цветно и бе…плодно годы, ра…шифрованная запись, во…главить комиссию, и…тлевший хворост, бе…звучные рыдания, нево…требованная ра…писка, ни…посланный покой, и…ломанная и…городь, ра…чесать волосы.

Задание 61.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. 

Пр…мудрый, пр…рваться, пр…следование, пр…колоть, пр…лечь, пр…днепровский, пр…целиться, пр…странный, пр…озёрный, пр…терпеть, пр…открыть, пр…спокойный, пр…градить, пр…делать, пр…сесть, пр…остановить, пр…забавный, пр…клеить, пр…данное, пр…вить, пр…поручить.

Задание 62.

Составьте словосочетания с каждым из слов.

Демьян (б, Б)едный, Всеволод (б, Б)ольшое (г,Г)нездо, открытые (р,Р)ентгеном лучи, опера «(ц,Ц)арская навеста», написанная (р,Р)имским-(к,К)орсаковым,    

(д,Д)алев «(т,Т)олковый (С,с)ловарь», легендарные (о,О)диссеевы странствия, (Е,е)сенинская лирика, (п,П)рометеев огонь, (н, Н)адины платья,

(Г,г)орьковские традиции, (С,с)еверный (Л,л)едовитый океан, созвездие (м,М)лечный (п,П)уть, (Ш,ш)олоховские чтения, (р,Р)имская империя,

(Р,р)усско-японская война, (Л,л)омоносовские новаторства, эпоха (Н,н)еолита, стиль (Р,р)ококо, собор (п,П)арижской богоматери,

партия (К,к)онсерваторов, (М,м)еджлис, (м,М)осковский государственный университет, (С,с)ельсовет, гостиница «(м, М)етрополь»,

 нагрудный знак «(о,О)тличник народного просвещения», (М,м)едаль «(з,З)а трудовое отличие», (О,о)рден (т, Т)рудового (к, К)расного (з, З)намени.

Задание 72 .

Перепишите предложения. Все слова разделите для переноса с одной строки на другую.

Дождь соб(е,и)рается.

Ни всплеска, ни ш(о,ё)роха.

Митя заж(о,ё)г свечу.

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

СТАХАНОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.034 с.)