Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.



 

Задание 28.

Определите происхождение фразеологических оборотов. Выпишите их по группам в зависимости от происхождения. Дайте их толкование.

Без году неделя; овчинка выделки не стоит; зубы заговаривать; играть первую скрипку; в здравом уме и твердой памяти; а ларчик просто открывался; исчадие ада; что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку; быть или не быть; ищите и обрящете; попасть впросак; по образу и подобию; еле-еле душа в теле; блажен, кто смолоду был молод; тяжела ты, шапка Мономаха; хоть кол на голове теши; тридцать сребреников; вавилонское столпотворение; а Васька слушает да ест; мавр сделал свое дело, мавр может удалиться; альфа и омега; Содом и Гоморра; ахиллесова пята; во время оно; лет до ста расти нам без старости; без руля и без ветрил.

 

Задание 29.

Подберите к видоизмененным пословицам, поговоркам, фразеологизмам их основной вариант или синоним.

Луковое счастье; не плюй в калошу – пригодится в нее садиться; на «халяву» и «Рама» – сливочное масло; в гостях хорошо, дома плохо; не суй свой взнос не в свое дело; ищи негра ночью; ученье – свет, а неучёных – тьма; что посеешь, то уже не найдёшь; сколько волка не корми, а он все равно ест.

На яму не напасешься хламу; сколько волка не корми, а он всё равно в лес смотрит; что с воза упало, то пропало; что посеешь, то и пожнёшь; ученье – свет, а неученье – тьма; ищи ветра в поле; не суй свой нос не в свое дело; сесть в калошу; не плюй в колодец – пригодится воды напиться; горе луковое.

Фонетика

Задание 30.

Поставьте ударение в словах, докажите, что оно разноместное и подвижное; выполните их транскрипцию:

Аргумент, алфавит, атмосфера, высоко, верба, гектар, добыча, документ, жестоко, жизненный, злоба, изредка, инструмент, катастрофа, квартал, кожух, крапива, красивее, кремень, километр, намерение, огурчик, партер, предмет, свободнее, ступень, средства, сироты, ходатайство, цыган, убранство, щавель.

 

Задание 31.

Произнесите слова, обнаружьте позиционные чередования.

Слов – слова, дом – дома, весны – весна, просить – просьба, косить – косьба, бабушка – бабка, губы – губ – губка, шуба – шубка, травы – трав – травка, мармеладный – мармелад – мармеладка, ходить – уход – находка, снега – снег, ожог – ожоги, сапог – сапоги.

Молотить – молотьба, женить – женитьба, труба – трубка, удавить – удав – удавка, шоколадный – шоколад – шоколадка, лошади – лошадь – лошадка, предлог – предлоги, залог – залоги, итоги – итог, супруга – супруг, расписать – расшить.

 

Задание 32.

Перепишите, выделите корни; подчеркните исторические чередования гласных.

Взор – воззрение – озираться, день – дневной, ельник – ёлка, заведёт – заводит, затёрли – затрут – затирают – затор, зодчий – создать – созидать, истекли – истёк, испекли – испёк, коснуться – касаться, лён – льна, пожнёт – пожал – пожинает, посол – послать – посылать, предложить – предлагать, седло– седла – сидеть, сон – сна, соберу – собрать – собираю – сбор.

Брызгать – брызжет, берег – прибрежный, глодать – гложет, молодой – моложе, дремать – дремлет, греметь – гремлю, колебать – колеблет, любить – люблю, мазать – мажет, друг – удружить, вообразить – воображение, возразить – возражение, искать – ищет, треск – трещотка, писк – пищать, пахать – пашет, махать – машет, послать – пошлёт, плясать – пляшет, хлопотать – хлопочет, хлестать – хлещет.

 

Задание 33.

Сколько звуков обозначают буквы Я, Ё, Е, Ю в словах?

Яркий, мёл, вьёт, маяк, мять, люк, ёлочный, сяду, моя, береста, юла, мясной, ребята, жюри, бьют, жёлтый, желтеть, ружья, рюкзак, яма, вялый, мяч, фея, сёстры, звезда, еловый, ёрш, моё, юшка, вьюн, въезд, ездить, меньший, люди, сафьян, дарю, ерунда, мел, креветка, ярость, берёза, янтарный, ёрничать, есть, перегнуть, память, говорю, юродивый, своё, еда, метёлка, ничья, сиденье, вероисповедание, провёл, дюжина, юрта, скорее.

 

Задание 34.

Разграничить слова на 2 группы: а) слова, в которых ударение различает лексическое значение; б) слова, в которых ударение различает грамматическое значение.

Атлас, долей, ирис, мука, бреду, дорога, плети, пошло, сорока, цвету, пасти, жила, замок, мели, пола, соли, повести, мести.

Задание 35.

Выполните транскрипцию слов.

Отграничить, оттащить, отсеять, отполировать, отзывчивый, предсердие, предшественник, внедрять, подстрочный, поддеть, подсолнечник, обгореть, безапелляционный, жужжание, подъезжали, съёжился, пьедестал, компаньон, барьер, аэросъёмка, прелестный, интеллигенция, животновод, шина, расстроенный, удивительно, нажимать, перемять, щурился, взбодрился, обсыхала, сквозь, ближняя, вплотную, сжижение, расчётный, вспыльчивость, кружится, безжалостный, воссоздать, приозёрный, циновка, неприкосновенный.

 

Задание 36.

Выполните фонетический анализ слов.

Корова, бульдог, отпрянуть, лестница, оправиться, меткий, бренный, трансформация, приморье, драться, сонный, объезд, талисман, письмо, русский, квадратный, апелляция, треугольный, шампиньон, майский, трудный, космонавт, рыболов, костюмер, изобразить, шоколадная,  респектабельный, кудри, распылить, переводчик, война, тёмный, догма, требовать.

Морфемика и словообразование

Задание 37.

Выделите корни в словах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.009 с.)