Тема 1. Введение в курс «Психология управления»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в курс «Психология управления»



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

О. М. Шабалин

ПРАКТИКУМ

ПО ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методическое пособие

Пермь 2016

 

УДК 159.9 (0.75)

ББК 88.4

П863

           

 

Р е ц е н з е н т:

к. психол. н., доцент кафедры практической психологии Института психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Д. О. Смирнов

 

 

Автор-составитель: к. психол. н. Шабалин Олег Михайлович

 

 

Практикум по психологии управления. Учебно-методическое пособие / Пермский филиал РАНХ и ГС: [авт.-сост. О. М. Шабалин]. – Пермь, 2016. – 67 с. 

 

 

Материалы практикума составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Издание включает в себя практические и тестовые задания, список литературы по всем темам курса «Психология управления», глоссарий.

Адресовано студентам высших образовательных учреждений.

 

УДК 159.9 (0.75)

ББК 88.4

П863

 

 

© О. М. Шабалин., 2016

© Пермский филиал РАНХ и ГС, 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На современном этапе развития российского общества в структуре управленческой деятельности большое внимание уделяется индивидуальному подходу к человеку и к ситуации, с которой сталкивается руководитель. Реализация индивидуального подхода невозможна без формирования умений, основанных на психологии управления. 

В вузе получение знаний и формирование умений происходит в процессе самостоятельного творческого познания, при усвоении как теоретического, так и практического материала. Теоретический материал по психологии управления представлен в учебной и научной литературе, а также может быть освоен в ходе слушания лекций. Практическая направленность обучения по данной дисциплине реализуется на семинарских и практических занятиях при работе с данным практикумом.

Целью практикума является развитие навыков самостоятельного изучения литературы по психологии управления, формирование умений, необходимых в практической деятельности.

Задачи практикума:

§ Ознакомление с сущностью основных понятий психологии управления;

§ Формирование познавательного интереса у студентов к изучению психологии управления, применению этих знаний на практике;

§ Формирование потребности в повышении собственной психологической культуры, основанной на знаниях психологии управления;

§ Создание научной базы для формирования индивидуального стиля деятельности в целях адаптации к управленческой деятельности.

 

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Тема 1. Введение в курс «Психология управления»

Предметом психологии управления являются психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной де­ятельности и межличностного общения в организации, то есть психологические аспекты управленческих отношений.

Основными понятиями психологии управления являются психические процессы, состояния, свойства, личность, деятельность, общение, профессиограмма, профессиональная адаптация, профессиональная деформация личности, мотивация, стимулирование, социально-психологический климат, корпоративная культура, конфликт, стиль управления, лидерство, власть и др.

Психология управления тесно связана с другими отраслями психологии (общей психологией, социальной психологией, психологией труда, инженерной психологией).

Основной задачей психологии управления является анализ усло­вий и психологических особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы системы социального управления.

Задание 1.

В каких ситуациях управленческой деятельности могут возникнуть следующие негативные психические состояния:

1. Монотония;

2. Тревога;

3. Фрустрация;

4. Астения;

5. Депрессия.

Задание 2.

Смоделируйте способы психологического воздействия по отношению к людям, обладающим различными типами темперамента, в следующих ситуациях профессиональной деятельности:

1. При установлении психологического контакта;

2. При поручении ответственного задания;

3. При наказании за ошибку в работе.

Задание 3.

По предлагаемым описаниям определите методы исследования.

1) Человек помещается в изолированную кабину, в специальном шлеме укрепляются приборы, с помощью которых исследуются биотоки мозга под действием различных раздражителей или при различных состояниях организма (бодрствование, сон). Испытуемый перед проведением опыта получает соответствующую инструкцию. Все получаемые показатели фиксируются точной аппаратурой.

2) На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя их письменные работы и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы о психологических особенностях испытуемых.

3) Кратковременное психологическое испытание проводится с целью выяснить, насколько психические качества испытуемого соответствуют психологическим нормам и стандартам.

4) Индивид систематически изучается в обычной повседневной деятельности, не вмешиваясь в естественный ход событий. Материал, полученный таким образом, протоколируется и служит источником для обобщений и выводов, которые следует проверять другими методами.

В каких сферах управленческой деятельности могут использоваться данные методы?

Тесты самоконтроля

1. Психология становится наукой:

A. В середине XX века

B. В конце XVIII века

C. В конце XIX века

D. В середине XVII века

С каким событием это связано?

2. Психология управления зарождается:

A. В середине XX века

B. В конце XVIII– начале XIX века

C. В конце XIX – начале XX века

D. В середине XVII века

3. Зарождение психологии управления связано со взглядами:

A. А. Файоля

B. З. Фрейда

C. Ч. Ломброзо

D. А. Маслоу

4. Разделом психологии управления не является:

A. Психология лидерства

B. Психология конфликта

C. Психология общения

D. Судебная психология

5. Автор, являющийся основоположником доктрины «человеческих отношений» в системе управления:

A. Ф. Тейлор

B. Д. Макгрегор

C. М. Вебер

D. Э. Мэйо

6.Какой метод исследования психики человека специально разработан для выявления его неосознаваемых (или малоосознаваемых) личностных качеств:

A. Наблюдение

B. Беседа

C. Проективный метод

D. Эксперимент

Руководителя

Личность – это системное качество, которое приобретает индивид в процессе социального взаимодействия. Личность в системе управления рассматривается как система качеств, влияющих на адаптацию, формирование стиля управления руководителя, успешность в профессиональной деятельности.

Деятельность– это направленное взаимодействие человека с окружающим миром, осуществляемое на основе его познания, направленное на преобразование этого мира и удовлетворения собственных потребностей.

Понятие деятельности в психологии управления рассматривается с точки зрения ее психологических особенностей.

Психологическими особенностями управленческой деятельности являются:

· Властный характер;

· Эмоционально-напряженный характер;

· Коммуникативный характер;

· Конфликтный характер;

· Творческий характер;

· Организационный характер;

· Воспитательный характер.

Профессиограмма – это совокупность профессионально-значимых качеств личности руководителя.

Адаптация – приспособление индивидных и личностных качеств к жизни и деятельности человека к изменяющимся условиям существования.

Дезадаптация – состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, заключающееся в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственной деятельностью человека.

Профессиональная деформация личности руководителя представляет собой рассогласование, нарушение в структуре его личности отдельных качеств, возникающих в результате негативных особенностей содержания, организации и условий профессиональной деятельности.

Задание 1.

Выберите пять, на ваш взгляд, наиболее важных качеств личности руководителя. Объясните, почему вы выбрали именно эти качества. Каких качеств, на ваш взгляд, не хватает в данном списке?

Адекватная самооценка, аналитические способности, быстрота и гибкость мышления, внимательность к мелочам, выдержка, готовность к компромиссу, готовность к конфликту, готовность к монотонной работе, готовность отказаться от неверной точки зрения, доброжелательность, инициативность, интерес к людям, критичность ума, логичность мышления, наблюдательность, независимость, общительность, способность устанавливать психологический контакт, организованность, ответственность, принципиальность, самостоятельность, уверенность в себе, готовность к риску, склонность к самоанализу, способность влиять на других, способность к рефлексии, требовательность к себе, хорошая память, целеустремленность, честность, честолюбие, чувствительность к отношениям окружающих, чувство юмора, чуткость в изменении ситуации, эмоциональная устойчивость, эмпатия, эрудиция, широкий кругозор.

Задание 2.

Охарактеризуйте следующие уровни профессиональной адаптации к управленческой деятельности:

· Физиологический;

· Психодинамический;

· Личностный;

· Социально-психологический;

· Профессиональный.

Задание 3.

Выберите из предложенного списка формы и причины профессиональной деформации личности руководителя. Каковы возможные пути предупреждения данного явления.

Деформации личности

· Формальное отношение к людям, отсутствие сопереживания;

· Бесчестность, корыстность;

· Сознательное нарушение основных принципов морали и ее норм (долга, совести, ответственности, чести и достоинства);

· Низкий профессиональный уровень знаний;

· Сужение круга интересов, общения, обнищание личности;

· Стереотипность мышления;

· Постоянные негативные психические состояния (стресс, фрустрация, монотония, тревога, депрессия, астения и др.);

· Снижение мотивации деятельности;

· Подозрительное, отношение к людям, обвинительный уклон в общении;

· Неправильное понимание властных полномочий, злоупотребление ими;

· Замкнутость;

· Цинизм и др.

Причины профессиональной

Деформации личности

Объективные причины

· Специфичность профессиональной деятельности;

· Постоянные психологические перегрузки, негативные последствия, стрессовых, экстремальных ситуаций;

· Неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;

· Недостатки в организации и управлении деятельностью;

· Изначальная конфликтность деятельности;

· Нарушения в сфере взаимоотношений в коллективе (неумение слушать и понимать другого человека, устанавливать и поддерживать психологический контакт, взаимодействовать);

· Отрицательное влияние коллег, допускающих злоупотребление властными полномочиями, халатное отношение к профессиональным обязанностям;

· Ошибки в подборе и расстановке кадров;

· Отсутствие действенного контроля.

Субъективные причины

· Низкий профессиональный уровень и нежелание совершенствовать профессиональные качества;

· Растерянность, психологическая неподготовленность к работе;

· Переоценка своего профессионального опыта;

· Высокая увлеченность работой;

· Недостаточное развитие морально-деловых и волевых качеств;

· Недостаточное развитие коммуникативных навыков;

· Неумение отделять интересы дела от интересов карьеры;

· Неумение организовать свое рабочее время;

· Отсутствие навыков и умений контролировать свое поведение, желание любым способом снять психологическую нагрузку;

· Неумение отвлекаться от негативных эмоций, снимать последствия стрессов.

Тесты самоконтроля

1. Понятие, характеризующее неповторимое сочетание свойств и качеств у людей, это:

A. Личность

B. Индивидуальность

C. Человек

D. Индивид

2. Как называется социальное существо, наделенное сознанием, способное отражать и преобразовывать мир:

A. Личность

B. Индивид

C. Индивидуальность

D. Человек

3. Как называется свойство личности, в основе которого лежат динамические особенности психических явлений:

A. Темперамент

B. Способности

C. Характер

D. Направленность

4. Психологический процесс приспособления личности к условиям деятельности называется:

A. Привыкание

B. Реализация

C. Адаптация

D. Деформация

Тема 3. Власть и лидерство

Задание 1.

Назовите слабые и сильные стороны использования руководителем следующих типов власти:

· Власть, основанная на страхе, на принуждении;

· Власть, основанная на вознаграждении;

· Традиционная власть;

· Харизматическая власть;

· Экспертная власть;

· Власть, основанная на убеждении.

Задание 2.

Назовите, в каких ситуациях профессиональной деятельности должны использоваться приемы из следующих стилей управления:

· Авторитарный;

· Демократический;

· Либеральный.

Задание 3. Какие взгляды на происхождение и содержание понятия «власть» отражены в следующих афоризмах?

1. «Воля к власти – это стремление от чувства неполноценности к богоподобному превосходству» (А. Адлер).

2. «Власть – страшный наркотик, навсегда порабощающий человека, склонного этому виду наркомании» (А. Анатольев).

3. «Нет зверя свирепее человека, совмещающего в себе дурные страсти власть» (Плутарх).

4. «Мир, в конечном счете, прост. Есть властелины, есть рабы. Властелинов – немного, рабов – тучи. Так было всегда – при фараонах, султанах, царях. Так будет и впредь. Так богом установлено. И какие бы время от времени катаклизмы в обществе не происходили, все вернется на извечный свой круг» (А. Иванов «Вечный зов»).

5. «Цезарю многое непозволительно, потому что ему дозволено все» (Сенека).

6. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее» (Ф. Достоевский «Преступление и наказание»).

7. «Помнят тех, кто казнен, а не тех, кто казнил» (В. Высоцкий).

8. «Чем выше залезает обезьяна, тем лучше видна ее задница» (Д. Рамсфелд).

9. «Низкая душа, выйдя из-под гнета, сама гнетет» (Ф. Достоевский «Записки из подполья»).

10. «Власть – глаза Медузы Горгоны» (С. Цвейг).

11. Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть. (Б. Шоу).

12. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников. (Лао-цзы).

13. Людям свойственно с неохотой подчиняться тем, кого они считают незаслуженно поставленными начальниками над собой. (Д. Вашингтон).

14. Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре. (У. Шекспир).

15. Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе — рабов. (У. Хэзлитт).

Задание 4.Какие взгляды на происхождение и содержание  понятия «лидерство» отражены в следующих афоризмах?

1. Лидер действует открыто, а босс — за закрытыми дверьми. Лидер ведет за собой, а босс управляет (Теодор Рузвельт).

2. Задача лидера в том, чтобы было больше лидеров, а не в том, чтобы было больше тех, кто следует за лидером (Ралф Нейдер).

3. Чтобы быть лидером, нужно повернуться спиной к людям (Хавлок Эллис).

4. Управляющие действуют по правилам, лидер действует правильно (Уоррен Беннис).

5. «Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем» (Конфуций).

6. «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.» (Публий).

7. Существуют люди, способные вести за собой целые народы исключительно благодаря своему обаянию.» (Эмерсон Р).

8. «И баран, ведущий за собой стадо баранов, всё равно — баран.» (Сухоруков Л).

9. «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.» (Бонапарт Н).

10.«Орлам случается и ниже кур спускаться, но курам никогда до облак не подняться!» (Крылов И).

11. Задача лидера – настроить на общие цели, расставить всех по своим местам, помочь поверить в собственные силы (Н. С. Лесков).

12. «Я понял, что невозможно следовать за лидером, не восторгаясь им. Восторг — это более сильное чувство, нежели ощущение власти. Харизма более эффективна, чем примитивное давление» (Августо Кури. Продавец грез).

13. « Лидеры не рождаются и не делаются кем-либо — они делают себя сами» (Стивен Кови).

14. « Спрашивать: «Кто должен быть боссом?» — все равно, что спрашивать: «Кто должен быть тенором в этом квартете?» Конечно, тот, кто может петь тенором» (Генри Форд).

15. «Лидер ведет свою страну вперед своим примером, а не силой» (Мао Цзэдун).

Тесты самоконтроля

1. Автор, выделяющий традиционную, харизматическую и рационально-правовую виды власти, это:

A. К. Маркс

B. Д. Макклеланд 

C. Э. Дюркгейм

D. М. Вебер

Тесты самоконтроля

1. Что является главным побуждением к деятельности, переживанием нужды в условиях и средствах существования:

A. Подвижность

B. Потребность

C. Мотив

D. Направленность

2. Первичным видом деятельности с точки зрения онтогенеза является:

A. Труд

B. Действие

C. Учение

D. Игра

3. К потребностям, выделяемым А. Маслоу не относится:

A. Потребности в уважении и оценке

B. Познавательные потребности

C. Ф. Тейлор

D. А. Маслоу

5. Что является первичным продуктом усвоения информации о мире:

A. Навыки

B. Знания

C. Привычки

D. Умения

6. Система внешних воздействий, влияющих на трудовую мотивацию, называется:

A. Мотив

B. Реакция

C. Отражение

D. Стимул

7. Принцип трудовой мотивации, основанный на представлении о множественности побуждений, влияющих поведение, называется:

A. Иерархическая организация мотивов

B. Полимотивированность трудового поведения

C. Д. Макклеланд

D. Ф. Герцберг

9. Автор теории мотивации, в основе которой лежит представление о справедливости отношений между организацией и работником:

A. Д. Адамс

B. Э. Локк

C. Б. Скиннер

D. К. Альдерфер

10. Принцип, не относящийся к основным положениям стимулирования работников:

A. Принцип гибкости

B. Принцип комплексности

C. Принцип объективности

D. Принцип дифференцированности

Задание 1.

В чем сходства и различия между понятиями «социально-психологический климат» и «корпоративная культура»?

Задание 2. Ознакомьтесь с анкетой по изучению социально-психологического климата коллектива. Какие стороны деятельности организации Вы считаете наиболее важными? Для чего изучается социально-психологический климат коллектива?

Опросный лист

по изучению социально-психологического климата коллектива

1. В какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами работы Вашего коллектива:

Характеристики Доволен В основном доволен   Не очень доволен Не доволен Не могу ответить
1.Условиями на работе а б в г д
2.Режимом работы а б в г д
3.Нагрузками на работе а б в г д
4.Результатами своей работы а б в г д
5.Организацией работы а б в г д
6.Своей специальностью а б в г д
7.Распределением обязанностей между членами коллектива а б в г д
8.Соответствием порученных заданий Вашим функциональным обязанностям а б в г д
9.Перспективами профессионального роста а б в г д
9.Постановкой специальной подготовки, обучения а б в г д
10.Организацией работы с молодыми специалистами а б в г д
11.Состоянием обмена опытом между коллегами а б в г д
12.Взаимодействием между службами коллектива а б в г д
13.Организацией досуга а б в г д
14.Обеспеченностью автотранспортом и техническим средствами а б в г д
15.Уровнем зарплаты а б в г д
16.Своевременностью выплат а б в г д
17.Системой премирования а б в г д
18.Графиком отпусков а б в г д
19.Решением жилищного вопроса а б в г д
20.Традициями и обычаями, сложившимися в коллективе а б в г д
21.Настроением, преобладающим в период работы а б в г д
22.Личным отношением к работе а б в г д
23.Активностью сотрудников при обсуждении рабочих вопросов а б в г д
24.Своим участием в управлении делами коллектива а б в г д

 

2. Оцените, в какой степени Вы удовлетворены следующими сторонами взаимоотношений в Вашем коллективе:

  Характеристики Доволен В основном доволен   Не очень доволен Не доволен Не могу ответить
25.Взаимоотношениями между сотрудниками коллектива а б в г д
26.Взаимоотношениями с непосредственным начальником а б в г д
27.Предъявляемой к Вам непосредственным начальником требовательностью а б в г д
28.Поощрением добрым словом непосредственного начальника а б в г д
29.Отношением непосредственного начальника к критике а б в г д
30.Учетом мнений и предложений подчиненных непосредственным начальником а б в г д
31.Принимаемыми непосредственным начальником мерами по улучшению работы а б в г д
32.Отношением директора к подчиненным а б в г д
33.Предъявляемой директором требовательностью к подчиненным а б в г д
34.Поошрением добрым словом директора а б в г д
35.Отношением директора к критике а б в г д
36.Учетом мнений и предложений подчиненных директором а б в г д
37.Принимаемыми директором мерами по улучшению работы а б в г д
38.Довольны ли Вы в целом своей работой в коллективе а б в г д

 

3. Оцените некоторые из параметров Вашего коллектива

Характеристики Высокая Выше средней   Средняя Ниже средней Низкая
39.Сплоченность коллектива а б в г д
40.Дисциплина а б в г д
42.Эффективность деятельности а б в г д
43.Конфликтность в коллективе а б в г д
44.Организованность в работе а б в г д

В заключении напишите, что, по Вашему мнению, необходимо сделать в первую очередь для совершенствования социально-психологического климата в Вашем коллективе:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Проанализируйте пословицы и поговорки с точки зрения определения слабых мест в организационной культуре.

1. Ты начальник, я – рабочий, возьми сам и поворачивай.

2. Один с сошкой – семеро с ложкой.

3. Не спеши выполнять приказ начальства.

4. Перед лицом начальства вид имей лихой и придурковатый, чтобы своим умом начальство не смущать.

5. Не в свои сани не садись.

6. Собака лает – ветер носит.

7. Что посеешь – то и пожнешь.

8. Дружба дружбой, а табачок врозь.

9. У сильного всегда бессильный виноват.

10. Гусь свинье не товарищ.

11. Сытый голодного не разумеет.

12. Всяк сверчок знай свой шесток.

13. Один в поле не воин.

14. Солдат спит, служба идет.

15. Работа не волк, в лес не убежит.

16. Дураков работа любит.

17. Благими намерениями вымощена дорога в ад.

18. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

19. Заставь дурака богу молиться – он себе лоб расшибет.

20. Пока гром не грянет, мужик не перекреститься.

21. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

22. Цыплят по осени считают.

Тесты самоконтроля

1. Группа, выделяемая из социального целого по признаку значимости, называется:

A. Неформальная

B. Коллектив

C. Реальная

D. Референтная

2. Группа, выделяемая из социума по признаку наличия юридического статуса, называется:

A. Формальная

B. Корпорация

C. Асоциальная

D. Малая

3. Группа, имеющая наиболее высокий уровень развития, называется:

A. Ассоциация

B. Коллектив

C. Диффузная

D. Корпорация

4. Элементом неформальной структуры организации не является:

A. Лидерство

B. Межличностное взаимодействие

C. Коммуникации

D. Руководство

5. Элементом формальной структуры организации является:

A. Социальная перцепция

B. Социальная роль

C. Симпатии

D. Конфликтные отношения

6. Положение, которое занимает человек в социальной группе, называется:

A. Социальная роль

B. Социальный статус

C. Социальная перцепция

D. Индивидуальный стиль

7. Система удовлетворенности каждого члена коллектива различными сторонами деятельности организации называется:

A. Организационная культура

B. Корпоративная культура

C. Групповая динамика

D. Социально-психологический климат

8. Элементом корпоративной культуры не являются:

A. Ценности

B. Желания

C. Убеждения

D. Установки

9. Методом, направленным на формирование и поддержание корпоративной культуры не является:

A. Эффективная коммуникация

B. Обучение персонала

C. Система стимулирования

D. Имидж организации

Задание 1.

Дайте определение и приведите примеры учета и использования в управленческой деятельности следующих механизмов и эффектов перцептивной стороны общения:

Идентификация –

Эмпатия –

Рефлексия –

Каузальная атрибуция –  

Проекция –

Стереотип –

Установка –

Эффект ореола –

Эффект авторитета –

Эффект первичности –

Эффект новизны –

Как данные социально-психологические явления влияют на восприятие человека человеком в процессе общения?

Задание 2.

Для каждой из акцентуаций характера подготовьте практические рекомендации по установлению психологического контакта и выбору способов воздействия при решении профессиональных задач.

· Гипертимный

· Гипотимный  

· Циклоидный  

· Лабильный

· Психастенический

· Астено-невротический  

· Истероидный  

· Сензетивный  

· Шизоидный  

· Эпилептоидный

· Неустойчивый  

· Конформный

· Паранояльный  

Задание 3.

Для каждого из типов темперамента подготовьте практические рекомендации по установлению психологического контакта и выбору способов воздействия при решении профессиональных задач.

· Сангвиник

· Холерик

· Флегматик

· Меланхолик

Задание 4. В каких ситуациях управленческой деятельности могут использоваться следующие способы аргументации?

1. Конкретные примеры: приведение конкретных примеров, подтверждающих основной тезис.

2. Иллюстрации: использование пословиц и поговорок, анекдотов, примеров из литературных произведений и т. д. для повышения убедительности основного тезиса.

3. Позитивная аргументация: изложение положительных результатов и выгод от принятия данной точки зрения или предложения.

4. Негативная аргументация: изложение негативных моментов, отрицательных результатов и последствий, которые возможны в случае непринятия основного тезиса.

5. Ссылка на авторитеты: ссылки на народную мудрость, на великих людей, данные научных исследований и т. д.

6. Логическая аргументация: обоснование своей позиции с использованием логических приемов («Если… то…», «Отсюда следует…»).

7. Эмоциональная аргументация: ссылки на эмоции, отношения, чувства, настроения и т. д. для обоснование справедливости основного тезиса («Приятно, когда…», «Здорово, что можно…», «Вызывает справедливое негодование тот факт, что…» и др.).

8. Гиперболизация: преувеличение, доведение идеи до абсурда с целью подтверждения основного тезиса.

9. Парадоксальные аргументы: неожиданные странные суждения, не соответствующие общепринятым мнениям;

10. Опережающее обсуждение возражений: опережающий самостоятельный показ слабости тех или иных аргументов;

11. Демонстрация собственной убежденности и искренности: собственная увлеченность темой.

12. Использование личных местоимений: частое использование местоимений «мы», «нам», «наше».

 

ТЕСТ. УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?

Инструкция: Отметьте ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком – будь то Ваш товарищ, сослуживец, руководитель или случайный собеседник. Ответив на вопросы, подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение.

 

1. Собеседник не дает мне высказаться, хотя у меня есть, что сказать.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня.

4. Разговор с таким партнером вызывает чувство пустой траты времени.

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.

10. Собеседник вкладывает в мои слова другой смысл.

11. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.

12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.

14. Собеседник при разговоре постоянно отвлекается: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

15. Собеседник делает выводы вместо меня.

16. Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.

17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.

18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая.

19. Когда я предлагаю что-то новое, собеседник говорит, что он думает так же.

20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивая головой, ахает и поддакивает.

21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.

23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает дела и все внимание обращает на меня.

24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.

25. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: "Вы тоже так думаете?" или "Вы не согласны?"

 

Подведем итоги. Если процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение, составляет:

70-100 % – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать;

40-70 % – Вам присущи некоторые недостатки. Но Вам еще не хватает некоторых черт хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговора;

10-40 % – Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вслед за ним некоторые его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет еще приятнее;

0-10 % – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

 

Тесты самоконтроля

1. Функциями профессионального общения являются:

A. Познавательная, организационная, потребительная

B. Вербальная, производственная, образовательная

C. Воспитательная, практическая, распределительная

D. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная

2. Взаимодействие в процессе общения относится к:

A. Интерактивной функции общения

B. Коммуникативной функциии общения

C. Перцептивной функции общения

D. Познавательной функции общения

3. К невербальным способам общения относится:

A. Мимика

B. Речь

C. Письмо

D. Кодирование информации

4. К вербальным способам общения относится:

A. Жестикуляция

B. Мимические реакции

C. Речь

D. Выбор дистанции

5. Психологическим барьером в процессе общения могут выступать:

A. Различия в языке

B. Гендерные различия

C. Профессиональные различия

D. Различия в восприятии ситуации

6. Эффектом социальной перцепции не является:

A. Эффект каузальной атрибуции

B. Эффект края

C. Эффект проекции

D. Эффект ореола

7. Социально-психологический механизм, определяющий оценку собственных действий глазами других людей, называется:

A. Ингибиция

B. Рефлексия

C. Эмпатия

D. Идентификация

8. С психологической точки зрения при установлени



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.132.116 (0.062 с.)