Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Синонимия личных форм глагола
1. Первое лицо множественного числа глагола в научной и публицистической речи может употребляться вместо первого лица единственного числа («авторское мы»): Проанализируем предыдущий пример.
| 2. Второе лицо единственного числа употребляется вместо первого лица единственного числа вхудожественной и публицистической речи. Выражается повторяемое действие или состояние с оттенком обобщения: Идешь ты по дороге…
| 3. Третье лицо множественного числа в устной речи употребляется вместо первого лица единственного числадля намеренного устранения субъекта речи и усиления категоричности: Перестань, тебе говорят!
| 4. Первое лицо множественного числа вместо второго лица(«докторское мы»): Ну, как мы себя чувствуем?
| 5. Третье лицо единственного числа вместо второго лица единственного числа, что создает эффект игнорирования собеседника: Все беспокоятся, а он молчит да молчит.
| 6. Второе лицо единственного числа встречается в художественной литературе и в разговорной речи вместо второго лица множественного числа: Запевай, ребята!
|
Варианты видовых форм
1. В ряде случаев глагол несовершенного вида употребляется вместо глагола совершенного вида, хотя мыслится действие законченное, результативное. Различие между фразами Ко мне приезжал (несов.) брат и Ко мне приехал брат заключается в том, что в первом случае "брат приехал и уехал обратно», а во втором — «приехал и находится здесь». Различные оттенки значения содержатся в конструкции «инфинитив + предикативное наречие нельзя». При инфинитиве совершенного вида выражается значение невозможности совершить действие: нельзя простить. При инфинитиве несовершенного вида выражается запрет или предостережение: нельзя прощать.
| 2. При образовании глаголов совершенного вида при помощи суффиксов иногда создаются просторечные формы (махануть, сказануть, рубнуть и др.).
| 3. Устарелый характер имеют некоторые глаголы многократного вида (сиживать, хаживать и др.).
| 4. В парах видеть — видать, слышать — слыхать второй глагол с оттенком многократного или случайного действия носит разговорный характер (употребляется только в инфинитиве и форме прошедшего времени). Такое же стилистическое различие можно отметить между глаголами свистеть (лит.) — свистать (разг. и нар.-поэт.), поднимать — подымать (только о чем-то тяжелом), прочитать — прочесть, брезгать — брезговать, мучить – мучать, лазить —лазать, мерить — мерить.
| 5. Глаголы типа обусловливать — обуславливать, подытоживать — подытоживать, сосредоточивать — сосредотачивать в зависимости от места ударения делятся на две группы: а) приставочные глаголы совершенного вида с ударением на корневом о (усвоить, сосредоточить,, для которых нет единого твердого правила образования несовершенного вида с корневым о или а (застроить – застраивать, обработать — обрабатывать, но обеспокоить – обеспокоивать, узаконить – узаконивать; б) глаголы с ударением не на корневом о (приколоть, разбросать), в которых при образовании несовершенного видa посредством указанного суффикса корневое о всегда переходит в ударяемое а прикалывать, разбрасывать. В плане стилистическом некоторые глаголы, допускающие обе формы, дифференцируются: формы с о (подытоживать, уполномочивать) – книжные, а формы с а (подытаживать, уполномачивать) – разговорные. В ряде случаев нормативными или предпочтительными являются формы глагола несовершенного вида без суффикса -ыва-/-ива-: оздоровлять, ускорять и др. И здесь возможны стилистические варианты — книжные (без указанного суффикса) и разговорные (с указанным суффиксом): заготовлять — заготавливать.
Не допускается образование глаголов несовершенного вида с суффиксом -ива-/-ыва- от двувидовых глаголов типа адресовать, использовать (формы адресовывать, испольчовывать — просторечные) Встречающиеся в языке военных формы атаковывать, контратаковывать {следует: атаковать, контратаковать) являются профессионально-жаргонными. Не следует употреблять также форму организовывать, хотя она и отмечается толковыми словарями русского литературного языка (в современном употреблении глагол организовать имеет значение как совершенного, так и несовершенного вида).
| 6. В параллельных глагольных формах с суффиксами -изова- и -изирова- типа популяризовать — популяризировать слова, содержащие в своем составе суффиксальный элемент –из-, чаще сочетают этот элемент с - up-: это глаголы активизировать, военизировать, демократизировать, иронизировать, латинизировать, муниципализировать, полемизировать и др. Без - up- глаголов меньше, локализовать, нормализовать, централизовать, электризовать и др. В немногих случаях встречаются два варианта: вулканизовать — вулканизировать, колонизовать — колонизировать, популяризовать — популяризировать, стандартизовать — стандартизировать и др. Книжные варианты с суффиксом -изиро- в данных парах становятся более употребительными.
| 7. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-: вял— вянул, лип — липнул, слеп — слепнул, отверг — отвергнул, гиб — гибнул, прибег — прибегнул, расторг — расторгнул, опроверг — опровергнул, пух — пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас имеют разговорную стилистическую окраску и являются допустимыми. Как правило, суффикс -ну- выпадает в приставочных глаголах: погас, промок, высох и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода, а также множественного числа: гасла, гасло, гасли. В формах мужского рода отмечаются колебания, но наблюдается тенденция к постепенной утрате суффикса -ну-.
| 8. Некоторые бесприставочные глаголы, обозначающие движение, имеют двоякие формы несовершенного вида: бегать — бежать, водить — вести, возить — везти, гонять — гнать, ездить — ехать, катать — катить, лазить — лезть, летать — лететь, носить — нести, плавать — плыть, ползать — ползти, таскать — тащить, ходить — идти.
Первый глагол в паре обозначает действие без указания на направление (глаголы неопределенного движения), а второй — действие протекающее в одном направлении (глаголы определенного движения). Возможны и добавочные семантические оттенки. При выборе формы следует также учитывать роль контекста. Ср.: Я ходил сегодня на работу; Я немного задержался, когда шёл сегодня на работу — повествование сопровождается какими-либо подробностями. Названия средств сухопутного механического транспорта обычно сочетаются с глаголом идти. Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти, так и с глаголом плыть.
|
|