Семантическая синонимия местоимений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семантическая синонимия местоимений



возвратное

 

притяжательные

 

Местоимение себя относится к производителю действия: Купите себе зонтик  (¹ мне, тебе, ему);

Местоимение свой относится к производителю действия: Председатель будет в своем кабинете.

Синонимия единиц мой – свой, твой – свой  не абсолютна: Я встречаю мою сестру. Я встречаю свою сестру (актуализируется точка зрения наблюдателей).

Избыточность местоимения свой очевидна в таких фразах, как: Прокурор воскликнул в своей речи.

Неудачны двусмысленные фразы, в которых есть указание на несколько действующих лиц: Я застал председателя в своем кабинете. Комендант велел дворнику отвести жильца к себе.

Недостатком речи является пропуск местоимений в некоторых устойчивых словосочетаниях: чувствовать обиженным, повлечь, представьте и пр.

определительные

всякий

каждый

любой
1. Разный, самый разнообразный, всевозможный: Проводились всякие совещания.

1. Один из всех в данном количественном ряду; любой из себе подобных, взятый отдельно: Каждый из них расписался в получении денег.   

1. Какой угодно на выбор: Выбирайте любую пачку сока.

2. Выделение единичного предмета из совокупности однородных предметов: Эту информацию можно найти в каждом / в любом / во всяком тексте.

неопределенные

Что-то, кто-то, какой-то – ‘ неизвестное и для говорящего, и для слушающего ’; кое-что, кое-кто, кое-какой – ‘ известное в какой-то степени говорящему, но неизвестное слушающему’; что-нибудь, кто-нибудь, какой-нибудь – ‘ безразлично что, кто или какой’; что-либо, кто-либо какой-либо – ‘ один из любых неопределенных предметов’; местоимение нечто всегда выступает в контексте с определением.

       

s Подумайте и ответьте на следующие вопросы.

 

1. Объясните стилистическую дифференциацию местоимений мой, кто-то, кое-кто, некто, эдакий, сам, самый, этакий, ничейный, самое, некий, оный, сей, ихний, кто-либо, кто-нибудь, ради её.

2. Почему, на ваш взгляд, частотны ошибки в области местоимений, выполняющих анафорическую функцию (см. Для детей беженцев привезли тысячу плюшевых игрушек, но пока им нечего есть)? Приведите примеры подобных ошибок. С какими свойствами речи они связаны?

3. Докажите возможность прономинализации таких слов, как человек, проблема, образ, факт, дело, при определенных условиях, в данном случае, по следующему вопросу, целый день.

4. Объясните причину стилистической ошибки в предложении: Кто-то из отдыхающих целыми днями ездили по экскурсиям. Каков её характер: морфологический или синтаксический? Ответ аргументируйте.

5. Выберите правильный вариант: Брат старше её. Брат старше неё. Объясните, какими критериями вы руководствовались.

 

# Практические задания

 

1. Выделите качественные конструкции, в которых местоимение подчеркивает постоянное свойство. В какой сфере «работают» подобные конструкции?

Дети – они меня поняли. Дети – они всегда шумят. Дети – они способны все понять. Грибы – они полезные. Грибы – они готовы, можно есть. Чай – он вкусный. Чай – он холодный, пейте молоко. Техника – она всегда подводит. Техника – она подводит, если недоброкачественная.

2. Скажите, какое свойство местоимений не учли журналисты «Комсомольской правды», написавшие фразы: 1) Наздратенко ввел новые тарифы, удобные только себе. 2) Коржаков дает характеристику Ельцину. Этот человек превышает амбициями способности. 3) Только достойный человек может получить такой подарок, которым оказался Г.Савельев.

3. В каких предложениях употребление слова свой ошибочно?

- Я вижу этого человека на своем месте.

- Он выгуливал собаку со своими медалями.

- Она потеряла свое сознание.

- И вдруг он оставил свои увлечения.

- Каждая школа с учетом своей специфики определяет наиболее эффективную методику использования обучающих машин.

- Изготовьте двери по своим размерам.

- В приведенной точке зрения есть свое рациональное зерно.

- Директор интерната свое главное внимание уделяет воспитательной работе.

- Справка дана Ивановой А в том, что ей действительно разрешается продать свое мясо.

4. Произведите компонентный анализ слов: всякий, каждый и любой. В каждом примере вместо точек вставьте одно из этих местоимений (использованы фрагменты выступлений юристов, собранные Н.Н.Ивакиной). Обоснуйте свой выбор.

- У нас …гражданину бесплатно в его районной поликлинике доступны совет и консультация профессора и его ассистентов по … специальности, не говоря уже о безотказной помощи участкового врача, скорой, неотложной, помощи, выезжающих в … время суток по первому сигналу.

- … из участников конференции была оказана финансовая поддержка.

-  В одиночестве способен жить не ….

- Известно, что … случай нарушения дисциплины не должен оставаться без внимания трудового коллектива.

- Как и во … деле, здесь нужны порядок и дисциплина.

- Не … эгоист может стать разбойником.

- …знает, сколько положено получить в качестве аванса.

- Наверное, …житель Запрудья толком даже не ответит на вопрос о религиозном смысле «девятой недели от Пасхи», но … знает, что этот престольный праздник в старину отмечался.

- Одно деяние расчленяется на два самостоятельных действия, и … из них рассматривается как независимое друг от друга преступление.

- Можно отписаться от … претензии, отмахнуться от … иска.

- … из нас когда-то был наивным в этих вопросах.

Стилистика наречий

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.006 с.)