Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синонимия возвратных/невозвратных глаголов
Варианты форм наклонения
Варианты форм времени
Образование причастий и деепричастий Глаголы |
Причастия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
действительные | страдательные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
настоящего времени | прошедшего времени | настоящего времени | прошедшего времени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
несовершенного вида, переходные | + | +
| + * многие причастия на -мый, особенно в краткой форме, имеют сугубо книжную стилистическую окраску (типа хранима, несомый); *не образуются от многих глаголов на -ить (белить, гладить, жарить, квасить, клянчить, крутить, мусорить, рубить), а также от глаголов писать, резать, прятать, плести, вести, печь, петь, беречь, брать, пить, жевать, тереть | + *страдательные прошедшего времени от глаголов разглядеть, по-жалеть, перетерпеть, обозреть, достать, приютить, сглазить, осиротить и некоторых других. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
несовершенного вида, непереходные | + * формы причастий от изобилующих глаголов, имеющих параллельные формы, различаются стилистически: формы на -ающий (типа махающий) разговорные. | + *бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть, мерзнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия гаснувший, мокнувший, мерзнувший, пухнувший, вянувший, сохраняя этот суффикс; | _ | _ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
совершенного вида, переходные | _ | +
* глаголы с суффиксом -ну- типа ввергнуть, отвергнуть, расторгнуть, опровергнуть образуют параллельные формы причастии, как и личные формы мужского рода прошедшего времени: ввергший — ввергнувший, отвергший — отвергнувший, расторгший — расторгнувший, опровергший — опровергнувший; * у глаголов изобрести и приобрести рекомендуемые формы причастий — изобретший, приобретший (а не изобревший, приобревший);. * не могут быть образованы причастия: действительные прошедшего времени от глаголов с корнем гнести и честь (нагнести, угнести, вычесть, прочесть, счесться, честь) (невозможна форма ни типа пропевший, ни типа прочетший).
| _ | + *у глагола заклеймить рекомендуемая форма причастия зеклейменный (не заклеймленный). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
совершенного вида, непереходные | _ | + | _ | _ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основа глагола |
Деепричастия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
настоящего времени | деепричастие несовершенного вида с суффиксом –а- | *возможно вариантное использование основ: рыща - рыская | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деепричастие несовершенного вида с суффиксом –учи- (-ючи-) | *стиль книжный, народно-поэтический; в значении наречий употребляются формы играючи, крадучись, припеваючи, умеючи и др. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деепричастие совершенного вида с суффиксом –а- | *такие формы обычно бывают вариантными: возвратившись – возвратясь; глаголы на -сти не образуют параллельных деепричастных форм: вывести — выведя, отвезти — отвезя, обрести — обретя, недопустимо употреблять выведши, отвезши, обретши. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
инфинитива | деепричастие несовершенного вида с суффиксами –в-, -вши- | *непродуктивное, вариантное образование: зная - знавши | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
деепричастие совершенного вида с суффиксами –в-, -вши- | *стилистически окрашенное образование (разговорный стиль); варианты деепричастий заперши, умерши, отперши, вытерши, натерши при наличии нормативных заперев, умерев, отперев, вытерев, натерев являются допустимыми. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группы глаголов, не образующих деепричастий: 1. Основа настоящего времени на шипящую: вязать (-вяж-), пахать (-паш-), плясать (-пляш). 2. Глаголы с суффиксом –ну-: блекнуть, тонуть. 3. Основа настоящего времени на г,к: беречь (-берег-), толочь (-толк-). 4. Неслоговая основа настоящего времени: ждать (-жд-), ткать (-тк-). 5. Глаголы группы лежать, лезть. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
s Проанализируйте таблицы. Составьте сообщение на тему «Стилистические ошибки в глагольных формах. Проиллюстрируйте доклад собственными примерами.
|
# Практические задания
1. Укажите в следующих парах глагольных форм стилистически нейтральные, правильные. Если оба варианта допустимы в литературном языке, то укажите их стилистические и смысловые различия.
Ассигновать – ассигновывать, брызгает – брызжет, видал – видел, выйди – выйдь, выгляни – выглянь, вылезть – вылезти, выпив – выпивши, высыпешь – высыплешь, двигает – движет, достигла – достигнула, едь – поезжай, засох – засохнул, изготавливать – изготовлять, каплет – капает, класть – ложить, колыша – колыхая, легализоваться – легализироваться, ляг – ляжь, мурлычет – мурлыкает, напои – напой, нормализовать – нормализировать, обвесить – обвешать, обезлесила – обезлесела, обусловливать – обуславливать, ослабеть – ослабнуть, переубежу – переубедю, плещет – плескает, подытоживать – подытаживать, полоскают – полощут, привык – привыкнул, промок – промокнул, проявить – проявлять, разостлать – расстелить, рыскает – рыщет, сказав – сказавши, слушаешь – слушаешься, сох – сохнул, стлать – стелить, удостоивать – удостаивать, умертвлю – умерщвлю, умея – умеючи, уполномачивать – уполномочивать, хотят – хочут, щиплет – щипает - щипет.
2. Объясните, какие грамматические категории нарушили говорящие при образовании следующих форм глаголов: дремай, каплет, соскребсти, жгём, пронзю, мокнул, хочут, закончь, гнели, усилять, отомщать, скрал, гуднуло, разложиваешь, поженился, отхлынивает, вытеревший, расколонный, цветущийся, толкнутый, не ожидав, положа, евши, вышев, пиша.
3. Образуйте все возможные формы причастий и деепричасий от данных глаголов, указав ограничения в образовании: хлопать, лаять, терпеть, молоть, бриться, плясать, ждать, знать, прыгнуть, дышать, ввергнуть, сдобрить, капать, обернуться.
4. Исправьте ошибки в образовании причастий и деепричастий: приобрёвший, пронжённый, заклеймлённый, обезопашенный, вышибенный, приплёвший, прилипнувший, приносивший бы, обретев, закроя.
5. Действительные причастия настоящего времени на -щийся- совпадают в значении со сострадательными причастиями на –мый: состав, отправляющийся (отправляемый) на восток: рукав, пришивающийся (пришиваемый) к пройме, товар, выставляющийся (выставляемый) на витрину. Какое причастие следует предпочесть в конструкции: реакция, вызывающаяся (вызываемая) медицинским препаратом? Почему?
6. Исправьте ошибки в предложениях.
- Лесную тишину временами нарушали сорвавшиеся с высоких сосен комья снега.
- Свиньи, отправляющиеся на убой, нагуляли много жира..
- Во время побелки потолка следовало застелить полы бумагой.
- Просьба не стучаться без необходимости.
- Участники митинга погружаются в автобус.
- Пиша роман, автор не раз задумывался над этим вопросом.
- Книга познакомит читателя с историей театра, рассказывает об актерах.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.03 с.)