Стилистические средства русского языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стилистические средства русского языка



1. Понятие стилистических ресурсов русского языка (на всех уровнях языковой системы).

2. Понятие средств словесной образности. Тропы и фигуры.

3. Семантические фигуры замещения (фигуры количества и фигуры качества) и фигуры совмещения (фигуры тождества, неравенства и противоположности).

4. Синтаксические фигуры: по количественному составу (фигуры убавления и фигуры добавления) и по расположению компонентов синтаксической конструкции.

 

. Стилистические ресурсы современного русского языка имеются на всех уровнях языковой системы и обнаруживаются в общепринятых приемах употребления языковых стилистических единиц.

Одним из богатейших средств стилистической выразительности речи являются средства словесной образности, основными из которых являются тропы и фигуры.

Троп (от греч. Tropos –поворот, оборот речи) – перенос наименования, заключающийся в том, что слово, предложение, традиционно называющее один предмет или явление, процесс, используется в данной речевой ситуации для обозначения другого предмета или явления. Механизм действия тропов – совмещение в одном слове или высказывании двух семантических планов: коллективно-языкового, соответствующего буквальному значению языковой единицы, и ситуативного, относящегося к данному случаю.

Фигуры речи – 1) в широком смысле: любые языковые средства, включая тропы, придающие речи образность и выразительность; 2) в узком смысле: синтагматически образуемые средства выразительности.

 

Семантические фигуры

(в широком смысле)

Фигуры замещения

Фигуры совмещения

Фигуры

количества

Фигуры

качества

Фигуры тождества

Фигуры неравенства

Фигуры противоположности

гипербола мейозис литота метафора метонимия ирония сравнение синонимы климакс антиклимакс каламбур зевгма антитеза оксюморон
                         

Синтаксические фигуры

По количественному составу

По расположению

Фигуры убавления

Фигуры добавления

инверсия

параллелизм

хиазм

анафора

эпифора

симплока

эллипсис апосиопеза просиопеза апокойну повтор анадиплозис пролепса
                         

 

s Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. По каким параметрам все фигуры делятся на семантические и синтаксические?

2. Что лежит в основе дальнейшей классификации семантических фигур и синтаксических фигур? Аргументируйте свою точку зрения.

 

# Практические задания

 

1. Укажите ряды, в которых синонимы различаются а) стилистически, б) смысловыми оттенками, в) стилистически и по смыслу одновременно:

- отомстить, отплатить, попомнить, расквитаться;

- отправиться, отбыть, поехать, укатить, двинуться, податься, махнуть;

- развлекать, забавлять, занимать, веселить, потешать;

- развод, расторжение брака;

- разгласить, разболтать, раструбить, растрезвонить;

- разделиться, распасться, раздробиться.

 

2. Определите стилистическую нейтральность или маркированность слов, входящих в один и тот же синонимический ряд:

- выговор, внушение, нагоняй, проборка, разнос, нахлобучка, головомойка, баня, взбучка, фитиль;

- вид, внешность, наружность, облик, обличье, видимость;

- лицо, физиономия, лик, личность, рожа, морда, рыло;

- лицо, личность, особа, персона, фигура, субъект, тип, элемент.

 

3. Отметьте семантические и стилистические особенности следующих имен существительных:

Держатель – держалка, умывальник - умывалка, открывалка - открывашка, директриса – директорша, монахиня – монашка – монашенка, полковница – полковничиха, учительница – учительша, журналисты – журналюги, читальня – читалка, продавец – продавщик, лжец – лгун, растеряха – растеряша.

 

4. Различаются ли семантически или стилистически словоформы: в лесу – в лесе, в меху – в мехе, в мозгу – в мозге, на дому – на доме, в цвету – в цвете. Составьте предложения с этими словоформами.

 

5.  Установите, что общего и различного в значении предлогов, выделенных в следующих предложениях:

Благодаря исключительности своего положенья, своей фактической независимости, Хорь говорил со мной о многом, чего из другого рычагом не выворотишь, как выражаются мужики, жерновом не вымелешь (Тургенев). Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего (Салтыков- Щедрин). С некоторого времени свидания в роще были прекращены по причине дождливой погоды (Пушкин). Матушка ваша по доброте своей и лекарям меня показывала, и в больницу посылала (Тургенев). По случаю волнения на море пароход пришел поздно, когда уже село солнце, и, прежде чем пристать к молу, долго поворачивался (Чехов).

6. Подберите примеры средств словесной образности, включая тропы и фигуры.

 

7. Определите, какие фигуры использованы в следующих примерах, разграничьте синтаксические и семантические фигуры:

- …посему я буду счастлив уделить всевозможное внимание всякому изъявлению твоей благодарности, но желательно в письменной форме и на одной стороне листа (В.Набоков) – из обращения к узнику.

- Все молчали: охранник, стены, кувшин… (В.Набоков).

- Я царь,я раб, я червь, я бог (Г.Державин).

- Мы едим, чтобы жить, а живем для того, чтобы есть (АиФ).

- Все покупают газеты, чтобы читать, вы читаете ВА-Банк, чтобы покупать (ВА-Банк).

- Цинцинат подвязал потуже халат. Цинцинат сдвинул и потянул кричащий от злости стол (В.Набоков).

- Собаки в сенцах завиляли хвостами, и лица у них, после Фогельшиной морды, казались родными и добрыми (Н.Тэффи).

- -Ваша мама ужасная красавица, - покраснев, говорит Люня. – Моя мама тоже ужасная красавица, но ваша еще ужаснее (Н.Тэффи).

- Как природа допустила рождение Гитлера, Чикатило и моей тещи Антонины Ивановны (Н.Фоменко).

- Сниму зубную боль. Обращаться к фотографу (Н.Фоменко).

 

8. Какие средства словесной образности использовали авторы следующих строк:

А. Светила нам только зловещая тьма (А.Ахматова).

Кому сказать мне, с кем поделиться той грустной радостью, что я остался жив (С.Есенин).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса (А.Пушкин).

 

Б. Значит – это кому–то нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

  Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной? (В.Маяковский).

«Все мое», - сказало злато;

«Все мое», - сказал булат.

«Все куплю», - сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат (А.Пушкин).

 

Грубым дается радость.

Нежным дается печаль.

Мне ничего не надо,

Мне ничего не жаль (С. Есенин).

Самое лучшее море то, где еще не плавал,

Самый лучший ребенок тот, что еще не вырос,

Самые лучшие дни в нашей жизни те, что еще не прожиты,

И самое прекрасное из сказанных тебе слов то, что я еще скажу (Н.Хикмет).

- Поспеши ко мне, - велела.

- Посмеши меня, - велела.

- Полюби меня, - велела.

- Погуби себя, - велела (Н. Хикмет).

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

 Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.К.Толстой).

Не станет нас! А миру хоть бы что.

Исчезнет след! А миру хоть бы что.

Нас не было, а он сиял и будет.

Исчезнем мы, - а миру хоть бы что! (О.Хайям).

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день (А.Пушкин).

 

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой,

Победы краткою мечтой,

Клянусь свиданием с тобой

И вновь грозящею разлукой (М.Лермонтов).

 

В. Как мальчик кудрявый резва,                       

Нарядна, как бабочка летом… (М.Лермонтов).

 

Для чего же, бросив друга

И кудрявого ребенка,

Бросив город мой любимый

И родную сторону,

Черной нищенкой скитаюсь

По столице иноземной?… (А.Ахматова).

 

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом (А.Пушкин).

 

Г. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть (С.Есенин).

 

Пускай ты выпита другим,

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость (С.Есенин).

 

Д. В сто сорок солнц закат пылал (В.Маяковский).

 

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…, а сам с ноготок (Некрасов).

 

Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (А.Грибоедов).

 

9. Какие языковые явления лежат в основе следующих афоризмов:

Выход из безвыходной ситуации бывает именно в том месте, где был вход (Ежи Лец); Видеть Вас одно удовольствие, а не видеть – другое! (Н.Фоменко); Было так поздно, что стало уже рано (А.Солженицын); Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека (К.Прутков); Многие из тех, кто опередил свой век, вынуждены были ожидать его в местах не столь отдаленных (АиФ); По сырью завод относится к цветной металлургии, а по характеру финотчетности – к металлургии черной (АиФ); С годами у одних становится больше ума, у других – денег, у третьих – печень (АиФ); Где начало того конца, которым оканчивается начало? (АиФ); Молодая была уже немолода. (АиФ); Дети – цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. (АиФ); Женщины подобны диссертациям: они тоже нуждаются в защите  (АиФ); Два одиноких фотографа срочно снимут квартиру (АиФ); Сегодняшняя наша бедность – не порог (АиФ); Руководитель, склонный к замопожертвованию (АиФ); Если повысить плату за проезд, то дорогу осилит имущий (АиФ); Придя к теще, зять воскликнул: «Деньги на дочку!» (АиФ).

 

10. На каком стилистическом приеме основаны следующие тексты:

Они сошлись. Вода и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой (А.Пушкин).

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови! (М. Лермонтов).

 

Он был в белом плаще. Он стоял на пороге.

Он был в белом плаще. Он в окно заглянул.

«Я посланец любви. Я к тебе от нее.

Ты невеста Его. Я пришел за тобой».

Так сказал он и руки ко мне протянул.

Так сказал он. Как голос был чист и глубок!

И глаза его строгие были черны.

И глаза его нежные были светлы.

Я сказал: «Я готов. Я давно тебя жду».

Я сказала: «Иду. Передай: я иду» (Б.Акунин).

 

11. Подумайте, какое стилистическое средство объединяет многие русские пословицы. Докажите примерами.

12. Определите, что объединяет следующие высказывания:

- Закройте окно и рот.

- Мужчины носят усы, а женщины – воду.

- Эффект может оказаться двойным – сбросите и вес и губернатора.

- Досуг в семье проводили по-разному: муж выжимал штангу, а жена – белье.

- Благодаря нему он потерял свою новую форменную фуражку и веру в человечество.

- Прогуляю вашу собаку, автомобиль, квартиру.

 

 

Тема №3

Официально-деловой стиль

1. Сфера функционирования официально-делового стиля, его адресат и основные функции.

2. Основные стилеобразующие черты.

3. Языковые средства, составляющие систему официально-делового стиля.

4. Структура официально-делового стиля: подстили и жанры официально-делового стиля. Ядро и периферия стиля.

. Большинство лингвистов, исследующих функциональные стили, считают, что официально-деловой стиль выделяется своей относительной устойчивостью, замкнутостью, неким консерватизмом. Объяснения такому утверждению можно найти, проанализировав следующую таблицу, в которой схематично отражены основные характеристики официально-делового стиля.

Сфера

Область правовых отношений

Подстили

законодательный

дипломатический

канцелярский
Некоторые жанры

закон, указ, устав

международный договор, нота протеста, соглашение

приказ, докладная, заявление, распоряжение, объяснительная
Адресат

юридические лица, физические лица, государства

Функция

воздействующая

Стилеобразующие черты императивность, долженствование

точность

неличный характер

стандартизованность,

клишированность

Языковые средства проявления   косвенный способ выражения императивности: -инфинитив, -повествовательные конструкции, -перформативные глаголы, -настоящее время глагола в значении предписания, -будущее время глагола в модальном или условном значении, -прошедшее время подчеркнутой констатации, -широкое использование кратких прилагательных модального характера

специальная терминологическая лексика,

однозначность нетерминологической лексики, отсутствие синонимических замен, лексические повторы

отсутствие форм глагола 1 и 2 лица, отсутствие личных местоимений 1 и 2 лица, наименование лиц по социальному статусу

устойчивые обороты деловой речи,

устойчивые формы и способы оформления документов

Языковые приметы стиля

отсутствие текстов-рассуждений, низкий процент сложноподчиненных предложений с придаточными причины, широкое употребление условных конструкций, осложненные предложения, увеличенный размер предложения

             

s Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте базовый комплекс официально-делового стиля.

2. На основании каких экстралингвистических и лингвистических факторов канцелярский подстиль можно отнести к периферии официально-делового стиля?

# Практические задания

1. Напишите заявление на имя ректора с просьбой продлить Вам сессию.

2. Напишите объяснительную записку по поводу пропущенных занятий.

 

3. Подберите фрагмент официально-делового текста и проанализируйте его по схеме.

А) Определите, к какой сфере делового общения относится данный текст: законодательной, дипломатической, канцелярской.

Б) Определите адресата и цель создания данного теста.

В) Выделите все стилеобразующие черты и языковые средства их реализации.

Г) Проанализируйте языковые приметы данного стиля:

- охарактеризуйте текст по наличию в нем констатации, утверждения фактов и предписания адресату относительно этих фактов;

- опишите лексические, морфологические и синтаксические особенности данного текста, опираясь на речевые нормы официально-делового стиля;

- выделите примеры клишированности, стандартности в данном тексте.

Д) Определите, относится данный текст к ядру или периферии официально-делового стиля; а для этого выясните, полностью ли данный текст соответствует нормам официально-делового стиля или есть языковые приметы другого стиля.

 

4. Определите, как в следующем фрагменте текста проявляется неличный характер.

 

Статья 213. Вынесение решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу

В случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим трудовой спор.

При вынесении решения о восстановлении на работе орган, рассматривающий трудовой спор, одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год.

По просьбе работника орган, рассматривающий трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных выше компенсаций и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

 

5. Во фрагменте текстаиз задания 4 выделите все клишированные, стандартизованные словосочетания.

6. Ознакомьтесь с текстом и его анализом, выполненным студенткой И.Федотовой. Какие стилеобразующие черты выделила студентка? Согласны ли вы с ее анализом? Что бы вы могли добавить?

 

Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. №21

"О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" (с изменениями от 18 мая 1998 г.)

В целях создания системы государственного управления образованием в Российской Федерации, соответствующей задачам его функционирования и развития в условиях осуществления экономической реформы, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Сформировать следующую систему органов государственного управления дошкольным, школьным, профессионально-техническим, средним специальным, высшим педагогическим и внешкольным образованием в Российской Федерации:

Министерство образования Российской Федерации;

министерства образования республик в составе Российской Федерации;

управления (главные управления, комитеты, департаменты) образования краев, областей и автономных образований;

комитеты (департаменты) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга. Органы управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе) могут быть созданы по решению органов местного самоуправления.

Указанные органы управления образованием реализуют единое руководство системой государственных учреждений дошкольного, школьного, профессионально-технического, среднего специального, педагогического и внешкольного образования на федеральном, республиканском, региональном и территориальном уровнях.

2. Установить, что:

руководители органов государственного управления образованием республик в составе Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, предусмотренном законодательством этих республик, с учетом мнения Министерства образования Российской Федерации, а руководители управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования краев, областей и автономных образований, комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга - руководителями соответствующих органов исполнительной власти по согласованию с Министерством образования Российской Федерации;

руководители управлений (главных управлений, отделов) образования районов, городов, округов (в городе) назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке, предусмотренном действующим законодательством о местном самоуправлении.

3. Структура министерств образования республик в составе Российской Федерации утверждается в установленном порядке с учетом мнения Министерства образования Российской Федерации, структура управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования краев, областей, автономных образований, комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга утверждается в установленном порядке по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, а структура управлений (главных управлений, отделов) образования районов, городов, округов (в городе) утверждается в установленном порядке соответственно по согласованию с министерствами образования республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями, комитетами, департаментами) образования краев, областей, автономных образований, комитетами (департаментами) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

4. Положения об органах государственного управления образованием в Российской Федерации утверждаются:

о министерствах образования республик в составе Российской Федерации - правительствами этих республик с учетом мнения Министерства образования Российской Федерации;

об управлениях (главных управлениях, комитетах, департаментах) образования краев, областей, автономных образований, комитетах (департаментах) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга - соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с Министерством образования Российской Федерации;

об управлениях (главных управлениях, отделах) образования районов, городов, округов (в городе) - соответствующими органами исполнительной власти по согласованию с министерствами образования республик в составе Российской Федерации, управлениями (главными управлениями, комитетами, департаментами) образования краев, областей,

автономных образований, комитетами (департаментами) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Первый заместитель

Председателя Правительства Российской Федерации  Г.Бурбулис

Анализ текста

Данный текст (Постановление Правительства РФ) принадлежит к такой сфере делового общения, как законодательная, и адресован органам государственного и муниципального управления различными уровнями образования. Целью его создания является упорядочение системы государственного управления образованием в Российской Федерации.

Императивность данного теста проявляется такими способами, как использование инфинитивных конструкций (сформировать, установить) и слов, называющих речевые жанры (постановляет). Косвенный характер проявляется в том, что глаголы настоящего времени выступают в значении настоящего предписания (реализуют единое руководство, назначаются на должность и освобождаются от должности, структура утверждается).

Точность текста проявляется в постоянном повторении различных слов и словосочетаний, чтобы избежать двусмысленности и иносказания

Неличный характер обнаруживает себя в том, что в тесте не используются глаголы 1 и 2 лица, а также личные местоимения. Зато в избытке использование пассивного залога, через который также проявляется неличный характер текста (органы управления могут быть созданы, руководители органов назначаются и освобождаются, структура утверждается).

Кроме того, в тексте присутствуют стандартизованные конструкции, такие, как «в целях создания», «в условиях осуществления», «в порядке, предусмотренном законодательством», «в установленном порядке», «по согласованию», «соответствующими органами исполнительной власти», «реализуют руководство».

Также в данном тексте можно обнаружить словосочетания со сложными предлогами (в целях создания, с учетом мнения, по согласованию), а также использование отглагольных существительных (функционирование, в условиях осуществления).

В качестве еще одного стилеобразующего фактора можно отметить и сложность предложений (например, в пункте 3 длинное предложение, включающее в себя несколько отдельных предложений).

На основании проведенного анализа, учитывая императивный характер данного текста, использование клишированных слов и выражений, отсутствие глаголов 1 и 2 лица, точность, проявляющуюся в многократном повторении одних и тех же слов и словосочетаний, использование пассивных конструкций, а также отсутствие рассуждения и повествования, можно сделать вывод, что данный текст принадлежит к официально-деловому стилю.

 

7. Проанализируйте фрагмент текста:

 

       Статья 102

1. К сведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

Тема №4

Научный стиль

1. Базовый комплекс факторов, определяющих научный стиль. Сфера функционирования научного стиля. Адресат. Основные функции.

2. Структура научного стиля: подстили и жанры. Ядро и периферия.

3. Стилеобразующие признаки научного стиля и языковые средства их реализации.

4. Языковые ресурсы научного стиля (на уровне лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса).

. Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия 18 века, когда авторы научных книг и переводчики начали создавать русскую научную терминологию. Большая заслуга в формировании научного стиля принадлежит М.В.Ломоносову и его ученикам. Окончательное формирование научного стиля приходится на вторую половину 19 века. Независимо от характера наук (естественных, гуманитарных, точных) научный стиль имеет общие специфичные черты, которые в обобщенном виде представлены в виде следующей таблицы.

Сфера

научная

Подстили наука

образование

Некоторые жанры монография, научная статья, диссертация, научный доклад

учебник, лекция, учебно-методическое пособие

Адресат узкий круг специалистов

интересующиеся, изучающие определенную область науки

Функция познавательная, информативная

информативная, воздействующая

Стилеобразующие черты точность отвлеченность, обобщенность подчеркнутая логичность
Языковые средства реализации лексические: -терминологичность словарного состава, -употребление многозначных слов в одном значении, -приведение фактических (цифровых) данных лексические: -абстрактная лексика, -специальные лексические единицы, -глаголы производной обобщенно-производной семантики грамматические: -обобщенно- личные предложения, -пассивные конструкции, -временные формы глаголов во вневременном значении, -ослабленность видового значения, преобладание форм 3-го лица, -ослабленность грамматического значения категории числа, -образование форм множ.ч. у абстрактных и вещественных сущ., -повышенная частотность слов среднего рода, -употребление кратких форм прилагательных со значением постоянных свойств предмета   синтаксические: -связь предложений при помощи повторяющихся слов (линейная тематическая последовательность), - использование метатекста, - подчеркнутая авторизация, использование ссылочных оборотов, - тип текста – рассуждение и описание
Языковые приметы стиля

именной характер (преобладание имен над глаголами), широкое использование осложненных и сложных предложений, сложноподчиненных предложений с придаточными квазиусловными и квазивременными, косвенное использование побудительных и вопросительных предложений, широкое использование цепи сущ. в Род.п.

s Проанализируйте предложенную таблицу и ответьте на следующие вопросы:

1. На основании каких факторов монографию можно отнести к ядру научного стиля, а лекцию – к его периферии?

2. Какое место займут другие жанры научного стиля? Докажите свою точку зрения.

3. Чем должен отличаться текст курсовой работы от текста научного доклада, предназначенного для слухового восприятия адресатами?

# Практические задания

1. Установите стиль текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Наверное, многие из нас слышали малопонятный термин, который часто упоминается в связи с именем знаменитого Энштейна: теория единого поля. Разработать эту теорию – то есть доказать математически, что нет отдельного магнитного поля, электрического и даже биополя, а все это проявления Единого энергетического поля Вселенной, было любимой и неосуществленной мечтой Энштейна. Такова официальная точка зрения, прочно утвердившаяся в истории науки: мечтал, но не успел… Но есть и другие. (М.Ветрова).

 

2. Выделите научные термины и установите, к какой сфере знаний они относятся. Какими признаками термин отличается от общеупотребительного слова? Какие еще языковые средства доказывают принадлежность текста к научному стилю?

Обсуждая маркеры смены темы, которые могут быть использованы для образования новых макропропозиций, мы уже ввели ряд чисто семантических стратегий для вывода макроструктуры. В то время как макропропозиции могут быть выражены непосредственно, макроструктуры могут быть надлежащим образом выведены только из глубинных семантических репрезентаций. Поэтому именно значения слов, фраз и предложений служат, как правило, фундаментом при выведении тем. (Т.А. ван Дейк).

 

3. Определите стиль текста. Относится ли данный текст к ядру или периферии данного стиля? Докажите свою точку зрения.

 

А. Насекомоядные звери

К этой группе млекопитающих нашей фауны относятся ежи, кроты и землеройки. Все они обладают довольно ограниченными умственными способностями, так что вряд ли подходят в качестве комнатных «друзей» зоолюбителя, но как объекты наблюдений и изучения могут представлять интерес (В.Гусев).

 

Б. Громадная мощность импульсных лазеров позволяет проводить лазерную локацию Луны. Это помогает определять фундаментальные параметры системы «Земля – Луна» и на этой основе решать многие проблемы геодинамики, геодезии, астрономии (Н.Басов).

 

4. Как достигается отвлеченность и обобщенность изложения в следующем фрагменте текста:

Фундаментальным свойством любого текста, в том числе и видеовербального, является целостность, проявляющаяся в его связности и обособленности. Целостность текста отражает целостность объектов и явлений внешнего мира, «объективируя» знания коммуникантов о последнем. Семантика текста формируется двумя взаимосвязанными факторами: семантикой предложений текста и информацией, извлекаемой из системы внутритекстовых связей (Каменская).

5. Выявите, какими синтаксическими конструкциями пользуется автор текста, заменяя я-высказывания, для выражения своей авторской позиции.

Продолжающийся спад производства, малая зависимость инфляционных процессов от ситуации в денежно-кредитной сфере доказывают, что в условиях катастрофического сжатия производственной активности и почти гиперинфляционной динамики цен ужесточение денежной политики лишь обостряет проблему платежеспособности, усугубляет бедственное положение предприятий и домашних хозяйств, полностью лишает их способности к сбережению и инвестированию.

Представляется, что стагфляционный барьер может быть преодолен лишь путем стимулирования спроса на внутреннем рынке, разумной протекционистской политики, скорейшего разрешения платежного кризиса, ликвидации и недопущения в дальнейшем задолженности государства по оплате труда.

Немаловажное значение при этом имеет поиск способов и механизмов нормализации отношений между тремя важнейшими сферами экономической жизни, а именно: между реальным сектором, финансовым сектором и денежным рынком.

Следует отметить, что подавляющее большинство факторов, прямо или косвенно влияющих на перспективы экономической стабилизации, лежат в сфере нормализации денежного обращения. Речь прежде всего об ориентации денежно-кредитной политики на поддержание в обращении того количества денег, которое объективно необходимо экономике на данном этапе ее развития с учетом конкретного состояния экономической конъюнктуры.

В этих условиях качество разработки и степень реализации Центральным банком Российской Федерации политики в сфере денежно-кредитного регулирования во многом зависят от возможности объективно оценивать уровень и динамику развития как отдельных хозяйственных секторов, так и всего народного хозяйства. Важно при этом подчеркнуть, что речь идет не столько об оценке динамики валового продукта, сколько об оценке и прогнозировании уровней и динамики деловой активности в трех взаимосвязанных и взаимозависимых сегментах экономической системы – реальном секторе, финансовом секторе и на денежном рынке. (Г.Г.Никитин).

6. Выделите из предыдущего текста все языковые приметы научного стиля (на уровне лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса).

 

7. Какие средства словесной образности использованы в следующих фрагментах. Приведите примеры использования средств словесной образности из современной научной литературы.

 

Подобно каллиграфу, который разрисовывает на бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа… Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменяется, он, подобно растению, пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили и тщательно сберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание (Н.И.Пирогов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.168 с.)