ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический институт

 

Кафедра педагогики

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ПЕДАГОГИКА»

 

Донецк 2019

УДК 378. 096

ББК 74.10р

  

 

 

М 54 Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине «Педагогика» / / Сост.: коллектив авторов. Под ред. Е.В. Еремка. – Донецк : ГОУ ВПО «Донецкий национальный университтет», 2019. – 26 с.

 

В методических рекомендациях представлены основные этапы работы по подготовке, оформлению и защите курсовых работ по педагогике. Даны примерные темы курсовых работ и краткие методические указания по их выполнению и оформлению.

Методические рекомендации предназначены для организации и совершенствования самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: Педагогика и методика дошкольного образования, Педагогика и методика начального образования.

Предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения, научных руководителей и рецензентов.

 

 

УДК 373 (07)

ББК 74.10р

 

Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Института педагогики Донецкого национального университета. Протокол №__ от ______.

 

 

                                                                        © ГОУ ВПО «ДонНУ», 2019

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….4

1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………..5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ………….7

2.1. Выбор темы курсовой работы…………………………….……7

2.2. Структура курсовой работы……………………………….…...8

2.3. Оформление курсовой работы…………………………….….12

2.4. Руководство курсовой работой…………………………….…14

2.5. Защита курсовой работы……………………………………...14

3. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ………………………15

Приложение А. Образец оформления титульного листа курсовой работы …. 21

Приложение Б. Примерные планы курсовых работ…………………………..22

Приложение В. Образец оформления и примерная структура отзыва научного руководителя на курсовую работу………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Специфика обучения в высшей школе требует продуманной организации самостоятельной работы студентов, обеспечивающей успешное овладение ими не только программным материалом, но и навыками исследовательской, творческой деятельности.

Курсовая работа является одной из форм организации самостоятельной работы студентов. В соответствии с предусмотренными учебными планами бакалавриата, а также в соответствии с «Положением об организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики», утвержденном приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 г. № 380, курсовые работы являются одним из видов индивидуальных заданий студентов. Выполнение и защита курсовой работы бакалавриата должна происходить в конце четвертого и шестого семестров обучения и является одним из видов деятельности в рамках изучения учебной дисциплины «Педагогика» и обязательно для каждого студента.

. Темы курсовых работ определяются и утверждаются соответствующей кафедрой педагогического института (кафедра педагогики).

 В условиях современного образования это наиболее важный и перспективный вид учебной деятельности, способствующий:

- углублению теоретических знаний студентов;

- формированию первоначальных умений и навыков исследовательской деятельности, полученных во время обучения, и их применению для решения практических задач и ситуаций;

- развитию умения соотносить вопросы теории и практики, пользоваться научной и методической литературой, формулировать выводы;

- формированию умения вносить предложения по решению профессиональных задач;

- выработке собственной позиции.

Издание состоит из Введения, трех глав и Приложения. В первой главе «Общие положения» дано понятие курсовой работы, определено ее значение в профессиональной подготовке студентов, сформулированы задачи и основные требования к ее написанию и оформлению.

Во второй главе «Организация и руководство курсовой работой» представлены особенности работы над курсовым проектом, выделены структурные элементы работы, их содержательное наполнение, порядок подготовки к защите и защита, рекомендации по выбору темы, составлению плана, указаны требования к оформлению. Определена роль научного руководителя на всех этапах выполнения работы. Приведен рейтинг-план по оценке курсовой работы.

В третьей главе представлена примерная тематика курсовых работ по дисциплинам в соответствии с учебным планом.

В Приложении представлены образцы оформления титульного листа и примерные планы курсовых работ.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Понятие «курсовая работа» включает литературно оформленное содержание проведенного исследования по заданной проблеме с характеристикой полученных результатов и выводами. Курсовая работа является научной разработкой конкретной темы в небольшом объеме и представляет собой творческую переработку изученного материала на основе знакомства с состоянием исследований по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного аппарата. Она всегда основывается на научной или учебной проблеме и опирается на теоретические исследования или вторичную литературу.

По направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование выпускник, освоивший программы бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду профессиональной деятельности. В частности (ПК-15) выделена исследовательская деятельность, готовность использовать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования.

Выполнение курсовой работы направлено на расширение и углубление знаний, формирование профессиональных умений, решение определенной научной или профессиональной проблемы в соответствии с выбранной темой, формирование компетенций в области исследовательской деятельности, а также других общекультурных и профессиональных компетенций.

Руководство выполнением курсовой работы направлено на решение следующих задач:

1) выработка у студентов необходимых навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, углубление их знаний по специальности, повышение теоретического и профессионального мастерства;

2) формирование умений анализировать современную научную литературу, состояние изучаемой проблемы в практике дошкольного воспитания, делать обоснованные выводы.

В ходе подготовки и написания курсовой работы студент овладевает умениями:

- осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;

- пользоваться современными электронными базами данных, содержащими современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки;

- пользоваться тематическими и профессионально ориентированными интернет-ресурсами;

- грамотно излагать состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее теоретического анализа, систематизации и обобщения;

- участвовать в проведении научных исследований совместно с научными сотрудниками и преподавателями вузов, финансируемых за счет внешних источников (грантов);

- выступать с научными сообщениями и докладами на научных симпозиумах, круглых столах и конференциях.

В процессе выполнения курсовой работы можно выделить три взаимосвязанных этапа: организационный (подготовительный), конструктивно-технологический и этап предоставления результатов (защита курсовой работы).

 

Таблица 1 - Этапы работы над курсовой работой

Этапы работы Виды деятельности
  Подготовительный (организационный) этап Выбор темы курсовой работы и согласование ее с руководителем. Поиск и определение источников информации по теме курсовой работы, со­ставление списка литературы и других источников. Составление плана (содержания) курсовой работы. Определение целей и задач работы. Изучение и анализ литературы и других источников информации. Составление плана исследования, подбор материалов для проведения исследования.
  Конструктивно-технологический этап Обоснование актуальности выбранной темы, раскрытие степени разрабо­танности проблемы во Введении. Определение аппарата исследования. Анализ литературы и выполнение теоретической части работы. Составление выводов по работе, написание Заключения. Оформление списка литературы. Оформление работы в целом (титульного листа, оглавления, ссылок на источники, приложений и др.).
  Защита курсовой работы Выступление с сообщением по теме исследования. Использование презентаций. Ответы на вопросы по теме курсовой

 

Курсовая работа предполагает достаточно глубокий, самостоятельный анализ и оценку состояния изучаемой проблемы в современной науке.

Основным источником информации являются исследования авторов по выбранной проблеме. Содержание работы должно отражать самостоятельность в оценках и суждениях, умение провести компетентный анализ идеи или опыта, аргументацию автора, его четкую позицию. Необходимо рассмотреть исторический материал в свете современного переосмысления прошлого. Студент должен уметь интерпретировать исторический материал: выявлять в нем общее и специфичное, экстраполировать (преломить) получаемые выводы на современность, определять их практическую ценность и актуальность. Ценно, если студент пытается отдельные положения проверить на собственном опыте работы.


Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ по дисциплинам предметной подготовки разрабатывается и утверждается на заседании кафедры, ежегодно пересматривается и обновляется.

При выборе темы курсовой работы важно учитывать:

1) соответствие темы профилю дисциплин по основной образовательной программе;

2) актуальность проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

3) соответствие направлению и проблематике современных научно-педагогических исследований;

4) разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики;

5) направления исследований преподавателей и коллектива кафедры дошкольной педагогики.

После утверждения кафедрой тематики курсовых работ студентам дается общий инструктаж, разъясняющий содержание и основные этапы работы над курсовым проектом. Раскрываются особенности учебно-исследовательской работы, требования к содержанию и оформлению курсовой работы, осуществляется выбор научного руководителя и примерной проблематики исследования.

Тема курсового проекта может быть определена преподавателем (научным руководителем), исходя из направления его научно-исследовательской работы. Привлекая студентов к изучению разных аспектов данной проблемы, преподаватель нацеливает их на творческий поиск темы или предлагает перечень конкретных тем. Таким образом, за каждым преподавателем закрепляется определенная проблематика возможных исследований.

Проблема исследования может быть выбрана студентом в соответствии с его интересами, способностями, может быть связана с преодолением затруднений студента в педагогической деятельности, что характерно преимущественно для заочного отделения. В этом случае окончательная формулировка темы курсовой работы определяется в ходе собеседования с научным руководителем.

После выбора и согласования темы с преподавателем составляется план (график) ее написания, определяющий объем, содержание курсовой работы и сроки ее выполнения. График облегчает контроль за ходом выполнения работы и помогает студенту самостоятельно и осознанно планировать свою деятельность.

Выбор темы и научного руководителя курсовой работы фиксируется в документах кафедры.

 

 

Структура курсовой работы

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист

2. Оглавление (план содержания)

3. Введение

4. Разделы (основная часть)

5. Заключение

6. Список использованных источников

7. Приложение

Титульный листоформляется в соответствии с определенными требованиями к научным работам. В верхней части листа указывается название учебного заведения, факультета и кафедры, на которой выполняется работа. В середине листа пишется тема курсовой работы. Ниже, справа – «курсовая работа», фамилия, инициалы студента, курс и отделение. Еще ниже – ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы научного руководителя. Внизу, по центру указывается название города и год написания работы. 

Образец оформления титульного листа представлен в Приложении 1. 

В оглавлении (плансодержания)последовательно излагаются названия разделов курсовой работы. Их формулировки должны соответствовать теме и содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее логику, что обеспечит стройную систему в изложении материала. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый раздел. Примерное оформление оглавления (план содержания) представлено в Приложении 2.

Введениедолжно начинаться с постановки проблемы, из которой следует актуальность выбранной темы в связи с действующими нормативными документами в области образования (дошкольного или начального). Критерий актуальности указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. В обосновании актуальности необходимо показать состояние исследуемой проблемы в современной теории и практике воспитания и образования детей определенного возраста, назвать ведущих специалистов и исследователей данной проблемы и направления их поисков, показать степень разработанности темы. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, которые имеют место в практике.

Во Введении обозначаются проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, методы исследования, указывается структура работы.

Проблема исследования- тот вопрос, который возникает, на который надо ответить.

Тема исследования- лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуемой области.

Объект исследования - сфера (область) поиска, то, на что направлен процесс познания. Объектом может быть педагогический процесс, или область педагогической действительности, или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие.

Предмет исследования- ограниченный аспект сферы поиска, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению

Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы.

Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и закономерностей, разработка теории и методик. Это мысленное предвосхищение результата, который будет получен в ходе исследования (каким его видит исследователь). Цель считается достигнутой, если сформулирована, обоснована, доказана и проверена на практике ведущая идея, отраженная в теме.

Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить и т.д.

Методы исследования - это путь исследования или познания, это способы решения научно-исследовательских задач и получения результата исследования. Обычно используются теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование и др.), эмпирические, обеспечивающие сбор данных (наблюдение, изучение продуктов деятельности, документации, анкетирование, социометрия, беседа, метод независимых характеристик, эксперимент и др.) и математические методы (обработка количественных данных, ранжирование, шкалирование и др.).

Формулировка перечисленных характеристик будет зависеть от специфики темы исследования, подготовленности студента и др.

В конце вводной части дается описание структуры курсовой работы. Окончательный вариант введения рекомендуется писать после полного завершения основной части курсовой работы, когда студент уже овладел материалом по данной теме.

Основная частьможет состоять из 2-3 разделов, разделенных на подразделы (сложный план) или только из разделов (простой план). В ней раскрываются история и теория вопроса, дается критический анализ литературы. Обычно в первом разделе представлено теоретическое обоснование общей проблемы, а во втором – отдельный теоретический аспект проблемы исследования, в третьем – изложение и анализ опыта решения данной проблемы, представленный в литературе. Каждый раздел заканчивается выводом, созвучным с его названием.

Работу следует начинать с обзора литературы по теме исследования (авторефераты, диссертации, статьи, монографии, дипломные работы студентов и т.д.).

При составлении библиографии следует изучить периодические издания «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы психологии», «Дошкольное воспитание», «Педагогическое обозрение», «Ребенок в детском саду» и другие общепедагогические, психологические и методические издания. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов и на интернет-сайтах. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по изучаемой теме следует определить основные подходы, направления научных исследований ученых и специалистов в данной области.

Важно определить базовые понятия по теме исследования. Чтобы их использование было однозначным, необходимо найти их определения в энциклопедиях, толковых словарях, предметных указателях основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий анализируются и сравниваются. Обязательно указывается, какое толкование терминов будет принято за основу в данном исследовании.

Полученная информация фиксируется в виде записей разного рода: выписки, цитаты, конспекты, ксерокопии, схемы и т.д.

Конспектирование- краткое, логичное, точное изложение основных идей с сохранением авторской мысли и оригинальности суждений, последовательное описание основного содержания книги или статьи в повествовательной форме.

При составлении конспекта важно обратить внимание на осмысление и выделение в тексте терминов, определений, дат, главных идей, примеров, выводов автора. На полях делаются собственные выводы, замечания, обобщения.

В конспекте необходимо указывать фамилию, инициалы автора, полное название труда, место и год издания, номера страниц.

Выписки (цитирование)  - дословные выдержки из подлинного текста, наиболее важные положения автора, примеры, выводы. Такие выдержки бывают полезны для ссылок на высказывания авторитетных лиц при необходимости обоснования и подкрепления своих суждений. В цитате должна быть четко выражена мысль автора первоисточника.

При цитировании фрагмент текста выписывается без каких-либо изменений, ставятся кавычки, и указываются номера страниц основного текста, откуда взята цитата. Если есть необходимость убрать что-то из цитаты, то вместо изъятых слов (фраз) ставится многоточие. Число используемых цитат должно быть оптимальным и определяться потребностями разработки темы. На полях полезно указать свою оценку данной цитаты.

Тезисы– кратко сформулированные положения, содержащие основные идеи источника. Тезисное изложение должно быть логически взаимосвязанным. Содержание литературного источника, оформленное в тезисах, представляет собой более краткое изложение, чем в конспекте.

Записи рекомендуется делать на одной стороне отдельных листов, на полях указывать, к какому вопросу они относятся. Особое внимание следует обратить на полемические положения, сходства и различия в позициях авторов, выразив собственную точку зрения.

На основе изучения литературы по каждому разделу плана накапливается материал и составляется окончательный план курсовой работы, представляющий собой выделение узловых моментов темы.

Основная часть заканчивается анализом полученных в ходе теоретического изучения литературы результатов. Для этого необходимо сопоставить полученные результаты с теоретическими и практическими данными, полученными другими авторами, дать их интерпретацию, объяснить полученные данные.

Заключение– последовательное, логически стройное изложение итогов исследования и их соответствие общим целям и задачам, поставленным в работе. В Заключении указывается практическая значимость работы, дальнейшие перспективы исследования проблемы, предложения по внедрению результатов в практику. Выводы, обобщения, педагогические рекомендации должны соответствовать выдвинутым теоретическим положениям. Важнейшие требования к заключению – краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержание Введения и основной части работы.

Список использованных источниковоформляется в полном соответствии с библиографическими требованиями ГОСТ 7.05-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», в строгом алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений, написанных коллективом авторов с использованием общей нумерации. В список включаются все использованные автором литературные и электронные источники, независимо от того, где они опубликованы, имеются ли в тексте ссылки на них.

Список литературы в курсовой работе должен быть достаточно представительным и содержать не менее 30-35 названий использованных источников.

Подбор источников следует начинать со знакомства с информационными, библиографическими и реферативными изданиями в каталоге фундаментальной библиотеки.

При оформлении списка литературы необходимо соблюдать ряд требований. Инициалы авторов пишутся после фамилии, иначе алфавитный порядок не будет выдержан.

Например:

Микляева, Н. В. Теория воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Академия, 2011.

Если необходимо включить в список несколько работ одного автора, то его фамилия повторяется, а произведения перечисляются в хронологическом порядке их выхода. Название коллективного сборника пишется в алфавитном порядке, после названия указывается фамилия редактора или составителя.

Например:

От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Если из журнала или сборника берется только одна статья, то сначала указывается ее автор, затем название статьи, название журнала или сборника полностью, год, номер журнала, страницы.

Например:

Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей в условиях модернизации дошкольного образования //Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе: Материалы международной научно-практической (заочной) конференции (24-25 октября 2012 г.). - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - С. 24-28.

Приложениеоформляется на отдельных листах и содержит исследовательские материалы, которые перегружают основной текст: анкеты, протоколы наблюдений, конспекты, таблицы, графики, диаграммы, детские рисунки, фотографии и др.

 Каждое приложение имеет свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера. Объем приложения неограничен и не входит в обязательное число страниц курсовой работы.

 

Оформление курсовой работы

Общий объем текста курсовой работы второго курса составляет не менее 25-30 страниц (со списком литературы, приложениями и др.), курсовой работы третьего курса – не менее 30-35 страниц, дипломной работы не менее 50-60 страниц, магистерской диссертации – не менее 60-70 страниц без учета приложений. Рукописный вариант не допускается.

Работа выполняется на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны листа. Листы скрепляются или сшиваются в папке-скоросшивателе.

Компьютерный набор осуществляется в текстовом редакторе Microsoft Word, шрифтом Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание – по ширине, количество знаков в строке 65, 29-30 строк на странице. Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в 2 интервала и печатаются строчными буквами. Нумеруется курсовая работа с титульного листа. Нумерация сквозная. Номер на первой странице не ставится. Работа выполняется с применением компьютерных средств. Текст располагается на одной стороне листа (А 4), шрифт Times New Roman (кегль 14), межстрочный интервал 1.5, верхний колонтитул 1.25; поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; текст по всей работе должен иметь одинаковую плотность, контрастность и четкость изображения; необходимо использовать тип выравнивания текста «по ширине» (по центру располагаются только заголовки), без переносов; повреждение листов и помарки не допускаются. Отступ для «красной строки» (абзац) составляет 1,25 см.

Заголовки элементов работы (ОГЛАВЛЕНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ РАЗДЕЛОВ, ВЫВОДЫ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ) пишут прописными буквами и помещают «по центру». Возможно выделение названия элемента работы жирным шрифтом. Подчеркивание названий элементов работы не допускается.

Новый раздел всегда начинают с новой страницы. Разделы нумеруются арабскими цифрами, точки после номера раздела и его названия не ставятся. Названия разделов печатают прописными буквами «по центру». Возможно выделение названий разделов жирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Заголовки не подчеркиваются. Если заголовок раздела состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Между названием раздела и текстом (или названием подраздела) не должно быть пустых строк.

Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела (указывается на первом месте) и номера подраздела (указывается на втором месте). Две цифры, составляющие номер подраздела, разделяются точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Номер и название подраздела от предыдущего текста отделяются одной пустой строкой. Точка в конце названия подраздела не ставится.

Нумерация пунктов и подпунктов осуществляется по тому же образцу, т.е. номер пункта включает номер раздела, подраздела и порядковый номер пункта. Пункты должны иметь заголовки, подпункты могут не иметь заголовков.

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным грамотным языком. Следует избегать длинных, нечетких предложений, общих фраз. Главные требования – полнота и репрезентативность, логичность и последовательность, соответствие общепринятым стандартам написания научных работ. В тексте не допускаются сокращения, кроме общепринятых.

Текст работы разбивается на разделы, имеющие порядковые номера. Со-держание разделов основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы.

Абзац – отступ вправо в начале строки каждой части текста, композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изложения. Абзацы позволяют сделать мысли более зримыми, завершенными, облегчают восприятие текста. При изложении материла, четко выделяются заголовки глав, параграфов, понятия, ключевые слова и т.д. Цифровые, табличные и прочие иллюстративные материалы могут быть вынесены в Приложения.

В тексте указываются ФИО ученых, делаются ссылки на использованные источники. Для подтверждения основных положений приводятся цитаты точно, с указанием источника. В этом случае в скобках указываются порядковый номер источника в Списке литературы и через точку с запятой страница. Например, К.Д. Ушинский утверждал: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще» (25; с. 37). В скобках число 25 обозначает, что сочинение К.Д. Ушинского в Списке литературы значится под номером 25, а «с. 37» указывает, что данное высказывание К.Д. Ушинского взято со страницы 37 в указанном источнике.  

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению». Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись без него, используя обороты типа: «устанавливаем», «считаем необходимым», «на наш взгляд». Предпочтение отдается безличным формам: «изучение опыта свидетельствует о том…», «на основании выполненного анализа можно утверждать…» и т.д.

При упоминании в тексте фамилий ученых, исследователей и др., их инициалы ставятся перед фамилией (К.Д. Ушинский).

Особенностью языка научного исследования является отсутствие экспрессии и эмоциональных языковых элементов, разговорной лексики. Основная черта научной речи, вытекающая из специфики научного познания, – объективность изложения, поэтому в тексте должны присутствовать вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения (конечно, действительно, возможно, надо полагать и др.). Обязательным условием объективности изложения материала является также указание на источники сообщений, кем высказана та или иная мысль (по мнению, по данным и др.).

В курсовой работе необходимо соблюдать единство стиля изложения, орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

 

Защита курсовой работы

Курсовая работа подлежит публичной защите. Дата, время и место защиты назначается научным руководителем в соответствии с установленным графиком. К защите курсовой работы студент готовит выступление на 7-10 минут, в котором кратко излагаются состояние изученности проблемы, основные теоретические положения, методика и результаты опытно-экспериментальной работы, полученные выводы и перспективы исследования. Следует подготовиться к ответам на возможные вопросы преподавателей и студентов.

Критерии оценки курсовой работы:

· степень освоения студентом навыков поиска и осмысления научной литературы;

· знание отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;

· умение четко изложить в тексте собственное знание проблемы, обосновать ее актуальность и практическую значимость;

· формулировка цели исследования, ее обоснование;

· постановка исследовательских задач данного этапа работы;

· обоснованность выводов;

· степень самостоятельности студента;

· владение научным языком, стиль изложения материала;

· соответствие оформления работы техническим требованиям, предъявляемым к курсовым работам.

 

Таблица 2 - Примерный рейтинг-план по курсовой работе

 

Виды учебной деятельности студентов

Сроки

выполнения

Баллы

Мин. Макс.

1. Подготовительный этап

10 18
1.1. Выбор темы курсовой работы и согласование ее с руководителем 10.10.2019    
1.2. Поиск и определение источников информации по теме курсовой работы, составление списка литературы и других источников 15.10.2019 2 4
1.3. Составление содержания курсовой работы 15.11.2019    
1.4. Определение целей и задач работы 18.11.2019    
1.5. Изучение и анализ литературы и других источников информации (предъявление подобранных и проработанных материалов в печатном или электронном виде) 20.11.2019 4 8
1.6. Составление плана исследования (или практической части курсо­вой), подбор материалов для проведения исследования (или разработки практической части) 21.11.2019 4 6

2. Оценка курсовой работы

39 72
2.1. Обоснование актуальности выбранной темы и раскрытие степени разработанности проблемы во введении

 

Срок сдачи

курсовой

работы:

04.01.2019

6 10
2.2. Определение аппарата исследования 3 6
2.3. Анализ литературы и выполнение теоретической части работы 10 18
2.4. Проведение исследования и выполнение практической части рабо­ты 10 18
2.5. Составление выводов по работе, написание заключения 4 8
2.6. Оформление списка литературы 3 6
2.7. Оформление работы в целом 3 6

3. Защита курсовой работы

6 10
3.1. Выступление с речью, раскрытие содержания курсовой работы

Дата

защиты:

4 6
3.2. Использование наглядных средств 1 2
3.3. Участие в дискуссии, ответы на вопросы 1 2

Итого:

55 100

 

Продолжение таблицы 2

 

Поощрительные баллы

7 15

1. Разработка темы, обладающей значительной новизной

2 5

2. Публикация статьи или тезисов по теме курсовой работы

5 10

Штрафные баллы

   

Выполнение заданий 1.2, 1.5, 1.6 и 3 (защита курсовой работы) после установленного срока без уважительной причины (за каждую неделю просрочки)

  1

Сдача курсовой работы после установленного срока без уважительной причины (за каждую неделю просрочки)

  2

 

 

По итогам защиты курсовой работы выставляется дифференцированная балловая и рейтинговая оценка в зачетную книжку и экзаменационную ведомость.

 


 

 


 

 

Приложение А

Образец оформления титульного листа курсовой работы

Министерство образования и науки

донецкой народной республики

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«донецкий национальный университет»

Институт педагогики

     Кафедра педагогики

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.044 с.)