Семенишин Владимир Григорьевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семенишин Владимир Григорьевич



 

Один из лучших авиационных командиров и организаторов воздушного боя, В. Семенишин и сам был грозным воздушным бойцом, чей многогранный ратный талант с особенным блеском проявился в кубанских боях. Если бы не его трагическая гибель 29 сентября 1943 г., когда, сбив 3 самолета противника, он покинул свою горящую «Аэрокобру», но поврежденный парашют не раскрылся, ему наверняка дано было бы войти и в число лучших советских асов и стать крупным военачальником.

В. Семенишин родился в Петербурге 15 июня 1910 г. После окончания семилетки стал работать в гараже. Когда пришла пора службы в армии, маленького расторопного и понятливого шофера направили в школу механиков‑водителей. Однако уже тогда его всецело увлекла мечта стать летчиком, овладеть управлением аппарата, наиболее сложного и изящного из всех созданных человеческим гением. Он был направлен в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1936 г. В предвоенные годы Семенишин проходил службу в частях Дальневосточного и Западного Особого военных округов. В 1940г. участвовал в боях с финнами.

В Великую Отечественную свои первые боевые вылеты он сделал в июне 1941 г. на И‑16. В составе 131‑го иап участвовал в боях под Белой Церковью, Ростовом, Таганрогом. 11 мая 1942 г. в воздушном бою он получил 18 (!) ранений, но, истекая кровью, посадил поврежденного «ишачка» на свой аэродром.

После излечения капитан Семенишин был направлен в 25‑й зап, где освоил «Аэрокобру» П‑39К и попал в состав 298‑го иап (с 24 августа 1943 г. — 104‑й гиап) на должность штурмана полка. 298‑й иап, которым с 18 июля 1943 г. стал командовать майор Семенишин, оказался в эпицентре гигантской воздушной битвы на Кубани. С 17 марта, когда самолеты полка приземлились на аэродроме Кореновская, и до 20 августа, когда полк вошел в состав 9‑й «покрышкинской» гиад, летчики полка сбили 167 самолетов противника, потеряв 30 своих… Майор Семенишин не был сбит в этих в полном смысле слова истребительных боях. Одну из своих ярчайших схваток он провел 3 мая, когда, сковав своей тройкой 12 истребителей прикрытия, дал возможность паре В. Дрыгина сбить трех «лаптежников» и сорвать бомбометание. Сам Семенишин сбил в этом бою 2 Ме‑109. 27 мая он отметил присвоенное ему звание Героя, сбив в этот день 4 самолета противника.

Гвардии подполковник Семенишин успел провести около 300 боевых вылетов, сбил в воздушных боях 23 самолета противника лично и 7 — в паре.

Герой Советского Союза (24.5.43). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1‑й ст.

 

Семенов Александр Федорович

 

Один из известнейших рыцарей советской истребительной авиации, он стал Героем еще в советско‑финляндскую войну, где помкомэска 7‑го иап капитан Семенов в 75 боевых вылетах и 5 воздушных боях на «Чайке» сбил 4 самолета английского производства.

Успешному ведению боевых действий способствовал боевой опыт, полученный им в Испании, где, участвуя в Теруэльской операции, он провел более 30 боевых вылетов на И‑16, в воздушных боях сбил лично 1 и в группе 3 самолета противника. В марте 1938 г. он был тяжело травмирован при аварии: на разбеге у его И‑16 разрушилось колесо, и самолет врезался в деревья. Однако, вопреки прогнозам врачей, уже через 2 месяца он вернулся в строй.

Цена опыта, накопленного майором Семеновым в двух войнах, была исключительно велика и сказалась в первых же воздушных боях Великой Отечественной: в конце июля на МиГ‑3 он сбил Хе‑111, в августе — 2 Ме‑109, а в одном из сентябрьских боев одержал победу над двумя «ягуарами» — Ме‑110. Тогда же, в сентябре, его эскадрилья, действовавшая до этого как самостоятельная единица, влилась в состав 180‑го иап.

В конце года зам. командира 180‑го иап майор Семенов был направлен на курсы усовершенствования командного состава, после окончания которых в мае 1942 г., став летчиком‑инспектором ВВС, получил задание в кратчайшие сроки подготовить 434‑й иап (32‑й гиап) к боям… Вместе с летчиками полка он сражался под Сталинградом, а после ранения в бою его командира, майора Клещева, Семенов был назначен врио командира полка… В январе 1943 г. он направлен в Главное управление фронтовой авиации, где первое задание получил вместе с Н. Храмовым. Вопрос был поставлен конкретно: «Почему Ла‑5 „недодает“ скорости?». В кратчайшие сроки они установили наиболее распространенные случаи нарушения правил эксплуатации и технического обслуживания истребителей: незакрываемые в полете фонари, погнутые щитки и посадочные костыли, царапины на фюзеляже и крыльях… Рекомендации асов нашли отражение в приказах по воздушным армиям и спасли не одну жизнь.

В феврале 1944 г. А Семенов вновь принял 32‑й гиап, в начале мая стал командиром 3‑й иад, а в октябре — 322‑й иад 2 ВА, действовавшей в составе 1‑го Украинского фронта на Берлинском направлении. Его дивизия была названа в приказе Верховного Главнокомандующего в числе соединений, отличившихся при взятии Берлина. Здесь 2 мая 1945 г. ас совершил свой последний 240 боевой вылет В 65 воздушных боях, проведенных им в ходе Великой Отечественной войны, он сбил 15 самолетов противника лично и 12 — в группе.

А, Ф. Семенов родился 4 апреля 1912г. в деревне Заболотье Тверской губернии. После окончания средней школы и ФЗУ работал на Калининской юкстильной фабрике, был рабочим, потом старшим мастером В 1932 г. поступил в Московский институт физкультуры, затем добился направления в летную школу и в 1936 г. окончил 9‑ю (Харьковскую) военную школу летчиков и летнабов Он участвовал в 3‑х войнах, воевал и сбивал самолеты врага на всех типах современных ему отечественных истребителей — от И‑15бис до Ла‑7. Как инспектор ВВС облетал все типы импортных и трофейных машин. Интересно, что летчик скептически оценивал «Аэрокобру», называя ее «заокеанской капризницей». В своей ратной жизни он сбил 20 самолетов противника лично и 15 — в группе, среди них машины 14 типов.

После войны А Семенов окончил Военную академию Генштаба. Ушел в запас генерал‑лейтенантом авиации в 1970 г. Жил в Москве Автор книги «На взлете» (М, 1969), «Эскадрилья Монгольский арат» в соавторстве с Б. Дашцерэном (М 1975 1978) Умер 13 февраля 1979г.

Герой Советского Союза (21.3.40) Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2‑й ст., Богдана Хмельницкого 2‑й ст., Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Семенов Владимир Федорович

 

Родился 22 сентября 1923 г. в Костроме После окончания десятилетки и аэроклуба получил направление в Краснодарскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1942 г Около года служил летчиком‑инструктором.

В июле 1943 г. был направлен на Калининский фронт. Позднее воевал на Западном, 1‑м Прибалтийском, 3‑м Белорусском фронтах. 17 ноября 1943 г. отличился при штурмовке эшелонов на станции Городок, когда в результате эффектного удара шестерки его «яков» сгорел немецкий эшелон с горючим. За 220 боевых вылетов и 16 сбитых самолетов противника ст лейтенанту В. Семенову было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего комэск 976‑го иап капитан Семенов провел 360 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил 21 самолет противника.

После войны служил в ВВС. Жил в Москве. Умер 3 декабря 1985 г.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

 

Серов Владимир Георгиевич

 

Родился в 1922 г. в станице Курганной Кубанской области. После окончания восьмилетки работал грузчиком, занимался в аэроклубе станицы Лабинская. Отлично закончив аэроклуб, Серов получил направление в Краснодарскую военную авиационную школу, которую окончил в 1941 г.

С апреля 1942 г. он на фронте. Своей «состоявшейся» ратной судьбой этот выдающийся истребитель во многом обязан жесткой опеке своего первого боевого комэска А. Булаева, заставлявшего его ежедневно «болтаться» в учебной зоне, шлифовать, казалось, отточенные до совершенства фигуры. Комэск придирчиво отмечал малейшие неточности. Затем были несколько десятков боевых вылетов ведомым у комэска, а позднее у него же ведущим. В этих боях сержант Серов сбил Ю‑88 и Ме‑109, был назначен командиром звена. Вскоре после гибели Булаева, в июле 1943 г., когда Лихолетов стал комэском, Серова назначили его заместителем.

20‑летний летчик сам стал «дядькой»; он «вывозит в зону» молодежь, проводит с вновь прибывшими учебные бои, учит их тактическим приемам, вдохновляет своей уверенностью и веселой удалью. Он часто летает в паре с Веденеевым — товарищем по летной школе. Совершенно разные по характеру и внешне, они, казалось, дополняли друг друга — сдержанный, немногословный здоровяк Веденеев и резкий, порывистый балагур Серов, перекрестившие друг друга кличками «квадрат» и «конус».

Высокого роста, очень сильный, хороший гитарист и певец, Серов нередко радовал товарищей исполнением романса или шуточной песни. «Тебе бы в театр идти», — говорили ему. «Мой театр — небо», — отвечал летчик. Обаятельный и веселый, не терявший чувства юмора в самых безвыходных ситуациях, он был любимцем 159‑го иап — полка асов Ленинградского фронта…В одном из боев над станцией Новый Быт Серов и Лихолетов сбили 2 Ме‑109, но были взяты в клещи, и противнику удалось подбить самолет Лихолетова. Оставшись один, Серов сделал невозможное и прикрыл опускавшегося с парашютом товарища. На запросы по радио командира полка он ответил совершенно в своем духе: «Лихолетов жив, а я умираю»… К 1944 г., в совершенстве освоив Ла‑5, он достиг исключительного летного мастерства, стал бойцом, наделенным почти сверхестественной способностью первым обнаружить противника и мгновенно начать выполнение маневра, ведущего к наиболее эффективному выполнению боевой задачи. Если принять на вооружение риторику, то он стал «подлинным хозяином ленинградского неба», нередко четверкой, а то и парой вылетая в район усиленного патрулирования вражеских истребителей.

До своего самого последнего боя он ни разу не был сбит или ранен, ни разу не подвела его машина. В этом была немалая заслуга его механика Климова, относившегося к Серову с отеческой заботой. Летчик отвечал ему искренним расположением, укрепив фотографию «отца» на приборной доске, под прицелом.

В феврале 1944 г. Серов, как он выразился сам, «бросил к ногам нашей наступающей пехоты 2 немецких самолета».

В формуляре полка отмечен бой над Нарвой, где шестерка Серова встретила группу бомбардировщиков, шедших под прикрытием 7 пар истребителей. Мгновенно бросив машину в пике, он «с горки» сбил ведущего «юнкерса» и, выполнив резкий боевой разворот, сбоку, на сходящихся курсах, сбил истребитель.

Особенно результативными стали его апрельские бои. «Одним из самых выдающихся в новой плеяде летчиков является ленинградский ас Владимир Серов, — писал о нем в армейской газете 1 мая 1944 г. командир полка дважды Герой Петр Покрышев. — Только за 20 дней апреля он сбил 15 вражеских самолетов.» «Является лучшим разведчиком и мастером штурмовых ударов», — неоднократно подчеркивалось в его наградных листах. «Когда условия полета или характер задания были до предела трудными, я посылал Владимира Серова. И он всегда оправдывал ожидания», —вспоминал о нем Покрышев после войны.

С боевым опытом к этому беззаветно храброму и одаренному летчику пришла тактическая зрелость. Так, 2 апреля, встретив восьмеркой до полусотни вражеских самолетов, он дал команду четверке Ла‑5 атаковать ударную группу истребителей прикрытия, а сам, выждав момент разворота бомбардировщиков, атаковал их с оголившегося фланга. Группа Серова в этом бою без потерь сбила 7 Ю‑87 и Ме‑109. Сам он уничтожил 2 самолета.

Если обстановка требовала, Серов становился предельно дерзок. 7 апреля, встретив в районе Волкове 20 Ю‑87, находящихся уже на боевом курсе, он дал команду атаковать их с ходу, плотным строем, в лоб. Группа Ю‑87 была расколота, прицельное бомбометание сорвано, в бою были сбиты 3 неприятельские машины. Лидирующего бомбардировщика сбил Серов. Наблюдавший за боем зам. командующего 13‑й ВА генерал Иванов объявил участникам боя благодарность, а командира группы приказал наградить орденом Александра Невского. Это был редкий случай, когда очередной наградной лист посылали, не дождавшись предыдущей награды: в марте 1944 г. Серова представили к званию Героя. Имя его стало широко известно в войсках.

По‑видимому, и «охотники» из «Зеленого Сердца» — 54 Ягдгешвадер — истребительного соединения Люфтваффе, по численности аналогичного авиадивизии, действовавшего в то время под Ленинградом, уделяли советскому асу особое внимание. Четырежды, в мае — июне 1944 г., встречался Серов с группами «охотников». Трижды роль жертвы возвращалась атакующим. 26 июня звено Серова — четыре самолета — в районе Выборга подверглось хорошо скоординированному удару двух немецких четверок: первая четверка взяла на себя роль приманки, вторая — была ударной. Серов сбил «мессер» из первой четверки, но и атака ударных пар немцев была точной — они подбили самолеты Ташлыкова и Сошина. Вскоре был подбит и. ведомый Серова — Головачев. Против обыкновения немцы не бросились преследовать подбитых, а продолжали вести бой с оставшимся в одиночестве Серовым. Вскоре он сбил еще один Ме‑109 и, по‑видимому, оставшись без боеприпасов, на сходящихся курсах столкнулся с третьим.

Так, в двадцать один год погиб Владимир Серов, лучший летчик Ленинградского фронта. Среди советских асов, одержавших в воздухе более 30 побед, он был младшим по возрасту и единственным, погибшим в воздушном бою.

За 2 года своей войны зам. комэска 159‑го иап 275‑й над, ст. лейтенант Серов провел около 300 боевых вылетов, в 104 воздушных боях сбил лично 41 и в группе 6 самолетов противника.

Герой Советском Союза (2.8.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., медалью «За оборону Ленинграда».

 

Сивцов Николай Степанович

 

Родился 29 июня 1917 г. в деревне Кота Курской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, Серпуховский аэроклуб. Работал помощником ткацкого мастера на фабрике в Серпухове. В 1939 г. был направлен в Качинскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1940 г.

Мл. лейтенант Сивцов принял участие в боях Великой Отечественной войны с сентября 1942 г. Воевал на ЛаГГ‑3, Як‑1, Як‑7Б в составе 867‑го иап 207‑й иад под Сталинградом, позднее в составе Юго‑Западного фронта, сражался в небе Украины.

Он провел около 100 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 28 самолетов противника. Зам. комэска 867‑го иап ст. лейтенант Сивцов к осени 1943т. был одним из результативнейших советских асов, отличавшимся наивысшей результативностью в боевой работе: около 3,5 боевых вылетов на один сбитый самолет противника. Причем большинство из сбитых им машин — бомбардировщики. В августе 1943 г. за 78 боевых вылетов, 34 воздушных боя и 22 сбитых самолета он был представлен к званию Героя. Сивцов погиб в воздушном бою 23 сентября 1943 г., так и не получив своей Золотой Звезды.

Среди сбитых им машин почти все основные типы самолетов Люфтваффе: 5Хе‑111, 3 Ю‑88, 2 До‑215, 1 ФВ‑189, IMe‑110, 6 Ю‑87, 7 Ме‑109, 2 ФВ‑190, 1 Хш‑126.

Герой Советского Союза (8.9.43). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Kpaсной Звезды.

 

Сидоренков Василий Кузьмин

 

Лучший истребитель 14‑й ВА, в чьей судьбе соединились природный дар пилотировщика, искусство снайпера, мужество и тактическая находчивость.

На счету Сидоренкова победа над известным асом‑двухсотником, сбитым им при проведении разведки, когда летчик вынужденно принял бой против пары «охотников». Маскируясь в плотной облачности, он резко изменил направление виража и длинной очередью, снизу, сбил модернизированный, штучной доводки «фокке‑вульф». Соперник был достойный: секундами раньше он отстрелил радиомачту «лавочкина», находящуюся в метре от головы пилота. Характерно, что, будь противник Сидоренкова тогда менее именит, эта победа не была бы ему засчитана — свидетелей боя нет, подтверждения нет. Однако вскоре летчики Балтфлота сбили ведомого поверженного немецкого аса, тот, попав в плен, рассказал о бое, где погиб его командир, об этом узнал начальник штаба 254‑го иап и поздравил лейтенанта Сидоренкова со старой победой.

10 сентября 1943 г. в районе станции Погостье он встретил немецкого разведчика, которого сбил после короткого преследования. В этот момент станция наведения указала ему еще на один — «сто десятый», уходящий на свою территорию. В течение нескольких минут Сидоренков перехватил и сбил его.

Советский ас был сбит только один раз, 15 августа 1944 г., когда, парой возвращаясь из разведки и заметив большую группу немецких самолетов, приказал ведомому мл. лейтенанту А. Ведерникову доставить разведданные, а сам, мастерски используя свет и облачность, вышел на дистанцию атаки и сбил замыкающий «юнкерс». Уйдя в облака, он через несколько секунд повторил атаку уже на другом фланге, вновь скрылся в облаках и опять повторил заход, на выходе из которого был атакован истребителями прикрытия. Резко сманеврировав, Сидоренков увернулся от трасс и сумел зажечь машину одного из преследователей. Однако в следующий момент его самолет загорелся. Раненный в ногу и руку, собрав силы, он вывалился из горящей машины и, затянув прыжок, раскрыл парашют в сотне метров над землей… В телеграмме, полученной командиром полка С. Михайлиным, сообщалось, что «командир 52‑й гвардейской дивизии лично наблюдал, как Сидоренков бросился в атаку на вражеские самолеты и в течение непродолжительного времени сбил 3 Ю‑87 и один ФВ‑190, самолеты противника загорелись и упали».

Василий Кузьмич родился в городе Орле 18 февраля 1918 г. Окончил индустриальный техникум. Вскоре после призыва в Красную Армию получил направление и был принят в Чугуевское военное училище летчиков, которое окончил в 1940 г. Служил там летчиком — инструктором.

На фронте Сидоренков попал в 254‑й иап, в котором после сталинградских боев остались 3 самолета и 2 летчика. Полк был пополнен людьми, перевооружен на Ла‑5 и с марта 1943 г. приступил к боевой работе на Волховском фронте. Летчику довелось воевать в составе 14‑й ВА, где не было таких интенсивных и массовых воздушных сражений, как на Кубани или на Курской дуге, на Днепре или в Венгрии. В условиях напряженного противостояния, где нечастые воздушные бои были особенно яростными и упорными, в 330 боевых вылетах ему удалось сбить лично 23 самолета противника и 2 уничтожить в группе. Войну Сидоренков закончил капитаном, командиром второй эскадрильи.

В 1950 г. он с отличием закончил ВВА, а через 10 лет, опять с отличием, — Военную академию Генштаба. Генерал‑лейтенант авиации Сидоренков занимал крупные командные должности в ВВС, был начальником кафедры ВВА. В 1974 г. ушел в отставку. Жил в Москве. Умер в 1994 г.

Герой Советского Союза (19.8.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1‑й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Сиротин Вячеслав Федорович

Родился в Санкт‑Петербурге 22 сентября 1913 г. Окончил 7 классов, в 1934 г. был призван в Красную Армию, получил направление в летное училище. В 1937 г. окончил 9‑ю (Харьковскую) военную школу летчиков и летнабов.

С начала войны на фронте. К октябрю 1944 г. пом. командира по ВСС 17‑го иап (190‑й иад, 11‑го иак, 3‑й ВА, Прибалтийского фронта) капитан Сиротин в 233 боевых вылетах лично сбил 15 самолетов противника. Закончил войну в Восточной Пруссии, участвовал в штурме Кенигсберга и Пиллау. Всего за войну майор Сиротин провел более 300 боевых вылетов, лично сбил 21 самолет противника. С 1943 г. и до конца войны Сиротин воевал на «Аэрокобре».

Его последней машине повезло: она была передана англичанам, и сегодня ее можно увидеть в музее Королевских воздушных сил в Даксфорде. Майор Сиротин погиб в авиационной катастрофе 7 августа 1948 г.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.031 с.)