Романенко Александр Сергеевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Романенко Александр Сергеевич



 

В июле 1941 г. в одном из октябрьских боев под Нарофоминском Романенко одержал редчайшую по тем временам тройную победу, сбив на «ишаке» 3 Ю‑88! За боевую работу на Можайском и Звенигородском направлениях был награжден орденом Красного Знамени. После наступления под Москвой он сражался в Крыму, а летом 1942 г. 32‑й иап, где воевал капитан Романенко, участвовал в боях уже на Северо‑Западном фронте. Здесь летчик одержал 5 личных побед, был удостоен звания Героя Советского Союза. 3 сентября 1942 г. в бою над деревней Сычевка (район Ржева) своим поврежденным «яком» комэск Романенко таранил вражеский истребитель. При вынужденной посадке самолет Романенко разрушился, а сам он в бессознательном состоянии попал в плен.

…Его третья попытка побега увенчалась успехом. Как позднее и другой известный ас — В. Лавриненков, А. Романенко ночью на ходу выпрыгнул из поезда, увозившего его в Берлин. Ведомству Геббельса очень хотелось использовать советского летчика, тем более Героя, в боях с англичанами. Но отвага и удаль на сей раз оказались сильнее коварства. Романенко удалось выйти на партизан, и с их помощью с боями пересечь линию фронта. Ас был допущен к летной работе, но лишен звания Героя и орденов…

В боях на Курской дуге он был неукротим. По 6‑8 раз за день поднимая свой «як» в небо, за три месяца, к августу 1943 г., штурман 91‑го иап (256‑й иад, 5 иак, 2 ВА) майор А. Романенко совершил 193 боевых вылета, лично сбил 18 и в группе 5 самолетов противника, вновь был представлен к званию Героя Советского Союза. В сентябре он был назначен командиром 91‑го иап.

В служебной характеристике Романенко, богатой превосходными степенями, перечислены все лучшие качества летчика: «…талантливый командир, большой мастер воздушного боя. Летает уверенно, смело. Мужественный, находчивый, инициативный и решительный…»

Он родился 4 сентября 1912 г. в станице Милерово, ныне город Ростовской области. Рано потерял мать. В конце 20‑х гг. переехал в Москву, работал токарем на заводе «Динамо». По призыву IX съезда ВЛКСМ: «Комсомолец! На самолет!» — получил направление в Ворошиловградскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1935 г. Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов.

После возвращения из плена майор А. Романенко совершил 220 боевых вылетов, более чем в 70 воздушных боях лично сбил 24 и в группе 5 самолетов противника. Всего на его счету было не менее 30 личных побед. Вместе с Покрышкиным к ноябрю 1943 г. он был результативнейшим летчиком‑истребителем ВВС РККА.

А. Романенко погиб в кабине самолета Як‑9, сбитый огнем своих же зениток в районе Киева 6 ноября 1943 г.

Герой Советского Союза (28.9.43). Награжден (после плена): орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

 

Романенко Иван Иванович

 

Родился 5 ноября 1918 г. в селе Жирковка Полтавской губернии. Окон чил рабфак и аэроклуб в Харькове, а в 1938 г. — Чугуевское военное авиационное училище.

На фронтах ВОВ И. Романенко — с октября 1942 г. В марте 1943 г. 744‑й иап (282‑я иад), где И. Романенко служил в должности комэска, направлен на Центральный фронт в 16 ВА… Уже к июлю 1943 г. летчик провел 85 боевых вылетов на Як‑1, в 23 воздушных боях сбил 16 самолетов противника лично и 1 уничтожил в группе. Так, 7 июля, на прикрытии бомбардировщиков в районе Подолян, будучи ведущим пары свободного боя, маскируясь в облачности, И. Романенко скрытно сблизился с занимавшими боевой порядок истребителями противника и с короткой дистанции сбил лидера неприятельской группы. Еще дважды в этом вылете он вступал в воздушный бой и еще дважды одерживал победы. Одного сбитого противника записал на свой счет и ведомый И. Романенко — сержант П. Пшенов.

Штурман 744‑го иап капитан И. Романенко участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, воевал в Германии.

К концу войны он выполнил около 300 боевых вылетов, лично сбил в воздухе 28 самолетов и в группе 1 самолет противника.

В 1951 г. подполковник И. Романенко окончил ВВА. Служил начальником высшего военного авиационного училища. Ушел в отставку в 1974 г. в звании генерал‑майора. Жил и работал в Краснодаре. Умер 8 июня 1978 г.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Рубахин Анатолий Ермолаевич

 

Был пятым за войну командиром самого результативного полка в истории советских ВВС — 402‑го иап.

Он прибыл на фронт с пополнением в апреле 1943 г. Точное пилотирование, энергичная и осмотрительная манера ведения боя, высокая тактическая грамотность отличали этого летчика даже среди асов 402‑го иап (265 иад, 3 иак, 1 затем 16 ВА). В боевой работе Рубахин был неутомим и инициативен. Личный пример предпочитал призывам и разъяснениям. Во время битвы на Кубани первым в полку освоил ночное патрулирование. В темное время суток сбил 3 Хе‑111. Менее чем за год прошел путь от комэска до командира полка. В сентябре 1944 г. за 123 боевых вылета, 51 воздушный бой и 16 сбитых самолетов противника был представлен к званию Героя Советского Союза. Он сражался в небе Кубани и Донбасса, отличился под Севастополем, участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, руководил боевыми действиями полка в Померании и под Берлином.

Рубахин родился 7 июля 1918 г. в селе Верхний Икорец Воронежской губернии. Окончил 9 классов, в 1939 г. — Качинскую военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке.

Во время ВОВ командир 402‑го иап майор Рубахин совершил более 200 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 20 самолетов противника. В боях был ранен.

После войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1955 г. окончил ВВА. Командовал авиадивизией. В 1963 г. в звании генерал‑майора авиации ушел в отставку. Жил и работал в Воронеже. Умер 4 октября 1986 г.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

 

Руденко Николай Сергеевич

 

Родился 12 декабря 1920 г. в слободе Ольховатка Воронежской губернии. Окончил среднюю школу, аэроклуб, в 1942 г. — Чугуевскую военную авиационную школу.

С октября 1942 г. Руденко принимал участие в боях с немецко‑фашистскими оккупантами. Воевал на Сталинградском, Южном, 1‑м Украинском, 1‑ми 3‑м Белорусских фронтах в составе 19‑го иап (176‑й гиап). Четырежды ему довелось одерживать по две победы в одном вылете. 17 марта 1944 г. над Проскуровом он парой атаковал четверку Ме‑109 и в течение нескольких секунд, с хода и с разворота навскидку, сбил 2 из них… 26 сентября над аэродромом Сохачев, западнее Варшавы, уничтожил заходившую на посадку «раму» и взлетевший ей на помощь ФВ‑190… В боях на подступах к Берлину 16 и 18 апреля 1945 г. ему удалось сбить по 2 ФВ‑190.

Ст. летчик 176‑го гиап (16 ВА) гвардии ст. лейтенант Руденко к апрелю 1945 г. совершил 186 боевых вылетов на Ла‑5 и Ла‑7, в 38 воздушных боях лично сбил 21 самолет противника и 2 — уничтожил в группе.

После войны освоил реактивную технику. С 1953 г. служил в авиации ВМФ. В 1954 г., в ходе «реформирования» ВВС, 33‑летний ас, универсальный летчик, майор Руденко был отправлен в запас. Работал электромехаником в городе Борисоглебске.

Герой Советского Союза (29.6.45). Награжден орденам Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Рыжий Леонид Кириллович

 

Родился 23 сентября 1921 г. в Киеве. Окончил 2 курса Никопольского агролесомелиоративного техникума и аэроклуб. В 1940 г. мл. лейтенант Рыжий был выпущен Качинской военной авиационной школой.

С октября 1941 г. в составе 743‑го иап участвовал в боях. 17 мая 1942 г. был ранен в воздушном бою над Таманским полуостровом, свой поврежденный истребитель сумел посадить на тянущуюся вдоль берега тоненькую песчаную косу. К тому времени на его счету были 2 Ме‑109 и Ю‑88, сбитые на «Чайке». Обессилевший от потери крови, летчик «пристал» к 347‑му иап, с которым прошел войну до конца. Сразу пытался «работать» в новом полку, но ранение оказалось тяжелым, и вновь обретенные соратники направили его в госпиталь.

В полк Рыжий вернулся лишь под Новый год. Немалых трудов стоило ему найти свою часть под Тбилиси, откуда ее вскоре направили в Новосибирск, на пополнение и переучивание. Здесь он освоил Як‑1, и в июле 1943 г. 347‑й иап в составе 193‑й иад 13‑го иак 16 ВА принял участие в Курской битве. Позднее летчики полка прикрывали войска, участвовавшие в операции «Багратион», в освобождении Гомеля и Бобруйска…

Комэск 1 капитан Рыжий отличился 9 августа 1944 г. на прикрытии переправ через Вислу. Во главе 12 Як‑9 над Магнушевским плацдармом он встретил более двух десятков истребителей‑бомбардировщиков ФВ‑190. Приказав двум парам прикрыть атаку, он во главе ударной группы, с ходу, спереди‑снизу, атаковал и сбил вражеского лидера. Выполнив резкий боевой разворот, он сзади, под малым ракурсом, обстрелял и поджег еще один «фокке‑вульф». Третью неприятельскую машину уничтожил его ведомый.

Большинство своих побед капитан Рыжий одержал на Як‑9. С февраля 1945 г. он совершал боевые вылеты и на Як‑3. Свою последнюю победу одержал над Берлином 28 апреля.

Он провел около 300 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 21 самолет противника. Среди сбитых им машин — Хе‑111, 3 Ю‑88, остальные — Ю‑87, Ме‑109, ФВ‑190.

В 1951 г. он окончил ВВА, в 1963 г. — экономический факультет МГУ. Летал до 1967 г. Последний освоенный тип самолетов — МиГ‑21. Демобилизовался в 1973 г. в звании полковника. Преподавал в Военной академии химзащиты. Живет в Москве.

Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.009 с.)