Литвиненко Трофим Афанасьевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литвиненко Трофим Афанасьевич



 

Родился 18 октября 1910 г. в селе Степанцы Киевской губернии. В 1932 г. окончил 2 курса Коммунистического техникума. В 1933 г. окончил Одесскую военную танковую школу. Через год Литвиненко был принят в Одесскую военную школу и еще через год переведен в Ворошиловградскую. Участник советско‑финляндской войны.

28 сентября 1941 г. его МиГ‑3 был сбит во время 38‑го боевого вылета, капитан Литвиненко выпрыгнул с парашютом. Был ранен в ногу, оперирован в полевом медсанбате. Эшелон, на котором раненых эвакуировали в тыл, был разбомблен, и Литвиненко вновь получил ранение в ту же ногу… Два с половиной года потребовались летчику, чтобы преодолеть тяжелейшую травму и недоверие врачей и штабов — нога после ранения почти не сгибалась.

Ярость и сила воздушного бойца словно накапливались в нем за время, проведенное в госпиталях. В январе 1944 г. в своем первом же после ранения бою он сбил 3 самолета — 2 ФВ‑190 и Ю‑87. В марте — апреле ему довелось провести 17 воздушных боев и сбить в них 10 самолетов противника. В одном из летних боев он сбил двух «моранов» — Мк‑410, а всего к ноябрю 1944 г. штурман 191‑го иап (257 сад, 7 ВА) майор Литвиненко провел 167 боевых вылетов, сбил 20 самолетов противника. Воевал на Ла‑5. В начале 1945 г. Литвиненко был назначен командиром полка, а в 1946 г., по состоянию здоровья был вынужден уйти из авиации. Жил в Ленинграде. Умер 14 сентября 1963 г.

Герой Советского Союза Судя (2.11.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского медалями.

 

Лихобабин Иван Дмитриевич

 

Родился 27 января 1916 г. в селе Ширяево Воронежской губернии. Окончил 7 классов, экстерном окончил рабфак и поступил в техникум советской торговли, одновременно занимаясь в аэроклубе. В 1940 г. окончил летное училище. На фронте Лихобабин с ноября 1941 г. Более года сражался в составе 402‑го иап, формировавшегося, главным образом, из летчиков‑испытателей. В конце 1942 г., при выводе 402‑го иап с фронта на доукомплектование, был переведен в 485‑й иап. Капитан Лихобабин отличался точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой. Однажды, во время «визита» трех немецких истребителей, он взлетел, несмотря на риск быть расстрелянным на разбеге, с ходу атаковал противника, сбил одного и сразу же, выполнив полубочку, подбил второго. Третий «охотник» на форсаже, с пикированием ретировался. К концу войны зам. командира 72‑го гиап (5 гиад, 11 иак, ЗВА) гвардии майор Лихобабин совершил 321 боевой вылет, провел 60 воздушных боев, где лично сбил 30 и в группе 9 самолетов противника. Он сражался на Северо‑Западном, 1‑м и 2‑м Прибалтийских, 2‑м и 3‑м Белорусских фронтах. Воевал на МиГ‑3 в 402‑м иап, некоторое время в 1942 г. на «Харрикейнах», позднее на «яках». Среди сбитых им самолетов Ю‑88, До‑217, Ме‑110, ФВ‑189, Ме‑109, ФВ‑190.

После войны Лихобабин окончил ВВА. Летал на реактивных истребителях до 1961 г. В 1962 г. вышел в отставку в звании полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово. Умер 26 апреля 1994 г.

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст.. Красной Звезды, медалями, иностранным орденом.

 

Лихолетов Петр Яковлевич

 

Родился 18 июля 1917 г. в Харцызске. С 1924 г. жил в поселке Еленовский Рудник, здесь окончил школу ФЗО, а в Славянске — рабфак. Работал на шахтах Донбасса. В 1938 г. Лихолетов окончил Харьковскую военную авиационную школу летчиков и летнабов, в 1940 г. — Чугуевское военное авиационное училище летчиков, в 1941 г. — курсы командиров звеньев в Ленинграде. Участник советско‑финляндской войны.

В его натуре по‑рыцарски сочетались лихость непревзойденного пилотажа, удивительно оправдывающая его фамилию, и суровая командирская взвешенность, ярость известного всему фронту бойца и далекая от околополетной буффонады любовь к живописи…

Свою первую победу он одержал 12 июля 1941 г., сбив в упор Ю‑88 на своем МиГ‑3.

«Лихолетов летал действительно лихо, говорится в историческом формуляре полка. — То он пикирует чуть ли не до земли и проносится затем над самыми крышами, то, перевернув самолет, в таком положении „бреет“ поле аэродрома, и характерно, что эта лихость сочеталась в нем с каким‑то невыразимо тонким чутьем машины, воздуха, полета…»

Свой самый тяжелый бой он провел в конце марта 1942 г., когда группа «мессеров» расколола шестерку Лихолетова и сбила двух его ведомых: Прудникова и Веренихина. И хотя ему самому удалось в том бою сбить 2 Ме‑109, а затем, используя крайне рискованный пилотаж, вырваться из «клещей» немцев, на бреющем полете приведя преследователей к своим зенитным батареям, оторваться от них и благополучно сесть, тот «бой стоил трех лет службы». Безоглядная отвага и индивидуализм навсегда уступили свое место расчетливости и осмотрительности.

Когда в начале 1943 г. полк вновь перевооружили, заменив «вохауки» на Ла‑5, Лихолетов стал в полку главным инструктором и инспектором: без его «добра» на боевые задания летчиков не выпускали.

159‑й иап (275 иад, 13 ВА), где служил Лихолетов, был славен не только четырьмя сотнями сбитых в боях вражеских самолетов, но и преемственностью боевого мастерства: от Булаева и Покрышева к Зотову и Лихолетову, от них в свою очередь к Серову и Веденееву.

Всего в 382 боевых вылетах и 78 воздушных боях он сбил лично 25 самолетов противника и 5 — уничтожил в групповых боях. Среди сбитых им все основные типы боевых самолетов, состоявших на вооружении нацистской Германии.

Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.007 с.)