Лавриненков Владимир Дмитриевич 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лавриненков Владимир Дмитриевич



 

Отличился в боях под Сталинградом, где одержал 14 личных и 9 групповых побед, и к середине 1943 г. был в числе самых результативных, а после серии статей «Мои воздушные бои», написанных им по просьбе маршала Новикова и опубликованных в июле в «Красной Звезде», стал одним из известнейших летчиков‑истребителей. Можно представить себе ликование гитлеровцев, когда после столкновения 24 августа 1943 г. с уже сбитой им «рамой» Лавриненкова, выпрыгнувшего из «кобры» с парашютом, ветер отнес к немецким траншеям и он был пленен. Также понятно и их негодование, когда, усыпив бдительность врага напускной покорностью, он вместе с другим летчиком В. Карюкиным выпрыгнул ночью из идущего на полной скорости поезда и скрылся. Через два месяца, после боев в составе партизанского объединения им. Чапаева, участия в разгроме обступающих оккупантов и полицаев в селе Хоцки, он вернулся в авиацию, получил звание гвардии капитана и одержал свою 28‑ю личную победу, сбив Ю‑88 над днепровскими плавнями. Пресса Геббельса негодовала: о Лавриненкове рассказывались небылицы, плелись слухи о его коварстве. Эхо той давней ярости страницы книги «Асы Люфтваффе». Апологеты Люфтваффе Толеран и Констебл приводят анекдот о Лавриненкове как пример боевой ярости и кровожадности русских, рассказывая, что, подбив Ме‑109 и увидев, как немецкий летчик, приземливший машину на вынужденную, пытается скрыться, Лавриненков сел рядом и, настигнув противника, задушил его. В свое время, узнав об этой «литературной подробности», Владимир Дмитриевич усмехнулся: «Хорошо, хоть не съел».

Большеголовый, плотный, с выразительными ясными глазами, честолюбивый, отважный и решительный, он встретил войну сержантом, пилотом‑инструктором Черниговского авиаучилища, куда был направлен в январе 1941 г., сразу после окончания Чугуевского военного училища летчиков. Свой первый боевой вылет Лавриненков совершил на И‑15 бис, безуспешно пытаясь перехватить Хе‑111. На той же машине провел бой с «мессерами», чудом приземлив свой изрешеченный биплан на одно оставшееся колесо…

Весной 1942 г., переучившись на Як‑1, в составе 763‑го иап он участвовал в боях под Ельцом, где одержал первую победу, хрестоматийно, но решительно контратаковав пару Ме‑109. Через несколько дней в тяжелейшем бою с шестеркой Ме‑110 он отчаянно уворачивался на вираже от смертоносных очередей многопушечных «мессов». Отвага и мастерство напарника Николая Тильченко внесли победный перелом в безнадежную схватку. Уйдя на вертикаль, Тильченко трижды снайперски атаковал вставших в вираж Ме‑110 и сбил 2 машины.

В августе их пару (Н. Тильченко имел тогда 6 побед, а Лавриненков — 4) перевели в 4‑й иап, летчики которого в то время были вооружены истребителями Як‑7Б. Вскоре полк, пополненный людьми и перевооруженный на новейшие в то время истребители Як‑7Б, был направлен на главное направление — на Сталинградский фронт. За три месяца боев в составе 4‑го иап Лавриненков стал ведущим, одержал 3 победы… В конце октября командир полка А. Морозов объявил, что Амет‑хан, Борисов и Лавриненков откомандировываются в 9‑й гиап. После перевооружения на Як‑1 полк приступил к боевой работе с аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим полком была связана вся дальнейшая ратная судьба Лавриненкова. С ним он прошел путь от Сталинграда до Берлина, от рядового летчика до командира полка.

С 10 по 31 декабря 1942 г. старшина Лавриненков провел 21 боевой вылет, в 9 воздушных боях лично сбил 3 самолета противника. В одном из декабрьских вылетов в паре с Катей Будановой он подбил Хе‑111, но стрелок вражеского бомбардировщика «стеганул» очередью по правому крылу его «яка», сорвав часть обшивки. С большим риском Лавриненкову удалось приземлиться. Это был последний вылет, из которого он привез серьезные боевые повреждения. Заметим, что с начала 1942 г. и до конца войны Лавриненков воевал на машинах с бортовым номером 17. Суеверный, как многие летчики, он считал этот номер, совпадавший с числом дня его рождения, счастливым для себя.

В феврале 1943 г. гвардии подполковник Л. Шестаков подписал представление замкомэска 9‑го гиап гвардии мл. лейтенанта Лавриненкова к званию Героя Советского Союза. К тому времени он провел 322 боевых вылета, в 78 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 11 самолетов противника.

В конце июня над Доном, в районе станции Великокрепинской, во главе четверки «яков», он стремительно атаковал, сверху — в лоб, и сбил 2 подряд бомбардировщика Ю‑88. Его ведомый Н. Остапченко сбил один из истребителей прикрытия — Ме‑109. Неприятельские самолеты были рассеяны, бомбометание сорвано. Эта эффектная и красивая схватка происходила в ясную, солнечную погоду, над передним краем, и за ней наблюдали сотни воинов и командующий фронтом Ф. Толбухин. Восхищенный генерал‑полковник вызвал к себе летчика, поздравил с «великолепным воздушным боем над нашими войсками» и наградил золотыми часами. Тот бой стал для летчика судьбоносным: через несколько дней лейтенанта Лавриненкова вызвал маршал авиации А. Новиков, расспросил о себе, о товарищах, попросил написать статью о своих воздушных боях. Лавриненков с его 23 личными победами на «яках» был в то время в числе лучших советских истребителей и одним из самых результативных летчиков на самолетах этого типа.

…Однако вскоре полк был перевооружен на «Аэрокобры». Машина эта была тяжелее «яка», но ее мощное вооружение стоило многих недостатков. В первом же бою Лавриненков сполна оценил достоинства семиточечного истребителя, сбив 2 Хе‑111, а на следующий день уничтожил Ме‑109. И все же «кобра» оказалась для него несчастливой. В конце августа, столкнувшись в воздухе с «рамой» и выпрыгнув с парашютом, он попал в плен. В роковой вылет он отправился на чужой машине, по дороге на аэродром отдав в стирку гимнастерку с орденами…

После возвращения в полк командир А. Морозов дал Лавриненкову отдохнуть, восстановиться морально и физически, предоставив отпуск домой, в деревню, где жили мать, шестеро братьев и сестер.

Здесь он родился 17 мая 1917 г., отсюда отец послал его в фабзавуч; хотел видеть сына столяром. Но жизнь открывала перед молодежью новые возможности, давала иные ориентиры… В Донбассе, куда привели его поиски заработка, он окончил аэроклуб, получил направление в летное училище.

…В начале ноября, в своем первом после плена боевом вылете, волнуясь и спеша, он пробился сквозь рваную облачность к «лаптям», уже бомбившим советские войска, и со второго захода сбил ведущего лидирующей тройки… В апрельских боях в Крыму гвардии майор Лавриненков сбил 4 вражеских истребителя.

1 июля 1944 г. ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза, а в августе, во время перевооружения на Ла‑7, он был назначен командиром 9‑го гиап. Под его руководством летчики полка сражались в Прибалтике и Восточной Пруссии, участвовали в Берлинской операции.

Лавриненков совершил за войну 448 боевых вылетов, провел 134 воздушных боя, лично сбил 35 и в группе 11 самолетов противника. После войны полковник Лавриненков командовал авиадивизией, летал на реактивных боевых машинах. В 1948 г. окончил Военную академию имени Фрунзе, а в 1954 г. — Военную академию Генштаба. Служил в войсках ПВО. В 1971 г. ему было присвоено звание генерал‑полковника. В 1977 г. он назначен заместителем начальника Гражданской обороны УССР, а в 1984 г. — военным консультантом Киевского военного училища ПВО. Умер 14 января 1988 г.

Дважды Герой Советского Союза (1.5.43, 1.7.44). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 6 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Лазарев Сергей Иванович

 

По годам он самый молодой летчик в полку. Война его здорово потре— пала, но не ослабила. Сергей по‑прежнему бодр, весел и всегда как‑то торопится воевать» — таким запомнил своего однополчанина в 1943 г. впоследствии известный ас дважды Герой Советского Союза А. Ворожейкин.

Лазарев родился 23 июня 1923 г. в деревне Григорово Суздальского уезда Владимирской губернии. После девятилетки и Ивановского аэроклуба был направлен в Краснодарскую военную авиационную школу, которую окончил в 1941 г.

Сержант Лазарев пришел в 728‑й иап летом 1942 г., когда летчики полка вели боевую работу на Калининском фронте. Около полугода он воевал на И‑16, а с июля 1943 г., с Курской битвы, сражался на Як‑7Б.

«Как офицер Лазарев тактически подготовлен отлично… В трудных условиях решения принимает быстро и правильно. Является отличным воздушным стрелком…», — писал о нем командир полка В. Василяка. На боевые задания он часто вылетал в паре с И. Кустовым — первым Героем полка. В бою 4 августа 1943 г. ему удалось сбить 2 «мессершмитта», но и его «як» был подожжен. Длинной очередью выпустив весь боезапас в сторону уходившего противника, он покинул горящую машину за мгновение до взрыва. Позднее он сражался над Днепром на Як‑9, участвовал в освобождении Украины и Польши.

Лазарев погиб в бою под Бунцлау (ныне Болеславец, ПНР) 1 марта 1945 г. Его мать, Прасковья Сидоровна, не пережила известия о гибели сына. Война унесла у нее мужа — Ивана Матвеевича и обоих детей — Анатолия и Сергея.

Комэск 728‑го иап (256 иад, 5 иак, 2 ВА) капитан Лазарев совершил более 300 боевых вылетов, лично сбил 22 и в группе 3 самолета противника.

Герой Советского Союза (26.10,44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст.

 

Лебедев Семен Андрианович

 

Родился 5 декабря 1919 г. в селе Захаровна (ныне Карагандинской области). Окончил 9 классов и школу ФЗУ. Работал столяром в Керчи. В 1939г. окончил Качинскую военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке в части, вооруженной самолетами И‑15 бис.

После переучивания и переформирования в Новосибирске на Як‑1 Лебедев принимает участие в сражении на Кубани. К концу войны становится командиром эскадрильи 43‑го иап, входившего в состав корпуса Савицкого, провел 220 боевых вылетов на Як‑7, Як‑9 и Як‑3, сбил лично 22 и в группе 2 самолета противника. Воевал на Северо‑Кавказском, Южном, 4‑м Украинском, 1‑м и 3‑м Белорусских фронтах. Среди лично сбитых им самолетов 13 бомбардировщиков — Ю‑87, Ю‑88, Хе‑111… В самом конце войны на аэродроме он столкнулся с другим истребителем, получил тяжелые травмы, был отстранен от летной работы.

В 1952 г. окончил ВВА. Кандидат военных наук, доцент, преподавал в ВВА. С 1975 г. в запасе. Живет в Монино Московской области.

Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденам Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденами Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3‑й ст., медалями.

 

Левитан Владимир Самойлович

 

Родился 1 мая 1918 г. в селе Жеребец Екатеринославской губернии. Окончил 7 классов, работал на заводе, занимался в аэроклубе. В 1939 г. окончил Качинскую военную авиационную школу.

На фронте Левитан с августа 1941 г. Воевал в 166‑м, затем 170‑м иап. В начале войны летал днем на ЛаГГ‑3, ночью на И‑16. В 1941‑1942 гг. был трижды сбит: первый раз приземлил подбитый самолет на залив Азовского моря и был спасен рыбаками, второй раз он выбросился с парашютом, когда под Ростовом его самолет загорелся от попадания зенитного снаряда, и в третий раз сумел после тяжелого боя приземлить поврежденную машину на фюзеляж на своей территории. К июню 1944 г., когда комэск 88‑го гиап гвардии капитан Левитан был представлен к званию Героя Советского Союза, он провел 291 боевой вылет, 64 воздушных боя, где лично сбил 19 и в группе 4 самолета противника. Всего за войну в более чем 400 боевых вылетах и 100 воздушных боях сбил лично 20 и в группе 4 самолета противника. Воевал на И‑16, ЛаГГ‑3, Ла‑5.

Летал до 1951 г., последний освоенный тип — Як‑17. Демобилизовался в 1959 г. в звании полковника. Живет и работает в Запорожье.

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 3‑й ст., Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Леонович Иван Семенович

 

Родился 14 ноября 1920 г. в деревне Слободка Минской губернии. Окончил 10 классов, работал на фабрике, окончил Минский аэроклуб. В 1939 г. Леонович окончил Харьковскую авиационную школу ГВФ, работал инструктором Сталинградского областного аэроклуба. В 1940 г. окончил Краснодарскую военную авиационную школу, служил в ней инструктором.

В июле 1942 г. был направлен в 154‑й иап (с 22.11.42 — 29 гиап), действовавший в составе Ленинградского фронта. В декабре 1942 г. полк был перевооружен с «Томахаук» и «Вохаук» на Як‑7Б. Первую победу Леонович одержал уже 23 января 1943 г., сбив Ме‑109 в районе Мустолово. Особенно успешными стали для гвардии лейтенанта Леоновича бои в марте 1944 г. на Нарвском направлении, где за 20 дней на Як‑9Д он сбил 8 самолетов противника. Всего за время боевых действий штурман 29‑го гиап, он же замкомэска гвардии старший лейтенант Леонович, провел 340 боевых вылетов из них 127 — на сопровождение, 95 — на разведку, 106 — на прикрытие наземных войск и 12 — на «свободную охоту». В 50 воздушных боях он лично сбил 28 самолетов (Ю‑88, Ме‑110, 7 Ю‑87, 5 Ме‑109 и 14 ФВ‑190). В двух последних боях одержал по две победы. В воздушных схватках был трижды ранен. Полк прекратил боевую работу в ноябре 1944 г., после освобождения Советского Заполярья. Капитан Леонович погиб в автокатастрофе 13 января 1946 г.

Герой Советского Союза (2.11.44). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2‑й ст., медалями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.018 с.)