Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция образа лошади в фольклоре и литературе России.

Поиск

Русская литература изобилует произведениями, ключевым образом которых становится конь, лошадь, всадник. Князь Игорь, пересевший из золотого седла в "седло кащеево", конь вещего Олега, Медный всадник Пушкина, знаменитая гоголевская птица-тройка, забитая Николкой лошадка в "Преступлении и наказании" Достоевского, есенинские розовый конь, красногривый жеребенок, кобыльи корабли, старая лошадь, упавшая на Кузнецком в стихотворении Маяковского, лошади Ф.Абрамова и "конь с розовой гривой" В.Астафьева. Этот список можно продолжить. Все эти образы восходят к фольклорной традиции, где одним из устойчивых образов-символов наряду с путем-дорогой, домом, чистым полем, дубом, окиян-морем является конь. Обратившись к славянским мифам, мы увидим, что основные божества, связанные с культом Солнца и стихией огня - это всадники, скачущие на своих чудо-конях. Перун, грозное божество, управляющее громом и молнией, скачет на своем светоносном коне. Ярило, веселый, разгульный бог страсти и удали, в белой епанче несется по полям на белом коне. Дажьбог, светлокудрое божество, бог солнца и его олицетворение, разъезжает на золотой колеснице, запряженной парой огенно-пламенных коней.

Конь одинаково считался порождение и Белбога, стихии света, и Чернбога, стихии тьмы. Белбог - создатель белого коня, Чернбог - вороного. Поэтому смена дня и ночи славянам представлялась как состязание белого и вороного коней. Когда побеждает белый конь - наступает день, вороной конь привозит на землю ночь.

Конь в хозяйственно-бытовой жизни славян занимал главнейшее место, благосостояние семьи зависело от "доброго коня". Возможно, этим и объясняется культовая роль этого животного. Фигура коня становится символом жизненной силы, энергии, благополучия, света, символом солнца. Неслучайно крышу русской избы венчает конек (князек). Как известно, изба - это своеобразная модель мироустройства. Конек на крыше символизирует солнце, энергию, саму жизнь. В древности существовал похоронный обряд, когда конька снимали с крыши, если в доме покойник. Именно конь, по представлениям древних, уносил умершего в страну мертвых. Этот обряд был известен автору "Слова о полку Игореве". Киевский князь Святослав, очнувшись от своего "мутного" сна, рассказывает, что "видел доски без князька" в своем "тереме златоверхом". В этом видении - предчувствие беды. Проснувшись, князь Святослав узнает, что сон был вещим, беда стряслась, князь Игорь открыл путь половцам на Русскую землю и сам пропал в далеком плену.

Мифологические представления славян отразились не только в древнерусской литературе, но, прежде всего, в фольклоре, в русских сказках и былинах. Конь символизирует солнце, он привозит на землю свет и тьму. "Конь вороной через прясла глядит", - гласит загадка о наступлении ночи. Вспомним народные сказки. Проехал всадник на вороном коне - наступила ночь, проехал всадник на красном коне - наступает рассвет, солнце встает, на белом коне - приходит день.

Ни один герой - победитель не обходится без лихого коня. Каждый богатырь должен иметь собственного богатырского коня, верного друга, выхоженного из слабенького, невзрачного жеребенка в жеребца, не знающего себе равного. Самый знаменитый сказочный конь, это, конечно, Сивка-бурка, которого называют так же вещей кауркой или коньком – горбунком. Скачет он «выше леса стоячего, ниже облака ходячего, малые реки хвостом застилает, а широкие перепрыгивает» Сказочный конь необычен. Он силен и прекрасен, нередко умеет летать, он связан с огнем: "Из ноздрей его пламя пышет, из улей дым валит". масть коня, она тоже не случайна. Чаще всего, рыжая (рыжий каурка) или белая, что связано со стихией огня или потустороннего мира (белый, бестелесный, безжизненный). Интересно то, что не существует белой лошади. Говоря о лошади «белая» мы подразумеваем светло серую масть либо розовую лошадь – альбиноса. Таким образом белый конь всегда является существом из потустороннего мира.

Герой не просто так получает такого коня. Он должен пройти испытания, прежде чем добыть себе этого волшебного помощника. Чаще всего герою предстоит спуститься в таинственное подземелье, подвал, ущелье, в котором стоит волшебный конь, то есть как бы пробраться в потусторонний (иной, противоположный земному) мир, либо упросить отдать этого коня Бабу Ягу, проводницу между двумя мирами. Нужно суметь оседлать строптивого коня и удержаться на нем. Конь дается в награду только тому, кто его заслужил.

Конь - явление из "иного", божественного, сакрального мира. Он связан со стихией огня, потусторонних существ. Поэтому конь и дает человеку, сумевшему его добыть, волшебную силу, энергию, необычные способности, как награду за смелость, удаль и доброту.

В былинах богатырский конь несколько утрачивает свои волшебные способности, но он по-прежнему необычно крепок, быстр, силен. Сохраняется мотив добычи богатырского коня из подземелья. Таким образом, в былинах конь, по-прежнему, явление из другого, сакрального, мира, символ удачи, избранности и победы.

Разобравшись в фольклорной символике, мы можем по-новому осмыслить литературные образы, протянув цепочку от фольклора к современной литературе. Классические ситуации, возможно, по-новому осветятся, художественные образы дополнятся еще одним значением.

В качестве иллюстрации этой мысли обратимся к поэмам Пушкина "Полтава" и "Медный всадник". Сравним образы Петра в этих произведениях. Вот эпизод Полтавского боя:

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
"За дело, с богом!" Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Идет. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом
гордясь могущим седоком.

В этом описании много слов, восходящих к семантике огневой стихии: сияние, гроза, огонь, порох. Петр как бы является откуда-то свыше, он нисходит на землю из горнего, высшего мира в сиянии огня. Причем, это не просто огонь, а божественный огонь, божественная гроза, это роковой огонь. Царь напоминает больше божественного воина, нежели человека. Он исполняет божью волю, поэтому его победа предопределена. Петр прекрасен и ужасен, как гроза, так же быстр и ослепителен, весь в движении. И конь подобен всаднику, сумевшему его оседлать, он дрожит, сверкает глазами и гордится своим седоком, они - производные одной стихии - стихии огня. Несомненно, видно родство этого пушкинского образа с мифологическими божественными всадниками-победителями. Петр сумел покорить себе удачу, он благословлен свыше. Конь, на котором он мчится, символизирует победу, власть, успех и славу.

Всадником изображен Петр и в "Медном всаднике", но смысл образа совсем иной.

...Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался...
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

На первый взгляд, слова наполнены тем же значением: огонь, роковая воля, судьба, мощь, сила. Но общий контекст другой. Петр уже не победитель, не божественный воин, прекрасный и ужасный, как гроза, оседлавший победу и удачу. Теперь он только ужасен. Ужасны его железная, бездушная мощь и сила. Теперь в этом всаднике отсутствует жизнь, движение. Он по-прежнему возвышается над землей, но неподвижно. Сияние не окружает Петра, теперь вокруг него мрак и мгла, огня больше нет. И конь застыл в скачке, он пока еще над землей ("где опустишь ты копыта"), но спуск неизбежен. Конь под всадником необычен, это все тот же огненный скакун, наделенный сакральными силами, но теперь он не гордится своим седоком, не смирен под ним, он горд, он поднялся на дыбы под железной уздой своего седока. Петр в данной ситуации не победитель и властитель жизни, он безуспешно пытается подчинить ее себе. Чем окончится этот поединок - неизвестно. Возможно, конь и сбросит с себя Петра. Интересно, что фраза "О мощный властелин судьбы!" может быть отнесена как к всаднику, так и к его коню. И тогда финал очевиден. Гордый огненный конь, властелин судьбы, символ победы, божьей воли и жизни сбросит горделивого седока (вспомним рисунок самого Пушкина 1829 г, на котором конь остался без седока).

Продолжая тему, сопоставим зеркальные эпизоды из романа Достоевского "Преступление и наказание " и стихотворения Маяковского "Хорошее отношение к лошадям". Ситуации похожи: старая лошадь падает под хохот и крики толпы, только один герой, противопоставленный толпе, сочувствует ей и пытается помочь. В обоих эпизодах авторы делают акцент на страдающих глазах животного. " Подошел и вижу глаза лошадиные <...> Подошел и вижу: за каплищей каплища по морде катится и прячется в шерсти... ", - у Маяковского. " ...он видит, как секут ее по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут... ", - это у Достоевского.

В мифологическом ключе ситуацию падения лошади можно трактовать, как перелом, надлом самой жизни. Жизнь текла своим чередом, били копыта по мостовой, но вдруг произошел сбой: "лошадь на круп грохнулась". Сама упала, оступилась. И толпа хохочет. Какой-то сбой произошел и в душах людей - из них исчезло сострадание, способность сопереживать чужую боль. "Улица опрокинулась, течет по-своему". Все перевернулось в жизни, эта улица (перед нами метонимия, мы понимаем, что поэт говорит о людях, о горожанах) живет по своим, циничным, жестоким законам. Находится в толпе лишь один человек, увидевший глаза лошади и слезы. Это сочувствие помогает лошади подняться, встать на ноги в прямом и в переносном смысле, то есть возродиться, ожить. Жизнь вернулась к истокам, человечность, доброта возрождаются и становятся жизненными ценностями. Только при таких жизненных принципах стоит жить и работать, двигаться вперед. Поэт в своем стихотворении утверждает, пытается возродить вечные нравственные принципы, основанные на любви к ближнему, понимании родства всего живого:"Деточка, все мы немного лошади". "Звериная тоска", испытанная человеком, "породнила" его с лошадью, показала, что природа страдания одинакова у всех живых существ. Поэтому сострадание, разделенная боль, побеждает страдание. Финал стихотворения В.Маяковского звучит оптимистично: "Стоило жить! И работать стоило!"
Иное решение ситуации в "Преступлении и наказании"Достоевского. В огромную телегу впряжена тощая маленькая клячонка. Хозяин ее, молодой пьяный краснолицый парень Миколка, сажает в телегу таких же пьяных, разгоряченных вином, краснолицых мужиков, толстую румяную бабу и начинает яростно сечь лошадь, полагая, что она пойдет вскачь. Агрессия толпы усиливается, она доведена до предела, это подчеркивается перенасыщением красного цвета (лица, рубахи, кумачовый наряд и румянец бабы, налитые кровью глаза Миколки). Если в стихотворении Маяковского толпа лишь цинично реагирует на несчастье лошади, то у Достоевского толпа сама является источником страдания животного. Лошадь падает не сама, ее забивают, ей "подсекают все четыре ноги разом". Пьяные, одурманенные люди, сбивая с ног эту бедную клячу, сами отнимают у себя возможность двигаться, сами выбивают у себя почву из-под ног. Они добивают лошадь "словно себя не помня". Действительно, люди забыли свое назначение, люди забили яростью свои души, в которых вместо человеческих поселились звериные чувства. И на лицах людей красные отпечатки какого-то адского пламени.

Миколка стоит "с налитыми кровью глазами". Это уже не глаза человека.

Телега жизни остановилась, везти ее некому, и ехать некуда. Жизнь опрокинулась с ног на голову. Опрокинулась, как улица в стихотворении Маяковского. И протест маленького человека, плачущего, с криком бросающегося к лошади, ничего не меняет. Достоевский тоже подчеркивает единство страдания, испытанного лошадью и мальчиком. Лошадь секут по самым глазам - а у мальчика текут слезы, его задевают кнутом по лицу - но он не чувствует этого, испытывая только боль за лошадку. Но это сострадание ни к чему не приводит. Отец говорит сыну:

- Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем!

Эта позиция равнодушия, отчуждения приводит к тому, что жизнь разбилась, подорваны ее основы, ее вечные законы. Лошадка мертва, а Миколка жалеет, "что уж некого больше бить". Это ситуация краха, катастрофы, необходимо будет много времени, чтобы человек и устои жизни возродились.

Обратимся к поэзии С.Есенина, в которой конь - один из центральных образов. Восходит этот образ к традициям русской сказки. Самым поэтичным у Есенина, пожалуй  является розовый конь из стихотворения "Не жалею, не зову, не плачу..."

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенним утром ранним
Проскакал на розовом коне...

Этот образ становится ключевым у Есенина. Здесь сразу всплывают ассоциации со сказочным всадником на красном коне, символизирующем зарницу. Стихотворения Есенина также озарили русскую поэзию, поэтизировали быт деревни, как этот сказочный восход. Поэт сравнивает себя со всадником, уже проскакавшим на розовом коне весенним ранним утром. Это был короткий и прекрасный миг. Кратковременность, неуловимость жизни, ее непостижимая свежесть и новизна молодых чувств вызывают у поэта грусть и ностальгию по уходящей молодости. Лирический герой стихотворения напоминает и сказочного Иванушку, получившего в награду волшебного коня, и с удалью несущегося на нем по полю, и златокудрого Ярилу - босоногого молодого разгульного бога страсти, мчащегося по весенним нивам. Такова и поэзия Есенина - свежая, пахнущая полевыми цветами и рожью, наполненная весенними звуками и утренней прохладой. Розовый конь - символ мечты, сказки, воплощенной в реальность.

Скачущий конь вызывает ассоциации еще и с Пегасом. Поэту, действительно, удалось его оседлать, он был свободен на своих поэтических просторах. Творческие силы извне, божественный дар свыше, энергетика, подаренная ему волшебным конем, чувствуется во всех стихотворениях поэта.

 

Образ лошади в европейской литературе

Чаще всего в литературе лошади появляются как молчаливые спутники, как естественная часть человеческой жизни - способ перемещения. С развитием технологий из книг лошадей вытесняют автомобили, поезда, космические корабли… Но до развития средств передвижения лошадей мы видели почти на каждой странице: хозяева гордятся своими лошадьми, герои любуются табунами диких мустангов, мы видим простой день крестьянина и его рабочей лошади, по дорогам книжных городов проносятся повозки, дилижансы и просто всадники.

Лошадь выступает символом: является героям в снах и видениях, заставляет их обратить внимание на важную деталь и наводит человека на интересные мысли. Иногда конь становится спасителем, единственной надеждой успеть, добежать. Тогда бег коня начинает соперничать с бегом времени, а человеку остается только наблюдать, кто же победит в этой гонке. Опаздывая, человек загоняет коня, и конь жертвует своей жизнью, проиграв времени.

И дале, дале!.. конь летит,

Под ним земля шумит, дрожит

С дороги вихри вьются,

От камней искры льются.

И сзади, спереди, с боков

Окрестность вся летела:

Поля, холмы, ряды кустов,

Заборы, домы, села.

В. А. Жуковский. Перевод баллады «Ленора»

Редко в книгах лошадь становится полноправным персонажем. Тогда мы видим особенный характер, привычки, способности коня. Но такой образ часто затмевается сюжетом книги, и лошадь приходит на помощь в самых отчаянных моментах, когда надеяться больше не на кого, она не оставляет своего хозяина даже тогда, когда все от него отвернутся.

Но еще реже встречаются книги, где лошадь становится главным персонажем, где мы начинаем видеть мир ее глазами. Такие книги завораживают читателя своей простотой и искренностью. Настолько прямой, открытый подход, глубокие мысли, выраженные самыми понятными словами, поражают читателя, заставляют заново осмыслить человеческий взгляд на вещи. Именно через лошадь, спутницу человечества, живущую с ним бок о бок столетия, пожалуй, легче всего давать оценку человеческим поступкам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.009 с.)