Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади»



План реферата

 I. Вступление: значение лошади в жизни человека_ 3

II. Символ лошади в мифологиях народов мира_ 3

1. Мифы древней Греции_ 4

2. Скандинавские мифы_ 5

3. Мифы Шотландии_ 6

4. Кельтская мифология_ 6

5. Древне – индийская мифология_ 7

6. Мифические лошади средневековья. 7

 III. Эволюция образа лошади в фольклоре и литературе России. 9

IV. Образ лошади в европейской литературе 13

1. Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера» Часть четвертая «Приключение в страну Гуингнгмов»_ 14

2. Анна Сьюзелл «Black Beauty» (Черный красавчик) 15

V. Заключение: обшее значение символа лошади_ 16

VI. Список литературы_ 17


Вступление

…Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.<…> Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души...

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился... И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Все — конь, все — от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти...

Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади»

Лошадь всегда играла важную роль в жизни человека. Именно ей отводились все тяжелые труды в хозяйстве, она всегда следовала за своим хозяином. С лошадью нередко приходилось ночевать под одной крышей или просто в открытом поле. И человек знал, что только на лошадь он сможет положиться всегда. На Руси говорили, что конь человеку ближе отца и ближе брата.

И начало отношений между человеком и лошадью лежит еще до одомашнивания диких лошадей. Первое упоминание лошади в жизни человека мы можем обнаружить еще в ледниковом периоде. В наскальных рисунках древних людей мы находим изображения лошадей и сцен охоты на них.

Впервые лошадь была одомашнена по разным предположениям приблизительно от семи до пяти тысяч лет назад. Вероятнее всего это произошло в Восточной Европе или в Центральной Азии. Именно тогда образ лошади вошел сначала в мифы и сказки кочующих народов, а позднее пришел и в Европу.

На своем пути рядом с человеком отношение к лошади очень сильно менялось. Почти в каждой древней культуре мы можем найти сказки, мифы, предания, связанные с лошадьми. Героями этих историй становились и волшебные существа, связанные с лошадьми. Многогранность образов лошади дает нам право говорить о символе лошади и о символических значениях каждого из ее появлений в мифологии и литературе.

Мифы древней Греции

Пегас (Источник)

Свое имя получил благодаря рождению у истоков Океана. Этот крылатый белый конь, сын Медузы Горгоны и бога Посейдона, вылетел из матери, убитой Тесеем. Взгляд пегаса был противоядием чарам медузы горгоны: он снова оживил всех людей, превратившихся в камни. Пегас является символом возрождения.

Источник Гиппокрена (лошадиный источник) был выбит копытом Пегаса на горе муз Геликон. Полет Пегаса стал символом вдохновения поэтов. Волшебный полет на огромных белых крыльях ассоциируется с неистовым, преодолевающим земные препятствия духом поэта.

Позднее Пегас был укрощен с помощью волшебной уздечки героем Беллерофонтом, но юноша бросил вызов всему Олимпу и был свержен на землю. А волшебного коня Зевс впряг в свою колесницу.

Кони Диомеда

Существа, покоренные Гераклом во время девятого подвига. Эти кони невиданной мощи и красоты питались только человеческим мясом плененных. Кони Диомеда были доставлены в Микены, где Эврисфей приказал их отпустить. Животные бросились в лес и были растерзаны дикими зверями. Эти кони – символ дикой необузданности, дух самых отчаянных и непокорных человеку лошадей, так и не признавших его власть.

Троянский конь

Эту статую из дерева оставили на берегу греки, перед тем, как якобы покинуть Трою. И непобедимые троянцы сами разобрали часть стены, чтобы вкатить статую к храму, посвященному богу коней Посейдону. Но статуя оказалась полой, и ночью греческий отряд вышел из тайника перебил всю ночную стражу. Троянский конь - древний символ обмана, победы хитростью, это название уже стало нарицательным.

Скандинавские мифы

Слейпнир (Скользящий)

Конь, принадлежавший богу Одину. Этот конь имел 8 ног и был очень быстрым, мог скакать во воздуху. Это постоянный спутник бога Одина.

Мифы Скандинавии рассказывают, что в основе всего мира стоит великий ясень Иггдрагиль. Буквальный перевод этого названия звучит как «Конь Игга». Игг – это второе имя Одина. Конь был у германо - скандинавов священным животным.

Древнегерманский алфавит состоит из 29 рун. И одна из этих 29 рун - руна Эваз «М» - воплощение лошади. И одновременно эта руна значит доверие, партнерство, жизнь в гармонии.

Мифы Шотландии

В ранних сказках Шотландии встречается огромное количество водяных лошадей. Различные волшебные лошади жили в реках и морях, некоторые были проказниками, а некоторые настоящими людоедами.

Келпи

Это наиболее известные водяные лошади. Они обитают в реках и могут менять обличия, но чаще всего предстают перед людьми в виде запряженных лошадей, красивых жеребят, привлекательных юношей или очаровательных девушек. Келпи позволяют на них садиться, но потом сразу бегут в воду и увлекают человека в глубокий омут. Потом келпи исчезает со вспышкой и громовым раскатом. Иногда особенно агрессивные келпи могут убить человека.

Перед бурей келпи воет. Эти звуки слышали многие моряки северной Шотландии.

Если одеть на келпи уздечку, из него может получиться хороший конь, выносливый и сильный, но лишь до тех пор, пока он не увидит воду, иначе он тут же сбежит от хозяина, вновь став водой.

Ногл

Менее зловредный чем келпи, напоминает серого шотландского пони. Для человека он не опасен, но любит делать маленькие пакости: останавливать мельничное колесо и мешать рыбакам.

Ичь – ушкья

 Одна из самых опасных водяных лошадей, обитает в морях и озерах. Любопытные люди становятся ее жертвами и на берегу находят только печень пропавшего. Спина этого мифического хищника клейкая и жертва не может освободиться.

 

Мифы о водных лошадях получили распространение в Англии из – за близости моря и постоянно пропадающих там людей. Эти существа становились атрибутами детских сказок. Именно дети чаще всего становились жертвами этих лошадей. Так же эти существа являлись одиноким девушкам. И многие сказки рассказывают о чудесном избавлении девушки от такого ухажера.

Водяные лошади в Шотландской культуре являются олицетворением необузданной водной стихией, ее власти над человеком, того ужаса и незащищенности, постоянных страхов этого народа.

Кельтская мифология

Ашвамедха

Древний ритуал жертвоприношения лошади. Позже довольно условного. В начале года правитель выбирал жеребца, никогда не знавшего узды, и гнал его впереди своей армии. Армии правителя захватывали те страны, куда направлялся конь.

В конце года проходил сам священный ритуал жертвоприношения. Выбирали лошадь определенной масти и приносили ее в жертву богине-покровительнице.

Баярд (Франция)

Конь мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана, одного из четырех сыновей Эймона. Отличался необычайной резвостью. Если на коня садился один человек, то он ничем не отличался от обычного. Если несколько – круп Баярда удивительным образом растягивался в длину. Конь обладал необычайной мудростью, чем вызвал жгучую ненависть императора Карла, задумавшего его погубить. Бежал от казни и с тех пор прячется от людей в Арденнском лесу.

Всадники апокалипсиса.

Образ всадника во всех культурах – это символ власти, силы, могущества. Не случайно в русском языке слово «князь» с древнеславянского буквально означает: всадник, тот, кто владеет конем.

В мифологии народов Ближнего Востока существует предсказание, что когда мир будет умирать, на Землю придут четыре всадника апокалипсиса, символизирующие 4 «части земли», все человеческие качества, которые приведут человечество к концу. Описание этих четырех всадников можно найти в «Откровении святого Иоанна Богослова».

Первый всадник - «конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить». Первый из четырех – символ победы, слабости человека, неизменности судьбы.

Второй - «другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч». Это всадник, символизирующий пороки человека, непрерывные воины, звериное человеческое начало.

Третий - «коньвороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей». Этот всадник – символ суда и правосудия, символ равенства всех перед богом.

Четвертый - «конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными». Имя этому всаднику – смерть, конец, переход в другой мир.

Единорог

Сложно сказать, когда именно появился единорог. Склонные к излишним допущениям исследователи считают, что самое раннее изображение единорога можно найти на стенах пещеры Ласко во Франции (ее еще называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства»). Эти наскальные рисунки, датируемые 150 веком до нашей эры, изображают различных животных — как вымерших, так и существующих в наши дни.

История появления единорога в литературе прошла очень долгий путь. Основой образа в разное время служили разные животные, но общей чертой всегда был длинный закрученный волшебный рог. За четыреста лет до христианской эры грек Ктесий сообщал, что в королевствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами, с острым рогом на лбу, у основания белым, на конце красным, а посредине - совершенно черным. Плиний прибавляет другие подробности (VIII, 31): "В Индии охотятся еще за другим зверем, единорогом, который туловищем схож с лошадью, головою с оленем, ноги как у слона, а хвост кабаний. Ржет он басистым голосом, посреди лба торчит длинный черный рог. Полагают, что живьем его невозможно взять".

Но окончательно единорог сформировался как белый жеребец с волшебным рогом, раздвоенными копытами, львиным хвостом и козлиной бородой.
Ранее всего в мире письменно о единорогах упоминалось в Индии. В западной литературе впервые поведал о единорогах Ктесий Книдский(около 416г до нэ). Он описал животное с белым телом, коричневой головой и рогом на голове длиной в локоть. Так две тысячи лет спустя будут изображать единорогов на европейских гобеленах.

Самый причудливый единорог был у древних персов: трехногий, шестиглазый, девятиротый, с золотым полым рогом; стоит он посреди океана и чудесным рогом очищает волны от всяческого загрязнения.
Даже в Библии можно найти кое - что о единороге. Единорог упоминается в Ветхом Завете как зверь рээм — библейская метафора, обозначающая силу. Впрочем, современные переводы Священной книги чаще всего говорят прямо — «единорог». Рээм не только силен, но и дик, неподконтролен человеку. По преданию, это был один из первых животных, созданных Богом и первое существо, которое назвал Адам. После изгнания Адама и Евы из рая единорог отправился вслед за ними. Существует легенда, что пара единорогов спасалась вместе со всеми тварями на Ноевом ковчеге, но были настолько неуправляемыми, что Ной сам прогнал их.

О природе, повадках, внешнем виде единорога судили из книги "Physiologus Graecus" (эта книга-энциклопедия всех существующих знаний о сказочных и реальных животных, была написана в 3 веке в Александрии). Единорог встречается в шотландской геральдике, на древних каменных Ассирийских рельефах, на европейских гобеленах. О них упоминается в средневековых легендах, индийских сказках и немецких песнях.

Легенды о единорогах поразительно похожи, хотя слагались в разных уголках мира и в таком количестве, которого не удостаивалось ни одно другое животное, кроме, пожалуй, дракона. Единорог предстает в них свирепым и очень сильным зверем, способным убегать от погони дни и ночи напролет. Охотиться на него могут лишь самые отчаянные, а потому и мифическая охота на единорога - серьезное испытание, сродни визиту к Минотавру или поимке Жар-птицы. Удержать пойманного единорога можно только уздечкой из чистого золота. Только в одном случае, неистовый и дикий, он становится кротким и ручным - когда кладет голову на колени к девственнице. Единорог считается одним из главных символов чистоты и целомудрия. Мотив единорога и девы стал чуть ли не главной «струной» европейской романтической культуры. Но изначально он носил лишь религиозно-духовный оттенок, означая воплощение Христа в лоне Богоматери.
Множество легенд посвящено рогу единорога - аликорну. По одной из легенд, злая змея впрыснула свой яд в озерную воду, и все земные животные начали умирать: те, кто пил из озера, умирали от отравления, те, кто терпел без воды, - от жажды. Вскоре на Земле могло бы не остаться ни одного живого существа! Но пришел единорог, начертал рогом крест на воде, и вода очистилась. Единорогу приписывается способность не только нейтрализовать яд, но и загодя распознавать его. При контакте с ним рог якобы темнеет, а отравленная жидкость начинает пузыриться, кипеть. Рог может свести на нет действие не только отравы, но и приворотного зелья, но сам в свою очередь является сильнейшим афродозиаком (любовным снадобьем). Кроме этого, мифы наделяют рог единорога целебными свойствами. Смолотый в порошок рог или его пепел будто бы помогают от укусов скорпионов и бешеных собак, излечивают от эпилепсии, лихорадки, чумы, глистов и продляют жизнь. Считается, что сила аликорна в таинственном рубине курбункуле, камне, находящемся в основании рога.

Собственный голос единороги подают редко, только в состоянии крайнего гнева, и обычно это страшный рык, один способный обратить врага в бегство. Мифическими врагом единорога является лев – символ хитрости и коварства. Единорог своей «лунной» природой как бы уравновешивает «солнечную» силу льва. Лев часто противопоставляется единорогу и существует много легенд, где лев и единорог сражаются за титул короля зверей.

Символизирует лунное женское начало и живородную мужскую силу, целомудрие, чистоту, девственность, совершенное добро, достоинство, силу разума и тела, неподкупность. Слияние двух рогов в один означает единство. Так же это эмблема меча. Единороги иногда изображаются по обе стороны от Древа Жизни, как его стражи.

Одним из «прародителем» легенд о единорогах считается африканский орикс — сернобык, разновидность антилоп. В профиль это животное вполне могло показаться отдаленному наблюдателю самым настоящим единорогом.

Заключение

Сравнивая мифы о лошадях, бестиарии средневековья и книги современности, мы понимаем, что лошадь из потустороннего, божественного образа постепенно переходила на уровень человеческой жизни, спускалась с небес на землю. Лошади как будто смирились с тем, что их место рядом с человеком, на земле, среди нас. Так же, как когда-то единорог по своей воле ушел с первыми людьми из Рая, так же и лошадь пошла с нами рядом, нога в ногу, по трудной дороге цивилизации. У индейцев существовал древний миф о том, что лошадь является великим учителем человека лишь до тех пор, пока он будет с ней на равных. И главный урок, который несет лошадь во все века, во всех мифах и книгах – это урок доверия, урок единства. Она не дает нам забыть, что мы часть единого круга жизни, часть природы, часть общества. Она как будто выступает посланником между миром людей и всем, что его окружает. Именно лошадь – воплощение всех черт, которые не должен забывать в себе человек, чтобы достичь гармонии.

Нет почти ни одного качества характера, ни одной черты, которой бы не был наделен образ лошади в каком-либо его проявлении. Мы так долго прожили рядом с лошадьми, что кажется, что грань между человеком и лошадью стерлась, что лошади настолько же разнообразны как и люди, ими движут похожие желания и чувства. Но даже различиями своими мы так дополняем друг друга, что, пожалуй, никто не сможет понять друг друга лучше, чем человек и его лошадь.

Лошадь навсегда связана с человеком «священным союзом», хотя люди и пытались это и отрицать, и забывать: осмеивали лошадь, обижали ее жестокостью, железом, уздечкой, обидным смехом… Но только осознав эту связь, признав саму лошадь как равную, мы сможем раскрыть для себя огромное количество новых деталей, мы будем готовы слушать продолжение этого урока.

Образ этого одновременно такого знакомого и теплого и в то же время такого независимого существа, как лошадь, останется бриллиантом с миллионом граней. Самые яркие из них, пожалуй, - это символ доверия, божественности, возвышенности, неукротимости, стихии, страсти. Встречаясь с лошадьми, мы каждый раз открываем для себя что-то новое, каждый раз заново осмысляем этот образ. "Символика коня" - это тема неисчерпаемая и этим интересная.


Список литературы

 

1. Г. Бидерманн. «Энциклопедия символов». – «Республика», 1996

2. Волшебные существа. Энциклопедия. «Азбука – классика». С.-П. 2005.

3. К. Королев. «Энциклопедия сверхъестественных существ». «Эксмо»2006.

4. Е. Грушко, Ю.Медведев. Энциклопедия славянской мифологии. - "Астрель", 1996.

5. Н.Зуев. "Медный всадник" в русской критике. История истолкований//Литература в школе. 2005. 12.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия: 1, 2 т. М.,1989.

7. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М. 2005.

8. Религии мира. Энциклопедия "Аванта-плюс".

9. Найджел Саклинг «Книга о единороге»

10. Статьи рубрики «Бестиарий» журнала «Мир фантастики» :         http://www.mirf.ru/articles.php?id=4

11. http://zhurnal.lib.ru/b/belowa_j_r/horsedoc.shtml

12. http://zhurnal.lib.ru/b/belowa_j_r/konydoc.shtml

13. http://thehobbiton.narod.ru/zal/efc/e1.html

 

План реферата

 I. Вступление: значение лошади в жизни человека_ 3

II. Символ лошади в мифологиях народов мира_ 3

1. Мифы древней Греции_ 4

2. Скандинавские мифы_ 5

3. Мифы Шотландии_ 6

4. Кельтская мифология_ 6

5. Древне – индийская мифология_ 7

6. Мифические лошади средневековья. 7

 III. Эволюция образа лошади в фольклоре и литературе России. 9

IV. Образ лошади в европейской литературе 13

1. Джонатан Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера» Часть четвертая «Приключение в страну Гуингнгмов»_ 14

2. Анна Сьюзелл «Black Beauty» (Черный красавчик) 15

V. Заключение: обшее значение символа лошади_ 16

VI. Список литературы_ 17


Вступление

…Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!

Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.<…> Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое. Раздуйте метель-огонь на всю улицу!

И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души...

Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного, отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился... И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Все — конь, все — от коня: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти...

Федор Александрович Абрамов «О чем плачут лошади»

Лошадь всегда играла важную роль в жизни человека. Именно ей отводились все тяжелые труды в хозяйстве, она всегда следовала за своим хозяином. С лошадью нередко приходилось ночевать под одной крышей или просто в открытом поле. И человек знал, что только на лошадь он сможет положиться всегда. На Руси говорили, что конь человеку ближе отца и ближе брата.

И начало отношений между человеком и лошадью лежит еще до одомашнивания диких лошадей. Первое упоминание лошади в жизни человека мы можем обнаружить еще в ледниковом периоде. В наскальных рисунках древних людей мы находим изображения лошадей и сцен охоты на них.

Впервые лошадь была одомашнена по разным предположениям приблизительно от семи до пяти тысяч лет назад. Вероятнее всего это произошло в Восточной Европе или в Центральной Азии. Именно тогда образ лошади вошел сначала в мифы и сказки кочующих народов, а позднее пришел и в Европу.

На своем пути рядом с человеком отношение к лошади очень сильно менялось. Почти в каждой древней культуре мы можем найти сказки, мифы, предания, связанные с лошадьми. Героями этих историй становились и волшебные существа, связанные с лошадьми. Многогранность образов лошади дает нам право говорить о символе лошади и о символических значениях каждого из ее появлений в мифологии и литературе.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.013 с.)