Основные подходы в определении государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы в определении государства.



Все имеющиеся представления, связанные с внешним образом (формой) и сущностью государства как социально-политического явления, могут быть сведены в две концепции: организационную и функциональную.

В рамках организационной концепции государство представляет собой форму социальной организации. По мнению В. Чиркина(правовед), отражающему достаточно традиционную для социально-политической и юридической науки точку зрения, государство – это особая, универсальная для данного общества организация, обладающая уникальной властью (публичной, государственной властью) и специализированным аппаратом управления обществом. Будучи неотъемлемой частью общества на протяжении многих тысячелетий, государство выполняет всеобъемлющие регулятивные (а именно управленческие) функции по отношению к нему[12].

В широком смысле государство есть ограниченное географическими пределами (границами) политически организованное сообщество граждан (подданных). При этом в качестве основных структурных элементов государства выступают социальные организации, осуществляющие управление (органы государственной власти); организации, обеспечивающие управленческий процесс (материальные придатки государства: силовые структуры (полиция, армия, органы государственной безопасности), государственные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере науки, образования, медицины, социального обеспечения и т. п.); организации, которые являются объектом управленческого воздействия (семейные и профессиональные союзы, корпорации, ведущие хозяйственную деятельность и т. п.).

В узком смысле государство отождествляется с аппаратом государственной власти (бюрократией) и силовыми структурами, при помощи которых осуществляется государственное принуждение. Соответственно, если брать за основу узкий подход, то получается, что в пределах географической территории страны существуют и определенным образом взаимодействуют государство – аппарат (инструмент) публичной политической власти – и народ – объект властного воздействия.

Функциональная концепция понимания государства предполагает восприятие последнего не в качестве субъекта действия (коллективного лица, от своего имени осуществляющего управление обществом), а в качестве системы отношений, состояния упорядоченной политико-правовой реальности.

В рамках подобного понимания государство рассматривается как сложившийся в пределах определенной территории и обеспечиваемый при помощи публичных регулятивно-охранительных механизмов порядок управления обществом.

Данный порядок носит нормативный характер и объединяет общезначимые правила поведения, принимаемые от имени всего государственно организованного сообщества относительно небольшим по числу аппаратом управленцев – государственной бюрократией.

В юридической науке выделяются и некоторые другие подходы к пониманию государства, в зависимости от теории происхождения или, В.Е. Чиркин насчитал пять основных подходов к понятию государства: теологический (широко используется в мусульманских учениях в связи с концепцией халифата); классический (государство как совокупность трех слагаемых - власти, территории, населения); юридический - (государство - юридическая персонификация нации); социологический (представлен небольшим количеством школ, в том числе марксистским направлением в государствоведении); кибернетический (государство как особая система в связи с потоками информации, прямыми и обратными связями).

 

  1. Дееспособность граждан (физических лиц): понятие и разновидности.

Это способность осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности.

Подвиды дееспособности:

1. Сделкоспособность (способность совершать сделки).

2. Деликтоспособность (способность нести гражданско-правовую ответственность).

Гражданская дееспособность возникает с 18 лет.

Совершеннолетние граждане дееспособны в полном объёме, они самостоятельно совершают любые сделки и несут имущественную ответственность за свои действия.

Исключения:

1. Если брак заключён до 18 лет, то закон автоматически предоставляет дееспособность в полном объёме.

Причём дееспособность сохраняется, если брак будет расторгнут до наступления совершеннолетия. Однако, если брак будет признан недействительным, суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.

2. Эмансипация – лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть объявлено дееспособным в полном объёме, если:

а). оно работает по трудовому договору, или

б). с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

 

Виды эмансипации:

а). административная (осуществляется органами опеки и попечительства по заявлению несовершеннолетнего);

б). судебная (осуществляется судом по заявлению несовершеннолетнего, если нет согласия родителей).

 

Объём дееспособности несовершеннолетних:

1. Малолетние лица (до 14 лет) – недееспособны (сделки от их имени могут совершать только их законные представители – родители или опекуны).

Лица в возрасте от 6 до 14 лет могут самостоятельно совершать:

а). Мелкие бытовые сделки.

Признаки мелкой бытовой сделки:

- незначительная цена сделки,

- бытовой характер сделки,

- учёт возраста и особенности развития конкретного малолетнего.

б). Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.

в). Сделки по распоряжению средствами, предоставленные законным представителем или с его согласия третьим лицом.

2. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет – обладают частичной дееспособностью (они могут совершать сделки лишь с письменного согласия родителей или попечителя).

При этом необязательно необходимо согласия обоих родителей, достаточно согласия одного из родителей на совершение несовершеннолетним сделки.

Они могут самостоятельно совершать следующие сделки:

а). Мелкие бытовые сделки;

б). Распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

в). Осуществлять права автора;

г). Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.

 

 

Совершеннолетние могут быть ограничены в дееспособности судом при наличии одновременно двух юридических фактов:

1. Пристрастие к азартным играм, злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами.

Однако закон не ставит возможность ограничения дееспособности в зависимость от признания гражданина хроническим алкоголиком или наркоманом.

2. Постановка семьи в тяжёлое материальное положение.

Гражданин, ограниченный в дееспособности вправе совершать лишь мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие доходы может лишь с согласия попечителя.

Однако такой гражданин самостоятельно несёт имущественную ответственность по совершённым им сделкам и за причинённый им вред.

Также может быть ограничен судом в дееспособности гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. Такой гражданин совершает сделки с письменного согласия попечителя. Сделка, совершенная таким гражданином, действительна также при ее последующем письменном одобрении его попечителем. Мелкие бытовые сделки и сделки по распоряжению своим заработком, стипендией и иными доходами такой гражданин вправе совершать самостоятельно. Однако суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами.

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности вследствие психического расстройства, может распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя.

Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по совершённым им сделкам.

Гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими.

От его имени сделки совершает его опекун.

Опекун возмещает вред, причинённый гражданином, признанным недееспособным, если не докажет, что вред возник не по его вине.

В основном вина опекуна состоит в недостатке контроля за недееспособным гражданином.

Для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан законом введен институт опеки и попечительства (ст. 31—40 ГК). Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными недееспособными. Попечительство — над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и гражданами, ограниченными в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Будучи законными представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделок, затрагивающих имущественные интересы подопечного. Особенно это касается сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного: отчуждение имущества, сдача его внаем, в залог и т.п. Не вправе опекуны и попечители, а также их супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или предоставления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом.

В случае если подопечный обладает недвижимым или ценным движимым имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК). Из состава имущества подопечного, которое находится в ведении опекуна или попечителя, исключается имущество, переданное в доверительное управление. Доверительный управляющий осуществляет свои функции на основании договора о доверительном управлении, который должен предусматривать источник и размер вознаграждения доверительному управляющему, его ответственность и права в отношении имущества.

Попечительство может устанавливаться не только над частично или ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, например над инвалидами по зрению. Такая форма попечительства именуется патронажем (ст. 41 ГК).

Попечитель над совершеннолетним дееспособным гражданином назначается органом опеки и попечительства с согласия совершеннолетнего и осуществляет свои функции на основании договора поручения либо договора о доверительном управлении. Договор заключается попечителем с лицом, над которым учреждается патронаж.

 

3. Брак: понятие и формы. Условия и порядок заключения.

Действующий в настоящее время СК не содержит определения понятия «брак». С точки зрения науки семейного права «брак – это добровольный, равноправный, моногамный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением требований законодательства, порождающий взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов и направленный на создание семьи».

1.Согласно ст. 12 СК для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст установлен в 18 лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (ст. 13 СК).

Не допускается заключение брака между (ст. 14 СК):

1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

2) близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

3) усыновителями и усыновленными;

4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Брак заключается в органах загс. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК).

Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них) (п. 3 ст. 11 СК).

Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления (ст. 11 СК).

Государственная регистрация заключения брака производится в присутствии лиц, вступающих в брак. В случае, если лица, вступающие в брак (одно из лиц), не могут явиться в орган записи актов гражданского состояния вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, государственная регистрация заключения брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации в присутствии лиц, вступающих в брак (п. 4, 6 ст. 27 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Государственная регистрация заключения брака с лицом, находящимся под стражей или отбывающим наказание в местах лишения свободы, производится в помещении, определенном начальником соответствующего учреждения по согласованию с руководителем органа записи актов гражданского состояния (п. 7 ст. 27 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

При государственной регистрации заключения брака супругам в записи акта о заключении брака по выбору супругов записывается общая фамилия супругов или добрачная фамилия каждого из супругов (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

 

 

БИЛЕТ №3

1. Формы и методы осуществления основных функций государства.

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм осуществления функций государства выделяют

- правотворческую;

- правоисполнительную;

- правоохранительную.

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства). Правотворческая форма связана с установлением, принятием правовых норм, в которых определяется порядок деятельности государства, его органов, а также других субъектов в соответствующих направлениях.

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений. Правоисполнительная форма выражается в исполнении правовых норм, претворении их в жизнь. Осуществление функций государства в этом случае протекает так, как это предписано правовыми нормами.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила. Правоохранительная форма имеет место тогда, когда нормы права не соблюдаются и не исполняются, т.е. нарушается установленный ими порядок. В этих случаях вступает в действие механизм государственного принуждения, виновные привлекаются к ответственности, а нарушенный порядок восстанавливается.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах.

Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустаноительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполниельная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Методы осуществления функций государства:

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3. поощрение (создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

- централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

- децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

- рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

- поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

 

2. Гражданско-правовая ответственность: понятие, виды, характерные черты.

Гражданско-правовая ответственность – это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшего за счёт правонарушителя.

Признаки гражданско-правовой ответственности:

1. Меры гражданско-правовой ответственности могут быть:

а). Как предусмотрены законом,

б). Так и установлены самими сторонами договора.

2. Основанием гражданско-правовой ответственности является гражданское правонарушение.

3. Меры гражданско-правовой ответственности применяются только судом.

4. Гражданско-правовая ответственность носит только имущественный характер:

а). Уплата определённых денежных сумм;

б). Предоставление имущества в натуре.

 5. Цель гражданско-правовой ответственности – восстановление имущественного статуса потерпевшего (размер мер гражданско-правовой ответственности должен соответствовать размеру убытков).

 6. Правонарушитель несёт гражданско-правовую ответственность только перед потерпевшим (а не перед государством).

 

Виды гражданско-правовой ответственности:

I. Договорная ответственность (основанием её возникновения является нарушение договора).

II. Внедоговорная (деликтная) ответственность (возникает из правонарушения (причинения вреда) при отсутствии обязательств между нарушителем и потерпевшим).

Виды гражданско-правовой ответственности при множественности правонарушителей:

I. Долевая ответственность:

1. Каждый из субъектов ответственности отвечает в пределах приходящейся на него доли.

2. Любая ответственность со множественностью лиц считается долевой, если законом или договором не установлена солидарная или субсидиарная ответственность.

3. Доли каждого из должников признаются равными, если не установлено иное.

II. Солидарная ответственность (см. вопрос «Солидарные обязательства» в теме «Условия надлежащего исполнения обязательств»).

III. Субсидиарная ответственность (см. вопрос «Субсидиарные обязательства» в теме «Условия надлежащего исполнения обязательств»).

Другие виды гражданско-правовой ответственности:

I. Регрессная ответственность (переложение на ответственное лицо убытков, возникающих в результате исполнения обязательства за него другим лицом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.073 с.)