Режим раздробленного рабочего дня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Режим раздробленного рабочего дня



Разделение рабочего дня на части регулируется ст. 105 ТК РФ. На тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такие работы обычно связаны с обслуживанием населения, например на городском пассажирском транспорте, в организациях связи, торговли. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Законодательством не определяется, на какое число частей может быть разделен рабочий день. На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются. Обеденный перерыв включается в указанные перерывы.

За отработанное при таком режиме время работнику производится доплата к его основному заработку (ст. 144 ТК РФ).

К вышеизложенному необходимо добавить, что Правительство РФ приняло постановление от 10.12.2002 г. № 877 «Об особенностях рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», которое устанавливает, что в соответствии со ст. 100 ТК РФ Правительство РФ постановляет установить, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения РФ.

 

 

БИЛЕТ №19

 

1. Политическая система современного российского общества: тенденции развития.

Существующая в России политическая система при относительно благоприятной экономической ситуации и международной конъюнктуре, способна определенное время обеспечивать поддержание стабильности власти, но не решает ни одну из стратегических проблем страны.

Наиболее актуальную угрозу мы видим в сознательном и последовательном ограничении возможностей для общественной дискуссии, снижении культурного и политического уровня, быстрой провинциализации страны в сочетании с криминализацией населения и государственных структур.

 «Управляемая» дискуссия в рамках, заранее определенных чиновниками, с неприкосновенными лицами и табуированным темами, - это разговор, далекий от реальный жизни и потому неэффективный. Он неспособен выполнять основную функцию общественной дискуссии - генерировать идеи, предлагать решения.

Абсолютное недоверие к государству и его институтам, к властям и правоохранительным органам критически значимой части населения страны - наиболее существенная черта современной политической системы России.

Исчезает ключевое условие движения страны вперед, реальных реформ, успешной модернизации - доверие населения к институтам государства и авторитет закона.

Сегодняшние высокие рейтинги популярности первых лиц государства в сочетании с крайне низкими показателями доверия ко всем без исключения государственным и общественным институтам свидетельствуют о чрезвычайной непрочности созданной политической системы и хрупкости так называемой «политической стабильности».

В действительности, внутри общества идет глубокий процесс делегитимации власти в результате продолжающегося подрыва доверия к институту выборов.

Естественная перспектива этой системы в случае сохранения благоприятной конъюнктуры - стагнация, продолжение и углубление стратегического отставания в развитии не только от ведущих держав мира, но и от интенсивно развивающихся стран.

Нерешенными останутся демографическая проблема, проблема освоения и развития восточных территорий страны, создания современной инфраструктуры, не говоря уже о модернизации в широком, стратегическом понимании.

Неизбежно научно-техническое отставание и «бегство мозгов». В современном постиндустриальном глобальном мире «мозги» невозможно спрятать за «железным занавесом» и принудить создавать инновации. Талантливые люди будут уезжать туда, где есть свобода. Потому, что «свобода лучше, чем не свобода». И это ключевое условие реализации творческого потенциала личности в современном мире.

Уже в среднесрочной перспективе может быть пройдена «точка невозврата» в деле совершенствования политической системы, когда процессы разложения станут необратимыми, и речь будет идти только об их замедлении тем или иным способом.

Кроме того, перспективой является уменьшение существовавших все последнее время возможностей влияния России на мировую политику. Следствия этого - сужение реального участия в решении глобальных проблем за счет усиления неформальной изоляции в ответ на фактическое отсутствие и сознательное нежелание культивировать в стране политическую систему, основанную на общепринятой европейской системе принципов и ценностей, и систематическое выдвижение заведомо неприемлемых для абсолютного большинства мировых держав условий и требований в сочетании с экономическим и политическим ослаблением.

В случае существенного сокращения государственных доходов резко возрастает опасность развития дезинтеграционных процессов - инфраструктурных, социально-политических, региональных, экономических. Созданная в России политическая система рассчитана на ситуацию обильного притока ресурсов. Она полагается на силовые авторитарные, в том числе и неформальные, рычаги управления ситуацией. Однако в условиях резкого сокращения ресурсов, сопровождающегося тотальной криминализацией, российская политическая система будет стремительно терять свое влияние. В роли арбитра и регулятора она просто не будет нужна. Реальный контроль над ситуацией будет переходить к теневым, криминальным структурам, которые будут сосуществовать с чиновниками по принципу «вседозволенность в обмен на «отсутствие» проблем».

Ослабление власти будет сопровождаться актуализацией дезинтеграционных процессов всех типов. В территориальном плане они, прежде всего, коснутся Северного Кавказа и Дальнего Востока. На Северном Кавказе факторы дезинтеграции - коррупция, подполье идейное и подполье коррупционное, выстраивающие между собой различные конфигурации взаимоотношений. На Дальнем Востоке ведущие дезинтеграционные факторы - отсутствие инфраструктуры и депопуляция.

Особую опасность при любом варианте развития событий представляет деградация общественного сознания в результате подмены общественной дискуссии по ключевым проблемам жизни страны имитацией и осуществления медиа-политики, ориентированной на отвлечение населения от серьезных тем, «балаганизацию» информационного пространства.

Основные направления дальнейшей эволюции политической системы страны:

проблемы повышения уровня политической культуры;

направления оптимизации избирательной системы на федеральном и региональном уровнях;

проблемы совершенствования информационного обеспечения политической деятельности в регионах.

Главные, первоочередные задачи общества и государства в сфере создания современной политической системы и политической реформы - не коррекция частностей, а привнесение в российскую политику жизни и смысла.

Только в таком случае она будет интересна людям и достойна их доверия. Чтобы этого добиться, прежде всего, нужно поднимать уровень общественного сознания и открывать возможности для участия людей во власти и в политике.

Для предотвращения развала российской политической системы (как это было с советской), необходимы следующие первоочередные постепенные, но решительные шаги:

1. В контролируемых государством СМИ проводится политика отмены политической и идеологической цензуры и запрета на критику высших чиновников, включая президента и председателя правительства. Попытки административного воздействия на СМИ и журналистов со стороны властей расцениваются как нарушение статьи 29 Конституции РФ и преследуются по закону. В течение ближайших двух лет создается Общественное телевидение, открытое для всех точек зрения и свободное от политической цензуры и государственной пропаганды.

2. Руководство страны четко и недвусмысленно определяет стратегическую перспективу России как современного европейского государства, основанного на разделении властей, приоритете человеческой жизни и прав человека; принимаются государственные решения, принципиально и однозначно оценивающие сталинизм, политический произвол и лицемерную идеологию советского периода.

3. Полностью восстанавливаются в правах некоммерческие гражданские объединения (НКО). Отменяются все необоснованные и противоречащие международной практике запреты на получение ими финансовой помощи.

4. Осуществляется комплекс мер по обеспечению независимости суда, исправлению судебных ошибок и пересмотру неправосудных приговоров. Вводится система административных судов с отдельным производством по злоупотреблениям чиновников.

5. Под общественный контроль ставятся все правоохранительные структуры государственной исполнительной власти, в первую очередь МВД.

6. Чиновники переводятся на контрактный метод работы и с ними заключается государственный контракт. Все блага, получаемые ими по контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его расторжения за коррупцию, произвол и безделье. Все это полностью и в первую очередь относится к судьям, милиции, прокуратуре и спецслужбам. Резко ужесточается ответственность работников правоохранительной системы за отступления от буквы закона, которые в их случае должны рассматриваться как тяжкие уголовные преступления.

7. Законодательно ограничивается возможность исполнительной власти вмешиваться в партийное строительство и избирательный процесс.

8. Принимаются меры против избыточного влияния и вмешательства бизнеса в политику: законы о прозрачности финансирования политических партий, о лоббировании в парламенте, о запрете представителям крупного бизнеса занимать государственные должности. Вводится запрет для работников законодательной, исполнительной и судебной власти входить в советы директоров государственных компаний и компаний с государственным участием, а тем более возглавлять эти советы.

9. Признается незыблемость частной собственности и права собственников, в т.ч. и их политическое право открыто и прозрачно финансировать в рамках закона политические партии и движения.

10. Местное самоуправление освобождается от всех видов избыточного государственного контроля и наделяется минимально достаточными и закрепленными на постоянной основе финансовыми источниками.

11. Вводится система действительно альтернативных, конкурентных выборов всех уровней, снижается проходной барьер для партий на выборах всех уровней, принимаются меры, предотвращающие помещение во главе партийных списков «паровозов» - известных лиц, заведомо не собирающихся работать в представительных органах, вводится запрет на занятие выборных должностей одним человеком более двух сроков, существенно снижается доля чиновников и лиц, зависимых по службе от администрации, в составе избирательных комиссий. Восстанавливается выборность Совета Федерации.

 

2. Компенсация морального вреда.

Формы вреда:

3. Ущерб (натурально-вещественная форма выражения вреда).

4. Убытки (денежная оценка вреда).

Виды вреда:

3. Имущественный (последствия, выразившиеся в уменьшении имущества потерпевшего).

4. Моральный (нравственные и физические страдания, причинённые действиями, посягающими на нематериальные блага  или нарушающими личные неимущественные права граждан):

а). Являются результатом нарушения:

- нематериальных благ (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни),

- личных неимущественных прав (например, право авторства),

- имущественных прав (моральный вред подлежит компенсации лишь в случаях, специально предусмотренных законом);

б). Может компенсироваться самостоятельно:

- независимо от возмещения имущественного вреда,

    или

- вместе с имущественным вредом;

в). Компенсируется при наличии вины причинителя.

Компенсация морального вреда возможна независимо от вины причинителя при причинении вреда:

- жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности (например, автомобилем),

- гражданину в результате его незаконного осуждения или незаконного привлечения к уголовной (административной в виде административного ареста) ответственности,

- в связи с посягательством на честь, достоинство и деловую репутацию граждан.

       г). Компенсируется только в денежной форме, взыскиваемой судом единовременно.

 

3. Производство в суде кассационной инстанции.

Кассационное производство – пересмотр судами вышестоящих инстанций судебных постановлений, вступивших в законную силу, за исключением судебных постановлений Верховного Суда РФ.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ, способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Кассационная жалоба (представление прокурора) подаётся (ст. 377 ГПК РФ):

ü На апелляционные определения верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, на апелляционные определения районных судов, на вступившие в законную силу решения и определения районных судов и мировых судей – в президиум верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

ü На апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов – в президиум окружного (флотского) военного суда;

ü На постановления президиумов верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, на апелляционные определения верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответствующего суда субъекта РФ – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

ü На постановления президиумов окружных (флотских) военных судов, на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда – в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

В суде кассационной инстанции кассационная жалоба (представление прокурора) рассматривается в срок, не превышающий одного месяца (в Верховном Суде РФ – двух месяцев), если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев (в Верховном Суде РФ – трёх месяцев), не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

Председатель Верховного Суда РФ, его заместители в случае истребования дела, с учётом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационной жалобы (представления прокурора), но не более, чем на два месяца.

Кассационная жалоба (представление прокурора), представленная с делом, рассматривается судом кассационной инстанции в судебном заседании не более чем месяц (в Верховном Суде РФ – не более чем два месяца) со дня вынесения судьёй определения судьи о передаче кассационной жалобы (представления) с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Полномочия суда кассационной инстанции (при рассмотрении кассационной жалобы, представленной с делом (ч. 1 ст.390 ГПК РФ):

1. Оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а кассационную жалобу (представление прокурора) – без удовлетворения.

2. Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд (при направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей).

3. Отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу.

4. Отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении или толковании норм материального права.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и токования норм материального или процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы (представления прокурора). В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы (представления прокурора). При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются.

Суд кассационной инстанции не вправе:

1. Устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

2. Предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства.

3. Преимуществе одних доказательств перед другими.

4. Определять какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Постановление или определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

БИЛЕТ №20

1. Права и свободы человека и гражданина: понятие, природа, классификация.

Прежде чем рассматривать права человека и гражданина, важно соотнести между собой категории «человек»,»личность», «гражданин». Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как представителя живого мира, обладающего определенными физиологическими свойствами. Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, как осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним (возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания).

Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, как находящегося в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Права человека -это охраняемая законом мера возможного поведения, на правленная на удовлетворение интересов человека. Это универсальная категория, которая представляет собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами в условиях безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки;

1) они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) принадлежат индивиду от рождения;

4) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т. п.);

5) являются непосредственно действующими;

6) признаются высшей социальной ценностью;

Конец формы

7) выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его существа;

8) представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

9) их признание, соблюдение и защита -обязанность государства.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование достаточно лишь факта его рождения, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек обладал качествами гражданина, личности.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, на правленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав человека права гражданина всегда выступают как юридические категории (а не только как моральные или социальные). Они не могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности- право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то. Права человека и гражданина - весьма сложные и многообразные явления, которые могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев:

1) в зависимости от содержания - на:

гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, труд, отдых и др.);

социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.);

культурные (право на образование, участие в культурной жизни, пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

2) в зависимости от соподчиненности -на: основные (участвовать в у правлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право);

3)в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству -на: права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства;

4) в зависимости от степени распространения - на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а так же других факторов, например, права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);

5) в зависимости от характера субъектов -на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);

6) в зависимости от роли государства в их осуществлении -на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

 7) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности, -на:

права в сфере личной безопасности и частной жизни;

права в области государственной и общественно-политической жизни;

права в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода -это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

 

2. Понятие интеллектуальной собственности. Отличие объектов интеллектуальной собственности от объектов вещных прав.

Собственность — это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. В этих отношениях один из субъектов относится к этому имуществу как к своему; для остальных оно является чужим.

Собственность охватывает два вида отношений:

отношение лица к вещи как к своей;

отношение между лицами по поводу этой вещи (по поводу присвоения вещей и нахождения их у некоторых субъектов).

Собственность как экономическая категория является вечной.

Право собственности — это система правовых норм, закрепляющих отношения собственности на средства производства и предметы потребления.

Основным законодательным актом по этим вопросам является ГК РФ, ч. 1, раздел 2 “Право собственности и другие вещные права”, ч. 1 ГК РФ вступила в силу с 1 января 1995 г.

Вещное право — это право, дающее юридическую власть над вещью.

Различают следующие виды вещных прав:

Право собственности.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками:

право полного хозяйственного ведения;

право оперативного управления имуществом;

сервитуты;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Собственник имеет в отношении своего имущества следующие три права (правомочия):

владения;

пользования;

распоряжения.

 

Интеллектуальная собственность означает творения человеческого разума: изобретения, литературные и художественные произведения, символику, названия, изображения и образцы, используемые в торговле.

Интеллектуальная собственность — это право разрешать использовать изобретение, полезную модель, товарный знак, рисунок, песню, музыкальное или художественное произведение, программу, базу данных и любое другое творение автора.

Интеллектуальная собственность имеет ряд особенностей, которые отличают ее от вещной собственности:

1) результаты интеллектуальной деятельности в отличие от объектов вещных прав имеют идеальную природу и являются нематериальными объектами;

2) результаты интеллектуальной деятельности не подвержены износу, амортизации. Они могут устаревать лишь морально;

3) право на творческий результат неразрывно связано с личностью его создателя;

4) права субъектов интеллектуальной собственности ограничены во времени и пространстве;

5) имеются особенности при осуществлении в отношении объектов интеллектуальной собственности триады полномочий: владение, пользование и распоряжение. К нематериальным объектам неприменимо правомочие владения, так как нельзя физически обладать техническими решениями и образами;

6) объекты интеллектуальной собственности могут одновременно находиться в пользовании бесчисленного количества лиц.

 

3. Понятие, виды и элементы иска. Требования, предъявляемые к исковому заявлению.

Иск – это средство защиты права. Акцент делается на то, что это универсальное средство защиты. С его помощью могут защищаться самые разнообразные по своей отраслевой принадлежности права и понятие иска известно не только гражданскому процессуальному праву, но и арбитражному. Посредством иска устанавливаются имущественные права в уголовном процессе (гражданский иск в уголовном), в третейском суде тоже пользуются иском как средством обращения в эти органы. В советское время была широко развита теория «административного иска».

Предъявить иск означает, что истец обратился с требованием к ответчику через суд.

А подать исковое заявление – это значит физически передать заявление в суд.

Элементы иска и их значение.

1. Предмет иска.

2. Основание иска.

Эти два выделяются и в теории, и в законе.

Предмет иска представляет собой материально-правовое требование истца к ответчику. Статья 39 ГПК РФ – истец вправе изменить предмет иска. В общем, термин в ГПК используется.

В одном исковом заявлении может быть несколько требований, несколько предметов. Таких случаев масса: скажем, восстановление на работе и взыскание заработной платы за время вынужденного прогула.

Предмет иногда называют «спорное материальное правоотношение», но это понятие шире, чем предмет иска. И потом, здесь предмет можно изменять, разъединять и объединять, а правоотношения нельзя так. Иногда называют «нарушенное субъективное право». По той же причине – не совсем корректно.

Объект правоотношения – это конкретное благо, по поводу которого идёт спор.

Основание иска – это обстоятельства, на которых истец основывает свои требования к ответчику.

Иными словами – факты, на которых истец основывает свои требования.

Практическое значение выделения элементов исков.

Эти элементы могут иметь значение как в совокупности, так и сами по себе.

Предмет и основания вместе, в совокупности своей, определяют тождество исков.

Тождественными считаются иски, у которых совпадают стороны, предмет и основания. Повторное рассмотрение тождественных исков не допускается.

Предмет иска сам по себе имеет значение:

1. Во-первых, на основании предмета мы определяем, разграничиваем подведомственность и подсудность.

2. Во-вторых, предмет иска предопределяет границы судебного разбирательства, предмет судебного решения, апелляционного и кассационного производства, а также исполнительного производства. Часть 3 статьи 196 ГПК РФ говорит, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, иными словами – «то, что просили, то суд и даст, не больше». Или же откажет в удовлетворении, или удовлетворит в части… Часть 3 статьи 196 ГПК РФ говорит, что суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных законом (к примеру, 24, 70 статья СК РФ). Есть Постановление Пленума Верховного Суда от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», пункт 5 разъясняет, что суд вправе выйти за пределы заявленных требований на основании части 2 статьи 166 ГК РФ, если заявлялось требование о признании сделки недействительности суд по своей инициативе вправе применить последствия недействительности сделки.

Основание иска не так серьёзно связывает суд. Круг фактов, на которые истец ссылается в обосновании своих требований, оно определяет направление и объём рассмотрения дела. Основание иска скорее служит ориентиром суда для квалификации спорного материального отношения сторон и для определения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Суд указывает сторонам те факты, которые он должен доказать, и тем самым суд определяет предмет доказывания. То есть основание иска может формироваться и изменяться судом.

В рамках одного процесса истец вправе изменить либо основание, либо предмет иска (следует из статьи 39 ГПК РФ). Ибо если изменит и то, и другое – то это будет совершенно другое дело. Но и в законе особенно жёстких последствий за несоблюдение нет, так что на практике встречается.

Ещё выделяют такие элементы, как: содержание иска.

Содержание иска – это то действие суда или тот способ защиты права (то есть признать право, присудить имущество, признать сделку недействительной), которую избрал истец и какую он просит применить суд.

Таким понятием не пользуются ни на практике, ни в законе – но есть в теории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.101 с.)