организациях в современной России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

организациях в современной России



 

       В ходе исследования для выяснения мотивов участия женщин в благотворительности автором было проведено 20 глубинных интервью с участницами благотворительных организаций.

       По результатам исследования, возраст большинства женщин, занятых в этом секторе, больше 40 лет. В возрасте так называемого кризиса середины жизни, многие люди начинают задумываться над экзистенциальными проблемами, проблемами связанными с поиском смысла жизни, со смертью. В этом возрасте некоторых людей начинает привлекать не денежная и престижная работа, а осмысленная деятельность, позволяющая делать добро, чтобы оставить о себе хорошую память.

       После 40 лет заметно меняется положение женщин в обществе: дети выросли, семья часто распадается, труднее найти работу на рынке труда. Кризис середины жизни усугубляется в современной России тем, что именно женщины этого возраста, особенно высокообразованные, чаще всего оказываются безработными.

       Можно выделить несколько категорий женщин, которые находят сферу приложения своих сил в возникающем секторе негосударственных некоммерческих организаций. 

       1) Женщины, которые лично заинтересованы в решении социальных проблем. 

 

       Из интервью:

“Когда мой ребенок попал под машину и находился в коме, а дома у меня было еще два маленьких ребенка, я бегала по разным инстанциям, но мне никто не хотел помочь. Тогда я поняла, что в нашем районе необходим реабилитационный центр для таких детей, как мой.” (Врач, 42 года)

 

       2) Женщины со значительным трудовым стажем, ставшие безработными.

 

       Из интервью:

“Я узнала об этом фонде случайно. Мои знакомые сказали, что здесь можно получить гуманитарную помощь. Я была без работы в то время. Мне предложили помочь распределять помощь, и я согласилась. Подумала, что все лучше, чем дома сидеть.” (Пенсионерка, 57 лет)

 

        3) Женщины, ориентированные на карьеру, но не сумевшие реализовать себя профессионально.

 

       Из интервью:

“...У меня здесь есть возможность для работы. Пусть эти женщины ничего не понимают в искусстве, им надо все объяснять, учить, их надо контролировать все время, но, идеи-то здесь все мои. Я понимаю, что денег с ними не заработаешь, но мне хочется реализоваться, ведь, слава богу, мне уже 40 лет.” (Художник, 40 лет)  

 

       4) Жены “новых богатых”, имеющие высшее образование.

 

Одна из респонденток рассказывает:

“Я не работаю, потому, что в моем положении это не имеет смысла: мне не найти интересную творческую работу, а деньги мне не нужны. Но я очень хочу иметь какую-то жизнь вне дома. Если бы мне порекомендовали хорошую честную благотворительную организацию, я бы с удовольствием там работала.” (35 лет)

 

       Как показывает исследование, возможны различные объяснительные модели участия женщин в благотворительных организациях. Они соответствуют разным вариантам самореализации женщин, разным ролям женщин в организациях, разным проблемам, стоящим перед ними, и разному типу организаций. На практике часто действует мотивационный комплекс, ориентирующий женщину на участие в работе благотворительной организации. Однако, можно выделить следующие основные типы мотивов участия.

       Депривационный мотив. Основа участия - разные формы депривации, то есть неудовлетворенности, обусловленной расхождением экспектаций личности и возможностями их осуществления. Так, например, женщина, оставшись без мужа, или с больным ребенком, чувствует себя пострадавшей и становится участницей общественной организации, оказывающей помощь и социальную защиту неполным семьям или детям-инвалидам.

       Теоретически выделяют абсолютную и относительную депривацию. Абсолютная депривация представляет собой объективное фиксируемое ухудшение положения, оцениваемое в показателях уровня жизни, материального благосостояния, здоровья, криминогенности обстановки и пр. Приведенная ниже цитата из интервью иллюстрирует мотивирующую силу абсолютной депривации:

 

“...Когда муж погиб, я осталась с двумя детьми, причем один из них - тяжело больной, из-за которого я не могла работать. Тогда я поняла, что одной мне просто не справиться. И тогда возникла эта идея: объединиться семьям, у которых такие же тяжелые дети, которые не могут в одиночку вырастить их. А государству было не до этих детей.” (Врач, 42 года)

 

        Относительная депривация - психологическое состояние, связанное со сравнением нынешней ситуации с какой-либо моделью (с положением представителей референтной группы, положением лидера собственной группы, со своим прошлым опытом) (Здравомыслова 1992). Этот мотив чаще всего встречается у женщин, потерявших работу.

       Для объяснения женского участия в благотворительности важно выявить типичные варианты женской депривации, обусловленной женскими практиками и ролями в современном российском обществе. Рассмотрим эти роли:

       - роль матери

 

       Из интервью:

“...Мы создали наше общество, которое помогало бы семьям, в которых есть больные дети, и мать не может из-за этого работать. Мы хотели организовать медицинскую помощь детям, малокомплектную школу, материальную помощь семьям. Государству было не до этих детей.” (47 лет)

 

       - роль жены (вдовы). Так, например, Ассоциация вдов “Валита” создана самими вдовами для самопомощи. Они нашли эффективные способы и для того, чтобы самим зарабатывать деньги, и для того, чтобы решать свои психологические проблемы; 

 

       - роль работавшей и потерявшей работу

 

 Из интервью:

 

“После того, как меня уволили с работы, у меня не было желания искать другую. Мне не хотелось больше работать в советском учреждении. И вдруг, я познакомилась с человеком, который мне предложил работать в благотворительном фонде. Я решила попробовать и не жалею.” (Инженер, 50 лет)

 

       - роль пенсионерки, сохранившей силы для работы и желание быть социально полезной:

 

“Сначала, я пришла в эту организацию за помощью. У меня была проблема с сыном. Мне так понравились люди, которые здесь работают. Я пенсионерка, с мужем развелась, сын женился и живет самостоятельно, внуков у меня пока нет, а я привыкла работать, быть полезной, и мне очень нравится то, что делают в этой организации. Я предложила им свою помощь. Теперь я очень довольна.” (58 лет)

 

       Депривация, однако, не является ни необходимым, ни достаточным мотивом участия. Это лишь один из возможных мотивов, который, однако, встречается чрезвычайно часто в благотворительных организациях специфического типа, а именно, в организациях самопомощи. Иными словами, в данном случае участие в работе благотворительной организации соответствует личными интересам женщин, а также решению проблем, которые она считает своими личными.

 

       Ценностный или идейный мотив. В этом случае участие в работе организации обусловлено приверженностью участницы целям-ценостям, провозглашаемым организацией, реализацией представления о женском предназначении или борьбой за возможность исполнения соответствующей роли. Так, в организациях материнской (эссенциалистской) и феминистской направленности лидерами являются, как правило, женщины с выраженным идейным мотивом. Например, лидер организации родителей-попечителей объясняет свое участие следующим образом:

 

“Усыновление нашего первого ребенка подтолкнуло нас к мысли, что вся эта система усыновления и попечительства, во-первых, полностью коррумпирована, во-вторых, безумно жестока, в-третьих, что она специально создана такой. И мы поняли, что требуется спасение в духовной форме. Мы кинули клич, собрали группу родителей с усыновленными детьми, сделали кучу передач по радио и телевидению. Каждого ребенка из детдома мы выбивали с боем... Зато теперь достаточно нашего ходатайства и ребенка сразу отдают на усыновление.”(Учитель, 35 лет)

 

       Разновидностью идейного мотива является представление о специфическом женском предназначении, основанное на женских практиках заботы о слабых и милосердии, укорененных в российской традиции. Из интервью с руководительницей девичьего христианского приюта:

 

“Я чувствую, что в этой работе мое предназначение как женщины. Ведь женщина - это прежде всего мать, защитница слабых, заступница за обиженных. Я вижу, что Бог мне помогает.” (Педагог, 56 лет)

 

       Мотив солидарности. Многие социологические исследования показывают, что человек испытывает потребность быть причастным к сообществам себе подобных (Ядов 1994). Кризисные условия заставляют человека стремиться к групповой защите, солидарности, поиску стабильности. Этот тезис подтверждается и в нашем исследовании. С одной стороны, коллективный характер общего дела оказывается привлекательным для женщин сам по себе. С другой стороны, совместная коллективная деятельность кажется наиболее эффективной в решении проблем. Этот мотив легко проследить при изучении историй вовлечения женщин в группу.

       Солидарность как мотив участия типична для рядовых участников организации или для волонтеров. Исследование показало, что в организацию люди приходят через друзей, родственников и знакомых. Они идут туда целыми “компаниями”, объединенными общими проблемами. Представление о том, что проблемы можно решить сообща, очень сильно у большинства наших респондентов. Корпоративный дух, дух товарищества, взаимопомощи и понимания проявляется и в характере собраний женских объединений, досуговой деятельности, в том числе, проведении совместных праздников:

 

“Конечно, я могла бы работать в другом месте, а не работать с инвалидами, но я случайно попала в этот фонд, и теперь уже я не могу бросить этих людей, мне их жалко, хотя работать вместе с инвалидами тяжело и не очень выгодно.” (Инженер, 47 лет)

 

       Солидарность, таким образом, является важным стимулом-мотивом участия в движении и в его отдельных акциях. Примером являются, в частности, движения самопомощи.

 

       Материальный мотив. В ряде случаев стимулом - мотивом участия, является определенный вид материального вознаграждения. Такой мотив типичен для организаций-фондов. В качестве такого мотива-стимула может выступать получение рабочего места с соответствующей оплатой труда для неработающих женщин (участницы феминистских инициатив, деятельность которых финансово поддержана западными фондами; штатные должности в благотворительных фондах, работа которых оплачивается). Это типично для тех, кто работает на руководящих должностях в фондах, активистов, а не для рядовых участников.

       Другим видом материального вознаграждения может быть получение гуманитарной помощи, различных льгот, предоставляемых общественным организациям, возможность поездок заграницу.

 

“Когда я начала работать в этом фонде меня привлекало, во-первых, то, что нам говорили о возможности поехать в Англию, и то, что при распределении гуманитарной помощи нам разрешали какую-то часть брать себе. В то время для меня это было существенной помощью. (.) Теперь материальное положение моей семьи изменилось, и я уже не нуждаюсь в гуманитарной помощи. Но теперь у меня, благодаря фонду, установились контакты с американцами, и они пригласили меня в Америку. Может быть, мне удастся развить там мои контакты, и появится постоянная возможность бывать заграницей.” (Учительница, 49 лет)

 

       Мотив самореализации. Как показывает исследование, возможность самореализации выступает, как правило, не в качестве мотива, побуждающего к участию, а как мотив продолжения этой работы. Его можно проиллюстрировать историей, изложенной одной из респонденток.

       Лидер одной из детских организаций, многодетная мать, имеющая больного ребенка, создала свою организацию для реабилитации больных детей. Работа в этой организации помогла ей решить проблему со своим ребенком, т.е. восстановить его здоровье. Таким образом, мотивом для начала общественной деятельности была абсолютная депривация, связанная с болезнью собственного ребенка. Однако, постепенно, благотворительная деятельность становится ее постоянной работой, и женщина продолжает заниматься ей профессионально. При этом работа в благотворительной организации значительно повышает социальный статус респондентки: до начала своей общественной деятельности она была швеей-мотористкой, а теперь она является президентом ассоциации и директором реабилитационного центра.

 

* * *

 

       Таким образом исследование показало, что вовлечение в деятельность благотворительных организаций является для значительной части женщин способом решения стоящих перед ними проблем. Часть этих проблем носит личный характер (что особенно выражено у женщин, участвующих в профессиональных объединениях и группах самопомощи: многодетные матери, ассоциация женщин-предпринимателей). Для других участие в организациях решает психологическую проблему: самореализация, удовлетворенность деятельностью, преодоление комплекса одиночества и других вариантов психологического кризиса (кризис середины жизненного цикла, кризис гендерной идентичности безработных и “новых богатых”). Часть проблем имеет экономический характер: для штатных работников занятость в этих организациях является источником дохода и возможностью для профессионального роста.

       Благотворительный сектор в России сегодня является новой сферой приложения женской активности. Он привлекателен для женщин и как способ самореализации, и как возможность создания новых рабочих мест, и как механизм решения разного рода проблем.


 

Литература

 

       Водовозова Е. Н. 1987. На заре жизни. М. Художественная литература.

       Воронина О. 1993. “Женщина и социализм: опыт феминистского исследователя”. В сб. “Феминизм: Восток, Запад, Россия”. С. 205-226.

       Гогель С.К. 1913. Подготовление к благотворителньости // Трудовая помощь. N4: 390-401.

       Гордин Я. 1989. Мятеж реформаторов. Л. Лениздат.

       Здравомыслова E. 1992. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб. Наука.

       Кайдаш С. 1993. О “женской культуре”. В сб.: Феминизм: Восток, Запад, Россия. 1993. Сс.183-204.

       Пистольков O. 1910. Памяти княжны Марии Михайловны Дондуковой-Корсаковой // Трудовая помощь, N1: 1-18.

        Поселянин E. 1905. Русская церковь и русские подвижники XVIII века. Санкт-Петербург.

       Римашевская Н.М. 1992. Женщина в меняющемся мире. М. Наука.

       Фромм Э.  1995. Человеческая ситуация. М. Смысл.

       Ядов В.А. 1994. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал, N1: 35-53.

       Almedingen, E.M. 1964. An Unbroken Unity: A Memoir of Grand Duches Serge Of Russia, 1864-1918. London: Bodley Head.         

       Anheier, H. 1994. Civil Society as Associational Infrastructure: A Comparative Analysis. Mimeo.

       Emmerich W. 1973. Socialization and Sex-Role Development. In: P.B. Baltes and E.W. Schaie (Eds.) Life-Span Developmental Psychology. Personality and Socialization. Pp. 123-144.

       Liborakina M. 1995. Women's Voluntarism and Philonthropy in Russia: Building a Civil Society. International Fellows Program Center for the Study of Philonthropy Graduate School and University Center Information Center of the Indeendent Women's Forum City University of New York.

       Maccoby E.E., Jacklin C.N. 1974. The Psychology of Sex Differences. Stanford.

 


[1] о подпольных группах периода 1956-65 гг. см. Иофе 1982, 1991.

[2] метод коллективной биографии (прозопрография): исследование общих отличительных черт группы исторических действующих лиц через обобщенное изучение их жизненных путей. (Schroeder W, 1985)

[3] о биографическом интервью см. Fuchs W 1984.

[4] О качественном контент-анализе см. Mayring, Ph. 1988.

[5] “рассказ о жизни” соответствует англ. понятию “life-story” и немецкому “Lebensgeschichte”.

3 Различия между биологическим и социологическим поколением рассмотрены К.Манхеймом в статье “Проблема поколений” (Mannheim 1978). О социологическом поколении шестидесятников и социальной базе диссидентского движения см. Voronkov, V. 1993.

[7] Воспоминания организаторов этого квартирного семинара опубликованы: Т. Горичева “О Боге говорить опасно” (Goritschewa, Tatiana. Von Gott zu reden ist gefaehrlich: meine Erfahrungen im Osten und im Westen. Freiburg, Herder, 1984), Кривулин В. ‘ “37”, “Северная почта” ‘ // “Самиздат”, НИЦ “Мемориал”, 1993 .

[8] В социологии семьи выделяется три формы власти в семье: “Патриархат - муж во главе, матриархат - жена во главе, эгалитарность - равенство.” (Яковлев 1993: 76)



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.018 с.)