Раздел 1. История развития экологической эпидемиологии как науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. История развития экологической эпидемиологии как науки.



ВВЕДЕНИЕ

Экологическая эпидемиология – научная дисциплина, изучающая влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на различные показатели здоровья взрослого и детского населения, такие как заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, нарушения репродуктивного здоровья и эндокринного статуса и др.

«Экологическая эпидемиология» является одним из основных инструментов эколого-гигиенической оценки качества окружающей среды, оценки и управления риском в реальных ситуациях, обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В наш век развитой индустрии здоровье человека неразрывно связано с качеством окружающей среды. Именно эпидемиологические показатели здоровья населения рассматриваются как биоиндикаторы степени антропогенных нарушений. «Экологическая эпидемиология» – быстро развивающееся междисциплинарное направление современной эпидемиологии и экологии. Она изучает влияние природных, антропогенных, техногенных и социальных факторов окружающей среды на здоровье и благополучие населения. «Экологическая эпидемиология» призвана решать задачи выявления, характеристики и идентификации воздействий всего реального комплекса неблагополучных факторов окружающей среды, разнообразных медико-биологических последствий в динамике их развития и количественной оценки отношений между показателями состояния здоровья и окружающей среды.

В системе общеобразовательных наук «Экологическая эпидемиология» тесно связана с такими предметами, как химия, информатика, биология, общая экология, экология человека, социальная экология, токсикология, геоэкология.


содержание ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 2. Экологическая эпидемиология: определение, направления и задачи

    Термин "эпидемиология" происходит от трех греческих слов: epi - на, над, demos - население и logos - знание, наука. Исходя из значения термина, эпидемиология есть наука, изучающая распространенность заболеваний и факторы, её определяющие.

    Основные направления экологической эпидемиологии:

- Потепление климата как фактор распространения инфекционных заболеваний;

- использование мобильных телефонов и трансгенных продуктов питания;

-загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха) химическими веществами.

    Задачи современной эпидемиологии исследуют влияние различных факторов и условий среды на частоту и распространение инфекционных и неинфекционных заболеваний. Вот некоторые современные задачи:

1. Определение количества случаев обращений по поводу заболеваний органов дыхания и органов кровообращения, приступов бронхиальной астмы, связанных с воздействием загрязненного атмосферного воздуха.

2. Оценка количества населения, подвергающегося воздействию повышенных уровней шума.

3. Определение числа случаев заболеваний, вызванных употреблением загрязненной питьевой воды.

4. Определение содержания диоксинов и полихлорбифенилов (ПХБ) в грудном молоке и крови и др.


Число умерших женщин / Число женщин, подверженных риску смерти

 

    Специальный показатель смертности по причине болезней органов кровообращения:

(Число умерших в связи с болезнями системы органов кровообращения /

Численность населения, подверженного риску смерти) * К

Показатель пропорциональной смертности. Он представляет собой процент случаев смерти от определенной причины по отношению к общему числу смертей, например, показатель пропорциональной смертности в связи с болезнями системы органов системы органов кровообращения:

(Число смертей в связи с болезнями системы органов кровообращения х 100) / Общее число смертей

Заболеваемость

 

    Показатели заболеваемости (Кз) характеризуют частоту возникновения новых случаев болезни в течение какого-либо периода времени:

(Число случаев заболевания, впервые зарегистрированных за определенный период времени / Численность населения, подверженного риску) * К

 

    Показатели распространенности (Крз) показывают, какая доля населения страдает данным заболеванием в определенный момент времени:

(Случаи болезни (или число больных) / Число лиц, подверженных риску заболевания) * К

 

    Крз зависит от продолжительности течения заболевания, от тяжести заболевания, от миграционной подвижности населения, от улучшения возможностей диагностики и от внедрения новых методов лечения.

    Куммулятивный коэффициент заболеваемости (Ккум) - накопленная заболеваемость - рассчитывают только для постоянного коллектива, т.е. для лиц, которые подвергаются риску заболеть. Он находится в прямой зависимости от продолжительности периода наблюдения. Чем период длиннее, тем кумулятивная заболеваемость выше.

(Число больных) / Число лиц в коллективе) * К

 

    В приближенном виде взаимоотношения показателей заболеваемости и распространенности можно выразить:

Распространенность = заболеваемость х длительность заболевания

 

    При выборе показателей для исследования следует помнить, что с помощью показателей заболеваемости мы можем оценить риск, а с помощью показателей распространенности - измерить воздействие.

Рисунок 1 - Основные методы эколого-эпидемиологических исследований


Выбор контрольных лиц

    В исследованиях случай-контроль весьма вероятно допущение систематической ошибки, связанной с выбором контрольных лиц. Выбор контрольных лиц наиболее важный аспект при планировании исследования случай-контроль.

    Контрольные лица должны быть набраны из той же изучаемой популяции и быть репрезентативны ей.

Практические занятия

Задачи для решения

Определение количества случаев и частоты заболевания”

Задача 1.

        

    В 2001 году изучены показатели сахара в крови у 500 людей, в возрасте 65 лет. На начало года повышенное содержание сахара было выявлено у 130 людей, а в 2002 году – у 175. 20 человек умерло в течение года.

Рассчитать: показатели заболеваемости, распространенности, смертности и риск заболеваемости.

 

Задача 2.

        

    В 1990 г. изучены умственные способности у 500 женщин старше 80 лет. На начало года 60 женщин страдали нарушением умственных способностей. 20 женщин заболело в течение года. У 420 женщин не отмечено нарушений на конец года.

Рассчитать показатели заболеваемости и распространенности.

 

Задача 5.

        

Проведено исследование по типу «случай – контроль», где оценивали относительный риск развития врожденных пороков у детей, вследствие употребления алкоголя матерью в период беременности. Полученные данные занесены в таблицу. Рассчитать относительный риск.

 

Группа Употребляли алкоголь Не употребляли алкоголь
Больные дети 15 9
Здоровые дети 10 39

 

Задача 6.

        

В исследовании было обнаружено, что состояние менопаузы связано с заболеваемостью женщин ишемической болезнью сердца (ИБС). Данные занесены в таблицу.

 

Статус Число человеко-лет под риском Число случаев
Постменопауза 6848 26
Предменопауза 8384 6

 

    Следуя таблице, рассчитать риск возникновения ИБС на 1000 человеколет и относительный риск.

Задача 7.

        

    В таблице приведены данные о смертности новорожденных первенцев у супружеских пар в зависимости от социального класса матери в Англии и Уэльсе в 1983 – 1985 гг. Данные исследования занесены в таблицу.

 

Социальный класс матери Число рождений Число случаев смерти новорожденных
Лица, не занятые физическим трудом 640396 1762
Лица, занятые физическим трудом в течение 5 лет 944297 3857

 

    Пользуясь таблицей, рассчитать: показатели смертности в каждой группе, относительный риск и атрибутивную фракцию. Обоснуйте вывод по полученным результатам.

Задача 9.

    Для примера приведем данные исследования частоты пеллагры среди лиц с разным уровнем дохода на душу населения в 7 деревнях США в 1916 г. Полученные данные занесены в таблицу.

Уровень дохода Человеко-годы Случаи
>$20 1027 4
$20- $12 1821 37
<$12 1312 56

 

    Пользуясь таблицей, рассчитать относительный риск развития пеллагры и атрибутивную фракцию для экспонируемых групп.

Задача 10.

    Изучена связь между курением и ИБС в 6 возрастных группах. Для расчетов используйте таблицу. Объясните полученные результаты, дайте рекомендации.

Показатели смертности от ИБС у курящих и некурящих в зависимости от возраста

Возраст Курящие Некурящие
35-44 0.61 0.11
45-54 2.40 1.12
55-64 7.20 4.90
65-74 14.69 10.83
75-84 19.18 21.20
85+ 35.93 32.66
Все возраста 4.29 3.30

 

Задача 11.

 

    Изучена связь между артериальной гипертонией (АГ) в зависимости от пола и возраста в 6 возрастных группах. Для расчетов используйте таблицу.

Половозрастная характеристика больных, наблюдавшихся по поводу АГ в ММУ «Поликлиника №1» г. Саратова

Возраст

Мужчины

Женщины

  n % n %
18 - 19 - - - -
20 - 29 5 3,8 - -
30 - 39 6 4,5 7 5,2
40 - 49 5 3,8 25 18,8
60 - 69 5 3,8 5 3,8
70 - 74 - - 1 0,8
Всего 40   93  

Половозрастная характеристика больных, наблюдавшихся по поводу АГ в ММУ «Поликлиника №2» г. Саратова

Возраст

Мужчины

Женщины

  n % n %
18 - 19 1 0,5 - -
20 - 29 19 9,2 7 3,4
30 - 39 12 5,8 11 5,3
40 - 49 25 12,1 32 15,5
60 - 69 55 26,6 22 10,6
70 - 74 1 0,5 2 1
Всего 127   80  

 

Определить: Какой возраст является критическим для развития артериальной гипертонии? Люди какого пола чаще страдают АГ? Воздействие каких неблагоприятных факторов окружающей среды могло способствовать развитию АГ? Воздействие каких социальных факторов могло способствовать развитию АГ?

 

Задача 12.

    В г.Чапаевске отмечена высокая заболеваемость женщин раком молочной железы, для того чтобы определить основные факторы, способствующие развитию заболевания, были проведены следующие исследования. В городе развита химическая промышленность и на территории постоянно фиксируется высокое содержание диоксинов.

Особенность питания и образ жизни женщин Чапаевска как факторы риска возникновения рака молочной железы

Фактор риска Число больных (n=65) Число контрольных лиц (n=130)
Курение 7 7
Употребление алкоголя 60 110
Использование в рационе питания продуктов с приусадебных участков в районе города: Овощи Говядина Свинина Баранина Куриное мясо Яйца Молоко и молочные продукты Рыба из местных водоемов     63 62 63 29 16 22   47 51     121 116 109 43 21 51   100 84
Использовали жир для жарки: Не употребляли Растительное масло Сливочное масло Маргарин Сливочный жир     - 32 39 25 34     7 113 24 30 32  

Рассчитать:

Относительный риск

Атрибутивный риск

Популяционный атрибутивный риск

Популяционную атрибутивную фракцию


Зависимость риска развития рака молочной железы от биологических факторов в г. Чапаевске

 

Фактор репродуктивного здоровья Число больных (n=65) Число контрольных лиц (n=130)
Возраст наступления менархе: До 13 лет 13 – 16 лет Старше 17 лет     9 54 2     15 107 8
Регулярность менструального цикла: До 26 дней 16 – 29 дней Более 30 дней Нет данных     3 44 16 2     19 87 24 -
Регулярная половая жизнь в течение жизни 62 130
Использование оральных контрацептивов 13 13
Количество родов 1 1 – 2 3 – 4 Более 4   58 54 4 -   126 96 15 5
Длительность кормления грудью: Не кормила До 3-х месяцев Более 3 –х месяцев     9 25 31     9 51 70
Наличие доброкачественной патологии молочных желез 7 9
Наследственная предрасположенность к развитию рака молочной железы   11   2

Рассчитать:

Относительный риск

Атрибутивный риск

Популяционный атрибутивный риск

Популяционную атрибутивную фракцию

Какие факторы репродуктивного здоровья могут влиять на развитие рака молочной железы?

Какие факторы будут мешающими при оценке влияния неблагоприятных факторов среды (высокое загрязнение диоксинами) на развитие рака молочных желез, проживающих в г.Чапаевске?


Задача 13.

 

    Было проведено эпидемиологическое исследование по типу «случай – контроль», оценивали риск развития врожденных пороков у детей вследствие воздействия на родителей вредных профессиональных факторов. Мешающим фактором в данном исследовании было курение. Группа «случай» (опытная) 46 семей, а группа «контроль» - 139 семей. Для устранения мешающего фактора необходимо провести стратификационный анализ.

 

Группа

Курящие

Некурящие

«случай» «контроль» «случай» «контроль»
Больные 15 25 11 30
Здоровые 10 39 10 45
Итого

89

96

 

Определить:

Относительный риск развития врожденных пороков у детей в каждой группе.

Относительный риск развития врожденных пороков у детей в связи с воздействием на родителей вредных профессиональных факторов.


ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Термин «эпидемиология» используется для обозначения:

а) науки о познавательной и практической деятельности, направленной на предупреждение возникновения и распространения среди населения инфекционных и неинфекционных болезней

б) науки о здоровье населения

в) дисциплины, изучающей возникновение и распространения заболеваний в человеческом обществе, а также меры по их предупреждению

г) науки, базирующейся на изучении и лечении инфекционных и неинфекциооных болезней человека

 

2. Объектом изучения в эпидемиологии является:

а) популяция человека, приуроченная к определенной территории или подвергающаяся воздействию фактором

б) больные люди

в) здоровые люди

г) возбудители инфекций и их распространение в природе

 

3.  Основные направления в эпидемиологии:

а) распространение и механизмы передачи инфекционных и неинфекционных заболеваний в популяции человека;

б) выявление причин возникновения и распространения болезней

в) лечение и разработка способов борьбы с распространением болезней

г) прогноз заболеваемости на определенный период

 

4. В задачи экологической эпидемиологии входят:

а) определение количества случаев обращений по поводу заболеваний ОРВИ

б) определение числа случаев заболеваний, вызванных употреблением загрязненной питьевой воды

в) оценка количества населения, подвергающихся воздействию повышенных уровней шума

г) определение содержания диоксинов и полихлорфенилов в грудном молоке и крови

 

5. К антропонозам относятся следующие заболевания:

а) Коклюш

б) Брюшной тиф

в) Сальнонеллез

г) Бруцеллез

 

6. Показатель (кумулятивный) заболеваемости

а) отражает долю людей, впервые заболевших определенной болезнью в какой-либо группе населения за определенный отрезок времени на данной территории

б) учитывает новые случаи заболевания определенной болезнью лиц, относящихся к какой-либо группе населения, в течение определенного времени на данной территории

в) отражает средний риск заболеть определенной болезнью лиц, относящихся к какой-либо группе населения, в течение определенного времени на данной территории

г) отражает риск лиц, относящихся к какой-либо группе населения, быть больными определенной болезнью

 

7. К антропонозам вирусной этиологии относятся следующие заболевания

а) Натуральная оспа

б) Холера

в) Хламидиоз

г) Энцефалит

 

8. К зоонозам бактериальной природы относятся заболевания

а) Бешенство

б) Геморрагическая лихорадка

в) Ящур

г) Сибирская язва

 

9. Аналитическое эпидемиологическое исследование может быть:

а) ретроспективным

б) наблюдательным

в) выборочным

г) полевым

 

10. Преимущества классических когортных эпидемиологических исследований по сравнению с исследованиями типа «случай – контроль»:

а) высокая вероятность получения достоверных результатов

б) возможность изучения влияния нескольких факторов риска в одном исследовании

в) относительно небольшие затраты

г) относительно небольшое время исследования

 

11. Эпидемиологическим исследованиям типа «случай –контроль» свойственны:

а) низкая вероятность получения ошибочных результатов, так как возможно создание репрезентативной выборки «опытной» и «контрольной» групп

б) возможность получения достоверных выводов по небольшой выборке

в) относительно небольшие затраты

г) относительно небольшое время исследования

д) возможность получения ориентировочных выводов по небольшой выборке

 

12. Приоритетными областями применения эпидемиологических исследований типа «случай – контроль» являются:

а) редко встречающиеся болезни

б) редко встречающиеся причины болезней

в) разные следствия одной причины в одном исследовании

г) одно следствие разных причин в одном исследовании

 

13. Инфекционные болезни разделяют на антропонозы, зоонозы и сапронозыт по:

а) источнику инфекции

б) механизму передачи инфекции

в) резервуар инфекции

 

14. Путь передачи – это:

а) эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя, обеспечивающий паразиту смену специфических индивидуальных хозяев, необходимых для поддержания биологического вида возбудителя

б) перенос возбудителя из одного возбудителя в другой с помощью факторов передачи

в) совокупность элементов внешней среды, обеспечивающих перенос возбудителя из одного организма в другой

 

15. Механизм передачи – это:

а) эволюционно выработанный способ перемещения возбудителя, обеспечивающий паразиту смену специфических индивидуальных хозяев, необходимых для поддержания биологического вида возбудителя

б) перенос возбудителя из одного возбудителя в другой с помощью факторов передачи

в) перенос возбудителя из одного организма в другой, в конкретных условиях эпидемической обстановки с помощью факторов передачи или их сочетания

 

16. Факторы передачи- это:

а) элементы внешней среды, обеспечивающие перенос возбудителя из одного организма в другой

б) биотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

в) абиотические факторы внешней среды, в которых происходит накопление возбудителя

 

17. Возможные пути передачи возбудителей инфекций дыхательных путей:

а) водный

б) трансмиссивный

в) воздушно-пылевой

г) воздушно-капельный

 

18. Пути передачи возбудителей кишечных инфекций:

а) водный

б) пищевой

в) трансмиссивный

г) контактно-бытовой

 

19. Возможные пути передачи возбудителей кровяных инфекций:

а) водный

б) пищевой

в) трансмиссивный

г) вертикальный

д) контактно-бытовой

 

20. Термин «эндемия» определяется:

а) заболеваемость инфекционными болезнями, характерными для данной территории, не связанная с завозными случаями

б) заболеваемость любыми инфекционными болезнями, характерными для данной территории

в) заболеваемость любыми зоонозными инфекциями, характерными для данной территории

г) заболеваемость любыми инфекционными болезнями, нехарактерными для данной территории

 

21.  Этапы исследования риска

а) оценка риска

б) управление риском

в) информирование о риске

г) анализ риска

д) изучение риска

 

22.  В основные направления экологической эпидемиологии входит

а) описание состояния здоровья различных групп населения

б) диагностика и лечение неинфекционных заболеваний

в) диагностика и лечение инфекционных заболеваний

г) оценка эффективности профилактических мероприятий

 

23. К негативным показателям интенсивности болезни относятся

а) заболеваемость

б) смертность

в) распространенность риска

г) атрибутивный риск

д) абсолютный риск

 

24. Какой коэффициент показывает состояние здоровья популяции в конкретный момент времени на определенной территории

а) коэффициент распространенности заболевания

б) коэффициент заболеваемости

в) популяционный коэффициент

г) кумулятивный коэффициент

 

25. .Какой показатель отражает интенсивность изменения здоровья изучаемой группы

а) коэффициент распространенности заболевания

б) коэффициент заболеваемости

в) популяционный коэффициент

г) кумулятивный коэффициент

 

26. Метод направленного отбора, предполагающий ограничение наблюдаемых характеристик в группе

а) рандомизации

б) рестрикции

в) сбалансированности

г) «копия – пара»

 

27. Для устранения мешающих факторов используют

а) стратификационный анализ

б) специальные методы обработки данных

в) метод направленного отбора

г) метод рестрикции

 

28. Загрязняющие вещества в атмосферном воздухе

а) взвешенные частицы

б) диоксид азота

в) диоксид серы

г) никель

 

29. Источниками ионизирующего излучения являются

а) ядерное оружие

б) радон

в) телеантенны

г) электростанции

д) грозовые разряды

 

30. Источниками электромагнитного излучения являются

а) ядерное оружие

б) радон

в) телеантенны

г) электростанции

д) грозовые разряды

 

Дополните предложение

31. Мера (степень) патогенности - …

32. Способность возбудителя вызывать болезнь -…..

33. Естественная среда обитания возбудителя – паразита, в которой происходит его размножение, накопление и сохранение как биологического вида - ….

34. Заболевания, резервуаром которого является человек - …

35. Заболевания, резервуаром которого являются животные - …

36. Заболевания, резервуаром которого является внешняя среда - …

37. Передача возбудителя от матери к плоду - …

38. Пути передачи, искусственно созданные человеком - …

39. Интенсивность эпидемического процесса, соответствующая распространению инфекционной болезни, на население всей страны, нескольких стран или континентов - …

40. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень - …

41. Регулярные колебания заболеваемости населения инфекционными болезнями в многолетней динамике - …

42. Подъемы заболеваемости, отмечаемые ежегодно в один и тот же период - …

43. Частота вредных (нежелательных) эффектов у населения, возникающих от воздействия загрязняющих веществ - …

 


Вопросы для проведения текущего контроля

по разделам дисциплины

 

1. Основные направления и задачи экологической эпидемиологии.

2. Механизмы передачи возбудителя. Основы учения о природной очаговости инфекционных и паразитарных заболеваний. Возвращающиеся и впервые выявленные инфекционные болезни.

3. Эпидемиология неинфекционных заболеваний. Болезни человека, вызванные неблагоприятными условиями окружающей среды.

4. Гигиеническое нормирование – законодательная база, показатели вредности неблагоприятных факторов окружающей среды, зависимость «доза-эффект», определение предельно допустимых концентраций.

5. Риск воздействия факторов окружающей среды на здоровье человека, оценка риска, основные принципы управления риском.

6. Основные показатели здоровья населения, используемые в эколого-эпидемиологических исследованиях.

7. Критерии А.Хилла, их использование в практической деятельности.

8. «Мешающие факторы» при проведении различных видов эколого-эпидемиологических работ.

9. Биомониторинг, достоинства и недостатки.

10.  Основные методы оценки риска воздействия химических факторов окружающей среды на здоровье населения.

11.  Оценка качества атмосферного воздуха. Нормативные документы, контроль за качеством и гигиенические критерии оценки качества атмосферного воздуха.

12.  Наиболее распространенные в атмосферном воздухе вещества, содержание их в окружающей среде, нормативы, воздействие на здоровье населения.

13.  Оценка качества внутренней среды помещений. Основные источники поступления загрязняющих веществ, воздействие на здоровье населения.

14.  Оценка состояния систем питьевого водоснабжения в России, уровни загрязнения питьевой воды.

15.  Основные показатели, определяющие качество питьевой воды. Загрязняющие вещества в воде, их воздействие на здоровье населения.

16.  Почва. Источники загрязнения: пестициды, минеральные удобрения, углеводороды, полиэтилены Нормативные документы. Оценка опасности загрязнения почв.

17.  Продукты питания. Источники загрязнения. Нормативные документы.

18.  Оценка опасности химических веществ. Основные понятия профилактической токсикологии.

19.  Ртуть, кадмий, мышьяк, свинец. Источники поступления в окружающую среду. Нормативы. Воздействие на здоровье населения.

20.  Стойкие органические вещества. Источники поступления в окружающую среду. Нормативы. Воздействие на здоровье населения.

21.  Полициклические ароматические углеводороды, летучие органические соединения, фтор и серосодержащие соединения. Источники поступления в окружающую среду. Нормативы. Воздействие на здоровье населения.

22.  Ионизирующее излучение. Источники поступления в окружающую среду. Нормативы. Воздействие на здоровье населения.

23.  Шум. Источники. Воздействие на здоровье населения.

24.  Электромагнитные поля. Источники поступления в окружающую среду. Гигиенические нормативы. Воздействие на здоровье населения.

25.  Злокачественные новообразования. Классификация канцерогенных веществ. Загрязнение окружающей среды как фактор риска развития злокачественных новообразований.

26.  Основные показатели репродуктивного здоровья населения. Роль факторов окружающей среды в изменении репродуктивного здоровья.

27.  Основные показатели состояния здоровья детского населения. Воздействие факторов загрязненной окружающей среды на здоровье детей.

28.  Климат как фактор, влияющий на состояние здоровья населения. Особенности воздействия высоких и низких температур.

29.  Мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия загрязненной среды на здоровье населения.

30.  Экологическая обстановка в регионе. Основные источники загрязнения.

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ*

 

Анализ риска - 1) исследование, состоящее из трех компонентов: оценки риска, управления риском и распространение информации о риске и проводящееся с целью установления природы нежелательных, негативных последствий для жизни человека, его здоровья, собственности или окружающей среды; 2) аналитический процесс для получения информации, необходимой для предупреждения нежелательных событий, процесс количественного представления вероятностей и предполагаемых последствий для выявленных рисков (С.Новиков и соавт., 1998).

Анализ риска для здоровья - процесс сбора, анализа и сравнения прогнозируемых параметров состояния здоровья отдельного лица с параметрами стандартной возрастной группы, что позволяет предсказать вероятность того, что у этого лица может преждевременно появиться какая-либо проблема со здоровьем, связанная с высоким уровнем заболеваемости и смертности в группе.

Аналитическая эпидемиология - исследования с применением методов ретроспективного и проспективного анализа гипотез, сформулированных для объяснения результатов проведенных наблюдений.

Аналитическое эколого-эпидемиологическое исследование - изучение, направленное на оценку причинной природы связи между экспозицией вредных факторов окружающей среды и возникающих биологических эффектов со стороны здоровья человека, путем проверки научных гипотез.

Бесплодный брак - брак, в котором, несмотря на регулярную половую жизнь без применения противозачаточных средств, у жены не возникает беременность в течение года при условии, что супруги находятся в детородном возрасте (определение Всемирной организации здравоохранения).

Врожденные пороки развития - стойкие морфологические изменения органов, выходящие за пределы вариации их строения, возникающие внутриутробно или (намного реже) вскоре после рождения ребенка.

Выборка - часть популяции, выбранная путем целенаправленного или случайного отбора.

Генотоксиканты включают в себя мутагены - агенты различного происхождения, вызывающие наследуемые изменения в геноме (генные, хромосомные и геномные мутации). Ряд авторов относит к генотоксикантам морфогены, вызывающие ненаследуемые генетические изменения (морфозы) на уровне реализации признака в онтогенезе. Термины "генотоксиканты" и "мутагены" часто используются как синонимы. Термин "мутация" следует использовать только для наследуемых генетических изменений на фенотипическом уровне и для лежащих в их основе изменений ДНК. Результаты тестов на генотоксичность используют как индикатор истинно мутагенных эффектов.

Генотоксичность - свойство химических, физических и биологических факторов оказывать повреждающее действие на генетические структуры организма.

Гигиена - "искусство или знание сохранять здоровье, оберегать его от вреда" (В.И.Даль).

Гигиена окружающей среды - 1) согласно определению Европейского Бюро ВОЗ - наука, занимающаяся теми аспектами здоровья человека, включая качество жизни, которые определяются физическими, химическими, биологическими, социальными и психосоциальными факторами окружающей среды. Она также разрабатывает теорию и практику оценки, корректировки контроля и предупреждения воздействия тех факторов окружающей среды, которые потенциально могут наносить неблагоприятный эффект здоровью настоящего и будущих поколений; 2) один из разделов медицинской науки, разрабатывающий медицинские аспекты охраны окружающей среды как научной основы профилактики неблагоприятных воздействий окружающей среды на население. Целью гигиены окружающей среды является научное обоснование общих принципов и подходов к оздоровлению условий жизни, труда, быта и отдыха и укреплению здоровья населения в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды (Г.Сидоренко и соавт.); 3) область деятельности в здравоохранении, в рамках которой выявляют, определяют, контролируют и управляют физическими и социальными условиями, воздействующими на здоровье групп населения, рабочих на заводах или людей, проживающих в той или иной местности. Гигиена окружающей среды изучает прямое воздействие патогенных химических, радиационных, физических и некоторых биологических агентов, а также (часто косвенные) эффекты от состояния физической, психологической, социальной и эстетической среды.

Добавочная доля популяционного риска - доля заболеваемости, смертности или инвалидности в популяции, связанная с воздействием данного фактора риска, рассчитываемая путем деления добавочного популяционного риска на показатели здоровья в исследуемой популяции.

Добавочный или атрибутивный риск - дополнительные случаи развития патологии, обусловленные воздействием факторов риска.

Доверительный интервал (ДИ) - статистический показатель, позволяющий оценить, в каких пределах может находиться истинное значение параметра в исследованной популяции, диапазон колебаний истинных значений.

Доза - ответ - корреляция между количественной оценкой экспозиции (дозой) и пропорцией (долей) популяции, проявляющей специфический эффект (ответ). Ответ может быть выражен или как тяжесть (выраженность) повреждения, или как относительное число пораженных экспонированных субъектов. Оценка зависимости "доза - эффект" является одним из четырех этапов оценки риска (С.Новиков и соавт., 1998).

Доказательная медицина - это процесс использования для выбора средств лечения или оценки риска для конкретного пациента современных сведений о необходимых и лучших средствах и технологиях. Поиск, оценка и определение сведений о рациональном применении мероприятий, обладающих доказанным (специальными процедурами анализа) положительным или искомым эффектом в сходных условиях, позволяет на практике интегрировать индивидуальный клинический (практический) опыт с лучшими результатами экспериментальных исследований и новейших разработок.

Канцероген - фактор, воздействие которого достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей (доброкачественных и/или злокачественных) в популяциях человека и/или животных, и/или сокращает период развития этих опухолей (В.В.Худолей, 1999).

Канцерогенез - процесс возникновения злокачественных новообразований в результате действия канцерогенных факторов, или процесс возникновения опухолей под влиянием канцерогенных факторов (независимо от механизмов их действия), который выражается в более частом и/или более раннем появлении опухолей в популяциях человека и/или животных (В.В.Худолей, 1999).

Канцерогенная опасность (риск) - вероятность значительного повышения частоты возникновения опухолей у людей, подвергшихся или подвергающихся воздействию определенных канцерогенных факторов в быту и/или на производстве и коррелирующая с индивидуальными особенностями "образа жизни", эндогенными факторами ("факторами организма"), загрязнениями окружающей среды или профессиональными вредностями (В.В.Худолей, 1999).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.36 (0.075 с.)