Способные), определяются в порядке, установленном законодательными актами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способные), определяются в порядке, установленном законодательными актами.



3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или перехо­дить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их обо­рот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах.

1. Оборотоспособность объектов гражданских прав отражает воз­можность беспрепятственного их участия в гражданском обороте путем совершения сделок и иных действий в отношении данных объектов. По степени оборотоспособности различают свободные в обороте объекты, ограниченные в обороте и изъятые из оборота.

2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило в отношении оборотоспособности объектов гражданских правоотноше­ний – они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства без каких-либо ограничений или запретов. Таких объектов в гражданском обороте большинство, они считаются свободными в обороте и могут быть предметом самых раз­личных сделок и принадлежать любому субъекту гражданского права.

3. Ограничение оборотоспособности устанавливается по соображе­ниям безопасности, охраны интересов государства и защиты здоровья населения двумя способами. Во-первых, некоторые объекты могут при­надлежать только отдельным участникам оборота. Например, Закон Ре­спублики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» (Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэс-публта Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 216; 1999 г., № 22, ст. 407; Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 116, 2/817) устанавливает перечень имущества, которое может находиться только в собственности Республики Беларусь. Во-вторых, отдельные объекты допускаются в оборот (могут отчуждаться и приобретаться) только по специальным разрешениям (лицензиям) (например, некоторые виды оружия, наркотические вещества, сильнодействующие яды, взрывча­тые и радиоактивные вещества). Перечень ограниченно оборотоспо-собных объектов определяется в порядке, установленном законодатель­ными актами.

В настоящее время действует значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования ограниченно оборотоспособных объектов. В частности, приказ Министерства здра­воохранения Республики Беларусь от 12 марта 1997 г. № 45 «Об утверж­дении Инструкции о порядке прохождения гражданами медицинского

339

освидетельствования для получения разрешения на приобретение, хра­нение, ношение оружия и боеприпасов» (Бюллетень нормативно-пра­вовой информации, 1997 г., № 8); Порядок хранения, переработки, транспортировки задержанных, изъятых, конфискованных в установ­ленном порядке и переданных для реализации редких и редкоземель­ных металлов, в том числе радиоактивных, токсичных и пожароопас­ных, а также лома и отходов, их содержащих, утвержденный Министер­ством образования Республики Беларусь от 14 мая 1996 г. (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 7); приказ Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республи­ки Беларусь от 18 января 2000 г. № 5 «Об утверждении инструкции о по­рядке хранения, приобретения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 27, 8/2983); Положение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 ноября 1997 г. «О порядке выдачи разрешения на перемещение (ввоз, вывоз, транзит) через таможенную границу Республики Беларусь ядовитых, отравляю­щих, сильнодействующих веществ» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 1; 1999 г., № 14); постановление Совета Мини­стров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. № 1785 «Об утвержде­нии Перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнару­живаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 113, 5/4615); постановление Министерства здравоохранения Респуб­лики Беларусь от 3 мая 2000 г. № 11 «О республиканском перечне нар­котических средств, психотропных веществ и прекурсоров» (Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 54, 8/3512); приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 1999 г. № 215 «О порядке хранения, учета и отпуска ядовитых, наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 г., № 78, 8/637) и др.

4. Полностью изъятыми из оборота считаются объекты, которые во­обще не могут быть предметом каких-либо сделок. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе. В частности, изъятыми из оборо­та являются объекты общественного пользования (архивные материа­лы, дороги, реки), стратегическое вооружение, ядерная энергия). Эти объекты находятся в государственной собственности и могут закреп­ляться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления

340

за государственными юридическими лицами. В принципе, они могут быть переданы другим лицам, но не на основании гражданско-право­вых механизмов.

К изъятым из оборота можно отнести и вещи, запрещенные законо­дательством (например, поддельные денежные знаки, самодельные наркотические вещества). Такие объекты не могут быть ни в собствен­ности государства, ни в чьей-либо еще собственности. При обнаруже­нии они, как правило, должны быть уничтожены.

5. Пункт 3 комментируемой статьи определяет особые правила обо-ротоспособности в отношении земли и других природных ресурсов: они могут участвовать в гражданском обороте в той мере, в какой это допу­скается специальным законодательством (КоЗ, Кодекс о недрах, Вод­ный кодекс и др.).

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отно­сятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воз­душные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «ре­ка-море», космические объекты. Законодательными актами к недвижи­мым вещам может быть отнесено и иное имущество.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бу­маги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

1. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежат их ес­тественные свойства. Недвижимые вещи обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. Движимые вещи могут свобод­но перемещаться в пространстве и при этом их естественным свойствам не причиняется какой-либо ущерб.

2. Для определения вещей, которые должны быть отнесены к недви­жимости, законодатель использует два признака. Первый – материальный, т.е. степень связи с землей. Этот признак используется для отнесе­ния к недвижимости двух видов вещей: 1) вещи, постоянно располо­женные в одном месте и связанные с землей настолько прочно, что их перемещение в силу специфики физических свойств абсолютно невоз-

341

можно (участки земли, участки недр, обособленные водные объекты и др.); 2) вещи, которые могут быть отделены от земли физически, но это приведет к несоразмерному ущербу их назначению (леса, многолетние насаждения, здания, сооружения). Такие объекты считаются недвижи­мостью до тех пор, пока они не отделены от земли. Если же это произо­шло, то вещи переходят в разряд движимых.

Второй признак, который используется для отнесения вещей к разря­ду недвижимых – это юридический. Законодатель распространяет пра­вовой режим недвижимого имущества на вещи, которые по своим есте­ственным свойствам являются движимыми, но их роль в гражданском обороте столь важна, что требует установления специфического право­вого регулирования. Такие объекты приравниваются к недвижимости в силу прямого указания (часть вторая п. 1 комментируемой статьи).

Все остальные объекты относятся к категории движимых вещей.

3. Отнесение вещей к движимым или недвижимым влияет на уста­новление в отношении данных вещей соответствующего правового ре­жима. Специфика правового режима недвижимого имущества проявля­ется в следующем: возникновение, переход и прекращение вещных прав на недвижимость подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК); если предметом обязательства является недвижимое имущество, то такое обязательство, по общему правилу, исполняется в месте нахожде­ния имущества (ст. 297 ГК); для недвижимого имущества установлены более длительные сроки приобретательной давности (ст. 235 ГК); за­креплен особый порядок приобретения права собственности на бесхо­зяйные недвижимые вещи (ст. 226 ГК); имеет специфику порядок обра­щения взыскания на недвижимое имущество (ст. 330 ГК) и т.д.

Права на движимое имущество, по общему правилу, не подлежат ре­гистрации. Однако законодательством может быть установлена необхо­димость такой регистрации. Так, подлежат регистрации в органах внут­ренних дел транспортные средства (Правила регистрации и учета авто-мототранспортных средств на территории Республики Беларусь, ут­вержденные приказом Министерства внутренних дел Республики Бела­русь от 19 марта 1999 г. № 45. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 31, 8/200; 2000 г., № 43, 8/3343; 2001 г., № 119,8/7534).

Статья 131. Государственная регистрация недвижимости 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подле­жат государственной регистрации в специально уполномоченных на то ор-

342

ганах. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемо­го владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательными актами.

2. В случаях, предусмотренных законодательством, наряду с государст­венной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на не­движимость и сделок с ней, обязан удостоверить произведенную регистра­цию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

4. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней является публичной. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан предо­ставлять любому лицу необходимую информацию только о произведенной регистрации прав на конкретный объект недвижимости и сделок с ним. Обобщенная информация о принадлежащих гражданину или юридическо­му лицу правах на недвижимое имущество предоставляется только в случа­ях, предусмотренных законодательными актами.

5. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации мо­гут быть обжалованы в суд.

6. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регист­рации устанавливаются в соответствии с законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

1. Комментируемая статья устанавливает общее правило, согласно которому вещные права на недвижимое имущество подлежат государст­венной регистрации. Причем регистрация установлена не только в от­ношении принадлежности недвижимости определенному субъекту, но также и в отношении правовой судьбы имущества (возникновение, пе­реход, ограничение и прекращение вещного права).

22 июля 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О государствен­ной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/882) (далее – Закон). Настоящий Закон устанавливает право­вые основы и порядок государственной регистрации недвижимого иму­щества, прав и ограничений (обременении) прав на него, а также сделок с ним в пределах территории Республики Беларусь с целью защиты и признания государством зарегистрированных в соответствии с настоя­щим Законом прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое

343

имущество и сделок с ним. Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. До приведения законодатель­ства в соответствие с настоящим законом оно применяется в той части, в которой не противоречит Закону.

В настоящее время регистрация недвижимого имущества осуществля­ется на основании различных нормативных актов, отражающих особен­ности регистрации отдельных объектов недвижимости (например, Инст­рукция по технической инвентаризации и правовой регистрации дач (са­довых домов), утвержденная приказом Минжилкомхоза от 1 апреля

1996 г. № 47 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 6, с. 9); Разъяснение Минжилкомхоза и Мингосимущества от 24 марта

1997 г. № 89 «Об отдельных вопросах регистрации прав на здания и соору­жения» (Национальная экономическая газета, 1997 г., № 19); Положение о государственной регистрации подземного недвижимого имущества в Республике Беларусь, утввержденное приказом Минжилкомхоза от 30 декабря 1999 г. № 194 (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 2000 г., № 14, 8/2544; 2001 г., № 18, 8/4897; № 103, 8/7433);

Инструкция о порядке государственной регистрации жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденная приказом Минжилкомхоза, Мини­стерства экономики, Министерства финансов, Министерства статисти­ки и анализа от 3 декабря 1999 г. № 176/119/379/262 (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 23, 8/2532); Инст­рукция о порядке государственной регистрации перехода права собствен­ности на земельные участки при купле-продаже земельных участков и сделок купли-продажи земельных участков, утвержденная постановле­нием Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и кар­тографии Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 16 (Националь­ный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 25, 8/4993);

Инструктивное письмо Министерства юстиции Республики Беларусь «О порядке заключения договора купли-продажи земельного участка» от 29 апреля 1994 г. № 05-11-1874 (Бюллетень нормативно-правовой информа­ции, 1994 г., № 6; 1997 г., № 17); Приказ Государственного комитета по зе­мельной реформе, геодезии и картографии Республики Беларусь от 18 февраля 1999 г. № 01-4/23 «Об утверждении земельнокадастровой книги со вставными листами» (Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 1999 г., № 34, 8/236) и др.).

Закон устанавливает единые правила государственной регистрации в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества:

1) земельные участки; 2) капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения. В соот­

344

ветствии со ст. 1 Закона, капитальное строение (здание, сооружение)

- это любой построенный на земле или под землей объект, предназна­ченный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Бела­русь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несораз­мерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местона­хождение, размеры которого описаны в документах единого государ­ственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Незавершенное законсервированное капитальное строение – это законсервированный объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законо­дательством Республики Беларусь, но не завершено, имеющий проч­ную связь с землей, назначение, местонахождения, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижи­мого имущества, прав на него и сделок с ним (ст. 1 Закона); 3) изоли­рованные помещения, в том числе жилые. Изолированное помещение

- это внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т. п.) либо с тер­ритории общего пользования (придомовой территории, улицы и т. п.) непосредственно или через другое помещение, территорию путем ус­тановления сервитута, назначение, местонахождение внутри строе­ния, площадь которой описаны в документах единого государственно­го регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Изолированное жилое помещение может иметь вход из подсобного помещения (коридора, прихожей и т. п.); 4) предприятия как имуще­ственные комплексы; 5) другие виды недвижимого имущества в случа­ях, установленных законодательными актами. Правила государствен­ной регистрации в отношении участков недр, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений, воздушных и морских су­дов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река – море», кос­мических объектов устанавливаются Правительством Республики Бе­ларусь, если Законом от 22 июля 2002 г., иными законодательными ак­тами Республики Беларусь не определено иное.

Законом четко регламентирован порядок осуществления трех само­стоятельных действий: 1) регистрация недвижимости (создание, измене­ние, прекращение существования недвижимого имущества); 2) регист­рация прав на недвижимость (возникновение, переход, прекращение

345

прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, подлежащих в соответствии с законодательными актами Республики Бе­ларусь государственной регистрации); 3) регистрация сделок с недвижи­мым имуществом, подлежащих в соответствии с законодательными ак­тами Республики Беларусь государственной регистрации (ст. 4 Закона).

Государственная регистрация недвижимого имущества – это юри­дический акт признания и подтверждения государством создания, из­менения, прекращения существования недвижимого имущества. С мо­мента регистрации недвижимое имущество считается соответственно созданным, измененным или прекратившим существование (ст. 7 За­кона). Основаниями для государственной регистрации являются:

а) при регистрации создания недвижимого имущества – выделение вновь образованного земельного участка; строительство и ввод в экс­плуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолирован­ного помещения; строительство и консервация незавершенного капи­тального строения; раздел недвижимого имущества; слияние недвижи­мого имущества; вычленение изолированного помещения из капи­тального строения (здания, сооружения); иные основания, предусмот­ренные законодательством Республики Беларусь; б) при регистрации изменения недвижимого имущества – изменение границ земельного участка; строительство и ввод в эксплуатацию надстройки, пристройки капитального строения (здания, сооружения), изолированного поме­щения; перестройка и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения; гибель или унич­тожение части капитального строения (здания, сооружения), изолиро­ванного помещения; изменение назначения недвижимого имущества;

иные основания, предусмотренные законодательством Республики Бе­ларусь; в) при регистрации прекращения существования недвижимого имущества – аннулирование вновь образованного земельного участка;

гибель или уничтожение (снос) капитального строения (здания, соору­жения), изолированного помещения; раздел недвижимого имущества;

слияние недвижимого имущества; иные основания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (ст. 44-46 Закона).

Государственная регистрация права, ограничения (обременения) права – это юридический акт признания и подтверждения государст­вом возникновения, перехода и прекращения права, а также ограниче­ния (обременения) права на недвижимое имущество. Государственная регистрация устанавливается в отношении следующих прав и ограни­чений: пожизненного наследуемого владения земельным участком; по­стоянного пользования земельным участком; временного пользования

346

земельным участком; оперативного управления; хозяйственного веде­ния; доверительного управления; аренды и субаренды земельного уча­стка; аренды, субаренды, безвозмездного пользования капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением на срок не менее одного года; аренды, субаренды, безвозмездного пользо­вания капитальным строением (зданием, сооружением), изолирован­ным помещением на срок менее одного года в случаях, предусмотрен­ных соглашением сторон; сервитута; ипотеки; ареста; ограничения (обременения), устанавливаемого в отношении недвижимого имуще­ства в связи с присвоением ему статуса памятника историко-культур-ного наследия; ограничения (обременения), устанавливаемого в отно­шении недвижимого имущества в связи с обслуживанием линий элек­тропередач, трубопроводов и иных инженерных сооружений; ограни­чения (обременения), устанавливаемого в отношении недвижимого имущества при приватизации государственного имущества; иных прав и ограничений (обременении) прав в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами Республики Беларусь (ст. 8 Закона). Основания­ми для государственной регистрации возникновения, перехода, пре­кращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество являются: договоры и иные сделки, предусмотренные зако­нодательством Республики Беларусь, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законодательством Республики Беларусь, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены зако­нодательством Республики Беларусь в качестве основания возникнове­ния, перехода, прекращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество; судебные решения, устанавливающие или прекращающие права, ограничения (обременения) прав на недвижи­мое имущество; иные действия физических и юридических лиц, с ко­торыми законодательство Республики Беларусь связывает возникнове­ние, переход, прекращение прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество; события с которыми законодательство Рес­публики Беларусь связывает возникновение прав, ограничений (обре­менении) прав на недвижимое имущество (ст. 55 Закона).

Государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом – это юридический акт признания и подтверждения государством факта совершения сделки. Такая регистрация проводится в случаях, указанных в законодательных актах. Кроме того, государственная ре­гистрация сделки с недвижимым имуществом проводится в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству

347

для сделок данного вида государственная регистрация не требуется. В соответствии с Законом от 22 июля 2002 г. государственной регистра­ции подлежат договоры, которые являются или могут стать основани­ем возникновения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, подлежащих госу­дарственной регистрации, в том числе договоры: отчуждения недви­жимого имущества (купля-продажа, мена, дарение, рента и др.); об ипотеке; доверительного управления недвижимым имуществом;

аренды и субаренды земельного участка; аренды, субаренды и безвоз­мездного пользования капитальным строением (зданием, сооруже­нием), изолированным помещение на срок не менее одного года; раз­дела недвижимого имущества, являющегося общей собственностью, на два или более объекта недвижимого имущества; слияние двух или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с образованием общей собственности (ст. 9 Закона).

Государственная регистрация недвижимости, прав на нее и сделок с ней порождает различные правовые последствия. Регистрация не­движимости определяет момент возникновения или прекращения су­ществования соответствующего объекта недвижимости. Такая регис­трация является определяющим фактором в отношении возможнос­ти установления в дальнейшем вещных прав на данный объект и со­вершения с ним сделок. Например, государственная регистрация воз­никновения прав на недвижимое имущество или государственная ре­гистрация сделки купли-продажи недвижимого имущества не могут осуществляться ранее государственной регистрации создания соот­ветствующего недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав на недвижимость представляет собой действие по исполнению уже возникшего обязательства. Она является правоустанавливающим фактом, поскольку право собствен­ности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав (см. ст. 220 ГК;

ст. 8 Закона).

Государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом устанавливает момент, с которого соответствующая сделка порождает юридические последствия – сделка с недвижимым имуществом, под­лежащая государственной регистрации, считается заключенной с мо­мента государственной регистрации, если иное не предусмотрено за­конодательными актами Республики Беларусь (п. 4 ст. 9 Закона).

2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется уполномоченными государственными

348

органами в установленном порядке с выдачей удостоверяющего доку­мента либо совершением надписи на предоставленном для регистра­ции документе. До вступления в силу Закона «О государственной реги­страции недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» регис­трацией недвижимости, прав на нее и сделок с ней занимались две си­стемы государственных органов: в отношении строений – Министер­ство жилищно-коммунального хозяйства и его организации, Бюро ре­гистрации и технической инвентаризации недвижимости; в отноше­нии земли – Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Национальное кадастро­вое агентство и органы землеустройства. Закон устанавливает единую систему органов государственной регистрации земли и строений на ней, в которую входят: специально уполномоченный орган государст­венного управления Республики Беларусь в области государственной регистрации, подчиненный Правительству Республики Беларусь, рес­публиканская организация по государственной регистрации, террито­риальные организации по государственной регистрации (ст. 11 Закона). В самом законе не определено, на какой орган возлагаются функции специально уполномоченного органа государственного управления, который должен обеспечивать проведение единой государственной по­литики в этой области. Такой орган должен быть определен Президен­том Республики Беларусь по предложению Правительства Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2002 г. № 603 «О создании системы государственных организаций по государ­ственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (Звязда, 2002 г., 12 снежня) установлено, что им является Коми­тет по земельным ресурсам, геодезии и картографии. В соответствии с Законом, исключительное право на осуществление регистрационных действий в отношении недвижимого имущества предоставлено регист­раторам – работникам республиканской и территориальной организа­ций по государственной регистрации (ст. 16 Закона).

Заинтересованное лицо, считающее, что регистратор своими дейст­виями (бездействием) нарушил его гражданские права, имеет право по­дать жалобу на действия (бездействие) регистратора в суд либо обра­титься с заявлением в соответствующую территориальную или респуб­ликанскую организацию по государственной регистрации.

3. Согласно ст. 1147 ГК до вступления в силу акта законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для догово­ров,, предусмотренных ст. 522, 531 и п. 3 ст. 545 ГК, сохраняют силу пра­вила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров,

349

установленные законодательством, действовавшим до вступления в си­лу Кодекса. Поэтому до недавнего времени все сделки в отношении не­движимого имущества подлежали обязательному нотариальному удос­товерению. Законом «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» нотариальное удостоверение не предусматривается. Правовую оценку сделки вместо нотариуса будет давать лицо, осуществляющее регистрацию недвижимости. Вместе с тем, документы, являющиеся основанием для государственной регист­рации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъ­явление физического лица (например, согласие на отчуждение, отказ от права преимущественной покупки), должны быть нотариально удосто­верены или удостоверены регистратором (ст. 67 Закона).

4. Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государствен­ной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» предусмотрено создание Единого государственного регистра недвижи­мого имущества, прав на него и сделок с ним. Он представляет собой систематизированный свод сведений и документов в отношении заре­гистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Беларусь (ст. 1 Закона).

5. Комментируемая статья устанавливает, что государственная регист­рация прав на недвижимость и сделок с ней является публичной. Статья 21 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. также в качестве одно­го из принципов ведения документов единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним указывает публич­ность. Это означает, что сведения единого государственного регистра не­движимого имущества, прав на него и сделок с ним являются открыты­ми, за исключением случаев, установленных Законом от 22 июля 2002 г.

Порядок предоставления сведений и документов из единого госу­дарственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним определен ст. 29 названного Закона. Республиканская и террито­риальные организации по государственной регистрации обязаны пре­доставлять любому лицу необходимую информацию только о существу­ющих в момент выдачи информации правах и ограничениях (обремене-ниях) прав на конкретный объект недвижимого имущества (они назы­ваются актуальные права и ограничения прав). Такая информация пре­доставляется в виде выписки из регистрационной книги.

Обобщенная информация о принадлежащих конкретному лицу пра­вах на объекты недвижимого имущества предоставляется только: пра-вообладателю; лицам, которым права на недвижимое имущество Пере-

350

ходят в порядке универсального правопреемства; государственным ор­ганам и организациям в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Обобщенная информация о принадлежа­щих конкретному юридическому лицу правах на объекты недвижимого имущества может предоставляться также другим лицам в случаях, пре­дусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

6. Кроме государственной регистрации законом может быть предус­мотрена специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества. Она не является правоустанавливающим фактом, а лишь способствует контролю за некоторыми видами недвижимости.

Статья 132. Предприятие

1. Предприятием как объектом прав признается имущественный ком­плекс, используемый для осуществления предпринимательской деятель­ности.

В состав предприятия как имущественного комплекса'входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продук­цию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуа­лизирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное на­именование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключитель­ные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-про­дажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, измене­нием и прекращением вещных прав.

1. ГК употребляет термин «предприятие» в двух значениях: во-пер­вых, как юридическое лицо, являющееся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений (ст. 113-115 ГК – республиканские, коммунальные, частные унитарные предприятия); во-вторых, как осо­бый вид недвижимости, специфический объект гражданских прав.

Предприятие как объект гражданских правоотношений представля­ет собой единый имущественный комплекс. В его состав входят все ви­ды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: не­движимое имущество (земельные участки, здания, сооружения), дви­жимое (оборудование, инвентарь, сырье, продукция), права требования и долги, а также исключительные права (в том числе права на обозначе­ния, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и ус­луги – фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслужива­ния). Все это имущество объединено общим назначением, поэтому при

351

совершении сделок с предприятием их предметом является полный со­став имущественного комплекса. Однако законодательством или дого­вором могут быть предусмотрены иные правила в отношении состава предприятия. Так, ст. 530 ГК предусматривает, что при продаже пред­приятия права продавца, полученные им на основании разрешения (ли­цензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат пере­даче покупателю, если иное не установлено законодательством. Анало­гичное правило предусмотрено и ст. 627 ГК в отношении передачи предприятия по договору аренды. В то же время законодательством или договором может быть предусмотрено не только сужение состава иму­щества предприятия, но и расширение. Так, ст. 321 ГК предусматрива­ет, что при ипотеке предприятия право залога распространяется на все его имущество – движимое и недвижимое, включая право требования и имущественные права, в том числе приобретенные в период ипотеки.

Особенность предприятия как объекта гражданских прав состоит также в том, что данный имущественный комплекс используется для осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому в качест­ве предприятия может выступать либо имущественный комплекс, при­надлежащий коммерческой организации или индивидуальному пред­принимателю, либо принадлежащий некоммерческой организации, ко­торая осуществляет предпринимательскую деятельность, не противоре­чащую ее уставным целям.

2. Предприятие в целом или его часть может быть объектом различ­ных сделок, влекущих возникновение, изменение и прекращение вещ­ных прав (купля-продажа, аренда, залог, наследование и т. д.). В данном случае необходимо учитывать, что совершение сделок с предприятием не прерывает производственный процесс.

Законодательством могут быть установлены определенные запреты в отношении совершения отдельных сделок с предприятием. Так, соглас­но ст. 546 ГК предприятие не может выступать предметом дарения в от­ношениях между коммерческими организациями.

Статья 133. .Неделимые вещи

Вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначе­ния, признается неделимой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.055 с.)