Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способные), определяются в порядке, установленном законодательными актами.
3. Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законодательством о земле и других природных ресурсах. 1. Оборотоспособность объектов гражданских прав отражает возможность беспрепятственного их участия в гражданском обороте путем совершения сделок и иных действий в отношении данных объектов. По степени оборотоспособности различают свободные в обороте объекты, ограниченные в обороте и изъятые из оборота. 2. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило в отношении оборотоспособности объектов гражданских правоотношений – они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке правопреемства без каких-либо ограничений или запретов. Таких объектов в гражданском обороте большинство, они считаются свободными в обороте и могут быть предметом самых различных сделок и принадлежать любому субъекту гражданского права. 3. Ограничение оборотоспособности устанавливается по соображениям безопасности, охраны интересов государства и защиты здоровья населения двумя способами. Во-первых, некоторые объекты могут принадлежать только отдельным участникам оборота. Например, Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» (Ведамасщ Нацыянальнага сходу Рэс-публта Беларусь, 1998 г., № 19, ст. 216; 1999 г., № 22, ст. 407; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 116, 2/817) устанавливает перечень имущества, которое может находиться только в собственности Республики Беларусь. Во-вторых, отдельные объекты допускаются в оборот (могут отчуждаться и приобретаться) только по специальным разрешениям (лицензиям) (например, некоторые виды оружия, наркотические вещества, сильнодействующие яды, взрывчатые и радиоактивные вещества). Перечень ограниченно оборотоспо-собных объектов определяется в порядке, установленном законодательными актами. В настоящее время действует значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования ограниченно оборотоспособных объектов. В частности, приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 марта 1997 г. № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке прохождения гражданами медицинского
339 освидетельствования для получения разрешения на приобретение, хранение, ношение оружия и боеприпасов» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1997 г., № 8); Порядок хранения, переработки, транспортировки задержанных, изъятых, конфискованных в установленном порядке и переданных для реализации редких и редкоземельных металлов, в том числе радиоактивных, токсичных и пожароопасных, а также лома и отходов, их содержащих, утвержденный Министерством образования Республики Беларусь от 14 мая 1996 г. (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 7); приказ Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 18 января 2000 г. № 5 «Об утверждении инструкции о порядке хранения, приобретения, транспортирования, использования и учета взрывчатых материалов» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 27, 8/2983); Положение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 ноября 1997 г. «О порядке выдачи разрешения на перемещение (ввоз, вывоз, транзит) через таможенную границу Республики Беларусь ядовитых, отравляющих, сильнодействующих веществ» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1998 г., № 1; 1999 г., № 14); постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. № 1785 «Об утверждении Перечня наркотических средств и психотропных веществ, обнаруживаемых в незаконном обороте, с их количественными оценками» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 113, 5/4615); постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 мая 2000 г. № 11 «О республиканском перечне наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 54, 8/3512); приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 5 июля 1999 г. № 215 «О порядке хранения, учета и отпуска ядовитых, наркотических лекарственных средств и специальных рецептурных бланков» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 г., № 78, 8/637) и др.
4. Полностью изъятыми из оборота считаются объекты, которые вообще не могут быть предметом каких-либо сделок. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе. В частности, изъятыми из оборота являются объекты общественного пользования (архивные материалы, дороги, реки), стратегическое вооружение, ядерная энергия). Эти объекты находятся в государственной собственности и могут закрепляться на праве хозяйственного ведения или оперативного управления 340 за государственными юридическими лицами. В принципе, они могут быть переданы другим лицам, но не на основании гражданско-правовых механизмов. К изъятым из оборота можно отнести и вещи, запрещенные законодательством (например, поддельные денежные знаки, самодельные наркотические вещества). Такие объекты не могут быть ни в собственности государства, ни в чьей-либо еще собственности. При обнаружении они, как правило, должны быть уничтожены. 5. Пункт 3 комментируемой статьи определяет особые правила обо-ротоспособности в отношении земли и других природных ресурсов: они могут участвовать в гражданском обороте в той мере, в какой это допускается специальным законодательством (КоЗ, Кодекс о недрах, Водный кодекс и др.). Статья 130. Недвижимые и движимые вещи 1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам также приравниваются предприятие в целом как имущественный комплекс, подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. Законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. 2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. 1. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежат их естественные свойства. Недвижимые вещи обладают индивидуальными признаками и являются незаменимыми. Движимые вещи могут свободно перемещаться в пространстве и при этом их естественным свойствам не причиняется какой-либо ущерб. 2. Для определения вещей, которые должны быть отнесены к недвижимости, законодатель использует два признака. Первый – материальный, т.е. степень связи с землей. Этот признак используется для отнесения к недвижимости двух видов вещей: 1) вещи, постоянно расположенные в одном месте и связанные с землей настолько прочно, что их перемещение в силу специфики физических свойств абсолютно невоз- 341 можно (участки земли, участки недр, обособленные водные объекты и др.); 2) вещи, которые могут быть отделены от земли физически, но это приведет к несоразмерному ущербу их назначению (леса, многолетние насаждения, здания, сооружения). Такие объекты считаются недвижимостью до тех пор, пока они не отделены от земли. Если же это произошло, то вещи переходят в разряд движимых.
Второй признак, который используется для отнесения вещей к разряду недвижимых – это юридический. Законодатель распространяет правовой режим недвижимого имущества на вещи, которые по своим естественным свойствам являются движимыми, но их роль в гражданском обороте столь важна, что требует установления специфического правового регулирования. Такие объекты приравниваются к недвижимости в силу прямого указания (часть вторая п. 1 комментируемой статьи). Все остальные объекты относятся к категории движимых вещей. 3. Отнесение вещей к движимым или недвижимым влияет на установление в отношении данных вещей соответствующего правового режима. Специфика правового режима недвижимого имущества проявляется в следующем: возникновение, переход и прекращение вещных прав на недвижимость подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК); если предметом обязательства является недвижимое имущество, то такое обязательство, по общему правилу, исполняется в месте нахождения имущества (ст. 297 ГК); для недвижимого имущества установлены более длительные сроки приобретательной давности (ст. 235 ГК); закреплен особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи (ст. 226 ГК); имеет специфику порядок обращения взыскания на недвижимое имущество (ст. 330 ГК) и т.д. Права на движимое имущество, по общему правилу, не подлежат регистрации. Однако законодательством может быть установлена необходимость такой регистрации. Так, подлежат регистрации в органах внутренних дел транспортные средства (Правила регистрации и учета авто-мототранспортных средств на территории Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 19 марта 1999 г. № 45. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 31, 8/200; 2000 г., № 43, 8/3343; 2001 г., № 119,8/7534). Статья 131. Государственная регистрация недвижимости 1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в специально уполномоченных на то ор- 342 ганах. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательными актами.
2. В случаях, предусмотренных законодательством, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. 3. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. 4. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней является публичной. Орган, осуществляющий регистрацию, обязан предоставлять любому лицу необходимую информацию только о произведенной регистрации прав на конкретный объект недвижимости и сделок с ним. Обобщенная информация о принадлежащих гражданину или юридическому лицу правах на недвижимое имущество предоставляется только в случаях, предусмотренных законодательными актами. 5. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть обжалованы в суд. 6. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с законодательством о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. 1. Комментируемая статья устанавливает общее правило, согласно которому вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Причем регистрация установлена не только в отношении принадлежности недвижимости определенному субъекту, но также и в отношении правовой судьбы имущества (возникновение, переход, ограничение и прекращение вещного права). 22 июля 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 87, 2/882) (далее – Закон). Настоящий Закон устанавливает правовые основы и порядок государственной регистрации недвижимого имущества, прав и ограничений (обременении) прав на него, а также сделок с ним в пределах территории Республики Беларусь с целью защиты и признания государством зарегистрированных в соответствии с настоящим Законом прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое 343 имущество и сделок с ним. Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. До приведения законодательства в соответствие с настоящим законом оно применяется в той части, в которой не противоречит Закону. В настоящее время регистрация недвижимого имущества осуществляется на основании различных нормативных актов, отражающих особенности регистрации отдельных объектов недвижимости (например, Инструкция по технической инвентаризации и правовой регистрации дач (садовых домов), утвержденная приказом Минжилкомхоза от 1 апреля 1996 г. № 47 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 6, с. 9); Разъяснение Минжилкомхоза и Мингосимущества от 24 марта
1997 г. № 89 «Об отдельных вопросах регистрации прав на здания и сооружения» (Национальная экономическая газета, 1997 г., № 19); Положение о государственной регистрации подземного недвижимого имущества в Республике Беларусь, утввержденное приказом Минжилкомхоза от 30 декабря 1999 г. № 194 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 14, 8/2544; 2001 г., № 18, 8/4897; № 103, 8/7433); Инструкция о порядке государственной регистрации жилищного фонда в Республике Беларусь, утвержденная приказом Минжилкомхоза, Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа от 3 декабря 1999 г. № 176/119/379/262 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 23, 8/2532); Инструкция о порядке государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки при купле-продаже земельных участков и сделок купли-продажи земельных участков, утвержденная постановлением Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 20 декабря 2000 г. № 16 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 25, 8/4993); Инструктивное письмо Министерства юстиции Республики Беларусь «О порядке заключения договора купли-продажи земельного участка» от 29 апреля 1994 г. № 05-11-1874 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1994 г., № 6; 1997 г., № 17); Приказ Государственного комитета по земельной реформе, геодезии и картографии Республики Беларусь от 18 февраля 1999 г. № 01-4/23 «Об утверждении земельнокадастровой книги со вставными листами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 34, 8/236) и др.). Закон устанавливает единые правила государственной регистрации в отношении следующих видов объектов недвижимого имущества: 1) земельные участки; 2) капитальные строения (здания, сооружения), незавершенные законсервированные капитальные строения. В соот 344 ветствии со ст. 1 Закона, капитальное строение (здание, сооружение) - это любой построенный на земле или под землей объект, предназначенный для длительной эксплуатации, создание которого признано завершенным в соответствии с законодательством Республики Беларусь, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, назначение, местонахождение, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Незавершенное законсервированное капитальное строение – это законсервированный объект строительства, создание которого в качестве капитального строения разрешено в соответствии с законодательством Республики Беларусь, но не завершено, имеющий прочную связь с землей, назначение, местонахождения, размеры которого описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (ст. 1 Закона); 3) изолированные помещения, в том числе жилые. Изолированное помещение - это внутренняя пространственная часть капитального строения (здания, сооружения), отделенная от других смежных частей строения перекрытиями, стенами, перегородками, имеющая самостоятельный вход из вспомогательного помещения (вестибюля, коридора, галереи, лестничного марша или площадки, лифтового холла и т. п.) либо с территории общего пользования (придомовой территории, улицы и т. п.) непосредственно или через другое помещение, территорию путем установления сервитута, назначение, местонахождение внутри строения, площадь которой описаны в документах единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Изолированное жилое помещение может иметь вход из подсобного помещения (коридора, прихожей и т. п.); 4) предприятия как имущественные комплексы; 5) другие виды недвижимого имущества в случаях, установленных законодательными актами. Правила государственной регистрации в отношении участков недр, обособленных водных объектов, лесов, многолетних насаждений, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река – море», космических объектов устанавливаются Правительством Республики Беларусь, если Законом от 22 июля 2002 г., иными законодательными актами Республики Беларусь не определено иное. Законом четко регламентирован порядок осуществления трех самостоятельных действий: 1) регистрация недвижимости (создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества); 2) регистрация прав на недвижимость (возникновение, переход, прекращение 345 прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, подлежащих в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь государственной регистрации); 3) регистрация сделок с недвижимым имуществом, подлежащих в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь государственной регистрации (ст. 4 Закона). Государственная регистрация недвижимого имущества – это юридический акт признания и подтверждения государством создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества. С момента регистрации недвижимое имущество считается соответственно созданным, измененным или прекратившим существование (ст. 7 Закона). Основаниями для государственной регистрации являются: а) при регистрации создания недвижимого имущества – выделение вновь образованного земельного участка; строительство и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения; строительство и консервация незавершенного капитального строения; раздел недвижимого имущества; слияние недвижимого имущества; вычленение изолированного помещения из капитального строения (здания, сооружения); иные основания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь; б) при регистрации изменения недвижимого имущества – изменение границ земельного участка; строительство и ввод в эксплуатацию надстройки, пристройки капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения; перестройка и ввод в эксплуатацию капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения; гибель или уничтожение части капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения; изменение назначения недвижимого имущества; иные основания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь; в) при регистрации прекращения существования недвижимого имущества – аннулирование вновь образованного земельного участка; гибель или уничтожение (снос) капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения; раздел недвижимого имущества; слияние недвижимого имущества; иные основания, предусмотренные законодательством Республики Беларусь (ст. 44-46 Закона). Государственная регистрация права, ограничения (обременения) права – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, перехода и прекращения права, а также ограничения (обременения) права на недвижимое имущество. Государственная регистрация устанавливается в отношении следующих прав и ограничений: пожизненного наследуемого владения земельным участком; постоянного пользования земельным участком; временного пользования 346 земельным участком; оперативного управления; хозяйственного ведения; доверительного управления; аренды и субаренды земельного участка; аренды, субаренды, безвозмездного пользования капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением на срок не менее одного года; аренды, субаренды, безвозмездного пользования капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещением на срок менее одного года в случаях, предусмотренных соглашением сторон; сервитута; ипотеки; ареста; ограничения (обременения), устанавливаемого в отношении недвижимого имущества в связи с присвоением ему статуса памятника историко-культур-ного наследия; ограничения (обременения), устанавливаемого в отношении недвижимого имущества в связи с обслуживанием линий электропередач, трубопроводов и иных инженерных сооружений; ограничения (обременения), устанавливаемого в отношении недвижимого имущества при приватизации государственного имущества; иных прав и ограничений (обременении) прав в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь (ст. 8 Закона). Основаниями для государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество являются: договоры и иные сделки, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законодательством Республики Беларусь, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного управления и самоуправления, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь в качестве основания возникновения, перехода, прекращения прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество; судебные решения, устанавливающие или прекращающие права, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество; иные действия физических и юридических лиц, с которыми законодательство Республики Беларусь связывает возникновение, переход, прекращение прав и ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество; события с которыми законодательство Республики Беларусь связывает возникновение прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество (ст. 55 Закона). Государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом – это юридический акт признания и подтверждения государством факта совершения сделки. Такая регистрация проводится в случаях, указанных в законодательных актах. Кроме того, государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом проводится в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству 347 для сделок данного вида государственная регистрация не требуется. В соответствии с Законом от 22 июля 2002 г. государственной регистрации подлежат договоры, которые являются или могут стать основанием возникновения, перехода, прекращения прав или ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, подлежащих государственной регистрации, в том числе договоры: отчуждения недвижимого имущества (купля-продажа, мена, дарение, рента и др.); об ипотеке; доверительного управления недвижимым имуществом; аренды и субаренды земельного участка; аренды, субаренды и безвозмездного пользования капитальным строением (зданием, сооружением), изолированным помещение на срок не менее одного года; раздела недвижимого имущества, являющегося общей собственностью, на два или более объекта недвижимого имущества; слияние двух или более объектов недвижимого имущества в один объект недвижимого имущества с образованием общей собственности (ст. 9 Закона). Государственная регистрация недвижимости, прав на нее и сделок с ней порождает различные правовые последствия. Регистрация недвижимости определяет момент возникновения или прекращения существования соответствующего объекта недвижимости. Такая регистрация является определяющим фактором в отношении возможности установления в дальнейшем вещных прав на данный объект и совершения с ним сделок. Например, государственная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество или государственная регистрация сделки купли-продажи недвижимого имущества не могут осуществляться ранее государственной регистрации создания соответствующего недвижимого имущества. Государственная регистрация прав на недвижимость представляет собой действие по исполнению уже возникшего обязательства. Она является правоустанавливающим фактом, поскольку право собственности и другие вещные права на недвижимость возникают с момента государственной регистрации соответствующих прав (см. ст. 220 ГК; ст. 8 Закона). Государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом устанавливает момент, с которого соответствующая сделка порождает юридические последствия – сделка с недвижимым имуществом, подлежащая государственной регистрации, считается заключенной с момента государственной регистрации, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь (п. 4 ст. 9 Закона). 2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется уполномоченными государственными 348 органами в установленном порядке с выдачей удостоверяющего документа либо совершением надписи на предоставленном для регистрации документе. До вступления в силу Закона «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» регистрацией недвижимости, прав на нее и сделок с ней занимались две системы государственных органов: в отношении строений – Министерство жилищно-коммунального хозяйства и его организации, Бюро регистрации и технической инвентаризации недвижимости; в отношении земли – Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь, Национальное кадастровое агентство и органы землеустройства. Закон устанавливает единую систему органов государственной регистрации земли и строений на ней, в которую входят: специально уполномоченный орган государственного управления Республики Беларусь в области государственной регистрации, подчиненный Правительству Республики Беларусь, республиканская организация по государственной регистрации, территориальные организации по государственной регистрации (ст. 11 Закона). В самом законе не определено, на какой орган возлагаются функции специально уполномоченного органа государственного управления, который должен обеспечивать проведение единой государственной политики в этой области. Такой орган должен быть определен Президентом Республики Беларусь по предложению Правительства Республики Беларусь. Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2002 г. № 603 «О создании системы государственных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (Звязда, 2002 г., 12 снежня) установлено, что им является Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии. В соответствии с Законом, исключительное право на осуществление регистрационных действий в отношении недвижимого имущества предоставлено регистраторам – работникам республиканской и территориальной организаций по государственной регистрации (ст. 16 Закона). Заинтересованное лицо, считающее, что регистратор своими действиями (бездействием) нарушил его гражданские права, имеет право подать жалобу на действия (бездействие) регистратора в суд либо обратиться с заявлением в соответствующую территориальную или республиканскую организацию по государственной регистрации. 3. Согласно ст. 1147 ГК до вступления в силу акта законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров,, предусмотренных ст. 522, 531 и п. 3 ст. 545 ГК, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров, 349 установленные законодательством, действовавшим до вступления в силу Кодекса. Поэтому до недавнего времени все сделки в отношении недвижимого имущества подлежали обязательному нотариальному удостоверению. Законом «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» нотариальное удостоверение не предусматривается. Правовую оценку сделки вместо нотариуса будет давать лицо, осуществляющее регистрацию недвижимости. Вместе с тем, документы, являющиеся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, из которых явствует волеизъявление физического лица (например, согласие на отчуждение, отказ от права преимущественной покупки), должны быть нотариально удостоверены или удостоверены регистратором (ст. 67 Закона). 4. Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» предусмотрено создание Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним. Он представляет собой систематизированный свод сведений и документов в отношении зарегистрированных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Беларусь (ст. 1 Закона). 5. Комментируемая статья устанавливает, что государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с ней является публичной. Статья 21 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. также в качестве одного из принципов ведения документов единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним указывает публичность. Это означает, что сведения единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним являются открытыми, за исключением случаев, установленных Законом от 22 июля 2002 г. Порядок предоставления сведений и документов из единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним определен ст. 29 названного Закона. Республиканская и территориальные организации по государственной регистрации обязаны предоставлять любому лицу необходимую информацию только о существующих в момент выдачи информации правах и ограничениях (обремене-ниях) прав на конкретный объект недвижимого имущества (они называются актуальные права и ограничения прав). Такая информация предоставляется в виде выписки из регистрационной книги. Обобщенная информация о принадлежащих конкретному лицу правах на объекты недвижимого имущества предоставляется только: пра-вообладателю; лицам, которым права на недвижимое имущество Пере- 350 ходят в порядке универсального правопреемства; государственным органам и организациям в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Обобщенная информация о принадлежащих конкретному юридическому лицу правах на объекты недвижимого имущества может предоставляться также другим лицам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. 6. Кроме государственной регистрации законом может быть предусмотрена специальная регистрация либо учет отдельных видов имущества. Она не является правоустанавливающим фактом, а лишь способствует контролю за некоторыми видами недвижимости. Статья 132. Предприятие 1. Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса'входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором. 2. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. 1. ГК употребляет термин «предприятие» в двух значениях: во-первых, как юридическое лицо, являющееся самостоятельным субъектом гражданских правоотношений (ст. 113-115 ГК – республиканские, коммунальные, частные унитарные предприятия); во-вторых, как особый вид недвижимости, специфический объект гражданских прав. Предприятие как объект гражданских правоотношений представляет собой единый имущественный комплекс. В его состав входят все виды имущества, предназначенные для осуществления деятельности: недвижимое имущество (земельные участки, здания, сооружения), движимое (оборудование, инвентарь, сырье, продукция), права требования и долги, а также исключительные права (в том числе права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги – фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Все это имущество объединено общим назначением, поэтому при 351 совершении сделок с предприятием их предметом является полный состав имущественного комплекса. Однако законодательством или договором могут быть предусмотрены иные правила в отношении состава предприятия. Так, ст. 530 ГК предусматривает, что при продаже предприятия права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю, если иное не установлено законодательством. Аналогичное правило предусмотрено и ст. 627 ГК в отношении передачи предприятия по договору аренды. В то же время законодательством или договором может быть предусмотрено не только сужение состава имущества предприятия, но и расширение. Так, ст. 321 ГК предусматривает, что при ипотеке предприятия право залога распространяется на все его имущество – движимое и недвижимое, включая право требования и имущественные права, в том числе приобретенные в период ипотеки. Особенность предприятия как объекта гражданских прав состоит также в том, что данный имущественный комплекс используется для осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому в качестве предприятия может выступать либо имущественный комплекс, принадлежащий коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, либо принадлежащий некоммерческой организации, которая осуществляет предпринимательскую деятельность, не противоречащую ее уставным целям. 2. Предприятие в целом или его часть может быть объектом различных сделок, влекущих возникновение, изменение и прекращение вещных прав (купля-продажа, аренда, залог, наследование и т. д.). В данном случае необходимо учитывать, что совершение сделок с предприятием не прерывает производственный процесс. Законодательством могут быть установлены определенные запреты в отношении совершения отдельных сделок с предприятием. Так, согласно ст. 546 ГК предприятие не может выступать предметом дарения в отношениях между коммерческими организациями. Статья 133. .Неделимые вещи Вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.055 с.) |