Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
Статья 124. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы – субъекты гражданского права 1. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими липами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. 1. Включение Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в число субъектов гражданского права (ст. 1,124 ГК) означает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, закрепленных в ст. 2 ГК, и, прежде всего, принципа равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений. Названные субъекты отличаются от граждан и юридических лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными полномочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой режим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать их как особые субъекты гражданского права. Республика Беларусь является суверенным государством, его органы издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых отношений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулирует имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определяет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и административно-территориальные единицы, что вытекает из ст. 120-122 Конституции. От властных полномочий государства и административно-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, когда они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения, 325 основанные на равенстве субъектного состава. Учитывая эти особые качества Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, в комментируемой статье специально для названных субъектов повторяется один из основополагающих принципов гражданского права и закрепляется, что они участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. Внутренне присущее гражданско-правовому регулированию свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством и административно-территориальными единицами властных полномочий при осуществлении ими гражданской правосубъектности.
2. Правосубъектность государства и административно-территориальных единиц, как и иных субъектов гражданского права, определяется право- и дееспособностью. Имеющаяся в цивилистической литературе точка зрения, согласно которой в гражданских правоотношениях реализуется не правоспособность и дееспособность государства, а его компетенция в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, носит в большей степени государственно-правовой, а не гражданско-правовой аспект. Сущность правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа. Определять характер правоспособности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, как это принято делать в отношении физических лиц, правоспособность которых является общей, и юридических лиц, в соответствии с действующим законодательством обладающих специальной правоспособностью, нецелесообразно, как не имеющее практического значения. 3. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем созданные ими государственные юридические лица. Однако это не исключает значительного разнообразия гражданских правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство или административно-территориальная единица. Среди гражданско-правовых отношений, участниками которых является Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является основой участия государства и административно-территориальных единиц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.
326 Как собственники своего имущества государственные образования - Республика Беларусь и административно-территориальные единицы - обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими государственных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (см. ст. 215 ГК). 4. Республика Беларусь и административно-территориальные единицы выступают в качестве субъектов гражданского права ив обязательственных отношениях. Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распоряжения государственной собственностью. Как участник сделки государство выступает при выпуске различных государственных ценных бумаг (см., в частности, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 1673 «Основные условия выпуска государственных ценных бумаг Республики Беларусь», которые определяют общий порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и государственных долгосрочных облигаций с купонным доходом на территории Республики Беларусь) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 36, ст. 1115; 1999 г., № 21, ст. 617; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 15, 5/5138; № 72, 5/6467; 2002 г., № 32, 5/10103). Государство гарантирует сохранность денежных средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в уполномоченных банках Республики Беларусь (Декрет Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах в банках Республики Беларусь». – Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 12, ст. 310). Государству принадлежит исключительное право на осуществление лотерейной деятельности, которая в установленном порядке осуществляется республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядитель- 327 ными органами, государственными юридическими лицами (Декрет Президента Республики Беларусь от 12 мая 1998 г. № 6 «О некоторых мерах по упорядочению лотерейной деятельности». – Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 14, ст. 347; № 34, ст. 853; 1999 г., № 4, ст. 77; № 12, ст. 312; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 1/3611; № 58, 1/3693).
Участие государства в гражданских правоотношениях прямо предусмотрено в ряде статей ГК. Согласно п. 2 ст. 234 ГК в государственную собственность передаются вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры и обнаруженные в виде клада. Государство является субъектом права собственности на реквизируемое (ст. 243 ГК), конфискуемое (ст. 244 ГК), национализируемое имущество (ст. 245 ГК). Государство может стать стороной в сделке купли-продажи при выкупе им зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных нужд или нужд административно-территориальных единиц либо ввиду ненадлежащего использования земли, на которой находится названная недвижимость (ст. 240 ГК), а также в случае выкупа бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством (ст. 241 ГК). В соответствии со ст. 239 ГК Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы по решению суда могут стать собственниками имущества, которое по закону не может принадлежать лицу, у которого оно оказалось, а административно-территориальные единицы также могут стать собственниками бесхозяйной недвижимой вещи (ст. 226 ГК). К административно-территориальным единицам в собственность переходит и имущество, признанное судом выморочным (ст. 1039 ГК). При определенных условиях в собственность государства может перейти имущество, переданное по недействительной сделке (см. ст. 170 ГК и комментарий к ней). Поскольку государство и административно-территориальные единицы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных лицам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности. Государство может являться субъектом наследственного права. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы наряду 328 с иными субъектами гражданского права могут быть наследниками по завещанию. В случаях, когда имущество завещано государству как таковому, наследником признается Республика Беларусь. 5. По общему правилу при участии Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях на них распространяется правовой режим участия в таких отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. Однако это не является основанием для признания государства и административно-территориальных единиц юридическими лицами.
Обладая признаками, общими для коллективных гражданско-правовых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориальные единицы обладают индивидуальными, только им присущими признаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права, что подтверждает п. 2. комментируемой статьи, а в других случаях – специфические черты исследуемых субъектов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и административно-территориальные единицы, в частности, нормы о порядке образования и прекращения юридических лиц, об имущественной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др.. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с присущей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъектов, определенного Конституцией. Статья 125. Порядок участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством 1. От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 329 3. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные государственные органы, не упомянутые в настоящей статье, а также юридические лица и граждане. 1. Государство и административно-территориальные единицы реализуют гражданскую правоспособность прежде всего через свои органы. Большинство из них являются юридическими лицами, а поэтому могут выступать в гражданском обороте как от имени Республики Беларусь или административно-территориальной единицы, так и от своего собственного имени, приобретая тем самым гражданские права и обязанности для себя, а не для государства или административно-территориальной единицы соответственно. Другие органы (в частности, Совет Министров) юридическими лицами не являются и способны участвовать в гражданских правоотношениях только от имени государства или административно-территориальной единицы. Вступление государственных органов в гражданско-правовые отношения от имени государства ограничено, по общему правилу, их компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов.
На республиканском уровне от имени государства могут своими действиями приобретать и Осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде как представительные, так и исполнительные органы Республики Беларусь: Национальное собрание, Президент, Правительство, министерства и др. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности Советы депутатов, органы местного управления и самоуправления, также действующие в рамках предоставленной им компетенции. Государство может считаться непосредственно участвующим в гражданском обороте лишь тогда, когда в законодательстве закреплено полномочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени. Например, в соответствии со ст. 52 Инвестиционного кодекса от имени Республики Беларусь в концессионном договоре выступает Правительство или уполномоченный им орган государственного управления; продажа земельных участков иностранным государствам для обслуживания зданий (части зданий), используемых для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь, допускается, если в соответствии с законодательством иностранного государства 330 Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства и оформляется заключением договора от имени Республики Беларусь Советом Министров (ст. 37 КоЗ); решение о передаче земельных участков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь (ст. 12 КоЗ, п. 2 Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 22 февраля 2000 г. № 81. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 23,1/1034; 2002 г., № 43,1/3612). Чаще всего в гражданско-правовых отношениях от имени государства участвуют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами. Так, Министерство экономики Республики Беларусь в пределах своей компетенции, определенной в Положении о данном министерстве, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 104, 5/9306; 2002 г., № 1, 5/9616; № 101, 5/11071), осуществляет управление и распоряжение государственным имуществом, находящимся в республиканской собственности, в пределах предоставленной ему компетенции, согласовывает в установленном порядке создание, реорганизацию и ликвидацию республиканских юридических лиц, передачу их в собственность административно-территориальных единиц, аренду, доверительное управление, принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества, приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, выступает от имени Республики Беларусь учредителем (участником) хозяйственных обществ и товариществ, выполняет функции держателя акций, принадлежащих государству. Министерство финансов Республики Беларусь, действуя на основе соответствующего Положения (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 105, 5/9328; № 117, 5/9544), в установленном Правительством порядке вкладывает денежные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдает ссуды юридическим лицам, заключает договоры с пользователями средств по внешним государственным займам, банками и гарантами (поручителями) о порядке расчетов за указанные средства, выполняет функции государственного заказчика на поставку драгоценных металлов для государственных нужд и т. д. 331 Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых отношениях предоставляет органам местного управления и самоуправления, действующим от имени административно-территориальных единиц, Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 20 февраля 1991 г., действующий в редакции Закона от 10 января 2000 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137). Местные Советы, их исполнительные комитеты вправе в установленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, а также перераспределять на договорной основе сформированную коммунальную собственность. 2. Наряду с вышеизложенным порядком участия государства и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участия через институт специально уполномоченных лиц. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц по их специальному поручению в гражданском обороте могут выступать государственные органы, органы местного управления, а также юридические лица и граждане. В таких случаях выступление от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц может опираться на специальный нормативный акт, регламентирующий такую возможность. Так, в Положении о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Республике Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2031 (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 1, ст. 25; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 30, 5/542; № 55, 5/1220; 2001 г., № 96, 5/9147; № 75, 5/10686; № 78, 5/10730), установлено, что представитель государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, осуществляет свою деятельность в органах управления указанных юридических лиц в соответствии с названным Положением, иным законодательством Республики Беларусь, должностными обязанностями или заключенным с ним гражданско-правовым договором. В названном Положении определен порядок назначения представителей государства и заключения с ними соответствующих договоров (от имени государства гражданско-правовые договоры заключает орган, осуществляющий 332 владельческий надзор), порядок осуществления представителем государства возложенных на него полномочий, регламентированы вопросы ответственности представителей государства. Статья 126. Ответственность по обязательствам Республики Беларусь и административно-территориальных единиц 1. Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности. 2. Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами. 3. Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административно-территориальных единиц. 4. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Республики Беларусь. 5. Правила пунктов 2-4 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. 1. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответственности по обязательствам административно-территориальных единиц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административно-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь. В таком случае названные государственные образования оказываются сторонами в договоре гарантии (поручительства) и несут соответствующую ответственность. 2. По общему правилу государство не отвечает по обязательствам созданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, административно-территориальные единицы как на учредителей унитарных 333 предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учредителей, собственников (см. ст. 52 ГК). Точно также на них как на собственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается субсидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в их распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК). 3. Признание государства субъектом ответственности предусмотрено в ст. 15 ГК. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управления и самоуправления (их должностных лиц), в том числе путем издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежат возмещению Республикой Беларусь или соответствующим административно-территориальным образованием. Применительно к деликтной ответственности это общее положение получило развитие в ст. 938 ГК, согласно которой вред, причиненный в результате таких действий, возмещается соответственно за счет казны Республики Беларусь или административно-территориальной единицы. Как субъект ответственности за причинение вреда государство отвечает и за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными в ст. 939 ГК, независимо от их вины. При принятии закона о национализации убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством (ст. 245 ГК). 4. Согласно п. 1 комментируемой статьи Республика Беларусь и административно-территориальные единицы отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности,,за исключением имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности.. 5. Если гражданское правоотношение осложнено иностранным зле* ментом, т. е. речь идет об отношениях с участием иностранного государства, иностранного юридического лица или иностранного гражданина^ особенности ответственности Республики Беларусь или администра^ тивно-территориальных единиц могут быть установлены только на уровне законодательных актов, к которым согласно ст. 3 ГК относятся Законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь. Статья 127. Особенности ответственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц/граждан и государств Особенности ответственности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законодательными актами^ См. комментарий к ст. 126 ГК. ПОДРАЗДЕЛ 3 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ Глава 6 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 128. Виды объектов гражданских прав К объектам гражданских прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемая информация; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность); Нематериальные блага. 1. Объектами гражданских прав выступают те блага, на которые направлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Комментируемая статья содержит перечень объектов гражданских правоотношений. Все перечисленные в ней блага могут быть объектом либо имущественных, либо неимущественных правоотношений. На этом основании все объекты гражданских прав можно подразделить на две большие группы – материальные и нематериальные объекты. К числу 335 материальных объектов относятся предметы, способные удовлетворять физические потребности людей. Среди них наиболее значимыми являются вещи и иное имущество, результаты работ и услуг. К числу нематериальных объектов относятся блага, способные удовлетворять духовные потребности людей (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.). 2. В гражданском законодательстве при обозначении объекта соответствующего правоотношения часто используется термин «имущество». В широком смысле под имуществом понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей. Так, ст. 132 ГК предусматривает, что в состав предприятия как объекта гражданских прав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законодательством или договором. В приведенном примере в категорию имущество включены не только вещи, но также активы и пассивы предприятия, в том числе исключительные права. Достаточно широко термин имущество трактуется и в наследственном праве. Так, согласно ст. 1033 ГК в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю, кроме тех, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя. Но чаще всего законодатель использует термин «имущество» в более узком значении. В некоторых нормах под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность. Так, ст. 42 ГК предусматривает возможность в случае явки гражданина, объявленного умершим, потребовать возврата сохранившегося имущества. Понятием «имущество» могут охватываться не только вещи, но также деньги и ценные бумаги. Например, в ст. 283 ГК предусматривается истребование имущества от добросовестного приобретателя, при этом из содержания статьи вытекает, что «имущество» – это и вещи, и деньги, и ценные бумаги. В ряде случаев имуществом называются не только вещи (в том числе деньги и ценные бумаги), но и имущественные права. Так, ст. 214 предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество; согласно ст. 52 юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом. В итоге можно выделить три основных определения имущества в зависимости от содержания, которое вкладывается в данное понятие. Во-первых, имущество – это вещи или их совокупность; во-вторых, это ве- 336 щи и имущественные права; в-третьих, это вещи, имущественные права и обязанности. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что термин «имущество» употребляется в гражданском праве в различных значениях, вследствие чего необходимо всякий раз учитывать, какое содержание вкладывает законодатель в данное понятие в зависимости от того, о каких имущественных отношениях идет речь. 3. Вещи – это предметы материального мира, находящиеся в каком-либо физическом состоянии. Основное назначение вещей – удовлетворять потребности участников гражданского оборота. В состав вещей как правовой категории включаются предметы, созданные природой и человеческим трудом, одушевленные и неодушевленные, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или ином состоянии, а также энергия (тепловая, электрическая и др.). Гражданское законодательство содержит значительное количество норм, которые в разной степени применяются при регулировании гражданских правоотношений в зависимости от вида вещей. Совокупность правил приобретения вещей, пользования и распоряжения вещами как объектами гражданских прав представляет собой правовой режим вещей. Не существует единого, универсального правового режима вещей. Различные объекты находятся на различном правовом режиме, что определяется их экономической, культурной, социальной значимостью, спецификой физических свойств и другими факторами. 4. В гражданском праве вещи дифференцируются по различным классификационным признакам. Помимо урегулированных ГК основных видов (см. комментарий к ст. 129-138 ГК), различаются также вещи потребляемые и непотребляемые. Потребляемыми являются вещи, которые в результате их однократного использования уничтожаются (например, продукты питания) или теряют свои первоначальные потребительские качества (например, строительные материалы, сырье). Непотребляемые вещи в процессе их использования не уничтожаются и могут применяться неоднократно. Такие вещи сохраняют свои первоначальные потребительские свойства в течение длительного времени и амортизируются постепенно (оборудование, здания, машины и т. д.). Значение подразделения вещей на потребляемые и непотребляемые состоит в том, что одни договоры могут заключаться только в отношении потребляемых вещей (например, договор займа); предметом дру-| их договоров могут быть только непотребляемые вещи (например, до-| опор аренды предусматривает возврат вещи после прекращения дого- 337 вора арендодателю, что невозможно сделать в отношении потребляемых вещей). 5. О деньгах, валютных ценностях и ценных бумагах см. соответственно комментарий к ст. 141, 142, гл.7 ГК. 6. Объектами гражданских прав помимо вещей могут быть работы и услуги. Работа представляет собой действие, направленное на достижение какого-либо овеществленного, материального результата. Это может быть действие по созданию нового объекта (например, возведение по договору строительного подряда какого-либо строения; создание при бытовом подряде нового костюма) или переработке уже существующего объекта (ремонт здания, переделка костюма). Но в любом случае результат работы должен быть материализован. Услуга представляет собой действие, которое не выражается в каком-либо овеществленном результате, а полезный эффект услуги выражается в самом процессе ее оказания. Услуги могут быть самыми различными – аудиторские, посреднические, консультационные, медицинские, туристические и т. д. При этом некоторые услуги не имеют никакого материального результата (например, деятельность развлекательного характера имеет целью удовлетворение духовных, культурных потребностей людей). Другие же услуги могут иметь определенный результат, который вместе с тем не имеет особой материальной формы и неотделим от процесса оказания услуги (например, излечение больного, создание прически). 7. Об информации, исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и нематериальных благах как объектах гражданских прав см. соответственно комментарий кет. 140, 139, 151-153 ГК.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.052 с.) |