УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ



Статья 124. Республика Беларусь, административно-тер­риториальные единицы – субъекты граждан­ского права

1. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений – физическими и юриди­ческими липами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов.

1. Включение Республики Беларусь и административно-территори­альных единиц в число субъектов гражданского права (ст. 1,124 ГК) оз­начает обязательность соблюдения ими основных начал гражданского законодательства, закрепленных в ст. 2 ГК, и, прежде всего, принципа равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений. Названные субъекты отличаются от граждан и юридичес­ких лиц тем, что по своей правовой природе обладают властными пол­номочиями, что накладывает несомненный отпечаток на правовой ре­жим их участия в гражданском обороте и позволяет характеризовать их как особые субъекты гражданского права.

Республика Беларусь является суверенным государством, его органы издают акты законодательства, которыми должны руководствоваться все субъекты, и административные акты, могущие быть основаниями возникновения, изменения или прекращения гражданско-правовых от­ношений, иначе говоря, государство в нормативном порядке регулиру­ет имущественные и иные гражданско-правовые отношения, определя­ет правосубъектность участников гражданского оборота (в том числе и в отношении себя). Властными полномочиями обладают также и адми­нистративно-территориальные единицы, что вытекает из ст. 120-122 Конституции. От властных полномочий государства и административ­но-территориальных единиц сложно абстрагироваться даже тогда, ког­да они непосредственно вступают в гражданско-правовые отношения,

325

основанные на равенстве субъектного состава. Учитывая эти особые ка­чества Республики Беларусь и административно-территориальных еди­ниц, в комментируемой статье специально для названных субъектов по­вторяется один из основополагающих принципов гражданского права и закрепляется, что они участвуют в отношениях, регулируемых граждан­ским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. Внутренне присущее гражданско-правовому регулирова­нию свойство равенства участников гражданских правоотношений де­лает невозможным использование государством и административно-территориальными единицами властных полномочий при осуществле­нии ими гражданской правосубъектности.

2. Правосубъектность государства и административно-территори­альных единиц, как и иных субъектов гражданского права, определяет­ся право- и дееспособностью. Имеющаяся в цивилистической литера­туре точка зрения, согласно которой в гражданских правоотношениях реализуется не правоспособность и дееспособность государства, а его компетенция в решении вопросов хозяйственного и культурного строи­тельства, носит в большей степени государственно-правовой, а не граж­данско-правовой аспект. Сущность правоспособности Республики Бе­ларусь и административно-территориальных единиц определяется тем, что они участвуют в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в публичных интересах, интересах народа. Определять характер пра­воспособности Республики Беларусь и административно-территори­альных единиц, как это принято делать в отношении физических лиц, правоспособность которых является общей, и юридических лиц, в соот­ветствии с действующим законодательством обладающих специальной правоспособностью, нецелесообразно, как не имеющее практического значения.

3. Республика Беларусь и административно-территориальные еди­ницы непосредственно участвуют в гражданском обороте реже, чем со­зданные ими государственные юридические лица. Однако это не ис­ключает значительного разнообразия гражданских правоотношений, в которых принимает участие непосредственно государство или админи­стративно-территориальная единица. Среди гражданско-правовых от­ношений, участниками которых является Республика Беларусь и адми­нистративно-территориальные единицы, важнейшее место занимают отношения собственности. Государственная собственность является ос­новой участия государства и административно-территориальных еди­ниц как субъектов гражданского права в имущественном обороте.

326

Как собственники своего имущества государственные образования

- Республика Беларусь и административно-территориальные единицы

- обособлены и независимы друг от друга и самостоятельно выступают в гражданском обороте. В этом смысле они обособлены и от созданных ими государственных юридических лиц, самостоятельно выступающих в гражданском обороте от своего имени. Республика Беларусь и адми­нистративно-территориальные единицы непосредственно владеют, пользуются и распоряжаются только своей казной, из состава которой исключено имущество, закрепленное за государственными предприя­тиями и учреждениями (см. ст. 215 ГК).

4. Республика Беларусь и административно-территориальные еди­ницы выступают в качестве субъектов гражданского права ив обяза­тельственных отношениях.

Названные субъекты выступают стороной в сделке всякий раз, когда сделка совершается уполномоченными органами от имени республики или административно-территориальной единицы. В первую очередь речь идет о сделках, совершаемых при реализации полномочия распо­ряжения государственной собственностью. Как участник сделки госу­дарство выступает при выпуске различных государственных ценных бу­маг (см., в частности, утвержденные постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 1673 «Основные усло­вия выпуска государственных ценных бумаг Республики Беларусь», ко­торые определяют общий порядок выпуска, обращения и погашения государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и го­сударственных долгосрочных облигаций с купонным доходом на терри­тории Республики Беларусь) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., № 36, ст. 1115; 1999 г., № 21, ст. 617; Национальный реестр правовых актов Ре­спублики Беларусь, 2001 г., № 15, 5/5138; № 72, 5/6467; 2002 г., № 32, 5/10103). Государство гарантирует сохранность денежных средств физи­ческих лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах в уполномоченных банках Республики Беларусь (Декрет Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 «О гарантиях сохраннос­ти средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на сче­тах и во вкладах в банках Республики Беларусь». – Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­русь, 1998 г., № 12, ст. 310). Государству принадлежит исключительное право на осуществление лотерейной деятельности, которая в установ­ленном порядке осуществляется республиканскими органами государ­ственного управления, местными исполнительными и распорядитель-

327

ными органами, государственными юридическими лицами (Декрет Президента Республики Беларусь от 12 мая 1998 г. № 6 «О некоторых мерах по упорядочению лотерейной деятельности». – Собрание декре­тов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 14, ст. 347; № 34, ст. 853; 1999 г., № 4, ст. 77; № 12, ст. 312; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 43, 1/3611; № 58, 1/3693).

Участие государства в гражданских правоотношениях прямо предус­мотрено в ряде статей ГК. Согласно п. 2 ст. 234 ГК в государственную собственность передаются вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры и обнаруженные в виде клада. Государство является субъектом права собственности на реквизируемое (ст. 243 ГК), конфискуемое (ст. 244 ГК), национализируемое имущество (ст. 245 ГК). Государство может стать стороной в сделке купли-продажи при выкупе им зданий, сооружений и другого недвижимого имущества, находящегося на зе­мельном участке, изымаемом для государственных нужд или нужд ад­министративно-территориальных единиц либо ввиду ненадлежащего использования земли, на которой находится названная недвижимость (ст. 240 ГК), а также в случае выкупа бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством (ст. 241 ГК). В соответствии со ст. 239 ГК Республика Беларусь и ее административно-территориаль­ные единицы по решению суда могут стать собственниками имущества, которое по закону не может принадлежать лицу, у которого оно оказа­лось, а административно-территориальные единицы также могут стать собственниками бесхозяйной недвижимой вещи (ст. 226 ГК). К адми­нистративно-территориальным единицам в собственность переходит и имущество, признанное судом выморочным (ст. 1039 ГК).

При определенных условиях в собственность государства может пе­рейти имущество, переданное по недействительной сделке (см. ст. 170 ГК и комментарий к ней).

Поскольку государство и административно-территориальные еди­ницы обладают вещными правами на определенное имущество, они могут использовать предусмотренные законом средства для защиты этих прав при их нарушении. Примером может служить предъявление финансовыми органами от имени государства исков, адресованных ли­цам, которые повредили или уничтожили имущество, находившееся в республиканской или коммунальной собственности.

Государство может являться субъектом наследственного права. Рес­публика Беларусь, административно-территориальные единицы наряду

328

с иными субъектами гражданского права могут быть наследниками по завещанию. В случаях, когда имущество завещано государству как тако­вому, наследником признается Республика Беларусь.

5. По общему правилу при участии Республики Беларусь и ее адми­нистративно-территориальных единиц в гражданских правоотношени­ях на них распространяется правовой режим участия в таких отношени­ях юридических лиц, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. Однако это не является основанием для признания государства и административно-территориальных еди­ниц юридическими лицами.

Обладая признаками, общими для коллективных гражданско-право­вых субъектов, Республика Беларусь и административно-территориаль­ные единицы обладают индивидуальными, только им присущими при­знаками, поэтому и правовой режим, законодательно установленный для них, в одних случаях отражает черты, общие для коллективных субъектов гражданского права, что подтверждает п. 2. комментируемой статьи, а в других случаях – специфические черты исследуемых субъек­тов. Многие нормы, определяющие правосубъектность юридических лиц, неприменимы к таким субъектам, как Республика Беларусь и ад­министративно-территориальные единицы, в частности, нормы о по­рядке образования и прекращения юридических лиц, об имуществен­ной ответственности юридических лиц по своим обязательствам и др..

Республика Беларусь, административно-территориальные единицы являются самостоятельными субъектами гражданского права с прису­щей им спецификой, вытекающей из особого статуса названных субъ­ектов, определенного Конституцией.

Статья 125. Порядок участия Республики Беларусь и ад­министративно-территориальных единиц в от­ношениях, регулируемых гражданским законо­дательством

1. От имени Республики Беларусь могут своими действиями приобре­тать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде государственные органы в рамках их компе­тенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени административно-территориальных единиц могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного управления и самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

329

3. В случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республи­ки Беларусь, от имени Республики Беларусь и административно-террито­риальных единиц по их специальному поручению могут выступать иные го­сударственные органы, не упомянутые в настоящей статье, а также юриди­ческие лица и граждане.

1. Государство и административно-территориальные единицы реа­лизуют гражданскую правоспособность прежде всего через свои орга­ны. Большинство из них являются юридическими лицами, а поэтому могут выступать в гражданском обороте как от имени Республики Бела­русь или административно-территориальной единицы, так и от своего собственного имени, приобретая тем самым гражданские права и обя­занности для себя, а не для государства или административно-террито­риальной единицы соответственно. Другие органы (в частности, Совет Министров) юридическими лицами не являются и способны участво­вать в гражданских правоотношениях только от имени государства или административно-территориальной единицы. Вступление государст­венных органов в гражданско-правовые отношения от имени государ­ства ограничено, по общему правилу, их компетенцией, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На республиканском уровне от имени государства могут своими дей­ствиями приобретать и Осуществлять имущественные и личные неиму­щественные права и обязанности, выступать в суде как представитель­ные, так и исполнительные органы Республики Беларусь: Националь­ное собрание, Президент, Правительство, министерства и др. От имени административно-территориальных единиц своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности Советы депутатов, органы местного управления и самоуправления, также дей­ствующие в рамках предоставленной им компетенции.

Государство может считаться непосредственно участвующим в граж­данском обороте лишь тогда, когда в законодательстве закреплено пол­номочие какого-либо органа государства совершить действие от его имени. Например, в соответствии со ст. 52 Инвестиционного кодекса от имени Республики Беларусь в концессионном договоре выступает Пра­вительство или уполномоченный им орган государственного управле­ния; продажа земельных участков иностранным государствам для об­служивания зданий (части зданий), используемых для размещения по­стоянного дипломатического представительства или консульского уч­реждения иностранного государства в Республике Беларусь, допускает­ся, если в соответствии с законодательством иностранного государства

330

Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собствен­ность земельный участок на территории этого иностранного государст­ва и оформляется заключением договора от имени Республики Беларусь Советом Министров (ст. 37 КоЗ); решение о передаче земельных участ­ков в собственность юридическим лицам Республики Беларусь прини­мается Президентом Республики Беларусь (ст. 12 КоЗ, п. 2 Положения о порядке передачи земельных участков в собственность юридических лиц (их собственников), утвержденного Указом Президента Республи­ки Беларусь 22 февраля 2000 г. № 81. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 23,1/1034; 2002 г., № 43,1/3612).

Чаще всего в гражданско-правовых отношениях от имени государст­ва участвуют в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, фи­нансами. Так, Министерство экономики Республики Беларусь в преде­лах своей компетенции, определенной в Положении о данном минис­терстве, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1575 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 104, 5/9306; 2002 г., № 1, 5/9616;

№ 101, 5/11071), осуществляет управление и распоряжение государст­венным имуществом, находящимся в республиканской собственности, в пределах предоставленной ему компетенции, согласовывает в уста­новленном порядке создание, реорганизацию и ликвидацию республи­канских юридических лиц, передачу их в собственность администра­тивно-территориальных единиц, аренду, доверительное управление, принимает решения о преобразовании республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества, приватизации объек­тов, находящихся в республиканской собственности, выступает от име­ни Республики Беларусь учредителем (участником) хозяйственных об­ществ и товариществ, выполняет функции держателя акций, принадле­жащих государству. Министерство финансов Республики Беларусь, действуя на основе соответствующего Положения (Национальный ре­естр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 105, 5/9328;

№ 117, 5/9544), в установленном Правительством порядке вкладывает денежные средства республиканского бюджета в хозяйственную дея­тельность, акции и другие ценные бумаги, выдает ссуды юридическим лицам, заключает договоры с пользователями средств по внешним госу­дарственным займам, банками и гарантами (поручителями) о порядке расчетов за указанные средства, выполняет функции государственного заказчика на поставку драгоценных металлов для государственных нужд и т. д.

331

Широкий круг полномочий по участию в гражданско-правовых от­ношениях предоставляет органам местного управления и самоуправле­ния, действующим от имени административно-территориальных еди­ниц, Закон о местном управлении и самоуправлении в Республике Бе­ларусь, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 20 февра­ля 1991 г., действующий в редакции Закона от 10 января 2000 г. (Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137). Местные Советы, их исполнительные комитеты вправе в уста­новленном порядке передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать, а также перераспределять на договорной основе сформированную коммунальную собственность.

2. Наряду с вышеизложенным порядком участия государства и адми­нистративно-территориальных единиц в гражданских правоотношени­ях в ГК предусмотрен и иной правовой механизм такого участия через институт специально уполномоченных лиц. В соответствии с п. 3 ком­ментируемой статьи от имени Республики Беларусь и административ­но-территориальных единиц по их специальному поручению в граж­данском обороте могут выступать государственные органы, органы ме­стного управления, а также юридические лица и граждане. В таких слу­чаях выступление от имени Республики Беларусь и административно-территориальных единиц может опираться на специальный норматив­ный акт, регламентирующий такую возможность. Так, в Положении о представителе государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат Респуб­лике Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Рес­публики Беларусь от 31 декабря 1998 г. № 2031 (Собрание декретов, ука­зов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1999 г., № 1, ст. 25; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 30, 5/542; № 55, 5/1220; 2001 г., № 96, 5/9147; № 75, 5/10686; № 78, 5/10730), установлено, что представитель государства в органах управления акционерных обществ и иных юридических лиц, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности, осуществляет свою деятельность в органах управления указанных юри­дических лиц в соответствии с названным Положением, иным законо­дательством Республики Беларусь, должностными обязанностями или заключенным с ним гражданско-правовым договором. В названном Положении определен порядок назначения представителей государства и заключения с ними соответствующих договоров (от имени государст­ва гражданско-правовые договоры заключает орган, осуществляющий

332

владельческий надзор), порядок осуществления представителем госу­дарства возложенных на него полномочий, регламентированы вопросы ответственности представителей государства.

Статья 126. Ответственность по обязательствам Респуб­лики Беларусь и административно-территори­альных единиц

1. Республика Беларусь, ее административно-территориальные едини­цы отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собст­венности имуществом, кроме имущества, которое может находиться толь­ко в республиканской или коммунальной собственности.

2. Республика Беларусь, ее административно-территориальные едини­цы не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.

3. Республика Беларусь не отвечает по обязательствам административ­но-территориальных единиц.

4. Административно-территориальные единицы не отвечают по обяза­тельствам друг друга, а также по обязательствам Республики Беларусь.

5. Правила пунктов 2-4 настоящей статьи не распространяются на слу­чаи, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительст­во) по обязательствам административно-территориальной единицы или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Республики Беларусь.

1. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы несут самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Административно-территориальные единицы не отвечают по обязательствам государства, а последнее не несет ответст­венности по обязательствам административно-территориальных еди­ниц, за исключением тех случаев, когда Республика Беларусь приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам административ­но-территориальной единицы либо она приняла на себя гарантию (по­ручительство) по обязательствам Республики Беларусь. В таком случае названные государственные образования оказываются сторонами в до­говоре гарантии (поручительства) и несут соответствующую ответствен­ность.

2. По общему правилу государство не отвечает по обязательствам со­зданных им юридических лиц. Однако на Республику Беларусь, адми­нистративно-территориальные единицы как на учредителей унитарных

333

предприятий и собственников их имущества может быть возложена субсидиарная (дополнительная) ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвана исполнением обязательных для этих юридических лиц указаний учре­дителей, собственников (см. ст. 52 ГК). Точно также на них как на соб­ственников имущества создаваемых ими учреждений возлагается суб­сидиарная ответственность по обязательствам учреждений при недо­статке находящихся в их распоряжении денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК). Республика Беларусь, кроме того, несет субсидиарную ответствен­ность по обязательствам казенного предприятия в случае недостаточно­сти его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

3. Признание государства субъектом ответственности предусмотре­но в ст. 15 ГК. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, органов местного управле­ния и самоуправления (их должностных лиц), в том числе путем изда­ния не соответствующего законодательству акта государственного орга­на или органа местного управления и самоуправления, подлежат возме­щению Республикой Беларусь или соответствующим административ­но-территориальным образованием. Применительно к деликтной от­ветственности это общее положение получило развитие в ст. 938 ГК, со­гласно которой вред, причиненный в результате таких действий, возме­щается соответственно за счет казны Республики Беларусь или админи­стративно-территориальной единицы. Как субъект ответственности за причинение вреда государство отвечает и за вред, причиненный неза­конными действиями должностных лиц органов дознания, предвари­тельного следствия, прокуратуры и суда, предусмотренными в ст. 939 ГК, независимо от их вины. При принятии закона о национализации убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, возмещаются государством (ст. 245 ГК).

4. Согласно п. 1 комментируемой статьи Республика Беларусь и ад­министративно-территориальные единицы отвечают по своим обяза­тельствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности,,за исключением имущества, которое может находиться только в республи­канской или коммунальной собственности. .

5. Если гражданское правоотношение осложнено иностранным зле* ментом, т. е. речь идет об отношениях с участием иностранного государ­ства, иностранного юридического лица или иностранного гражданина^ особенности ответственности Республики Беларусь или администра^

тивно-территориальных единиц могут быть установлены только на уровне законодательных актов, к которым согласно ст. 3 ГК относятся Законы, Декреты и Указы Президента Республики Беларусь.

Статья 127. Особенности ответственности Республики Бе­ларусь и административно-территориальных единиц в отношениях, регулируемых граждан­ским законодательством, с участием иност­ранных юридических лиц/граждан и госу­дарств

Особенности ответственности Республики Беларусь и административ­но-территориальных единиц в отношениях, регулируемых гражданским за­конодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и го­сударств определяются законодательными актами^

См. комментарий к ст. 126 ГК.

ПОДРАЗДЕЛ 3 ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава 6 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 128. Виды объектов гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся:

вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права;

работы и услуги;

охраняемая информация;

исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);

Нематериальные блага.

1. Объектами гражданских прав выступают те блага, на которые на­правлены права и обязанности субъектов гражданских правоотношений. Комментируемая статья содержит перечень объектов гражданских пра­воотношений. Все перечисленные в ней блага могут быть объектом либо имущественных, либо неимущественных правоотношений. На этом ос­новании все объекты гражданских прав можно подразделить на две большие группы – материальные и нематериальные объекты. К числу

335

материальных объектов относятся предметы, способные удовлетворять физические потребности людей. Среди них наиболее значимыми явля­ются вещи и иное имущество, результаты работ и услуг. К числу немате­риальных объектов относятся блага, способные удовлетворять духовные потребности людей (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.д.).

2. В гражданском законодательстве при обозначении объекта соот­ветствующего правоотношения часто используется термин «имущест­во». В широком смысле под имуществом понимается совокупность ве­щей, имущественных прав и обязанностей. Так, ст. 132 ГК предусматри­вает, что в состав предприятия как объекта гражданских прав входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая зе­мельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сы­рье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначе­ния, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и ус­луги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслужива­ния), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено за­конодательством или договором. В приведенном примере в категорию имущество включены не только вещи, но также активы и пассивы пред­приятия, в том числе исключительные права. Достаточно широко тер­мин имущество трактуется и в наследственном праве. Так, согласно ст. 1033 ГК в состав наследства входят все права и обязанности, принад­лежавшие наследодателю, кроме тех, которые неразрывно связаны с личностью наследодателя.

Но чаще всего законодатель использует термин «имущество» в более узком значении. В некоторых нормах под имуществом понимаются от­дельные вещи или их совокупность. Так, ст. 42 ГК предусматривает воз­можность в случае явки гражданина, объявленного умершим, потребо­вать возврата сохранившегося имущества. Понятием «имущество» мо­гут охватываться не только вещи, но также деньги и ценные бумаги. На­пример, в ст. 283 ГК предусматривается истребование имущества от до­бросовестного приобретателя, при этом из содержания статьи вытекает, что «имущество» – это и вещи, и деньги, и ценные бумаги.

В ряде случаев имуществом называются не только вещи (в том числе деньги и ценные бумаги), но и имущественные права. Так, ст. 214 пре­дусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество; согласно ст. 52 юридические лица отвеча­ют по своим обязательствам всем своим имуществом.

В итоге можно выделить три основных определения имущества в за­висимости от содержания, которое вкладывается в данное понятие. Во-первых, имущество – это вещи или их совокупность; во-вторых, это ве-

336

щи и имущественные права; в-третьих, это вещи, имущественные пра­ва и обязанности. Поэтому еще раз следует подчеркнуть, что термин «имущество» употребляется в гражданском праве в различных значени­ях, вследствие чего необходимо всякий раз учитывать, какое содержа­ние вкладывает законодатель в данное понятие в зависимости от того, о каких имущественных отношениях идет речь.

3. Вещи – это предметы материального мира, находящиеся в каком-либо физическом состоянии. Основное назначение вещей – удовлетво­рять потребности участников гражданского оборота. В состав вещей как правовой категории включаются предметы, созданные природой и че­ловеческим трудом, одушевленные и неодушевленные, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или ином состоянии, а также энергия (тепловая, электрическая и др.).

Гражданское законодательство содержит значительное количество норм, которые в разной степени применяются при регулировании гражданских правоотношений в зависимости от вида вещей. Совокуп­ность правил приобретения вещей, пользования и распоряжения веща­ми как объектами гражданских прав представляет собой правовой ре­жим вещей. Не существует единого, универсального правового режима вещей. Различные объекты находятся на различном правовом режиме, что определяется их экономической, культурной, социальной значимо­стью, спецификой физических свойств и другими факторами.

4. В гражданском праве вещи дифференцируются по различным классификационным признакам. Помимо урегулированных ГК основ­ных видов (см. комментарий к ст. 129-138 ГК), различаются также ве­щи потребляемые и непотребляемые.

Потребляемыми являются вещи, которые в результате их однократ­ного использования уничтожаются (например, продукты питания) или теряют свои первоначальные потребительские качества (например, строительные материалы, сырье). Непотребляемые вещи в процессе их использования не уничтожаются и могут применяться неоднократно. Такие вещи сохраняют свои первоначальные потребительские свойства в течение длительного времени и амортизируются постепенно (обору­дование, здания, машины и т. д.).

Значение подразделения вещей на потребляемые и непотребляемые состоит в том, что одни договоры могут заключаться только в отноше­нии потребляемых вещей (например, договор займа); предметом дру-| их договоров могут быть только непотребляемые вещи (например, до-| опор аренды предусматривает возврат вещи после прекращения дого-

337

вора арендодателю, что невозможно сделать в отношении потребляе­мых вещей).

5. О деньгах, валютных ценностях и ценных бумагах см. соответст­венно комментарий к ст. 141, 142, гл.7 ГК.

6. Объектами гражданских прав помимо вещей могут быть работы и услуги. Работа представляет собой действие, направленное на достиже­ние какого-либо овеществленного, материального результата. Это мо­жет быть действие по созданию нового объекта (например, возведение по договору строительного подряда какого-либо строения; создание при бытовом подряде нового костюма) или переработке уже существу­ющего объекта (ремонт здания, переделка костюма). Но в любом случае результат работы должен быть материализован.

Услуга представляет собой действие, которое не выражается в каком-либо овеществленном результате, а полезный эффект услуги выражает­ся в самом процессе ее оказания. Услуги могут быть самыми различны­ми – аудиторские, посреднические, консультационные, медицинские, туристические и т. д. При этом некоторые услуги не имеют никакого ма­териального результата (например, деятельность развлекательного ха­рактера имеет целью удовлетворение духовных, культурных потребнос­тей людей). Другие же услуги могут иметь определенный результат, ко­торый вместе с тем не имеет особой материальной формы и неотделим от процесса оказания услуги (например, излечение больного, создание прически).

7. Об информации, исключительных правах на результаты интеллек­туальной деятельности и нематериальных благах как объектах граждан­ских прав см. соответственно комментарий кет. 140, 139, 151-153 ГК.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.031 с.)