Младшего школьного возраста на уроках музыки



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младшего школьного возраста на уроках музыки



 

Эмоциональные переживания детей тесно связаны с наглядными образами и представлениями.Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к образным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.

Ритм рассматривается как особая форма организации движений и деятельности во времени и пространстве, а формирующаяся ритмическая способность выступает средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения ребенка.

Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимание, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка. Музыкальный ритм, ощущение его музыки человеком – это основа музыкальности [2, с.48].

Проблеме музыкального ритма, посвящено множество работ известных музыковедов. Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее сложных. Весьма категорично, например А.Б. Гольденвейзер высказался по данному поводу: «В моей практике бывали случаи, когда ученики с очень слабым ритмом развивались и делались ритмически полноценными, но все же, я должен сказать, что это достигалось огромным трудом. Но в этом пути педагоги и их учащиеся чаще терпят разочарования» [8,с.122]. Особое значение ритма для жизнедеятельности человека подчеркивала                      Н. Т. Александрова. Отсутствие ритмичности она считала дефектом, который сказывается на всей деятельности человека, в том числе и ребенка. И, наоборот, развивая чувство ритма через движения в единстве с музыкой, он совершает целесообразное, упорядоченное во времени и пространстве движение, т.е. некий биомеханический акт – это, во-первых. Во-вторых, человек решает поставленную ему задачу с большей экономией сил, т.е. совершает интеллектуальный акт; и, в-третьих, он испытывает эстетические чувства, заключающиеся в особом удовлетворении от факта полного слияния с музыкальной динамикой. Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах        Б.В. Асафьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохор,         Б.М. Теплова, Г.М. Цыпина.

    Опираясь на труды О.П. Радыновой и А.И. Катинене об особенностях музыкальной деятельности детей, мы отметим  особенности развития чувства ритма. Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями, возгласами – и, успокоено, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными [18, с.342].

Чувство ритма развивается,прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеруэмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движения и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. Ритм - неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения, с применением образных значений, музыкально-ритмических игр, часто имеет больший развивающий эффект.

    Развитие чувства ритма возможно во всех видах музыкальной деятельности. Первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. У детей младшего школьного возраста слуховая «копилка» только начинает заполняться. В окружающей сфере он слышит ритмичный стук колес трамвая, поезда, пульс своего сердца, чеканнистый шаг военных, разнообразие музыкальных ритмов популярной эстрадной музыки. В кабинете, на музыкальных занятиях, педагог должен проанализировать и организовать знания и умения, где ритм колес отражен в пунктирном ритме, чеканный шаг - с ровными четвертными длительностями. Так можно познавать элементы нотного письма, нотной грамоты на начальном этапе, в творческих заданиях импровизировать, сочинять свои музыкальные «картинки».

По мнению Н. А. Ветлугиной музыкальное воспитание зависит от уровня музыкального и общего развития ребенка [5,с.48]. В младшем школьном возрасте, когда опыт восприятия еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие стало более осмысленным, прочувствованным. Слуховое внимание детей с каждым годом становится активнее, приобретаются навыки произвольного вслушивания. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия художественных образов музыки, умение отразить их в движении, умение двигаться в соответствии с их характером.Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, соответственно реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии с началом и окончанием музыки, т. е. формой музыкального произведения, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение и не может не реагировать на восприятие всех взаимосвязанных средств музыкальной выразительности, доступных для воспроизведения в движении.

Таким образом, уже на самых ранних этапах закладываются основы для постепенного формирования у ребенка чувства ритма, создается готовность к овладению ритмическими структурами, построенная на тесной взаимосвязи в развитии моторных, сенсорных функций, голосовых реакций, содержащих уже на первом году жизни ребенка проявления элементарной ритмичности. В основе музыкально-ритмического воспитания детей младшего школьного возраста лежит развитие восприятия художественных образов музыки, умение отразить их в движении, умение двигаться в соответствии с их характером.Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.В последующем,  развитие ритмической способности младших школьников обеспечивает восприятие единого пространства времени, формирование целостного образа мира, гармонизацию психического развития.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.004 с.)