Программа занятий по развитию чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки (10 занятий ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа занятий по развитию чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки (10 занятий )



Тема занятий Цель и задачи Содержание задания Оборудование
1 Ритмическое эхо Цель: развитие чувства ритма. Педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно: -точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы); - эхо окрашено тихой динамикой. Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры. Фортепиано
2 Повтори ритмический рисунок Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). 1.Преподаватель стучит в ладоши или карандашом по столу ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания. 2.Преподаватель проговаривает стихотворение: Та, та, два кота... Ребёнок отбивает ритм стиха ладошками (или пальцем по клавише, карандашом по столу, рукой по крышке инструмента, рукой в бубен, палочкой по клавише металлофона) Фортепионо; Карандаши; Металлафон.
3 Волшебные ракушки Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки камешками согласно выложенному ритмическому рисунку (ракушками). Развивать чувство ритма. задачи: -развитие ритмического слуха - воспитывать коммуникативные навыки в игре -развитие фантазии и музыкальной памяти детей -развитие интереса к музыкальной игровой деятельности. Число участников не ограничено. Прочитать стихотворение с показом движений вместе с детьми: Море вынесло ракушки (волны руками) На пологий бережок (руками плавно вверх). И, как будто для просушки, (сильно подуть на пальчики) Положило на песок (кисти перевернуть ладошками вверх). Пусть лежат на берегу (сложить ладошки вместе и положить на них голову), Я за ними прибегу (бег на месте). Ведущий выкладывает из больших и маленьких ракушек ритмический рисунок и просит детей простучать его камешками. Выигрывает тот, кто справляется с заданием. Картина с изображением моря, ракушки, камешки (по числу детей)
4 Дождик солнышко Цель: побуждать детей ритмично играть на музыкальных инструментах, развивать быстроту реакции.   Дети делятся на две группы, раздаются музыкальные инструменты одним колокольчики, другим бубны. Ведущий: дождик (дети играют на колокольчиках) Солнышко (дети играют на бубнах) Повторятся 4 раза. Далее звучит музыка, дети свободно перемещаются по залу. В это время ведущий убирает один музыкальный инструмент. Когда музыка останавливается, дети должны взять любой музыкальный инструмент, ребенок, которому не хватило, выбывает из игры. Муз:инстр: колокольчики, бубны.
5 Телефон Цель: развивать чувство ритма дети выстраиваются в ряд друг за другом. Стоящий последним участник придумывает ритмическую фразу и рукой простукивает ее по спине впереди стоящего. Предпоследний передает следующему и т.д. Ребенок, получивший сообщение последним, выкладывает его. Затем все дети прохлопывают данный оборот.  
6 Лесное эхо Цель: упражнять в точной передаче ритма. Ход игры: музыкальный руководитель произносит слова, дети повторяют ему хлопками.  
7 Паровоз Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.   Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка согнуть в коленях. Музыкальный руководитель предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешки дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко. Фортепиано; Металлафон
8 Охотники Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю. Дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения. Бубны, деревянные ложки.
9 Клубочек Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувства единства. Сплоченности, умения действовать согласованно. Преподаватель и дети стоят в кругу. Преподаватель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д. Когда песенка заканчивается — все дети и преподаватель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к преподавателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе. клубочек прочных ниток.
10 Один, два, три, четыре, пять Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях. Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх. Фортепиано, ноутбук

 

Результативность проекта

 

 

Апробация нашего проекта проходила на базе СОШ № 12 и Гимназии г.Сибай. В апробации участвовали учащиеся начальной школы в количестве 20 человек, учителя музыки общеобразовательных школ.

Для выявления результативности проекта мы использовали следующие методы исследования: интервьюирование, беседа, тестирование.

Метод - интервьюирования.

Цель: выявление необходимости развития чувства ритма у младших школьников. В интервьюировании приняли участие 3 учителя музыки. Вопросы интервью представлены в прил.1.

На первый вопрос «Необходимо ли на уроках музыки развивать чувство ритма младших школьников?» все респонденты ответили утвердительно (100%). На второй вопрос «Используете ли вы на уроках музыки музыкально-ритмические игры?» респонденты ответили утвердительно (60%) и неутвердительно (40%). На третий вопрос «Считаете ли вы что музыкальные игры способствуют развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста?» все респонденты ответили утвердительно (100%). На четвертый вопрос «Поможет ли вам в работе над развитием чувства ритма созданный нами сборник?» респонденты ответили утвердительно (90%) и неутвердительно (10%). Результаты интервьюирования отражены на рис.1.

Рис.1.Результаты интервьюирования учителей музыки

Таким образом, мы выяснили, что учителям музыки, созданный нами сборник для развития чувства ритма необходим.

Метод - беседа.

Цель: выявить затруднения студентов в развития чувства ритма при использовании музыкальных игр.

    В беседе приняли участие 19 студентов Сибайского педагогического колледжа. Вопросы беседы представлены в прил.2.

На первый вопрос «Используете ли вы музыкально ритмические игры во время практики?» 80% студентов отвели «да», 20% студентов ответили «нет», на второй вопрос «Сколько времени вы тратите при подборе муз.ритм. игр?» 50% студентов ответили что им понадобиться 1 час, 50% студентов ответили что им понадобиться 2 и более часов, на третий вопрос «Вы испытываете трудности при проведении музыкально-ритмических игр? (организация проведения муз. игр. деятельности)» 55% студентов ответили «да», 45% студента ответили «нет», на четвертый вопрос «Вы хотели бы использовать разработанный нами сборник в практике» 90% студентов ответили «да», 10% студентов ответили «нет». Результаты беседы отражены на рис.2.

Рис.2. Результаты беседы студетов музыкального отделения

 

    Таким образом, мы выяснили что  большинство студентов используют музыкально ритмические игры во время практики, а так же  разработанный нами сборник в практике поможет им в дальнейшем.

Метод - тестирования.

Цель: выявить уровень развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста

В тестирование «Ладошки», «Повторяй за мной», «Повтори за инструментом» приняли участие  15 учеников. Тест – игра представлен в прил.3, табл.1, критерии оценивания представлены в прил.4.

«Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Высокий уровень показали 55% учеников, средний уровень показали 30%  учеников, низкий уровень показали 25% ученика.

«Повторяй за мной»

Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Высокий уровень показали 40% учеников, средний учеников показали 40% ученика, низкий уровень показали 20% ученика.

«Повтори за инструментом»

Цель: развивать ритмический слух, учить точно, воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.

Высокий уровень показали 50% учеников, средний уровень показали  45% учеников, низкий уровень показали  5% ученика. Результаты тестирование отражены на рис.3.

Рис.3. Результаты тестирования учеников

Таким образом, мы выяснили, что использование музыкально-ритмических игры способствуют развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста и в этом поможет разработанный нами сборник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении, она способствует развитию творческих и музыкальных способностей, эмоционально окрашивает переживания детей. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Развитие чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы.

На самых ранних этапах закладываются основы для постепенного формирования у ребенка чувства ритма, создается готовность к овладению ритмическими структурами, построенная на тесной взаимосвязи в развитии моторных, сенсорных функций, голосовых реакций, содержащих уже на первом году жизни ребенка проявления элементарной ритмичности. В основе музыкально-ритмического воспитания детей младшего школьного возраста лежит развитие восприятия художественных образов музыки, умение отразить их в движении, умение двигаться в соответствии с их характером.Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.В последующем,  развитие ритмической способности младших школьников обеспечивает восприятие единого пространства времени, формирование целостного образа мира, гармонизацию психического развития.

Ритмическое воспитание основывается на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Используя музыкальные игры в своей работе, педагог имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности и в частности чувство ритма. Игры и пособия для развития чувства ритма основаны на воспроизведении ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Таким образом, ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. –М., 2015

3. Безбородова Л.А. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников -М. Издательский центр «Академия», 2001.

4. Вейс П. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. – Л.: Музыка, 2010.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ ВетлугинаН.А. //Москва, «Просвещение» 2000.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.

7. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 2005.

8. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М., 1969.

9. Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших школьников.-М.,2005. -339

10. Данилов М. А. и Есипов Б. П., Дидактика, М., 2017.

11. Кабалевский Д.Б. музыка 4-7 классах. Методическая пособие для учителя.- Москва, Просвещение, 2016.

12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. «Просвещение», 2005.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высшего и среднего педагогического учебного заведений. – М.: Академия, 2015.

14. ЛордкипанидзеД.О., Принципы организации и методы обучения. - М., 1957

15. Радынова О.П. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкальным руководителя детского сада. Москва: Просвещение, 2016.

16.  Радынова О.П Музыкальное воспитание школьников, 2014. - 342

17. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П      

18. Радынова А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Владос, 2012

19. Роттерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Издательство:М.: Просвещение, 2005.-175

20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей,2003.

21. Русский орфографический словарь,2000

22. Школяр, Л.В., Школяр В.А.,Критская, Е.Д и др.,2001 Издательский центр «Академия», 2001

23. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов//М.: Наследие ММК, 2004

24. http://myunivercity.ru/

25. marsu.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

Вопросы интервьюирования для учителей музыки

Цель: выявление необходимости развития чувства ритма у младших школьников.

1. Необходимо ли на уроках музыки развивать чувство ритма младших школьников?

2. Используете ли вы на уроках музыки музыкально-ритмические игры?

3. Считаете ли вы что музыкальные игры способствуют развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста?

4. Поможет ли вам в работе над развитием чувства ритма созданный нами сборник?

 

Благодарим за участие!

 

Приложение 2

 

Вопросы беседы для студентов музыкального отделения

 

Цель: выявить затруднения студентов в развития чувства ритма при использовании музыкальных игр.

1. Используете ли вы музыкально ритмические игры во время практики?

2. Сколько времени вы тратите при подборе муз.ритм. игр?

3. Вы испытываете трудности при проведении музыкально-ритмических игр?

4. Вы хотели бы использовать разработанный нами сборник в практике»

 

Приложение 3

Таблица 1

 

Тест – игра на развитие чувства ритма

 

Цель: выявить уровень развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста

 

Музыкальная способность Музыкально-ритмические игры
Чувство ритма «Ладошки»   Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.   Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
  «Повторяй за мной»   Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.   Педагог предлагает ребенку прохлопать вместе с ним несложный метрический рисунок  
  «Повтори за инструментом»   Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок. Оборудование: бубны, металлофон, деревянные ложки   Педагог проигрывает на музыкальном инструменте ритмический рисунок и предлагает ребенку повторить за ним.

 

Приложение 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.60.35 (0.048 с.)