Младшего школьного возраста на уроках музыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Младшего школьного возраста на уроках музыки



Методы обучения — способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. В широком смысле слова, метод — совокупность педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования; в узком смысле как приема, направленного на освоение музыкальных знаний, умений, навыков.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык.

    Поскольку ученые — дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации. Е.И.Перовский и Д.О.Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделили 3 группы методов: словесные, наглядные, практические [14, с.132].

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Именно поэтому педагог должен прекрасно владеть методикой, умением находить такие технические приёмы, которые бы наиболее эффективно способствовали развитию чувства ритма, творческого потенциала.

    Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры – находка для увлекательных занятий с детьми.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях.

- хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);

- шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);

- притопы (всей стопой, пяткой, носком);

- щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

    Необходимо приучать детей к самостоятельному творчеству, предлагать детям творческие задания различной сложности в зависимости от их возраста, индивидуальных интересов и способностей. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект. Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры. Например, я использую на своих занятиях такие игры: «Шаг и бег», цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

«Ритмическое эхо », цель игры: точно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, шлепками и притопами.

Наиболее практичной в дидактическом отношении представляется классификация по дидактическим целям, разработанная М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым. Они исходили из того, что если методы обучени представляют собой способы организации учебной деятельности учащихся по решению дидактических целей и задач, то, следовательно, их можно разделить на следующие группы:

- методы приобретения новых знаний;

- методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике;

- методы проверки и оценки знаний, умений, навыков [10, с. 339].

Весьма интересную организационную классификацию предложил Ю.К.Бабанский, все методы обучения им были подразделены на три большие группы:

-  методы организации учебно-познавательной деятельности;

-  методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [2, с.76].

Кроме этого выделяют методы обучения:

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

-  по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключения от частного к общему), дедуктивный (умозаключения от общего к частному).

Многообразие методов должно образовываться на основе сочетания процессе обучения различных психических функций. Так, если учитель уроке, используя соответствующие формы организации познавательной, деятельности учеников, применяет методы или приемы, возбуждающие эмоциональные переживания, вводит приемы, способствующие конкретизации знаний, упрочению умений, опирается на работу воображения, упражняет способности памяти, воздействуя на целостную личность учащегося - он paционально использует многообразие методов, ставя и познавательный, и трудовой процессы в наивыгоднейшие условия. Такое многообразие не утомляет, не распыляет энергию учеников, а связывает воедино активность психических функций, экономит рабочие усилия.

В работе с детьми используют следующие методы и приёмы развития чувства ритма:

1. Речевые игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности: хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т.к. подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Звучащие жесты – это самый эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

2. Ритмические игры «Эхо – ответ».

В играх приём «эхо» дает возможность ребенку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребенок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия.

3. Игры на координацию речи с движением.

Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи. Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

4. Игры с палочками (клавесы).

Главная цель игр с палочками состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

5. Ритмические игры с предметами.

Ритмические игры с предметами служат для восприятия и воспроизведения музыкального ритма в соответствии с музыкальным отрывком пьесы, используя предметы.

 

 

6. Ритмические цепочки.

Ритмические цепочки – это цепочки звуков, слогов или слов. Выполнение речевых упражнений: произношение имен или ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, позволяет детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

7. Ритмические партитуры.

Ритмические партитуры помогают усвоить понятия «долгий» и «короткий» звук на примере графического изображения ритмических блоков. Основные ритмические группы (четверти и восьмые) изучаются детьми в сопоставлении больших и малых образов. Развивают ритмический слух и внимание.

8. Игра на детских музыкальных инструментах.

Ритмический слух развивается в обучении игре на детских музыкальных инструментах. Игра на шумовых и особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально – ритмических  движений, дети более четко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.

Главные принципы  системы – деятельность и творчество помогают превратить занятие в увлекательную музыкально-эстетическую игру.

Таким образом, ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.007 с.)