На развитие чувства ритма детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На развитие чувства ритма детей младшего школьного возраста



 

 

Музыкальные игры развивают музыкальный слух, творческие способности ребёнка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Во многих музыкальных играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, колокольчики). На уроке музыки игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными [6, с.44].

Одним из важных теоретических вопросов в педагогике и психологии была и остается — детская игра. Ведь игра – это отражение жизни. Изучение игры детей дает представление об общественной организации жизни людей, об их законах и верованиях, о формах и методах воспитания. Понять природу детской игры – значит понять природу самого человека.

Советская психология также утверждает, что воздействие му­зыки на обще функциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точ­но передающими временный ход музыкального движения...». Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вы­зывать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество [20,с.56].

Музыкально - игровая деятельность для младших школьников - это различные способы, игровые приемы, средства познания детьми музыкального искусства через игру, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Предлагается классификация музыкально-игровых методик на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие,исполнительство,творчество) образующих понятие «музыкальность» в развитии музыкальных способностей детей:

- игры, развивающие музыкальный слух;

- игры, развивающие чувство ритма;

- игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

    - игры синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельности (пение, движение); [24].

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения [1,с.248].

Используя музыкальные игры в своей работе, педагог имеет прекраснуювозможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности: слух, голос, чувство ритма, музыкально-игровые композиции.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности - ритмики - совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Занятия ритмикой способствуют формированию личности ребенка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер. В процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в области музыки, поэзии.

Ритмическое воспитание П. Вейс основывает на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре:

-  использование ритмических элементов («шаг», «бег», «Дон, дили», «Та-тити»);

-  наглядные изображения ритмических фраз (рисунки птичек);

- сочинение ритмического аккомпанемента;

- ритмические упражнения (хлопки, шлепки, притопы);

-  пение с перекличкой (исполняют попеременно педагог и дети)   

[4, с.80].

Эмоциональная отзывчивость, считает О. П. Радынова, проявляется в различных видах музыкальной деятельности, но в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве и чувстве ритма. Она рассматривала применение на занятиях музыкальнодидактических игр целесообразным.

О. П. Радынова классифицирует музыкальные игры и пособия по их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При этом акцент она делает на развитии музыкально-сенсорных способностей. В связи с этим О. П. Радынова предлагает: 1) игры и пособия для развития ладового чувства, которые способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведений, различению жанра, оценки правильности звучания мелодии; 2) игры и пособия для развития музыкальнослуховых представлений, связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Здесь используются музыкально-дидактические игры и пособия, моделирующие отношения звуков по высоте, направление движения мелодии и включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. В результате проведенной работы у детей была заложена основа для дальнейшего музыкального развития, творческого мышления, инициативы, активности на занятиях и в самостоятельной деятельности; 3) игры и пособия для развития чувства ритма, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Это могут быть короткие и длинные палочки или маленькие и большие предметы, которые соответствуют коротким и долгим звука [15,с.59].

Таким образом, ритмическое воспитание основывается на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Используя музыкальные игры в своей работе, педагог имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности и в частности чувство ритма. Игры и пособия для развития чувства ритма основаны на воспроизведении ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

 

Этапы работы над проектом

Обоснование  идеи проекта

 

 

Выбор идеи нашего проекта обуславливается несколькими причинами: во первых, музыкальные игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяют музыкальное восприятие в целом; во вторых, развивает познавательные способности;в третьих, обогащает эмоциональный мир детей и развививает музыкально-ритмические способности.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важнейших  задач стоящих перед педагогом, потому что именно в младшем школьном возрасте является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Обращение к музыкальным играм в развитии чувства ритма открывает широкие возможности педогогическому творчеству. Музыкально-ритмические игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность и коммуникативность. Музыкально-ритмические игры вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения: владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве, освоить простейшие движения, научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов, игрой на ударных инструментах.

Применение музыкально – ритмических игр и упражнений на занятиях дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. Музыкально-ритмические игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи: улучшать качество ритмичных движений детей; придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры; формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения; способствовать формированию и развитию эмоциональности. Вообще, основным принципом в работе над музыкально-ритмическими играми является принцип «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, поскоков, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.

    Ритмо-речевые упражнения развивают у детей чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. 

В связи с этим был создан сборник музыкально – ритмических игр для развтия музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Цель сборника – повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у младших школьников к музыкальной деятельности с использованием музыкальных игр.

При подборе заданий ставились следующие задачи:

1) формирование у детей музыкальных спосбностей в доступной игровой форме посредством музыкальных игр;

2) использование в играх всех видов музыкальной деятельности;

3) обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

4) развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

5) формирование умственных умений и действий.        

Таким образом, выбор идеи нашего проекта обуславливается нескольками причинами:

1) дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

2) в процессе игры дети приобретают специальные знания, умения, навыки;

3) повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих и музыкальных способностей.

 

 

Программа проекта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.012 с.)