Понятия «музыкальная игра», «чувство ритма» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия «музыкальная игра», «чувство ритма»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

    Музыкально–ритмические  игры подразумевает передачу содержания и характера музыки в движениях. Через музыкально–ритмические  игры дети обучаются двигательным навыкам, в результате они не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но учатся любить и ценить музыку. К музыкально – ритмической игре младшие школьники относятся с большим интересом, благодаря ее общедоступности. Она создает на уроке атмосферу эмоциональной отзывчивости и непринужденности. Обладая силой эмоционального воздействия, она дает возможность развитию музыкальных способностей через привлекательную и активную деятельность. Ценность игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

Чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма, позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.

Музыкально – ритмическая игра и методика ее организации представлены в трудах музыкальных педагогов: Ю. Б. Алиева «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»,                     Л.Г. Дмитриевой,  Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», Л. В. Школяр «Теория и методика музыкального образования детей». Все вышесказанное стало актуально в выборе темы нашей исследовательской работы.

Проблема исследования: каковы особенности использования музыкальных игр вразвитии чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Тема   исследования: «Роль музыкальных игр в развитии чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки».

Цель исследования - выявление особенностей использования музыкальных игр в развитии чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Объект исследования - процесс развития чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования- музыкальные игрыв развитии чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение музыкальных игр на уроках музыки будут способствовать развитию чувства ритма детей младшего школьникого возраста, если:

1) работа ведется систематически, целенаправленно, планово;  

2) учитываются возрастные и индивидуальные особенности;

3) педагог владеет методикой развития чувства ритма.

Задачи исследования:

1) просистематизировать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть сущность понятий «чувство ритма», «музыкальная игра»;

3) рассмотреть особенности развития чувства ритма у младших школьников;

4) проанализировать и дать характеристику музыкальным играм на развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста;

5) провести диагностику по выявлению чувства ритма у младших школьников;

6) создать сборник «Этот удивительный ритм».

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов исследования: интервьюирование, беседа, тестирование.

Методологической основой выпускной квалификационной работы явились труды Н.А.Ветлугиной изучение по проблеме музыкального развития ребенка; доктора педагогических наук, профессора Г.М. Коджаспирова, игра - это одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности; Д.Б. Кабалевский советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, писал, что на уроках музыки в школе не должно существовать ни каких правил и упражнений, требующих многократных повторений.

Этапы работы:

I этап. Сбор информационного материала и составление плана работы.

II этап. Определение проблемы и разработка научного инструментария.

III этап. Выполнение теоретической части работы.

IV этап. Отбор методик и проведение констатирующего эксперимента.

V этап. Разработка программы формирующего эксперимента.

VI этап. Выявление результативности экспериментальной работы и оформление результатов исследования.

VII этап. Письменное оформление работы и подготовка к защите.

Теоретическая значимость дипломного проекта заключается в том, что проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература исследования; раскрыта сущность понятий «чувство ритма», «музыкальная игра»; рассмотрены особенности развития чувства ритма младших школьников; проанализированы и даны характеристики музыкальным играм для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Практическая значимость заключается в создании сборника «Этот удивительный ритм», в помощь учителю и студентам при прохождении практики.

Выпускная квалификационная работа состоит: из пояснительной записки, включающий в себя введение, пять параграфов, заключение, список литературы, приложения, практическую часть: сборник музыкальных игр для развития чувства ритма детей младшего школьного возраста «Этот удивительный ритм».

Этапы работы над проектом

Обоснование  идеи проекта

 

 

Выбор идеи нашего проекта обуславливается несколькими причинами: во первых, музыкальные игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяют музыкальное восприятие в целом; во вторых, развивает познавательные способности;в третьих, обогащает эмоциональный мир детей и развививает музыкально-ритмические способности.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важнейших  задач стоящих перед педагогом, потому что именно в младшем школьном возрасте является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Обращение к музыкальным играм в развитии чувства ритма открывает широкие возможности педогогическому творчеству. Музыкально-ритмические игры помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память, быстроту реакции, воспитывают самостоятельность и коммуникативность. Музыкально-ритмические игры вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения: владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве, освоить простейшие движения, научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов, игрой на ударных инструментах.

Применение музыкально – ритмических игр и упражнений на занятиях дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. Музыкально-ритмические игры помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений; коммуникативные черты характера, умение действовать в команде сообща. Каждая игра имеет не только двигательные, но и музыкальные задачи: улучшать качество ритмичных движений детей; придавать основным движениям выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры; формировать умение ориентироваться в пространстве, организованно двигаться в группе, выполнять различные перестроения в играх, отражая в них характер и форму музыкального произведения; способствовать формированию и развитию эмоциональности. Вообще, основным принципом в работе над музыкально-ритмическими играми является принцип «от простого к сложному». Сначала надо научить ребенка основным видам движений под музыку. Это различные виды ходьбы, бега, поскоков, танцы, хороводы, игры с пением, драматизации с пением, инсценировки.

    Ритмо-речевые упражнения развивают у детей чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития. 

В связи с этим был создан сборник музыкально – ритмических игр для развтия музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Цель сборника – повышение эффективности качества образовательного процесса через развитие интереса у младших школьников к музыкальной деятельности с использованием музыкальных игр.

При подборе заданий ставились следующие задачи:

1) формирование у детей музыкальных спосбностей в доступной игровой форме посредством музыкальных игр;

2) использование в играх всех видов музыкальной деятельности;

3) обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

4) развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

5) формирование умственных умений и действий.        

Таким образом, выбор идеи нашего проекта обуславливается нескольками причинами:

1) дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

2) в процессе игры дети приобретают специальные знания, умения, навыки;

3) повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих и музыкальных способностей.

 

 

Программа проекта

Результативность проекта

 

 

Апробация нашего проекта проходила на базе СОШ № 12 и Гимназии г.Сибай. В апробации участвовали учащиеся начальной школы в количестве 20 человек, учителя музыки общеобразовательных школ.

Для выявления результативности проекта мы использовали следующие методы исследования: интервьюирование, беседа, тестирование.

Метод - интервьюирования.

Цель: выявление необходимости развития чувства ритма у младших школьников. В интервьюировании приняли участие 3 учителя музыки. Вопросы интервью представлены в прил.1.

На первый вопрос «Необходимо ли на уроках музыки развивать чувство ритма младших школьников?» все респонденты ответили утвердительно (100%). На второй вопрос «Используете ли вы на уроках музыки музыкально-ритмические игры?» респонденты ответили утвердительно (60%) и неутвердительно (40%). На третий вопрос «Считаете ли вы что музыкальные игры способствуют развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста?» все респонденты ответили утвердительно (100%). На четвертый вопрос «Поможет ли вам в работе над развитием чувства ритма созданный нами сборник?» респонденты ответили утвердительно (90%) и неутвердительно (10%). Результаты интервьюирования отражены на рис.1.

Рис.1.Результаты интервьюирования учителей музыки

Таким образом, мы выяснили, что учителям музыки, созданный нами сборник для развития чувства ритма необходим.

Метод - беседа.

Цель: выявить затруднения студентов в развития чувства ритма при использовании музыкальных игр.

    В беседе приняли участие 19 студентов Сибайского педагогического колледжа. Вопросы беседы представлены в прил.2.

На первый вопрос «Используете ли вы музыкально ритмические игры во время практики?» 80% студентов отвели «да», 20% студентов ответили «нет», на второй вопрос «Сколько времени вы тратите при подборе муз.ритм. игр?» 50% студентов ответили что им понадобиться 1 час, 50% студентов ответили что им понадобиться 2 и более часов, на третий вопрос «Вы испытываете трудности при проведении музыкально-ритмических игр? (организация проведения муз. игр. деятельности)» 55% студентов ответили «да», 45% студента ответили «нет», на четвертый вопрос «Вы хотели бы использовать разработанный нами сборник в практике» 90% студентов ответили «да», 10% студентов ответили «нет». Результаты беседы отражены на рис.2.

Рис.2. Результаты беседы студетов музыкального отделения

 

    Таким образом, мы выяснили что  большинство студентов используют музыкально ритмические игры во время практики, а так же  разработанный нами сборник в практике поможет им в дальнейшем.

Метод - тестирования.

Цель: выявить уровень развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста

В тестирование «Ладошки», «Повторяй за мной», «Повтори за инструментом» приняли участие  15 учеников. Тест – игра представлен в прил.3, табл.1, критерии оценивания представлены в прил.4.

«Ладошки»

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Высокий уровень показали 55% учеников, средний уровень показали 30%  учеников, низкий уровень показали 25% ученика.

«Повторяй за мной»

Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.

Высокий уровень показали 40% учеников, средний учеников показали 40% ученика, низкий уровень показали 20% ученика.

«Повтори за инструментом»

Цель: развивать ритмический слух, учить точно, воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.

Высокий уровень показали 50% учеников, средний уровень показали  45% учеников, низкий уровень показали  5% ученика. Результаты тестирование отражены на рис.3.

Рис.3. Результаты тестирования учеников

Таким образом, мы выяснили, что использование музыкально-ритмических игры способствуют развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста и в этом поможет разработанный нами сборник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении, она способствует развитию творческих и музыкальных способностей, эмоционально окрашивает переживания детей. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Развитие чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы.

На самых ранних этапах закладываются основы для постепенного формирования у ребенка чувства ритма, создается готовность к овладению ритмическими структурами, построенная на тесной взаимосвязи в развитии моторных, сенсорных функций, голосовых реакций, содержащих уже на первом году жизни ребенка проявления элементарной ритмичности. В основе музыкально-ритмического воспитания детей младшего школьного возраста лежит развитие восприятия художественных образов музыки, умение отразить их в движении, умение двигаться в соответствии с их характером.Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.В последующем,  развитие ритмической способности младших школьников обеспечивает восприятие единого пространства времени, формирование целостного образа мира, гармонизацию психического развития.

Ритмическое воспитание основывается на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных детям разнообразных движениях. Именно ритмическим занятиям легче всего придавать форму, близкую к игре. Используя музыкальные игры в своей работе, педагог имеет прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности и в частности чувство ритма. Игры и пособия для развития чувства ритма основаны на воспроизведении ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Таким образом, ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.

2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. –М., 2015

3. Безбородова Л.А. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников -М. Издательский центр «Академия», 2001.

4. Вейс П. Относительная сольмизация и советская музыкальная педагогика. – Л.: Музыка, 2010.

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ ВетлугинаН.А. //Москва, «Просвещение» 2000.

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка.

7. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 2005.

8. Гольденвейзер, А. Б. Статьи, материалы, воспоминания. — М., 1969.

9. Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших школьников.-М.,2005. -339

10. Данилов М. А. и Есипов Б. П., Дидактика, М., 2017.

11. Кабалевский Д.Б. музыка 4-7 классах. Методическая пособие для учителя.- Москва, Просвещение, 2016.

12. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. «Просвещение», 2005.

13. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студентов высшего и среднего педагогического учебного заведений. – М.: Академия, 2015.

14. ЛордкипанидзеД.О., Принципы организации и методы обучения. - М., 1957

15. Радынова О.П. Слушаем музыку: Книга для воспитателя и музыкальным руководителя детского сада. Москва: Просвещение, 2016.

16.  Радынова О.П Музыкальное воспитание школьников, 2014. - 342

17. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П      

18. Радынова А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Владос, 2012

19. Роттерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. Издательство:М.: Просвещение, 2005.-175

20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей,2003.

21. Русский орфографический словарь,2000

22. Школяр, Л.В., Школяр В.А.,Критская, Е.Д и др.,2001 Издательский центр «Академия», 2001

23. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра: Сборник текстов//М.: Наследие ММК, 2004

24. http://myunivercity.ru/

25. marsu.ru

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

Вопросы интервьюирования для учителей музыки

Цель: выявление необходимости развития чувства ритма у младших школьников.

1. Необходимо ли на уроках музыки развивать чувство ритма младших школьников?

2. Используете ли вы на уроках музыки музыкально-ритмические игры?

3. Считаете ли вы что музыкальные игры способствуют развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста?

4. Поможет ли вам в работе над развитием чувства ритма созданный нами сборник?

 

Благодарим за участие!

 

Приложение 2

 

Вопросы беседы для студентов музыкального отделения

 

Цель: выявить затруднения студентов в развития чувства ритма при использовании музыкальных игр.

1. Используете ли вы музыкально ритмические игры во время практики?

2. Сколько времени вы тратите при подборе муз.ритм. игр?

3. Вы испытываете трудности при проведении музыкально-ритмических игр?

4. Вы хотели бы использовать разработанный нами сборник в практике»

 

Приложение 3

Таблица 1

 

Тест – игра на развитие чувства ритма

 

Цель: выявить уровень развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста

 

Музыкальная способность Музыкально-ритмические игры
Чувство ритма «Ладошки»   Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.   Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.
  «Повторяй за мной»   Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.   Педагог предлагает ребенку прохлопать вместе с ним несложный метрический рисунок  
  «Повтори за инструментом»   Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок. Оборудование: бубны, металлофон, деревянные ложки   Педагог проигрывает на музыкальном инструменте ритмический рисунок и предлагает ребенку повторить за ним.

 

Приложение 4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

    Музыкально–ритмические  игры подразумевает передачу содержания и характера музыки в движениях. Через музыкально–ритмические  игры дети обучаются двигательным навыкам, в результате они не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но учатся любить и ценить музыку. К музыкально – ритмической игре младшие школьники относятся с большим интересом, благодаря ее общедоступности. Она создает на уроке атмосферу эмоциональной отзывчивости и непринужденности. Обладая силой эмоционального воздействия, она дает возможность развитию музыкальных способностей через привлекательную и активную деятельность. Ценность игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

Чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма, позволяет передавать в движениях мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.

Музыкально – ритмическая игра и методика ее организации представлены в трудах музыкальных педагогов: Ю. Б. Алиева «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях»,                     Л.Г. Дмитриевой,  Н. М. Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», Л. В. Школяр «Теория и методика музыкального образования детей». Все вышесказанное стало актуально в выборе темы нашей исследовательской работы.

Проблема исследования: каковы особенности использования музыкальных игр вразвитии чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Тема   исследования: «Роль музыкальных игр в развитии чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки».

Цель исследования - выявление особенностей использования музыкальных игр в развитии чувства ритма детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Объект исследования - процесс развития чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования- музыкальные игрыв развитии чувства ритма детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что применение музыкальных игр на уроках музыки будут способствовать развитию чувства ритма детей младшего школьникого возраста, если:

1) работа ведется систематически, целенаправленно, планово;  

2) учитываются возрастные и индивидуальные особенности;

3) педагог владеет методикой развития чувства ритма.

Задачи исследования:

1) просистематизировать и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

2) раскрыть сущность понятий «чувство ритма», «музыкальная игра»;

3) рассмотреть особенности развития чувства ритма у младших школьников;

4) проанализировать и дать характеристику музыкальным играм на развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста;

5) провести диагностику по выявлению чувства ритма у младших школьников;

6) создать сборник «Этот удивительный ритм».

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов исследования: интервьюирование, беседа, тестирование.

Методологической основой выпускной квалификационной работы явились труды Н.А.Ветлугиной изучение по проблеме музыкального развития ребенка; доктора педагогических наук, профессора Г.М. Коджаспирова, игра - это одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности; Д.Б. Кабалевский советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, писал, что на уроках музыки в школе не должно существовать ни каких правил и упражнений, требующих многократных повторений.

Этапы работы:

I этап. Сбор информационного материала и составление плана работы.

II этап. Определение проблемы и разработка научного инструментария.

III этап. Выполнение теоретической части работы.

IV этап. Отбор методик и проведение констатирующего эксперимента.

V этап. Разработка программы формирующего эксперимента.

VI этап. Выявление результативности экспериментальной работы и оформление результатов исследования.

VII этап. Письменное оформление работы и подготовка к защите.

Теоретическая значимость дипломного проекта заключается в том, что проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература исследования; раскрыта сущность понятий «чувство ритма», «музыкальная игра»; рассмотрены особенности развития чувства ритма младших школьников; проанализированы и даны характеристики музыкальным играм для развития чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

Практическая значимость заключается в создании сборника «Этот удивительный ритм», в помощь учителю и студентам при прохождении практики.

Выпускная квалификационная работа состоит: из пояснительной записки, включающий в себя введение, пять параграфов, заключение, список литературы, приложения, практическую часть: сборник музыкальных игр для развития чувства ритма детей младшего школьного возраста «Этот удивительный ритм».

Понятия «музыкальная игра», «чувство ритма»

 

 

Для школьников младших классов одним из основных видов деятельности является игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, какого - то научного процесса или явления.

    По мнению доктора педагогических наук, профессора                        Г.М. Коджаспирова, игра - это одна из форм проявления активности личности, один из видов деятельности. Суть игры состоит в непродуктивной условной деятельности, мотив которой лежит не в её результате, а в самом процессе [13,с.210]. Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, одна из главных задач, чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями, должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувства меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки.

На уроке музыки игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными. По этому поводу Д.Б. Кабалевский советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, писал, что на уроках музыки в школе не должно существовать ни каких правил и упражнений, требующих многократных повторений. Развитию музыкального ритмического чувства способствует и детское музыкальное творчество. Это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Дети способны сочинять ритмические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах [12,с.89].

    Музыкальные игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяют музыкальное восприятие в целом.

Музыкальная игра - ведущая форма организации ритмических движений. Советский деятель в области музыкального образования и воспитания Н.А. Ветлугина, считала, что музыкальная игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально - учебные задания и, облечённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков [5, с.150].

Музыкальные игры занимают значительное место, так как являются ценным средством музыкального развития детей, воспитывают волю, выдержку, коммуникативные качества, тренируют память. По содержанию и задачам все музыкальные игры можно отнести к дидактическим.

Яркая художественная форма, которая выражается в музыкальной теме, игровая ситуация, необходимость следовать определённым правилам вызывают у детей повышенный интерес, эмоциональный отклик, способствуют быстрому запоминанию и воспроизведению игры.

Привлекательность этой формы детской деятельности, интерес и радость, которые испытывают дети, способствуют успешному развитию у них музыкальных и творческих способностей.

Огромная роль в изучении проблемы детской музыкальной игры принадлежит научным исследованиям А.В. Кенеман и Н.А. Ветлугиной. Они исследовали музыкальную игру, как одно из активнейших средств, для развития ладового и музыкально-ритмического чувства в их взаимосвязи, развитие эмоциональной отзывчивости средствами музыкальной игры будет усиливаться проявляющимся у ребёнка интересом к сюжету. К музыкальным играм А.В. Кенеман и Н.А. Ветлугина предъявляли следующие требования:

- Музыкальная игра – это художественное музыкальное произведение для детей в единстве его содержания и формы;

- Тематика и содержание музыкальных игр должны отражать знакомую детям окружающую действительность, воспитывать мысли и волю;

- Основной формой отражения деятельности в игре должен служить художественный музыкальный образ – эмоционально-конкретный, выраженный в простой, доступной музыкальной теме;

- Музыкальная игра должна способствовать воспитанию у детей творческих способностей, творческой активности;

- В системе музыкальной игры должна устанавливаться последовательность с учётом усложнения, учитываться принцип повторности, принцип варьирования (возможность изменять виды, разнообразить игру) [7, с.96].

Отечественный психолог Г.П. Щедровицкий даёт такие характеристики игре - она есть:

- особое отношение ребенка к окружающему миру

- особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается именно как его субъективная деятельность;

- социально-заданный, навязанный ему и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

- особое содержание усвоения (или усвоение содержания);

- деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка;

- социально-педагогическая форма организации детской жизни [23,с.55].

Чувство ритма - способность активно переживать музыку,

чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно

воспроизводить его.

    Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку [1, с.112].

Основные постулаты ритмического воспитания можно передать словами доктора педагогических наук Б. Теплова: «Музыкально-ритмическое чувство должно, прежде всего, проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или, говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухо-моторный характер» [20, с.111].

Таким образом, музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении, она способствует развитию творческих и музыкальных способностей, эмоционально окрашивает переживания детей. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки. Развитие чувства ритма – не просто обучение музыкальному счету, но и включение человека в пространственно-временные отношения с биологическими ритмами природы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.117 с.)