Принятие христианства и его последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие христианства и его последствия



Владимир I (980–1015). После победы над братом Владимир утвердил торжество язычества. В Киеве возводили новых разукрашенных идолов, главным из них считался Перун. Никогда на Руси не приносили столько много человеческих жертвоприношений. В 983 году возмущенная толпа в Киеве убила варяга-христианина, отказавшегося отдать в жертву идолам своего сына. Жертвоприношение должно было состояться по случаю возвращения князя из похода против ятвягов. Можно сделать вывод о поддержке Владимиром языческого общества в борьбе с христианской общиной, поскольку христиане в свое время находились под покровительством Ярополка.

Однако вскоре Владимир стал искать новую идеологическую опору государственности и повернулся в сторону греческой веры. Христианство было уже давно известно в Киеве вследствие тесных контактов с Константинополем; бывавшие в Византии русские купцы и дружинники рассказывали о преимуществах греческой веры. С другой стороны, перед Владимиром стоял пример его бабки Ольги, которая первая из русских правителей приняла иноземную веру. Существовали и дипломатические причины принятия христианства. По летописи, Владимир требовал руки греческой принцессы Анны за помощь в подавлении мятежа Варда-Фоки 987 года; византийцы не хотели отдавать царевну за язычника, тогда Владимир осадил греческую столицу Крыма – Корсунь, получил Анну в жены, и из Корсуни князь вернулся уже крещеным.

Крещение Руси. Летом 988 года Владимир объявляет о принятии греческой веры и приказывает киевлянам на другой день явиться к Днепру. Многие люди во время крещения брали пример с князя и бояр, но другие шли к реке больше из страха, а третьи, убежденные язычники, убегали в леса и начинали разбойничать. Старые идолы в Киеве были срублены и брошены в реку, так было и в других городах, где христианство утверждали княжеские наместники. Из Киева духовные лица и проповедники двинулись в Новгород и Ростов. На севере язычество имело более крепкую почву, и христианство встретило сильное сопротивление: волхвы нередко подстрекали народные волнения, в Новгороде против язычников даже применяли силу. В некоторых местностях язычество оказалось сильнее новой веры, и христианство победило там намного позднее, чем в Киеве. Но церковь в первую очередь заботилась о воспитании поколения, рожденного при Владимире; оно и создало новое христианское общество, одержавшее окончательную победу над языческим обществом. Дети Владимира – Ярослав, Борис и Глеб – были уже представителями поколения, наученного христианским догматам. Ярослав стал проводником христианского просвещения на Руси, жертва и смирение великомучеников Бориса и Глеба показала пример новой христианской морали.

После Крещения Владимир занялся благотворительностью – кормил на княжьем дворе всех пришедших, раздавал необходимое неимущим, приказывал развозить по городу пищу и питье. Благополучие нарушали набеги печенегов. Владимир собрал рать, разбил их и, укрепляя границы своего государства, населял построенные им по берегам рек Сулы, Стругны, Трубежа, Десны города и военные городки. Новая линия укреплений вместе с древнейшими грандиозными земляными сооружениями – Змиевыми валами, достроенными Владимиром, защищала степные границы Руси. Новые земли заселялись славянским и финским населением. В 992 году Владимир отнял у польского короля Мешко I Червенские города – Галицию и присоединил ее к Руси.

Последствия принятия христианства. Крещение Руси ознаменовало начало новой эпохи. От Византии – самой образованной державы – перешли к нам понятия юридические и государственные, начала философской и литературной деятельности. «Принятие христианства было переворотом, обновившим и ожитворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу», – писал И.Н. Костомаров.

Христианство оказало всестороннее влияние на русскую жизнь – социальное, экономическое, духовное, культурное. Образовался новый слой древнерусского общества – духовенство и монашество. Русь переняла византийскую церковную иерархию: Киев стал резиденцией митрополита, назначаемого Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены епископы; в Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри. Церковное общество включало не только тех, кто служил епископам и монастырям, но и опекаемых ею: нищих, сирот, больных, убогих. При церкви возникли первые больницы и сиротские дома. Так зародился институт церковного призрения. Церковь заняла свое место и в экономике Древней Руси. Митрополит, епископы, монастыри стали крупными землевладельцами, хозяевами холопов и земель.

Вместе с духовенством возникла и новая форма власти – церковная, а вместе с ней – новая форма иерархии. Церковь управляла и судила людей на основании сборника законов – Кормчей книги. Церковь изменила и отношение к политической власти. Теперь князь – не только высший землевладелец и главный дружинник, он – избранник Божий, против которого умыслить зло есть тягчайшее преступление. Так церковь проводила идею правильного государственного порядка с высоким значением власти монарха.

Церковь оказывала положительное влияние на развитие семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Духовенство вооружилось против прежних языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, браков в близких степенях родства, насильственных браков. Семейные дела стали подчиняться церковному суду и христианской нравственности.Благодаря принятию христианства на Руси появилось книжное дело, литературные жанры, историческая наука (летописание), религиозная философия и богословие, духовная музыка, каменное зодчество и изобразительное искусство (иконы, фрески и мозаики). Монастыри стали центрами развития новой славянской культуры и крупнейшими источниками просвещения на Руси.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.005 с.)