Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие христианства и его последствия
Владимир I (980–1015). После победы над братом Владимир утвердил торжество язычества. В Киеве возводили новых разукрашенных идолов, главным из них считался Перун. Никогда на Руси не приносили столько много человеческих жертвоприношений. В 983 году возмущенная толпа в Киеве убила варяга-христианина, отказавшегося отдать в жертву идолам своего сына. Жертвоприношение должно было состояться по случаю возвращения князя из похода против ятвягов. Можно сделать вывод о поддержке Владимиром языческого общества в борьбе с христианской общиной, поскольку христиане в свое время находились под покровительством Ярополка. Однако вскоре Владимир стал искать новую идеологическую опору государственности и повернулся в сторону греческой веры. Христианство было уже давно известно в Киеве вследствие тесных контактов с Константинополем; бывавшие в Византии русские купцы и дружинники рассказывали о преимуществах греческой веры. С другой стороны, перед Владимиром стоял пример его бабки Ольги, которая первая из русских правителей приняла иноземную веру. Существовали и дипломатические причины принятия христианства. По летописи, Владимир требовал руки греческой принцессы Анны за помощь в подавлении мятежа Варда-Фоки 987 года; византийцы не хотели отдавать царевну за язычника, тогда Владимир осадил греческую столицу Крыма – Корсунь, получил Анну в жены, и из Корсуни князь вернулся уже крещеным. Крещение Руси. Летом 988 года Владимир объявляет о принятии греческой веры и приказывает киевлянам на другой день явиться к Днепру. Многие люди во время крещения брали пример с князя и бояр, но другие шли к реке больше из страха, а третьи, убежденные язычники, убегали в леса и начинали разбойничать. Старые идолы в Киеве были срублены и брошены в реку, так было и в других городах, где христианство утверждали княжеские наместники. Из Киева духовные лица и проповедники двинулись в Новгород и Ростов. На севере язычество имело более крепкую почву, и христианство встретило сильное сопротивление: волхвы нередко подстрекали народные волнения, в Новгороде против язычников даже применяли силу. В некоторых местностях язычество оказалось сильнее новой веры, и христианство победило там намного позднее, чем в Киеве. Но церковь в первую очередь заботилась о воспитании поколения, рожденного при Владимире; оно и создало новое христианское общество, одержавшее окончательную победу над языческим обществом. Дети Владимира – Ярослав, Борис и Глеб – были уже представителями поколения, наученного христианским догматам. Ярослав стал проводником христианского просвещения на Руси, жертва и смирение великомучеников Бориса и Глеба показала пример новой христианской морали.
После Крещения Владимир занялся благотворительностью – кормил на княжьем дворе всех пришедших, раздавал необходимое неимущим, приказывал развозить по городу пищу и питье. Благополучие нарушали набеги печенегов. Владимир собрал рать, разбил их и, укрепляя границы своего государства, населял построенные им по берегам рек Сулы, Стругны, Трубежа, Десны города и военные городки. Новая линия укреплений вместе с древнейшими грандиозными земляными сооружениями – Змиевыми валами, достроенными Владимиром, защищала степные границы Руси. Новые земли заселялись славянским и финским населением. В 992 году Владимир отнял у польского короля Мешко I Червенские города – Галицию и присоединил ее к Руси. Последствия принятия христианства. Крещение Руси ознаменовало начало новой эпохи. От Византии – самой образованной державы – перешли к нам понятия юридические и государственные, начала философской и литературной деятельности. «Принятие христианства было переворотом, обновившим и ожитворившим Русь и указавшим ей историческую дорогу», – писал И.Н. Костомаров. Христианство оказало всестороннее влияние на русскую жизнь – социальное, экономическое, духовное, культурное. Образовался новый слой древнерусского общества – духовенство и монашество. Русь переняла византийскую церковную иерархию: Киев стал резиденцией митрополита, назначаемого Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены епископы; в Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри. Церковное общество включало не только тех, кто служил епископам и монастырям, но и опекаемых ею: нищих, сирот, больных, убогих. При церкви возникли первые больницы и сиротские дома. Так зародился институт церковного призрения. Церковь заняла свое место и в экономике Древней Руси. Митрополит, епископы, монастыри стали крупными землевладельцами, хозяевами холопов и земель.
Вместе с духовенством возникла и новая форма власти – церковная, а вместе с ней – новая форма иерархии. Церковь управляла и судила людей на основании сборника законов – Кормчей книги. Церковь изменила и отношение к политической власти. Теперь князь – не только высший землевладелец и главный дружинник, он – избранник Божий, против которого умыслить зло есть тягчайшее преступление. Так церковь проводила идею правильного государственного порядка с высоким значением власти монарха. Церковь оказывала положительное влияние на развитие семейных отношений и вообще нравственности в русском обществе. Духовенство вооружилось против прежних языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, браков в близких степенях родства, насильственных браков. Семейные дела стали подчиняться церковному суду и христианской нравственности.Благодаря принятию христианства на Руси появилось книжное дело, литературные жанры, историческая наука (летописание), религиозная философия и богословие, духовная музыка, каменное зодчество и изобразительное искусство (иконы, фрески и мозаики). Монастыри стали центрами развития новой славянской культуры и крупнейшими источниками просвещения на Руси.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.005 с.) |