Основные направления современной исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления современной исторической науки



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

А. Г. Елизов

Отечественная история

Курс лекций

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

КРАСНОЯРСКИЙ ФИЛИАЛ

А. Г. Елизов

ОТЕЧЕСТВЕННаяИСТОРИя

Утверждено заместителем директора по учебной работе

Красноярского филиала СПбГУ ГА

в качестве курса лекций

для студентов всех факультетов и специальностей

 

Красноярск

2017

 

 

  Одобрено на заседании кафедры _____________________________ Протокол № ____ от _____ 201_г.           Зав. кафедрой: ________________ _____________________________   Составлено в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников поспециальностям Зам. директора филиала  по УР_______________ И.Ф.Лалетина  

 

 

Автор:

Преподаватель _______________________

 

Рецензент:

_____________________________________

 

 

ББК. 63+39.5

Е 51

 

 

Курс лекций выполнен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и программой учебной дисциплины «История» основной профессиональной образовательной программы КФ ФГБОУ ВО СПбГУ ГА

В данном курсе лекций по Отечественной истории в хронологической последовательности изложена история развития Российского государства от древнейших времен и до наших дней. Освещены основные проблемы отечественной истории, раскрыты вопросы ее государственно-политического, социально-экономического и культурного развития, а также отражены основные этапы развития отечественной гражданской авиации.

Курс лекций предназначен для самостоятельной работы студентов КрасноярскогофилиалаСПбГУГА всех факультетов и специальностей.

Курс лекций  разработан преподавателем кафедры ОГСЭД кандидатом исторических наук А.Г. Елизовым.

 

Елизов, А. Г. Отечественная история: курс лекций. Изд. второе, переработанное и дополненное.–Красноярск: РИО Красноярского филиала СПбГУ ГА, 2017, –.189 с.

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс лекций выполнен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и программой учебной дисциплины «История» основной профессиональной образовательной программы КФ ФГБОУ ВО СПбГУ ГА

Исследование основ отечественной истории позволяет учащимся приобрести умение анализировать государственно-политическую жизнь страны, тенденции ее социально-экономического и культурного развития, вырабатывать необходимые оценки современной международной ситуации, уметь оценивать место России в современном мире.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- осуществлять поиск исторической информации в научной и учебной литературе;
- определять историческое значение явлений и событий прошлого;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостностьотечественнойистории;

- периодизацию отечественной истории;

- особенности исторического пути России и ее роль в мировом сообществе.

 

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

 

Предмет и задачи курса

История рассматривается в двух значениях: как процесс развития человечества и как наука. С.Ф. Платонов определял историю как науку,изучающую конкретные факты в условиях времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ, как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметомисторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса – вся совокупность конкретных и многообразных действий, лиц, групп людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

История относится к группе гуманитарных и социальных наук,которые с разных сторон изучают человека и сообщество людей как сложнейший феномен всего мирового развития. История России является неотъемлемой составляющей общемировой истории. Мы изучаем жизнь населения Российского государства с древнейших времен, с периода образования древнейших государств и племенных союзов на территории нашей страны (V–VI века н. э.) до наших дней, периода становления Российской Федерации.

 

Методология истории

Именно осмысление фактов, событий и явлений, а не только их изложение соответствует пониманию общего исторического процесса. Методология истории занимается осмыслением фактов с различных теоретических позиций. Религиозное понимание истории сформировалось в VI – XII веках (Блаженный Августин – на Западе, на Руси – Иларион). История является проявлением божественной воли (провиденциализм), ей присуща линейность развития (движется от начала к концу). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций. Так, русский историк Н.Я. Данилевский выделял Россию как отдельный культурно-исторический тип. Модернизационный подход рассматривает историю человечества в контексте смены модернизаций, то есть, процессов осовременивания.Сравнительно-исторический, типологический, генетический, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики).

 

Историография

С появлением письменности важные события, факты стали заноситься в хроники, анналы, летописи в соответствии с хронологическим принципом изложения материала («Повесть временных лет» в Древней Руси, созданная летописцем Нестором в XII веке). Формирование истории как науки на Востоке, Западе и в России происходило в разное время. Появлялись профессиональные историки, научные школы и направления, научные учреждения, учебные заведения, специальные журналы. В России для становления исторической науки как самостоятельной отрасли знания многое сделали В. Н. Татищев (XVIII век), Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П. Н. Милюков (XIX – начало XX века) и другие историки. Дисциплину о развитии самой исторической науки стали называть историографией. Российская историческая наука опирается на принципы историзма и научной объективности. Общее и особенное для методов исторической науки прошлого и современной историографии – принцип научногореализма, заключающийся в непосредственномотношении к источнику и факту. Этот принцип был заложен русской школой историков – С.Ф. Платоновым, Е.В. Тарле.

 

 

Первые русские князья

Правление первых русских князей охватывает период от вступления Рюрика на престол в 862 году до начала правления Владимира I (980 год).В этот период произошло формирование древнерусской народности, зарождение и становление российской государственности и княжьей государственной политики.

 

Рюрик (862–879). Летописи оставили нам мало сведений о Рюрике. Согласно летописному приданию, Рюрик стал княжить в Новгородских землях вместе со своими братьями-соправителями: Синеусом, поселившимся в Белоозере, и Трувором, который занял Изборск. Вероятно, после вступления на престол Рюрик занимался притеснениями новгородцев, раздавая их имущество и жилье своим дружинникам-варягам. В 863 году Вадим Храбрый (вероятно, местный воевода или, по сведениям утраченной Иоакимовской летописи, внук Гостомысла) возглавил восстание в Новгороде против варягов и был убит вместе со своими советниками. В 864 году Трувор и Синеус умерли (или были убиты), и всю власть принял один Рюрик. Князь Рюрик в годы правления основывал города и подчинялсоседние финские племена, утверждая властьсвоего рода и окружения.

Олег(879–912). Рюрик умер в 879 году, оставив малолетнего сына Игоря. Княжеский престол унаследовал Олег, родственник или видный дружинник Рюрика. Олег продолжил политику предшествующего княжения, покоряя славянские и финские племена. В 882 году Олег присоединил земли кривичей со Смоленском. В это время Южная Русь уже освободилась от власти хазар. В Киеве правили Аскольд и Дира–захватившие власть варяги или, по другой версии, потомки древнего князя Кия. В 882 году Олег вероломно убил Аскольда и Дира и захватил Киев, сделав его столицей своего княжества. Киев находился в южных и плодородных землях, по Днепру его пересекал путь «из варяг в греки». С этого момента можно говорить о существовании единогоДревнерусскогогосударства. Подчинение славянских и финских племен единому центру явилось причиной дальнейшего формирования древнерусской государственности.В 884 году Олег обложил данью северян и радимичей, которые прежде платили дань хазарам.

Отношения с Византией стали главным направлением во внешней политике Руси. В 907году Олег осуществил удачный поход на Константинополь, добившись от греков выплаты дани и право беспошлинной торговли на византийских рынках. В 911 году Олег подтвердил свой торговый договор с Византией. Сохранился первый письменный договор между Византией и Русью, касающийся многих торговых и военных вопросов.По договору Русь вступала в военный союз с Византией. В 912 году Олег умер, по преданию, от укуса змеи.

Игорь (912–945). О князе Игоре,сыне Рюрика, сохранились скудные сведения, из которых можно сделать вывод, что Игорь пытался продолжить политику предшественников, но не обладал их талантами и успешностью. В 941годуон совершил свой первый поход на Константинополь. Византийское войско встретило Игоря ожесточенным сопротивлением на суше и на море. Флот русов был сожжен «греческим огнем». В 944 годуИгорь собрал новую рать и принудил греков подписать новый торговый договор, по которому Византия выплачивала русам военную контрибуцию и ежегодную дань, вновь был заключен военный союз Руси и Византии. В 945 году Игорь был убит древлянами во время сбора дани (полюдья). Князем стал малолетний Святослав Игоревич, но управление государством до 957 года перешло в руки его матери – княгини Ольги.

Ольга (945–957). В те времена месть за близкого человека считалась священной обязанностью. Вдова Игоря жестоко отомстила за убийство мужа: она приказала убить древлянских послов (их закопали живьем в землю). Древлянская столица Коростень была обложена Киевским войском и сожжена после долгой осады.Земли древлян вошли в состав Киевской державы. Внутреннееправление княгини говорит о ее выдающейся политической мудрости.Княгиня Ольга  изменила налоговую систему, систему сбора дани, учредив уроки (размер сбора дани) и погосты (места сбора дани).Дань теперь собирал не князь, а его наместники в городах и землях.

Внешняя политика Ольги была направлена на укрепление политических и экономических связей с Византией. В 957 годуона совершила многолюдное посольство к императору Константину Багрянородному. Итогом посольства стало крещение Ольги, ставшей первой правительницей-христианкой на Руси. Этот шаг укрепил государственный и дипломатический престиж страны, престиж ее правящей династии.В Киеве появилась первая христианская община.

Святослав (957–972). После принятия христианства Ольга передала престол сыну Святославу. До конца дней он оставался язычником – из-за зависимости отсвоейязыческой дружины, которая обеспечивала его власть. ВозмужавшийСвятослав продолжил политику укрепления государственности. На Оке он подчинил вятичей, обложенных данью хазарами, а затем двинулся и на них самих.В 964 году он захватил Хазарский каганат, разрушил егогорода, Итиль и Саркел. Хазария перестала существовать как государство. На реке Кубани Святослав победил ясов и касогов (черкесов), овладел местностью на Азовском побережье. На Волге он разорил земли камских болгар и взял их столицу город Болгар. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь.

Святослав получил прошение от греков помочь им в борьбе с дунайскими болгарами. В 967–970 годах Святослав разбил болгарское войско и завоевал столицу дунайских болгар город Переяславец. В 970-971 годах произошла война с Византией, опасавшейся усиления Руси в дунайских землях. В 971 году русская рать была разбита в Болгарии византийским императором Иоанном Цимисхием. Весной 972 года, возвращаясь в Киев, Святослав погиб на днепровских порогах в стычке с печенегами.

Ярополк (972–980). После смерти Святослававеликокняжеский престол в Киеве принадлежал Ярополку – старшему из сыновей, Олег правил в древлянских землях, а Владимир – в Новгороде. В 977 году началась первая на Руси княжеская усобица между сыновьями Святослава. Ярополк пошел ратью на древлянского князя; дружины встретились, Олег погиб в схватке. Владимир, избегая возможного преследования, бежал за море. Ярополк стал единодержавным правителем. Через три года Владимир возвратился с варягами в Новгород, чтобы вступить в борьбу с Ярополком. Он стремился найти союзника в лице полоцкого князя Рогволода, поэтому прислал свататься к его дочери Рогнеде. Но Рогнедаготовилась выйти замуж за Ярополка и не желала быть женою сына рабы (Владимир был сыном ключницы Малуши – рабыни Святослава).Владимир напал на Полоцк и убил Рогволода с двумя сыновьями, а Рогнеду насильно сделал женой. Из Полоцка Владимир двинулся с большим войском на Ярополка. Киевский воевода варяг Блуд вступил с Владимиром в тайный сговор. Киевляне не поддерживали Ярополка из-за его покровительства христианской общине и готовились впустить Владимира за стены Киева. По совету Блуда Ярополк бежал из Киева в город Родень, где был убит нанятыми Владимиромварягами. Владимир Святославичстал единоличным правителем Руси (980 год).

 

Культура Древней Руси

Быт, культура и нравы восточных славян. ДоIX века хазары владели Киевом и частью Южной Руси. С Византией связь, по всей видимости, изначально носила мирный торговый характер. Славяне торговали с греками мехами, медом и т.д.Летописец Нестор в XII веке писал, что наиболее развитыми и цивилизованными среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции находились на весьма высоком уровне.

До периода правления Ольги русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием язычества. В культуре языческой Руси трудно найти хазарские, скандинавские и другие мотивы, что позволило М.В. Ломоносову считать культуру Руси самобытной. Влияние варягов действительно было крайне незначительным. Хазары также практически не оставили следа в духовной и материальной культуре Древней Руси.

Об языческих верованиях наших предков известно очень мало. Варяги поклонялись пантеону богов во главе с Перуном. Также существовал культ предков – родов или щуров. Жреческого слоя не было, зато были волхвы, гадатели, колдуны, кудесники.

Русские историки Н. М. Карамзин и И. Е. Забелин опровергают мнение историка-германофила А. Л. Шлецера о примитивности материальной культуры славян в языческие времена. Доказательство тому – арконскийхрам(на острове Аркона), по выражению Карамзина, «весьма искусно сложенный». Киев и другие русские центры были украшены деревянными идолами, уничтоженными при князе ВладимиреI. Каменного строительства языческая Русь не знала, но существовали земляные и деревянные крепостные сооружения.Языческая Русь имела свою письменность, затем вытесненную кириллицей. Текст договора князя Олега с греками 911 года был составлен на двух языках – славянском и греческом.

Христианское просвещение на Руси. После Крещения Руси начался новый этап в развитии древнерусской культуры, которая стала руководствоваться византийскими образцами и правилами.

Монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали новую славянскую письменность – кириллицу. По этой азбуке распространялось просвещение на Руси. При Владимире Святом и Ярославе Мудром появились первые школы при церквах, дворах епископских или заводимые князьями за свой счет.Школа, заведенная Ярославом в Киеве, имела 300 учеников и давала знания для церковной и государственной службы. Существуют сведения, что в этих школах учили греческому языку. Знание иностранных языков считалось замечательным умением для знатных людей. Отец Владимира Мономаха знал пять языков, и Мономах с гордостью призывал брать с него пример.

Монастыри учили не только вере, но и «Книжному почитанию». В монастырях процветала грамотность, и образовывались целые библиотеки. Книги, принесенные на Русь вместе с Крещением, представляли собой болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги. Переводная литература была представлена произведениями раннехристианских отцов церкви: Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Под влиянием болгарской создавалась и собственно русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.

Жития представляли собой жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов и светских людей, заслуживших причисление к лику святых. Из первых дошедших до нас житий наибольшую известность имеют «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского».

Русское летописание зародилось под влиянием византийских летописей. Автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» (начало XII века) был Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря. По сложившейся традиции авторство летописи обычно приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору. Возможно, Сильвестр только переписывал и дополнял более древний текст летописи. «Повесть временных лет» охватывает события древнейшей мировой истории, говорит о началах Русской земли и ведет хронологическое описание ее истории с 862 по 1110 годы. Благодаря этому памятнику древнерусской литературы мы имеем сведения о нашей древней истории.Борьбу русского народа с кочевниками-половцами отражает историко-художественное произведение «Слово о полку Игореве» (конецXII века).

Поучения, написанные деятелями церкви, охватывали вопросы религиозного воспитания. Кроме поучений, принадлежавших духовным лицам, до нас дошло Поучение, написанное Владимиром Мономахом для детей своих; Поучение Мономаха описывает обязанности человека вообще и обязанности князя, религиозные, семейные и общественные обязанности. Мономах завещал детям опекать больных, нищих, вдов и сирот, быть милостивым к противнику. Христианская вера, безусловно, возвысила и общий уровень архитектуры, по выражению С.Ф. Платонова, совершив переворот в области пластического искусства.Первым возведенным храмом стала Десятинная церковь в Киеве (989). При Ярославе Мудром были созданы каменные храмы, строившиеся по византийским образцам: киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главнейших городах Руси. Архитектурное дело в XI веке достигло в Киеве значительного развития.Искусство этого периода носит название русско-византийского. Первыми мастерами изобразительного искусства были греки. Затем появились и русские мастера. Храмы украшались богатыми мозаиками, фресками и иконами. В городах процветало ювелирное дело и производство эмали.

Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Установление монголо-татарского ига и его последствия для развития Руси

Рождение Монгольской державы. Монгольское племя зародилось на берегах рек Онон и Керулен. К концу XII века монгольское племя усилилось: произошло разложение первобытнообщинных отношений, хозяйственной основой монголов становится не род, а семья; выделилась родоплеменная знать. Монгольское государство зародилось как изначально военизированное: знать требовала захвата добычи, пленных, новых земель для ведения кочевого скотоводства. Во второй половине XII века между монгольскими племенами начинается борьба за первенство. В междоусобице победил Темучин (Чингисхан), подчинивший большинство монгольских племен. Известно, что Чингисхан уничтожил ханов-соперников, сварив их в больших котлах.

В 1211–1213 годахЧингисханпокорил Северо-Восточный Китай, в 1215 году занял Пекин, в 1223 году – Персию, затем Кавказ, земли алан и половцев и вышел к границам Южной Руси. В 1223 году состоялось сражение на реке Калка между монгольской и объединенной русско-половецкой ратью, закончившееся полной победой Чингисхана. Половцы не выдержали монгольского натиска и бежали с поля боя, погибло 6 русских князей и 10 000 только киевлян, многие оказались в плену.

Нашествие Батыя. В 1227 году умер Чингисхан; ему наследовал его сын Угэдэй; старший сын Чингиса – Джучи был владельцем земель между Яиком (Уралом) и Днепром, но умер еще при жизни Чингиса; улус Джучи перешел к его сыну Батыю (Бату).В 1235 году состоялся курултай, провозгласивший великий поход на Запад. В 1236 году 300 000 татар под начальством Батыя вторглись в Волжскую Болгарию. В следующем году приблизились к юго-восточным границам Руси.Русские княжества в совокупности могли выставить десятки и даже сотни тысяч дружинников и ополченцев, но каждое княжество оборонялось по отдельности. Разрозненные русские земли стали жертвой 150-тысячного войска Батыя.

16 декабря 1237 года монголы осадили Рязань, а 21 декабря взяли приступом и сожгли, жителей истребили, князя Юрия Игоревича выманили из города и убили.Далее монголы вторглись во владимирские земли. 3 февраля 1238 года татары осадили Владимир, 7 февраля город сожгли; одновременно захватили и пожгли Суздаль. Из Владимира войска Батыя пошли дальше, разделившись на несколько отрядов: одни направились к Ростову и Ярославлю, другие – на Волгу и на Городец; иные пошли к Переяславлю, Юрьеву, Дмитрову, Волоколамску, Твери – за один февраль взяли 14 городов.

Владимирский князь Юрий стоял на реке Сити, когда ему пришла весть о сожжении Владимира. Трехтысячный отряд Юрия выступил против татар 4-го марта 1238 года. Татары обратили в бегство русские полки, убили множество ратников, князь Юрий погиб в бою. От Сити татары пошли на юго-запад Руси, где встретили ожесточенное сопротивление. Торжок сопротивлялся татарам две недели, 23 марта татары взяли город и истребили всех его жителей. От Торжка татары повернули на север, но, не дойдя до Новгорода 100 верст, они повернули на юго-восток, опасаясь весеннего разлива рек, мешавшего перемещению конницы. На этой дороге Батый задержался на семь недель у Козельска, который долгое время пытались взять приступом. Захватив стены и валы, татары потеряли 4000 человек. После взятия Козельска, прозванного татарами злым городом, захватчики полностью истребили его защитников, жителей, их жен и детей.

От Козельска Батый отправился в Половецкую степь, разбил хана Котяна и изгнал половцев в Венгрию. Половецким путем орды Батыя явились в Южную Русь, взяли Переяславль Южный и Чернигов. В 1240 году, 6 декабря, Батый овладел Киевом, затем был взят Каменец, Галич и другие города Волыни и Галицкой земли. Весной 1241 года Батый перешел Карпаты и опустошил владения венгерского короля, польские земли, вторгся в Силезию и Моравию. Рыцари смогли нанести монголам несколько поражений, но Европу спасли события в монгольской столице Каракоруме. В 1242 году великий хан Угэдэйскончался, престол занял Гуюк, другой сын Чингисхана, и Батый повернул войско на юго-восток, чтобы вступить в схватку за власть.

Последствия монгольского нашествия. В 1237–1240 годах основная часть русских земель была разорена и покорена монголами под предводительством хана Батыя, внука Чингисхана. Последствиями монгольского нашествия явились разрушения многих городов, значительные людские потери. Большинство русских земель вошли во владения Батыя – Улус Джучи (Орда). Однако многие современные историки отрицают наличие «ига» на Руси. Формально подчиняясь хану, главным правителем на Руси оставался великий князь владимирский. Русские княжества, принявшие власть Орды, сохранили большую политическую самостоятельность и даже выиграли от союза с ней, защитив себя от посягательств Литвы, Польши, Ливонии и шведов. Другая ситуация была в Южной Руси. Запустение днепровской Руси, начавшееся в XIIвеке, довершилось татарским вторжением 1239-40 годов. С тех пор старинные области Руси превратились малонаселенную пустыню. В Киеве оставалось 200 домов, обыватели которых жили в постоянном угнетении. В Днепровских пустынных землях бродили остатки печенегов, половцев, других тюркских племен. В XVIвеке Юго-Западная Русь с Галицией была захвачена Польшей и Литвой, Киевские, Перяславльские и Черниговские земли стали восточной окраиной Польско-литовского государства – Малой Россией. В этот период и начинает формироваться южная ветвь русского народа – малороссийское племя. Потомки кочевых племен и оставшихся там славян дали начало днепровскому казачеству.

 

Образование Русского централизованного государства

Иван III Великий (1462–1505). Эпоха Ивана Великого составляет переломный период в русской истории. Эта эпоха открывает историю самостоятельного Русского государства, возглавляемого Москвой.

В 1462 году скончался Василий II, и на престол вступил его сын Иван Васильевич. На этот момент Москва владела большинством русских земель, но Новгород, Псков, Ярославль, Тверь, Рязань оставались независимыми государствами. Кроме того, Москва продолжала платить дань татарам, несмотря на большую самостоятельность. Новой угрозой стало отколовшееся от Орды Крымское ханство, которому в 1569 году был нанесен сильный удар с целью освобождения пленников. На западе Руси угрожало сильное Литовское княжество.

Иван продолжил политику своих предшественников, собирая русские земли вокруг Московского княжества.Первоочередной задачей стояло присоединение Великого Новгорода. В 1471 году новгородцы, опасаясь посягательств москвичей на свои земли, заключили соглашение с Литвой. 14 июля 1471 года московская рать разбила новгородское войско в битве у Шелони. В этот день московские воеводы, имея 4000 человек против 40000 новгородцев, одержали выдающуюся победу: новгородцы только убитыми потеряли 12000 и 1700 пленными. Правитель Новгорода посадник Борецкий был схвачен и казнен. Новгород отказывался от сношений с Литвой и выплачивал москвичам большую контрибуцию. После этих событий фактической правительницей Новгорода стала Марфа Борецкая, вдова посадника. Марфа возглавляла партию противников мира с Москвой.

В январе 1478 года московские полки окружили Новгород.Иван потребовал полной покорности, упразднения вече,власти посадника, утверждения московских порядков. Новгородцы согласились на эти условия и присягнули московскому князю, вечевой колокол увезли, Борецкую выслали в Москву, местная знать также отправилась на поселение в московские земли.

Большинство удельных княжеств уже влились в состав Московского государства. Оставались только Тверь, Псков и Рязань.Псков сохранил формальную независимость, но зависел от Москвы, которая назначала псковских князей.Рязанские князья всецело подчинялись Ивану, но Тверь вступила в переговоры с Литвой, желая получить помощь против Москвы.В 1485 году Иван начал войну с Тверью, одержал победу и изгнал тверского князя Михаила Борисовича в Литву. Тверское княжество вошло в состав Московского государства. Объединение Северной Руси завершилось. Все огромное пространство севера нынешней Европейской России, от Финского залива до Белого моря, теперь принадлежало московскому государю.

К моменту захвата Новгорода великий князь московский уже был независимым от Орды, пришедшей к полному ослаблению, междоусобицам и распаду на отдельные ханства. Иван перестал платить дань Орде, ограничиваясь одними дарами. Золотоордынский хан Ахмат, желая привести в прежнее подданство потомка тех князей, что были в рабстве у монголов, выдвинул большое войско в русские земли.

Осенью 1480 году произошло стояние на реке Угре – встреча русского и ордынского войска на ее противоположных берегах. Великий князь московский не решался начать сражение, полки татар также не перешли реку, напуганные залпами русских пушек и пищалей. В итоге захватчики отступили, не выдержав долгого и бесцельного стояния. Стояние на Угре считают моментом окончательного освобождения Руси от монгольского ига, хотя Русь уже была практически независимой от Орды. Это событие следует считать временем окончательного падения Золотой Орды. Ее ханов теперь даже формально не считали властителями русских князей. В 1481 году Ахмата убил шибанский хан Ивак, а наследники Ахмата не пытались вернуть Москву под свою власть.

В конце правления Иван принял титул государя и великого князя Всея Руси, что превосходило титул «великий князь московский». В дипломатической переписке Иван стал употреблять титул «царь», что приравнивало его к германскому императору и турецкому султану.

Создание централизованного управления страной было завершено принятием Судебника 1497 года. Новый свод законов сталпервым кодексом законов объединенного Российского государства и должен был заменить разные своды законов, судебные правила и обычаи, действовавшие в русских землях, оказавшихся под властью Москвы. Судебник Ивана III устанавливал новую систему управления страной, обозначал роль монарха, Боярской думы, порядок судопроизводства. Одновременно Судебник ограничивал права крестьянства – отныне крестьянин имел право перехода от помещика только раз в году – в течение недели до Юрьева дня (24 ноября) и неделю после.

Формированию единого государства сопутствовало возникновение идеологии «Москва – Третий Рим». В 1453 году главный оплот Православия – Константинополь пал под ударами турок-османов. Сербы и болгары тоже оказались под османским гнетом. Московская Русь становилась главным православным государством. Митрополит Зосима говорил об ИванеIII как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде – Москве. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра –Рим и Константинополь (Второй Рим) пали из-за вероотступничества. Но «Ромейское царство» – неразрушимо, оно просто переместилось на восток, и Россия новая Римская империя: «Два Рима пали, Третий Рим есть Москва, а Четвертому – не бывать».

Оценки Ивана Великого. Н.М. Карамзин ставил Ивана III выше Петра Великого, который уничтожил много самобытного и провел реформы насильственно, ценой больших жертв.С.М. Соловьев, считал, что без умных предшественников Иван не обрел бывозможности смело вести такие обширные предприятия. Действительно, Иван III явился успешным продолжателем политики Дмитрия Донского и Василия Темного, и умело воспользовался плодами их деятельности. Но он проявил и исключительный государственный ум, и политический талант, открывая новую эпоху русской истории, более результативную, чем предшествующие времена.

Для С.Ф. Платонова Иван III – первый государь-самодержец всей Руси, создатель Московского государства. В начале правления он проводил удельную политику, а в конце его правления эта политика стала национальной. Уничтожив соседних удельных князей, он превратился в единого государя целой народности. Наконец, Иван Великий создал новое направление во внешней политике. Отношение с иноплеменными соседями стало наступательным, а не оборонительным.Он сбросил с себя последние остатки зависимости от золотоордынского хана. Твердую наступательную политику Русь стала проводить в отношении Литвы, державшей западные русские земли.

Василий IIIВеликий (1505–1533 годы). После смерти Ивана IIIвеликокняжеский престолзанял его старший сын Василий. Внутренняя политика Василия III, равно как и внешняя, была прямым продолжением действий отца. Василий продолжил присоединение оставшихся русских уделов, но все они практически бескровно вошли в состав Московского княжества. В 1510 году Василий уничтожил вечевое правление во Пскове, вывез 300 семей псковитян в Москву, а на их место поставил московские семьи. В 1513 году Василий присоединил Волоцкий удел (с главным городом Волоколамском). В 1521 году Василий арестовал рязанского князя Ивана, а его волость присоединил к Москве. Последние русские земли – Стародубское и Северское княжества – вошли в состав Русского государства в 1523 году. Василий выгнал местных князей из их городов и забрал их владения. Таким образом, уделы были упразднены, в Московском государстве остались только простые служилые князья, которые в своих вотчинах не имели уже никаких державных прав и служили великому князю, как простые бояре.

Политика в отношении Литвы продолжала политику предшествующего княжения. В 1514 году Василий III отвоевал Смоленск у литовского князя. В 1522 году литовцы официально признали вхождение Смоленска в состав Московского государства.

 

 

Опричнина

 

Эпоху Ивана Грозного можно условно разделить на два больших периода: прогрессивный и тиранический, начавшийся после 1564 года, когда наступил период государственного террора.

Эпоха с 1565 по 1572 год носит название периода опричнины. Опричнина– совокупность мер, направленных на истребление родовой аристократии. Явление опричнины достаточно изучено историками, которые по-разному трактуют его смысл и истоки. Н.М. Карамзин писал о глубоком внутреннем переломе, постигшем Грозного к тридцатилетию. Л.Н. Гумилев не видел социального смысла в опричнине, считая ее порождением припадка безумия царя-тирана.

С.М. Соловьев и В.О. Ключевский более объективно объясняли истоки проводимой Грозным политики. Корни опричнины они видели в политике его предшественников. Опричнина была радикальной мерой по продолжению централизации страны и искоренению удельного боярства. В поглощенных Москвой княжествах и уделах еще жила местная знать, помнившая о вотчинах своих предков. Остатки боярского сепаратизма естественны для Московии той эпохи, когда еще продолжался процесс формирования великорусской народности.

Террор начался после того, как в декабре 1564 года царь безвестно исчез и объявился в Александровской слободе только в январе 1565 года. 3 января 1565 года царь прислал из слободы к митрополиту Афанасию список, в котором указывались измены боярские, воеводские и всяких приказных людей, какие убытки они нанесли. Духовенство и бояре явились к царю в слободу и просили его править, как ему угодно, но вернуться на трон. Разыгранное царем отречение было изначальной манипуляцией – таким путем он добивался особых полномочий для проведения мер, которые мы называем политикой опричнины. Иван принял прошение знати о возвращении, но возлагал опалу на изменников, иных казнил и отбирал их имущество; вводился особый двор с особыми боярами, окольничими, дворецкими, приказными людьми, стрельцами и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.172.68 (0.048 с.)