Эволюция восточнославянской государственности в XI–XII веках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция восточнославянской государственности в XI–XII веках



Русь при наследниках Владимира I. В 1015–1019 годах произошла междоусобица между сыновьями Владимира – Борисом, Глебом, Святославом и Ярославом и сыном Ярополка – Святополком, племянником Владимира. В 1015 году, после смерти Владимира, великокняжеский престол перешел к Святополку – старшему из братьев. Но старшие дети Владимира и христианской принцессы имели перед ним явное преимущество и поэтому представляли собой опасных соперников (Святополк был сыном язычников). Святополк начинает борьбу со своими братьями Борисом, Глебом и Святославом. Борис был убит близ Переяславля, Глеб – близ Смоленска, Святослав бежал в Венгрию, но убийцы настигли его в Карпатах. Двоих первых впоследствии причислили к лику святых, Святослав не удостоился этой чести. Святополк, получивший прозвание Окаянного, продолжил борьбу с младшим из братьев – новгородским князем Ярославом.В 1016 году Ярослав разбил Святополка и временно занял Киев, но бежал оттуда после объединения Святополка и польского короля Болеслава Храброго. В 1019 году Ярослав окончательно разбивает Святополка и изгоняетегов Польшу, где тот находит свою гибель.

Ярослав Мудрый(1019–1054). Княжение Ярослава Владимировича может назваться продолжением княжения отца. Ярослав укреплял и осваивал присоединенные земли и содействовал распространению новых начал, принесенных христианством. На время правления Ярослава Мудрого пришелся расцвет Киевской державы.Он утвердил единодержавие и подавил сепаратистские тенденции – ценой кровавых усобиц с оставшимися родственниками. Ярослав выдержал войну с племянником – полоцким князем Брячеславом, внуком Владимира. В 1023 году началась война с последним из братьев –тмутараканским князем МстиславомУдалым.Мстислав разбил брата и разделил с ним Киевскую державу. За Ярославом осталась только западная часть Руси, а границей между владениями братьев служил берег Днепра.Не сумев победить брата, Ярослав полностью объединил Русь после его смерти в 1036 году. БрячеславПолоцкий, очевидно, повиновался своему дяде. Ярославокончательно разгромил печенегов в 1037 году и утвердил русские завоевания в землях чуди (сегодняшняя Эстония). Ятвяги и литовцы платили дань Киеву. Ярослав, подобно отцу, заселял пустынные пространства и возводил в них новые города: Юрьев (Дерпт) в земле Чудской и Ярославль, южная граница Руси со степью была укреплена линией военных городков-острожков. В 1051 году Ярослав, препятствуя греческому замыслу установить не только духовную, но и мирскую власть над Русью, сам назначил первого русского митрополита – Илариона.

Одним из самых больших достижений Ярослава Мудрого стало издание первого сборника законов Древней Руси Русской Правды. Этот законодательный сборник вводил письменное уголовное право, общее для всех русских людей. Ярослав ограничивал кровную месть и вводил систему штрафов за убийство: 80 гривен платили за убийство княжьего боярина или тиуна, 40 гривен за свободного человека, 5 гривен за холопа; вира (плата) за убийство платилась князю всей вервью (крестьянской общиной). Дети Ярослава полностьюотмениликровную месть за родича.

При Ярославе произошел расцвет древнерусской культуры: в Киеве и Новгороде возвели грандиозные Софийские соборы, везде велось каменное строительство, получило распространение просвещение.

Наконец, о державном величии Ярослава Мудрого, его большом авторитете среди европейских монархов говорит и следующее: Елизавета Ярославна была женой норвежского принца, Анна Ярославна – французского короля, младшая дочь великого Ярослава – Анастасия вышла замуж за короля венгерского.

Русь при наследниках Ярослава. После смерти Ярослава Русь вступила в период распада государственного и территориального единства. По выражению Н.М. Карамзина, «Древняя Русь погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Наследники и потомки Ярослава – великие князья киевские Изяслав (1054–1078), Всеволод (1078–1093) и Святополк (1093–1112) – ушли в усобицы, не сумев соединить части распадающегося государства. В этот период выдвинулись Смоленск, Любеч, Чернигов, Ростов и Суздаль как новые политические центры.В 1097 году по инициативе черниговского князя Владимира Мономаха состоялся съезд князей в Любиче, призванный прекратить кровавые усобицы. Каждый князь закрепил свою вотчину и обязался править в согласии с другими князьями. Именно в эти времена русские князья окончательно решают проблему половецких набегов. В 1111году под руководством Владимира Мономаха совершился крупный военный поход в степь, навсегда усмиривший половцев.

Владимир Мономах(1113–1125) и его наследники. Мономахвступил на киевский престол в дни народных волнений в Киеве (1113).Пользуясь безначалием, киевляне грабили дом тысяцкого Путяты и евреев, бывших в столице. Владимир Мономах, призванный киевлянами на престол, вступил в Киев и усмирил мятежников.Время Мономаха, по выражению Н.И. Костомарова, было периодом самым цветущим в древней истории Киевской Руси. Половцы и другие народы больше не беспокоили русский народ. Владимир изгнал из Руси берендеев, печенегов, торков; оставшихся из них он принял на службу русским, потомки этих кочевников вошли в историю как черные клобуки или черкасы. Мономах явился законодателем, дополнивший положения «Русской Правды» в области суда, имущественного наследования, торгового права. Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и литературной деятельности на Руси.Сын Мономаха Мстислав Великий (1125–1132) продолжал политику отца.Напериодегоправления распад русской государственности удалось временно преодолеть.Н.М. Карамзин писал: «Превосходные достоинства Мстислава удерживали частных князей в границах благоразумной умеренности, кончина его разрушила порядок». После смерти Мстислава на престол вступил его младший брат Ярополк (1132–1139). При нем половцы снова нанесли опустошительный удар по Руси, чудь взбунтовалась, перестала платить дань и захватила Юрьев. После смерти Ярополка киевский престол переходил из рук в руки между потомками Владимира Мономаха и Святослава Черниговского; Вячеслав, Всеволод, Изяслав и Юрий вели кровавые усобицы, приблизившие упадок Киевской державы. В 1169 году Владимирский и суздальский князь Андрей Боголюбский разграбил Киев и сделал Владимир главным городом на Руси.Произошло падение великого княжения Киевского и установление великого княжение Владимирского; Киевская Русь ушла в прошлое, наступил период Удельной Руси.

 

 

Культура Древней Руси

Быт, культура и нравы восточных славян. ДоIX века хазары владели Киевом и частью Южной Руси. С Византией связь, по всей видимости, изначально носила мирный торговый характер. Славяне торговали с греками мехами, медом и т.д.Летописец Нестор в XII веке писал, что наиболее развитыми и цивилизованными среди всех были поляне, чьи обычаи, семейные традиции находились на весьма высоком уровне.

До периода правления Ольги русская культура – устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло – развивалась под влиянием язычества. В культуре языческой Руси трудно найти хазарские, скандинавские и другие мотивы, что позволило М.В. Ломоносову считать культуру Руси самобытной. Влияние варягов действительно было крайне незначительным. Хазары также практически не оставили следа в духовной и материальной культуре Древней Руси.

Об языческих верованиях наших предков известно очень мало. Варяги поклонялись пантеону богов во главе с Перуном. Также существовал культ предков – родов или щуров. Жреческого слоя не было, зато были волхвы, гадатели, колдуны, кудесники.

Русские историки Н. М. Карамзин и И. Е. Забелин опровергают мнение историка-германофила А. Л. Шлецера о примитивности материальной культуры славян в языческие времена. Доказательство тому – арконскийхрам(на острове Аркона), по выражению Карамзина, «весьма искусно сложенный». Киев и другие русские центры были украшены деревянными идолами, уничтоженными при князе ВладимиреI. Каменного строительства языческая Русь не знала, но существовали земляные и деревянные крепостные сооружения.Языческая Русь имела свою письменность, затем вытесненную кириллицей. Текст договора князя Олега с греками 911 года был составлен на двух языках – славянском и греческом.

Христианское просвещение на Руси. После Крещения Руси начался новый этап в развитии древнерусской культуры, которая стала руководствоваться византийскими образцами и правилами.

Монахи-просветители Кирилл и Мефодий создали новую славянскую письменность – кириллицу. По этой азбуке распространялось просвещение на Руси. При Владимире Святом и Ярославе Мудром появились первые школы при церквах, дворах епископских или заводимые князьями за свой счет.Школа, заведенная Ярославом в Киеве, имела 300 учеников и давала знания для церковной и государственной службы. Существуют сведения, что в этих школах учили греческому языку. Знание иностранных языков считалось замечательным умением для знатных людей. Отец Владимира Мономаха знал пять языков, и Мономах с гордостью призывал брать с него пример.

Монастыри учили не только вере, но и «Книжному почитанию». В монастырях процветала грамотность, и образовывались целые библиотеки. Книги, принесенные на Русь вместе с Крещением, представляли собой болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги. Переводная литература была представлена произведениями раннехристианских отцов церкви: Иоанна Златоуста, Григория Нисского, Кирилла Иерусалимского. Под влиянием болгарской создавалась и собственно русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.

Жития представляли собой жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов и светских людей, заслуживших причисление к лику святых. Из первых дошедших до нас житий наибольшую известность имеют «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского».

Русское летописание зародилось под влиянием византийских летописей. Автором древнейшей летописи «Повесть временных лет» (начало XII века) был Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря. По сложившейся традиции авторство летописи обычно приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору. Возможно, Сильвестр только переписывал и дополнял более древний текст летописи. «Повесть временных лет» охватывает события древнейшей мировой истории, говорит о началах Русской земли и ведет хронологическое описание ее истории с 862 по 1110 годы. Благодаря этому памятнику древнерусской литературы мы имеем сведения о нашей древней истории.Борьбу русского народа с кочевниками-половцами отражает историко-художественное произведение «Слово о полку Игореве» (конецXII века).

Поучения, написанные деятелями церкви, охватывали вопросы религиозного воспитания. Кроме поучений, принадлежавших духовным лицам, до нас дошло Поучение, написанное Владимиром Мономахом для детей своих; Поучение Мономаха описывает обязанности человека вообще и обязанности князя, религиозные, семейные и общественные обязанности. Мономах завещал детям опекать больных, нищих, вдов и сирот, быть милостивым к противнику. Христианская вера, безусловно, возвысила и общий уровень архитектуры, по выражению С.Ф. Платонова, совершив переворот в области пластического искусства.Первым возведенным храмом стала Десятинная церковь в Киеве (989). При Ярославе Мудром были созданы каменные храмы, строившиеся по византийским образцам: киевская церковь св. Софии, новгородская церковь св. Софии и другие храмы в главнейших городах Руси. Архитектурное дело в XI веке достигло в Киеве значительного развития.Искусство этого периода носит название русско-византийского. Первыми мастерами изобразительного искусства были греки. Затем появились и русские мастера. Храмы украшались богатыми мозаиками, фресками и иконами. В городах процветало ювелирное дело и производство эмали.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.011 с.)