Технологические карты руководства играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологические карты руководства играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок.



Пояснительная записка

Дошкольное детство – это важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.

Вместе с тем, сегодня, в век всеобщей компьютеризации и информационных технологий, весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и одному из основных видов деятельности человека. Поэтому задача приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных.

Известно, что читательский опыт начинает закладываться уже в дошкольном детстве. Именно в этот период со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы, для поддержания интереса к книге обладают игры-драматизации, которые помогают ребенку на более осознанном уровне осмыслить литературное произведение, эмоционально погрузиться в него, примерить на себя всевозможные образы и роли. С удовольствием участвуя в играх-драматизациях, дошкольники знакомятся с литературным произведением не только через слово, но и через образы, краски, звуки, действия.

Эффективность этой работы обеспечивает педагог, который должен целенаправленно, последовательно и систематично осуществлять руководство играми-драматизациями детей. Построить работу в этом направлении поможет методическое пособие, включающее методические рекомендации по использованию игр-драматизаций в процессе приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе, технологические карты руководства играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок.

 Данное пособие может быть использовано студентами педагогического колледжа, воспитателями образовательных организаций.  

1. Методические рекомендации по использованию игр-драматизаций в процессе приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе

 

Использование игр-драматизаций для приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе становится возможным при выполнении следующих условий:

¾ оптимальном оснащении театрально-игровой деятельности разнообразным оборудованием, материалами и атрибутами. 

¾ систематичности ознакомления детей с произведениями детской художественной литературы и фольклора, включения их в ситуацию «театра»;

¾ грамотной организации театрализованной деятельности и ее насыщении интересным, эмоционально-значимым для детей содержанием;

¾ постепенности и последовательности обучения дошкольников разнообразным вербальным и невербальным средствам выразительности; 

¾ использования интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми в процессе педагогического руководства играми-драматизациями

 

1.1. Методические рекомендации по оснащению театрально-игровой деятельности дошкольников.

Одним из важных средств развития игры-драматизации является развивающая предметно-пространственная среда группы. Причем предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного театрально-игрового творчества каждого ребенка. Для обеспечения театрализованной деятельности детей в группе должен быть оборудован театральный уголок, отвечающий требованиям ФГОС к проектированию РППС. Согласно этим требованиям среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В целях реализации данных требований театральный уголок должен быть оснащен различным оборудованием и атрибутами для организации театрально-игровой деятельности. В театральном уголке должны быть:

¾ театральные ширмы (настольные и напольные), фланелеграф, экран для театра теней, зеркало;  

¾ разные виды кукольного театра (пальчиковый, настольный, бибабо, теневой, театр на фланелеграфе и пр.);

¾ элементы театральных костюмов, костюмы и атрибуты для ряжения, создания образа;

¾ театральные декорации;

¾ детские музыкальные инструменты для озвучивания спектаклей;

¾ книжки-игрушки по сказкам, иллюстрации к литературным произведениям, аудиозаписи, схемы для их пересказа (пиктограммы, мнемокарточки);

¾ разнообразные материалы для изготовления атрибутов и декораций к играм-драматизациям (природный и бросовый материал, ткани, разные виды бумаги и картона, конструкторы и т.п.).

Все материалы, находящиеся в театральном уголке, должны быть безопасны, доступны для самостоятельного использования детьми в театрально-игровой деятельности.

Необходимо периодическое обновление материала, ориентированное на интересы разных детей, его сменяемость в зависимости от образовательных задач, происходящих в группе событий (например, знакомство с новым литературным произведением), сезонных изменений в природе (например, зимой можно внести атрибуты для разыгрывания сказок «Рукавичка» или «Зимовье зверей», а весной – для игры-драматизации по мотивам сказки «Заюшкина избушка»). 

 

 

1.2. Методические рекомендации по организации и руководству играми-драматизациями в процессе приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе.

Требования к организации игр-драматизаций:

1) Содержание и разнообразие тематики: игры-драматизации должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, его чувств, нравственных понятий, содействовать познанию окружающего мира. Также они должны быть различны по своему содержанию, что подразумевает специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты игр-драматизаций.

2) Систематичность проведения: постоянное, ежедневное включение игр-драматизаций во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3) При организации игр-драматизаций необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей, склонностей и интересов: именно поэтому в среднем дошкольном возрасте основой для игр-драматизаций чаще всего являются сказки, которые вызывают у дошкольников яркий эмоциональный отклик, привлекают своей образностью и динамикой. 

4) Обеспечение максимальной активности детей на этапах подготовки и проведения игр-драматизаций.

5) Создание условий для сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрально-игровой деятельности, а также условий для возникновения самостоятельных игр-драматизаций.

 

Рекомендации по подбору литературных произведений для проведения игр-драматизаций с детьми среднего дошкольного возраста.

В средней группе предпочтение надо отдавать произведениям с интересным содержанием, с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки: их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций, герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. Детям 4 – 5 лет наиболее интересны, близки и понятны русские народные сказки. 

 

Методические рекомендации по организации и руководству играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок в средней группе.

Работа, направленная на организацию игр-драматизаций по мотивам русских народных сказок, должна строиться как система специально организованных занятий, совместной деятельности педагога с детьми в режимные моменты и самостоятельной деятельности детей. Проводиться она может ежедневно как в утренние, так и в вечерние часы.

Руководство играми-драматизациями осуществляется последовательно и включает в себя 4 этапа разной направленности:

¾ 1 этап – знакомство с литературным текстом и образами героев сказки;

¾ 2 этап – развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

¾ 3 этап – организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки;

¾ 4 этап – развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки.

Первый этап важен тем, что работа над текстом литературного произведения лежит в основе руководства игрой-драматизацией, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом разыграть его.

Исходя из этого, первому этапу соответствуют следующие образовательные задачи:

¾ приобщение детей к произведениям фольклора, ознакомление с содержанием русских народных сказок, воспитание эмоционально-образного их восприятия через включение в ситуацию театра;

¾ развитие умения оценивать характер персонажей;

¾ развитие связной речи (диалогической и монологической) в процессе пересказа сказки;

¾ развитие внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения, мышления, эмоциональной отзывчивости; 

¾ закрепление представлений о героях и последовательности событий в процессе моделирования, рассматривания иллюстраций и игровой деятельности по мотивам сказки.   

Руководя деятельностью детей на этапе ознакомления со сказкой, необходимо проводить специальные занятия по ознакомлению с художественной литературой. Длительность занятия должна составлять 20 минут.   

Структура занятия состоит из трех частей:

¾ вводная часть обеспечивает вовлечение детей в деятельность, их мотивацию, введение в тему, создание эмоционального настроения;

¾ основная часть направлена на ознакомление с литературным произведением через включение его в ситуацию театра и на организацию разных видов деятельности (беседы, игры, моделирование последовательности событий сказки), где воспитатель и каждый ребенок должны иметь возможность реализовать свой творческий потенциал;

¾ заключительная часть способствует созданию условий для эмоционального выхода из занятия, для перехода к другой деятельности в контексте содержания сказки.

Ознакомление с содержанием сказки, с ее героями может продолжаться в течение нескольких дней вне занятий. В процессе совместной деятельности с воспитанниками и самостоятельной деятельности детей целесообразно использовать разнообразные методы и приемы работы:

¾ просмотр спектакля по мотивам сказки;

¾ прослушивание аудиозаписи или просмотр мультфильма, диафильма;

¾ пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу;

¾ разные виды игр по мотивам сказки: дидактические, пальчиковые, хороводные, подвижные, словесные, имитационные, настольно-печатные, игры-загадки и др.; 

¾ рассматривание книг и иллюстраций;

¾ театрализованные игры по мотивам сказки с использованием разных видов театра. 

Просмотр спектакля позволит включить сказку в ситуацию театра, показать возможности исполнительского творчества, выразительности мимики и движений для передачи образа. При прослушивании аудиозаписи надо обращать внимание дошкольников на интонационную выразительность речи артистов, на тембр их голоса при озвучивании того или иного персонажа сказки. При рассматривании с детьми иллюстраций к сказке особое внимание должно уделяться анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках. Рассматривая изображения, отвечая на наши вопросы, дети вспоминают текст сказки и представляют определенный образ.

В процессе работы над содержанием сказки, чтобы установить последовательность событий, можно вместе с детьми разделить текст на смысловые части. В русских народные сказках типа «Теремок», «Колобок», «Репка» каждая смысловая часть чаще всего связана с появлением нового персонажа. Всякий смысловой отрезок надо фиксировать с помощью символической картинки или пиктограммы, таким образом можно схематично изобразить содержание произведения: получится мнемодорожка или мнемотаблица с последовательно развивающимися событиями. Это поможет детям по схеме пересказывать сказку, моделировать содержание каждого эпизода. Такая работа по содержанию сказки значительно приблизит детей к игре-драматизации.

На втором этапе осуществляется развитие навыков театрально-исполнительской деятельности дошкольников. Чтобы достоверно передать в игре-драматизации образ того или иного героя сказки, дети должны владеть средствами вербальной и невербальной выразительности: интонацией, голосом, жестами, мимикой, движениями и т.п. Поэтому, работая в этом направлении, необходимо решать следующие задачи:

¾ подготовка детей к выразительной передаче образов и использованию разнообразных средств речевой выразительности;

¾ развитие выразительности движений, умения передавать в образе движения, мимику и жесты, характерные для данного персонажа;

¾ развитие интонационной выразительности речи;

¾ формирование умения воспроизводить звуки, характерные персонажам сказки, умения управлять тембровой окраской, темпом речи и силой голоса.

На этом этапе важным условием является практическое действие каждого ребенка, поэтому целесообразнее проводить с детьми подгрупповую и индивидуальную работу, организованную в утренние и вечерние часы.

Руководя деятельностью детей на втором этапе, можно применять следующие методы и приемы:

¾ имитационные и подражательные упражнения, игры;

¾ игры-загадки на звукоподражание;

¾ разыгрывание фрагментов сказки, используя ролевые диалоги;

¾ игры-упражнения типа «Скажи за героя»;

¾ пантомимические этюды;

¾ совместное рассказывание сказки по ролям;

¾ хороводные игры по мотивам сказки.

Детям очень нравятся игры-имитации и пантомимические этюды, позволяющие развивать умение передавать характерные движения, жесты, мимику сказочных животных. Сначала дети могут имитировать животных по просьбе педагога (пройдись, как лиса), потом по своему выбору (кого ты нам хочешь показать?), освоив ряд подражательных движений, дети смогут загадывать друг другу «имитационные» и «пантомимические» загадки (один ребенок показывает животное, другие отгадывают кто это). Для приобретения личного опыта разных видов импровизации можно  предлагать детям имитировать не только движения, но и голос, жесты, позы персонажей сказки.

Обогащению детей художественными образами способствует проигрывание отдельных фрагментов сказки, а также рассказывание сказки по ролям. Для этого хорошо использовать сначала несложные игровые упражнения: например, предложить детям попроситься в теремок как лягушка или медведь, спеть песенку как колобок, когда он встретился с зайцем и т.п. Постепенно надо усложнять задания, предлагая паре детей, а в дальнейшем и одному ребенку разыграть диалог двух разных персонажей, проговаривая слова и изображая действия за каждого. В завершении работы одна подгруппа детей может рассказывать сказку по ролям, а другая подгруппа выступать в качестве слушателей. Закрепляться и оттачиваться эти умения могут в хороводных играх по мотивам сказок.  

Благодаря таким комплексным игровым импровизациям дошкольники учатся перевоплощению, передаче образов сказочных героев, что способствует постепенному развитию у детей художественных способностей, без которых игра-драматизация лишена красок и выразительности.

Третьим этапом работы является организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки. На этом этапе реализуются следующие образовательные задачи: 

¾ развитие творческих способностей детей;

¾ закрепление последовательности событий сказки, уточнение образов персонажей;

¾ формирование умений создавать и осуществлять художественно-творческое оформление сказки (оформление декораций, игровых атрибутов, музыкальное сопровождение и т.п.). 

В процессе работы могут быть организованы разные виды детской деятельности (изобразительная, конструктивная, музыкальная):

¾ лепка - дети лепят героев сказки с последующей ее театрализацией с помощью поделок;

¾ сюжетное конструирование по мотивам сказки с последующим обыгрыванием построек;

¾ рисование афиш к сказке и изготовление билетов;

¾ раскрашивание, рисование героев сказки, иллюстраций к ней, изготовление книг-самоделок;

¾ изготовление атрибутов или декораций для игры-драматизации: например, изготовление масок или коллективная аппликация фоновой местности (лес, поле, огород и пр.);

¾музыкальная деятельность – например, придумывание и импровизированное исполнение танца героев в конце сказки под веселую музыку, или подбор детских музыкальных инструментов для озвучивания героев сказки. 

Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Дети могут работать небольшими подгруппами или индивидуально. Роль воспитателя на этом этапе: помочь воспитанникам организовать совместную творческую деятельность, договориться, кто и что будет делать, а потом представить результаты своего творчества другим детям группы. Еще больше погружаясь в сказку, дети уточняют последовательность событий и  образы персонажей. Таким образом, отпадает необходимость в специальном запоминании, разучивании текста произведения.

На четвертом этапе происходит развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки. Этому этапу соответствуют следующие образовательные задачи:

¾ поддержка интереса детей к совместной театрально-игровой деятельности, создание положительного эмоционального настроя на разыгрывание сказки;

¾ воспитание доброжелательности, дружеских отношений, чувства взаимопомощи;

¾ развитие коммуникативных способностей и связной речи (умение договариваться при распределении ролей, вести ролевой диалог, используя речевые средства выразительности);

¾ формирование умения совместно оформлять игровую среду, подбирать соответствующие атрибуты.    

Развертывание игры-драматизации подчиняется определенному алгоритму, включающему несколько этапов:

1) определение сказки, эмоциональная настройка детей на ее разыгрывание;

2) уточнение представлений детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий;

3) оформление обстановки, в которой будут разворачиваться события сказки;

4) распределение ролей: выбор артистов, музыкантов, того, кто будет говорить слова автора, зрителей;

5) разыгрывание сказки с последующим анализом показа, индивидуальная работа с детьми над воплощением роли (сказка разыгрывается несколько раз со сменой состава исполнителей);

6) показ сказки детям другой группы, родителям;

7) самостоятельная игра-драматизация по сказке, сцепление игры-драматизации с сюжетно-ролевой игрой «Театр».  

В процессе развертывания самой игры-драматизации необходимо, чтобы первоначально педагог взял на себя роль режиссера и вызвал у детей как у артистов желание играть в его спектакле. Организация игры начинается с определения сказки. Детей среднего дошкольного возраста можно увлечь загадкой, сюрпризным моментом или эмоциональным рассказом о том, как хорошо поиграть в сказку. Далее можно по иллюстрациям и мнемотаблице уточнить представления детей о сюжете сказки, о ее героях и последовательности событий.

Психологическому настрою на предстоящую игру служит совместная подготовка игрового пространства. Здесь следует отметить, что в средней группе в ежедневных играх-драматизациях лучше ограничиться минимумом театральных атрибутов: перенасыщение игрового пространства будет отвлекать детей от игры, костюмы будут их сковывать и мешать исполнять роль. Поэтому, организуя игру-драматизацию, целесообразно использовать 1 - 2 декоративных элемента, а также театральные шапочки персонажей или «медали-символы», обозначающие героев сказки. 

При распределении ролей необходимо использовать разнообразные приемы:

¾ назначение на главные роли сначала тех детей, кто чувствует себя более уверенно, хорошо знает текст или может импровизировать на основе знания содержания сказки; затем, когда сказка проиграна несколько раз, на главные роли можно выбирать робких и застенчивых детей: уже имея образец для подражания, они будут более уверенно исполнять роль, что даст им возможность почувствовать себя в ситуации успеха; 

¾ распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя или со стола любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

¾ проигрывание ролей в парах (2 зайчика, 2 медведя и пр.);

¾ введение дополнительных ролей (например, в теремок пришли, помимо основных персонажей, еще ежик или белка);

¾ выбор детьми роли по желанию;

¾ чтобы у каждого была возможность попробовать себя в понравившейся роли, игру можно повторять несколько раз, меняя состав «артистов» и «зрителей».   

Помимо основного состава артистов, надо распределить роли музыкантов, которые с помощью детских музыкальных инструментов будут озвучивать действия персонажей сказки; зрителей и автора (вначале за автора говорит воспитатель, потом эту роль может взять на себя ребенок).

По ходу самой игры-драматизации педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, может напомнить о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности. Вопросы, советы, напоминания помогают детям следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения, жесты, мимику, речевые выразительные средства.

Дальнейшему укреплению интереса дошкольников к игре-драматизации по мотивам сказки способствует их участие в показе спектакля детям другой группы и родителям. 

Многократно повторяя игру-драматизацию, дети все меньше нуждались в помощи воспитателя и постепенно начинают играть самостоятельно. Со временем игра-драматизация может перерасти в сюжетно-ролевую игру «Театр».

Для качественного осуществления работы на всех этапах необходимо заранее подобрать, подготовить соответствующие сказке материалы и оборудование: текст литературного произведения, книги, иллюстрации к сказке, мнемотаблицы или пиктограммы, разные виды театров, другие атрибуты для организации театрально-игровой и художественно-изобразительной деятельности и пр.

Воспитатель должен хорошо знать текст литературного произведения, уметь его выразительно прочитать или рассказать, ориентироваться в его содержании, на высоком уровне владеть всем набором вербальных и невербальных средств выразительности.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных рекомендаций и условий, при системном и поэтапном подходе к организации работы руководство играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок будет успешным.  

Система организации работы, включающая содержание деятельности и последовательность руководства играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок, представлена в технологических картах. 

 

Пальчиковая игра «Теремок».

Цель: развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию, мелкую моторику, закреплять умение координировать речь с движениями рук.  

Описание игры.  

В чистом поле теремок был ни низок, ни высок («Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать)

Звери разные в нем жили, жили дружно, не тужили («Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)

Там и мышки, и лягушка, зайчик с лисонькой – подружкой,

И, конечно, серый волк – в дружбе знали они толк («Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)

Но набрел на теремок мишка косолапый («Замок» - соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей, поворачивать его вправо-влево)

Раздавил он теремок своей огромной лапой («Лучики» - сжимать и разжимать ладони в кулаки, при разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы)

Звери очень испугались, поскорее разбежались («Волны - шевелить прямыми пальцами без напряжения)

А потом собрались снова, чтоб построить терем новый («Здравствуй» - ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки)

В нем живут теперь все вместе, и поют такие песни («Колечки» - подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них)

- Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок («Веер» - прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать)

 

Хороводная игра «Теремок».

Цель: развивать выразительность речи, четкую дикцию, учить менять темп речи, тембр и силу голоса, интонацию в соответствии с особенностями, характером и поведением сказочного героя (например, мышка – говорит тихо, быстро, тонким голосочком; медведь – говорит медленно, громко, грубым голосом).

Оборудование: шапочки героев сказки.

Описание игры.  

Для игры выбираются «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Волк, Медведь. Они одевают шапочки сказочных героев и стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, стоят в кругу – это теремок.

Дети идут по кругу и ритмично произносят:

- Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю, полю, Мышка бежит

(Мышка бежит за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются, поворачиваются в круг лицом)

Мышка (топает одной ногой и ритмично произносит тонким голосом):

- Пик-пик-пик!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

(Мышка вбегает в круг).

Игра продолжается. Дети идут по кругу, говорят:

- Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю Лягушка бежит,

(Лягушка прыгает за кругом)

У дверей остановилась и стучит:

(Дети останавливаются, поворачиваются в круг лицом).

Лягушка (топает одной ногой и ритмично произносит «дрожащим» голосом):

- Ква-ква-ква!

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Мышка:

- Я Мышка-норушка, а ты кто?

Лягушка:

- Я Лягушка-квакушка!

Мышка:

- Иди ко мне жить!

(Лягушка заходит в круг).

Игра продолжается. Таким же образом входят в круг Зайчик-побегайчик (говорит «чук-чук-чук»), Лисичка-сестричка (говорит «тяф-тяф-тяф») и Волчок – серый бочок (говорит «у-у-у»). Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Туп-туп-туп. Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит. 


Пояснительная записка

Дошкольное детство – это важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.

Вместе с тем, сегодня, в век всеобщей компьютеризации и информационных технологий, весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и одному из основных видов деятельности человека. Поэтому задача приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных.

Известно, что читательский опыт начинает закладываться уже в дошкольном детстве. Именно в этот период со стороны взрослых крайне важно вовремя вызвать интерес и любовь дошкольника к книге, открыть в малыше читателя. Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы, для поддержания интереса к книге обладают игры-драматизации, которые помогают ребенку на более осознанном уровне осмыслить литературное произведение, эмоционально погрузиться в него, примерить на себя всевозможные образы и роли. С удовольствием участвуя в играх-драматизациях, дошкольники знакомятся с литературным произведением не только через слово, но и через образы, краски, звуки, действия.

Эффективность этой работы обеспечивает педагог, который должен целенаправленно, последовательно и систематично осуществлять руководство играми-драматизациями детей. Построить работу в этом направлении поможет методическое пособие, включающее методические рекомендации по использованию игр-драматизаций в процессе приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе, технологические карты руководства играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок.

 Данное пособие может быть использовано студентами педагогического колледжа, воспитателями образовательных организаций.  

1. Методические рекомендации по использованию игр-драматизаций в процессе приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе

 

Использование игр-драматизаций для приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе становится возможным при выполнении следующих условий:

¾ оптимальном оснащении театрально-игровой деятельности разнообразным оборудованием, материалами и атрибутами. 

¾ систематичности ознакомления детей с произведениями детской художественной литературы и фольклора, включения их в ситуацию «театра»;

¾ грамотной организации театрализованной деятельности и ее насыщении интересным, эмоционально-значимым для детей содержанием;

¾ постепенности и последовательности обучения дошкольников разнообразным вербальным и невербальным средствам выразительности; 

¾ использования интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми в процессе педагогического руководства играми-драматизациями

 

1.1. Методические рекомендации по оснащению театрально-игровой деятельности дошкольников.

Одним из важных средств развития игры-драматизации является развивающая предметно-пространственная среда группы. Причем предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного театрально-игрового творчества каждого ребенка. Для обеспечения театрализованной деятельности детей в группе должен быть оборудован театральный уголок, отвечающий требованиям ФГОС к проектированию РППС. Согласно этим требованиям среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В целях реализации данных требований театральный уголок должен быть оснащен различным оборудованием и атрибутами для организации театрально-игровой деятельности. В театральном уголке должны быть:

¾ театральные ширмы (настольные и напольные), фланелеграф, экран для театра теней, зеркало;  

¾ разные виды кукольного театра (пальчиковый, настольный, бибабо, теневой, театр на фланелеграфе и пр.);

¾ элементы театральных костюмов, костюмы и атрибуты для ряжения, создания образа;

¾ театральные декорации;

¾ детские музыкальные инструменты для озвучивания спектаклей;

¾ книжки-игрушки по сказкам, иллюстрации к литературным произведениям, аудиозаписи, схемы для их пересказа (пиктограммы, мнемокарточки);

¾ разнообразные материалы для изготовления атрибутов и декораций к играм-драматизациям (природный и бросовый материал, ткани, разные виды бумаги и картона, конструкторы и т.п.).

Все материалы, находящиеся в театральном уголке, должны быть безопасны, доступны для самостоятельного использования детьми в театрально-игровой деятельности.

Необходимо периодическое обновление материала, ориентированное на интересы разных детей, его сменяемость в зависимости от образовательных задач, происходящих в группе событий (например, знакомство с новым литературным произведением), сезонных изменений в природе (например, зимой можно внести атрибуты для разыгрывания сказок «Рукавичка» или «Зимовье зверей», а весной – для игры-драматизации по мотивам сказки «Заюшкина избушка»). 

 

 

1.2. Методические рекомендации по организации и руководству играми-драматизациями в процессе приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе.

Требования к организации игр-драматизаций:

1) Содержание и разнообразие тематики: игры-драматизации должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, его чувств, нравственных понятий, содействовать познанию окружающего мира. Также они должны быть различны по своему содержанию, что подразумевает специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты игр-драматизаций.

2) Систематичность проведения: постоянное, ежедневное включение игр-драматизаций во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3) При организации игр-драматизаций необходим учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей, склонностей и интересов: именно поэтому в среднем дошкольном возрасте основой для игр-драматизаций чаще всего являются сказки, которые вызывают у дошкольников яркий эмоциональный отклик, привлекают своей образностью и динамикой. 

4) Обеспечение максимальной активности детей на этапах подготовки и проведения игр-драматизаций.

5) Создание условий для сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрально-игровой деятельности, а также условий для возникновения самостоятельных игр-драматизаций.

 

Рекомендации по подбору литературных произведений для проведения игр-драматизаций с детьми среднего дошкольного возраста.

В средней группе предпочтение надо отдавать произведениям с интересным содержанием, с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки: их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций, герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. Детям 4 – 5 лет наиболее интересны, близки и понятны русские народные сказки. 

 

Методические рекомендации по организации и руководству играми-драматизациями по мотивам русских народных сказок в средней группе.

Работа, направленная на организацию игр-драматизаций по мотивам русских народных сказок, должна строиться как система специально организованных занятий, совместной деятельности педагога с детьми в режимные моменты и самостоятельной деятельности детей. Проводиться она может ежедневно как в утренние, так и в вечерние часы.

Руководство играми-драматизациями осуществляется последовательно и включает в себя 4 этапа разной направленности:

¾ 1 этап – знакомство с литературным текстом и образами героев сказки;

¾ 2 этап – развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

¾ 3 этап – организация художественно-творческой деятельности детей по мотивам сказки;

¾ 4 этап – развертывание коллективной игры-драматизации по мотивам сказки.

Первый этап важен тем, что работа над текстом литературного произведения лежит в основе руководства игрой-драматизацией, чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом разыграть его.

Исходя из этого, первому этапу соответствуют следующие образовательные задачи:

¾ приобщение детей к произведениям фольклора, ознакомление с содержанием русских народных сказок, воспитание эмоционально-образного их восприятия через включение в ситуацию театра;

¾ развитие умения оценивать характер персонажей;

¾ развитие связной речи (диалогической и монолог



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.175.15 (0.016 с.)