Субъектность в политике и политическая субъективность в творчестве журналиста



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъектность в политике и политическая субъективность в творчестве журналиста



А. Буракова

Проблема субъекта и субъективности находится в центре внимания социологов, политологов, психологов. Политическая субъектность определяется как набор определенных качеств, свойств, черт характера индивида, которые в своей совокупности определяют его способность к политической самоидентификации, анализу и целеполаганию, а также волю к активной политике. Соответственно, политическим субъектом следует называть человека, обладающего всеми этими качествами.

Можно выделить следующие варианты участия (неучастия) личности в политике:

· активное деятельное участие, когда политика является для личности профессией, призванием или смыслом жизни;

· ситуационное участие, когда индивид участвует в политике, решая свои личные или групповые проблемы, либо выполняя свой гражданский долг, например принимая участие в выборах или выражая позицию соей социальной группы на политическом митинге;

· мотивированное неучастие, как протест против проводимой политики;

· мобилизационное участие, когда индивида принуждают принимать участие в тех или иных общественно-политических мероприятиях или событиях. Такое участие является наиболее характерным для тоталитарных и авторитарных режимов власти;

· отстранение от любых политических событий, нежелание участвовать в политическом процессе, обусловленное личной аполитичностью и пассивностью.

В первых трех случаях личность выступает в роли субъекта политики, так как в той или иной мере может оказывать воздействие на политический процесс. Аполитичные и пассивные личности легко поддаются политической манипуляции и, как правило, становятся объектом в «чужой» политике. При этом уместно напомнить слова, ставшие афоризмом: «Если вы не хотите заниматься политикой, то политика сама рано или поздно займется вами».

Взаимосвязь политики и СМИ прослеживается в разных аспектах и формах. Политический режим оказывает влияние на систему средств массовой информации и ставит для нее задачи. В медиапространстве интересы политики и масс-медиа основаны на взаимной выгоде и взаимном интересе, в частности, совпадении интересов СМИ и политических ньюсмейкеров, сотрудничающих по принципу «информация в обмен на публичность».

Полемика среди ученых и практиков в области журналистики показывает, что в последнее время проблема субъективности обострилась из-за переполненности СМИ субъективными оценками авторов. Проблема представления журналистского текста с позиции его подачи аудитории, связи выражения позиции с конкретными жанрами журналистского текста, проблема ответственности общества за выражение своего мнения – эти вопросы путают представление об объективности журналистских материалов. Поэтому возникают стереотипы об ангажированности прессы, о «продажности» журналистов, о политических пристрастиях и потенциальной предвзятости, о свободной и независимой прессе, что практически повсеместно считается неотъемлемой частью демократического общества.

В проблеме субъективного начала журналистского творчества главным критерием является «авторская позиция», демонстрирующая степень выраженности соответствия с требованием объективности. Таким образом, проблема субъективности-объективности авторской позиции упирается в кодексы, связывающие журналиста с профессиональной этикой.

Например, во второй статье Кодекса профессиональной этики журналиста отмечено следующее: «Правдивость и объективность. Журналист обязан давать правдивое изображение действительности путём точной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений, с тем, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах». Второе положение Международных принципов профессиональной этики журналиста также гласит: «Верность журналиста объективной реальности. Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно».

Журналистская объективность часто ассоциируется с «перевёрнутой пирамидой» и структурой написания текста, когда факты располагаются сверху вниз в соответствии с их важностью и даётся ответ на вопросы: «кто? что? где? почему? когда? и как?». На вопросы «что», «где», «когда» можно ответить по факту случившегося, но на вопросы «почему» и «как» ответы будут всегда субъективными, потому что они интерпретируются людьми, природа которых субъективно-отражательна.

Для многих журналистов и исследователей журналистики главным фактором в работе является объективность, хотя определяется объективность по-разному: как «строгое следование фактам», «освещение, которое исключает эмоции и отделяет факты от мнений», «точное освещение фактов и событий в форме беспристрастного описания», «достоверное отражение реальности». Тем не менее, у Дж. Мэррилла выдвигается идея о том, что «Ни один журналист не знает правды, ни один материал не может точно соответствовать действительности... Журналисты не могут быть объективными, даже если они этого захотят. Они попадают в естественную ловушку субъективности. Их индивидуальность неотъемлемо присутствует в материале». Нельзя не учитывать и тот факт, что каждый репортер создает материал на основе собственных фоновых знаний. Конечно, такая субъективность неумышленна, она возникает сама по себе, вне связи с умышленной предвзятостью при освещении, например, политических событий.

При достижении максимально возможной объективности на первом месте всегда правило «двух рук»: в споре выслушивается и одна сторона, и другая. Объективная реальность всегда предполагает существование разных точек зрения, и они все по возможности должны быть представлены. Второе правило стремящегося к объективности журналиста - не использовать информацию, полученную из сомнительного источника. Если такая информация действительно представляет общественный интерес и/или ее необходимо предать огласке, не будучи уверенным в ее достоверности, профессиональный журналист сделает оговорку в материале. Читатель должен понимать степень достоверности такой информации. Третье правило – четко разграничивать факт и комментарий, не оставлять никаких сомнений у читателя относительно того, где факт, а где чье-то мнение. Четвертое - исключить аморальные способы получения информации: подслушивание, подглядывание, кражу документов и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что требование объективности, которое является главным во всех кодексах журналистской этики, на деле невыполнимо уже потому, что журналист – это, прежде всего, личность, субъективно отражающая объективный мир. И для них это противоречие становится острой проблемой, требующей уточнения. Нет авторской позиции только субъективной или только объективной. Она всегда «субъективно-объективная». Субъективность журналиста – это следствие убеждений, мировоззрение, позиция пишущего, как наиболее целостное образование личности. А объективность – это факты, преломляющиеся через призму восприятия его личности.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.012 с.)