Свобода личности В массовой коммуникации как политическая ценность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода личности В массовой коммуникации как политическая ценность



Виталий Корнеев

Прежде чем начать рассуждать о свободе личности в массовых коммуникациях как о политической ценности, следует определить природу и основные черты социального феномена "свободы личности".

 Современное понимание свободы личности или гражданской свободы сводится к концепции негативной свободы, сформулированной Исайей Берлином. В отличие от позитивной свободы, которая в большей степени представляет собой философскую категорию, негативная свобода индивида подразумевает собой определённый набор пакетов действий, разрешённых индивидам санкциями аппарата легитимного насилия, то есть государством, чья легитимность базируется на её интерсубъективном признании со стороны самих индивидов. Государство, подобно гоббсовскому Левиафану, предоставляет своим гражданам зафиксированные права, за пределами которых свобода личности ограничена.

В этом смысле, свобода личности представляет социально-правовую категорию, которая имеет различное наполнение в зависимости от политической системы ценности конкретного общества. В современной либеральной системе ценностей классических западно-европейских демократий к гражданским свободам относятся свобода мысли, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода прессы, а также права участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса) и другие. Этим набором выражается в широком смысле либеральная концепция свободы личности.

Эта концепция является не единственной, более того, каждая система политических ценностей содержит определённую концепцию свободы личности. Даже в практически полностью обезличенном мире антиутопии Замятина "Мы" граждане обладают определённым набором личных свобод.

 В контексте вопроса свободы личности в системе массовых коммуникаций, нас интересует прежде всего именно упомянутый либеральный классический набор свобод, поскольку этот же набор является частью политической системы России. По крайней мере, юридически.

 Технологии массовых коммуникаций и сопутствующие им социальные практики - это явление сравнительно недавнее: соответствующие инструменты начали появляться во второй половине XIX века, с удешевлением технологий печати и распространением телеграфной сети - "викторианского интернета", как её охарактеризовал Том Стэндидж. Возникновение в ХХ веке массового теле- и радиовещания в купе с совершенстованием практик представительной демократии продемонстрировали огромную значимость свободы личности в рамках либеральной системы координат и функционирования демократических институтов как таковых, поскольку такие гражданские свободы как свобода слова не только позволяли обеспечивать сменяемость власти и контроль за действующими элитами, но и усложняли узурпацию власти отдельными политическими группами. Плюралистическая представительная демократия просвещённых граждан, использующих институционализированные системы массовых коммуникаций в виде свободных СМИ для совершенствования системы управления - вот идеал западноевропейской либеральной мысли послевоенной эпохи.

В XXI веке массовые коммуникации деинституционализируются и становятся совокупностью более хаотичных и масштабных практик взаимодействия между людьми. Порог доступа к средствам массовой коммуникации, прежде всего к Интернету, снизился настолько, что в Южной Африке сетевое соединение порой обходится дешевле питьевой воды. В этих современных условиях роль отдельной личности, не обличённой институциональными обязанностями, связанными с осуществлением властных полномочий или информированием, выросла как никогда прежде в истории.

Политическая ценность гражданских свобод в этих условиях становится эссенциальной для функционирования всей системы государственного управления, поскольку граждане приобретают возможность влияния на принятие важных для себя решений и контроля за их исполнением, а главное - возможность перманентных горизонтальных связей для самоорганизации и отстаивания своих интересов. Джон Кин охарактеризовал современную демократию в контексте последних технологических и социальных практик "мониторной демократией", то есть "демократией сознательных" граждан, которые благодаря своим юридическим правам и экономическому доступу к технологиям массовой коммуникации осуществляют эффективный "мониторинг" системы государственного управления.

 Тем не менее, подобная система "мониторной демократии" даже в западноевропейских обществах ставит перед людьми ряд сложных вопросов. Проблемными, к примеру, остаются границы свободы личности.

С одной стороны, формально, этими свободами обладают все граждане без исключения, однако, на практике отдельные политические группы остаются "вне системы", поскольку, с её точки зрения, в той или иной степени ей угрожают. "Alle Menschen werden Brüder", как гласит "Ода к радости" Бетховена, но обладают ли те же враги свободы слова свободой слова и становятся ли они "братьями" этого всеобщего царства?

Беспрецедентное обилие контактов между случайными людьми в современных средствах массовой коммуникации и появление таких уже банальных феноменов как "кибербуллинг" также ставит перед правовым регулятором вопрос того, в каких случаях свобода одной личности может быть ограничена для защиты свободы другой личности, согласно известному бакунинскому принципу. Характерными примерами последних лет является филтрация контента пользователей на Facebook и активность Social Justice Warriors в Интернете.

Доступность и распространённость коммуникационных технологий также ставит перед обществом вопросы неприкосновенности свободы личности, которая по тем или иным причинам всё чаще нарушается как со стороны регулятора, так и со стороны компаний, обеспечивающих предоставление коммуникационных услуг. В дискурсах возникает такой термин как "информационная безопасность", который становится единицей спекуляций со стороны тех или иных групп. В праве ли государство, по примеру США с "Великим патриотическим актом" вмешиваться в личную жизнь граждан с помощью коммуникационных технологий и могут ли люди защитить себя от нарушения их свобод со стороны различных компаний, таких как Zoom?

Предлагаю вам обсудить эти критические для современного общества вопросы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.005 с.)