Тема: Эмоциональная сфера личности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Эмоциональная сфера личности



Информационный блок.

План

1. Эмоции: понятие, функции

2.Классификация эмоций

3.Эффективные способы контроля эмоций

 

1. Эмоции: понятие, функции

В современной науке существует несколько определений эмоций, т.к. не существует единой теории эмоций.

          Эмоции (в пер. с лат. потрясать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивациями, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

    Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространённые формы эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

      Различают эмоции и чувства. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями от окружающей среды.

      Чувства - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, определяют динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехе любимого человека, огорчении при его неудачах.

Эмоции свойственны и человеку и животным, а чувства присущи только человеку, т.к. они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека.

Например, чувство долга, собственного достоинства, патриотизма и т.п.

Источником эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности.

Физиологической основой эмоций являются процессы, происходящие в коре головного мозга.

Функции эмоций.

1. Сигнальная (коммуникативная) - выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими или пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными изменениями. Данные проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям, какие эмоции испытывает человек, позволяют передать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. В эмоциональном переживании отражается жизненная значимость действующих на человека факторов.

2. Оценочная - выражает оценку человеком действующих на него раздражителей, явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность действующих факторов и реагировать на них.

3. Регулятивная - выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся препятствия. Регулятивные механизмы позволяют снять избыток эмоционального напряжения.

4. Побудительная (стимулирующая) - определяет направление поиска способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и своё пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека действовать.

5. Подкрепляющая - выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти.

6. Переключательная - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (например борьба между страхом и чувством долга).

7.Приспособительная - эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность приспособиться к окружающим условиям.

8. Стоп – фактор - деятельность побуждается потребностью, которая выражается определённой эмоцией. При встрече с непреодолимым препятствием для удовлетворения потребности эмоция останавливает активность по отношению к этому предмету. Как только деятельность становится неуспешной, нерентабельной, она прекращается.

9.Дезорганизующая функция – способность нарушать целенаправленную деятельность.

10. Следообразование - эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия, удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили.

11. Функция разрядки психических напряжений - сюда относят группу психосоматических состояний.

12. Отражательная - эмоции отражают особенности внешнего мира.

Классификация эмоций

                                            

   Основные формы эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессы.

Эмоции различаются по модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме, уровням проявления в строении психического(высшие- низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям, по предметному содержанию и направленности (на себя, на других, на будущее и т. п.), по особенностям их выражения, по нервному субстрату и т. п.

Модальность как составное свойство эмоций определяется соотношением трёх двухполостных компонентов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение- успокоение, напряжение- разряжение (В. Вундт ).

Можно выделить следующие виды эмоций.

 

Положительные:  (удовольствие, радость, симпатия и т.п.)

Отрицательные: (горе, тоска, тревога, обида и др.)

Нейтральные : (любопытство, удивление, безразличие и др.)

 Положительные и отрицательные эмоции сопровождают человека в течение всей жизни. Человек постоянно эмоционально отражает воздействие окружающей среды. Сила проявления эмоций, их направленность и воздействие на психосоматику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у разных людей различающиеся эмоции. Знак эмоции, её степень определяется возможностью удовлетворения или достижения определённой потребности. При низкой вероятности достижения потребности возникает отрицательные эмоции, мобилизующие вегетативно - энергетические ресурсы организма на преодоление препятствий для достижения потребности.

Положительные эмоциивозникают при удовлетворении потребности, вызывают удовольствие, расслабляющее нервную систему, дающее не только психический, но и физический отдых. П. Анохин сравнивал эмоции со своеобразными пеленгами различных внутренних состояний и внешних воздействий, одни из которых полезны, а другие вредны.

По влиянию на процессы жизнедеятельности эмоции делятся на:

- стенические: повышают жизнедеятельность, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ. Это радость, уверенность, торжество.

- астенические: угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности ,угнетают кровообращение и дыхание ,особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.146 (0.009 с.)