Невербальные средства общения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные средства общения.



К средствам общения относят вербальную и невербальную коммуникацию.

Общение вербальное основано надиалоге– беседе 2-х людей и полилоге (нескольких людей). Диалог – в форме вопросов и ответов, происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог.

Невербальное общение обеспечивают:

1) разговорная дистанция – расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу. Эта дистанция зависит от культуры и субкультуры, статуса, пола, возраста, образования, от психологического склада личности (интроверты предпочитают большую дистанцию, чем экстраверты), темы разговора и самочувствия.

Дистанция а) интимного общения – в среднем 50 см.;

б) дружеского – 50 см. – 1,2 м.;

в) официального – 1,2 – 3,7 м.;

2) положение по вертикали, которое отражает социальный статус (начальник занимает возвышенное положение); проксемика – близость – совокупность пространственно-временных характеристик, входящих в коммуникацию.    

Место, занимаемое партнером за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если кооперативное – то на одной стороне стола. «Угловая позиция» используется людьми, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Случайная беседа дает позицию через стол – «наискосок».

3) поза – расположение тела по отношению к собеседнику, типичное для данной культуры. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися. Если говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность.

Раскрепощенная поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение, с развалившимся в кресле человеком общаться труднее, эта поза причиняет неудобства. Легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Копирование позы – свидетельство о согласии, подчинении. Люди, знающие друг друга или сотрудничающие по работе, стоят или сидят боком друг к другу. Если они встречают посетителей, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают общаться лицом к лицу, кроме ситуаций соперничества;

4) жесты – движения рук, сопровождающие речь. Они отражают темперамент, характер, признаки болезни, состояния человека (нескоординированные, маловыразительные);

5) визуальный контакт – взгляд – кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, внимания, испытывают дискомфорт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться.

    Говорящий и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, труднее – при обсуждении неприятных и запутанных вопросов. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания или как признак враждебности. Женщины склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражении враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит в сторону, значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

6) мимика – выразительные движения мышц лица, выражение лица, информирует об эмоциональном состоянии;

7) прикосновения – отражают формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее поглаживание);

8) походка – элемент кинесической культуры (совокупности движений). Походка имеет ряд черт: ритм, скорость, длина, шага, давление на поверхность. Походка, характер ношения обуви связаны с возрастом, физическим состоянием человека, зависит от темперамента, образа самого себя, указывает на его социальное положение. Так, те, кто ходит тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - не любят привлекать внимание, углублены в свои мысли. Тот, кто ставит ноги пятками внутрь, имеет обостренное внимание к окружающему: он все видит и слышит, весел, общителен. Звучная ходьба, подчеркнутый стук обуви – признак несдержанности характера, бесцеремонности. Размеренный шаг – характеризует спокойных людей, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Тяжелая походка, шарканье – свидетельство отсутствие воли, о пресыщенности и (или) старости. Человек, передвигающийся танцующейся походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет своих обещаний. Те, кто ходит мелкими шажками – педантичны и малообщительны. Нерешительный человек при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный – то спешит, то замедлит, быстро стирает каблуки.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

     Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

 

Исполнительский блок.

Упражнение 1

1. Опишите несколько хорошо знакомых вам ситуаций обще­ния и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия.

Упражнение 2

1. В конкретных ситуациях общения, которые вы наблюдали в вашей учебной группе, спрогнозируйте различные варианты взаимодействия с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Упражнение 3

Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации. Расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.
а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.
б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.
в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.
г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.
д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

Упражнение 4

 Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:
а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.
б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.
в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

Упражнение 5

 Разбейтесь на пары и с помощью диалога попробуйте разрешить следующиеситуации:
1) студент систематически нарушает дисциплину на занятиях. Цель - выяснить с помощью речевого общения причины данного поведения. Один студент играет роль старосты группы, другой студента .
2) студент, успеваемость которого была довольно хорошей, вдруг стал плохо учиться. Цель педагога - выявить причины и наметить пути для исправления ситуации.
3) студент, успеваемость которой была довольно посредственной, стала вызывающе вести себя, стараясь привлечь внимание группы. Цель педагога - выяснить причины ее поведения и наметить пути коррекции.

 

Упражнение 5

Проанализировать афоризмы.

1. «Когда глаза говорят одно, а губы другое, то опытный человек доверяет первым.» ( Лабрюйер).

2. «Коммуникабельность начинается с внимания к людям». ( Лабрюйер).

3. « Если твои губы всегда готовы говорить, отнесись с осторожностью к пяти пустякам: с кем ты говоришь, о ком говоришь, как, когда и где говоришь» (В. Норрис)

4. «Самым привлекательным лицом является не то, которое обладает физической привлекательностью, а привлекательным обращением» (

5.  «Общение- такой же товар, как мука, сахар, соль…И я заплачу любые деньги за обладание этим товаром» (Д. Рокфеллер)

6. «Я испытываю наслаждение, когда по- настоящему слышу человека» (К. Роджерс).

7. «Прежде чем высказывать кому - нибудь правду, помажь кончик своего языка мёдом». ( Арабская пословица)

8.  «В диалоге двойник уступает место собеседнику». (М, Бахтин)

9. « Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» ( Китайская пословица)

 

Упражнение 7

Заполните таблицу «Характеристика стилей общения»

Характеристики стиля общения Императивный Манипулятивный Диалогический
Цели , мотивы      
Средства      
Психологическая установка на другого      
Чувства партнёров      
Преимущества стиля      
Недостатки стиля      
Ситуации, когда применение стиля эффективно      
Ситуации ограничения применения стиля      

Лекция № 5

Тема: Психология межличностного конфликта.

Информационный блок.

План.

1. Понятие конфликта, структура, причины, функции

2. Типы конфликтов

3. Стили поведения в конфликте

4. Методы профилактики конфликтов

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.036 с.)