Невербальные средства общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Невербальные средства общения.



К средствам общения относят вербальную и невербальную коммуникацию.

Общение вербальное основано на диалоге – беседе 2-х людей и полилоге (нескольких людей). Диалог – в форме вопросов и ответов, происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог.

Невербальное общение обеспечивают:

1) разговорная дистанция – расстояние между собеседниками и их расположение по отношению друг к другу. Эта дистанция зависит от культуры и субкультуры, статуса, пола, возраста, образования, от психологического склада личности (интроверты предпочитают большую дистанцию, чем экстраверты), темы разговора и самочувствия.

Дистанция а) интимного общения – в среднем 50 см.;

б) дружеского – 50 см. – 1,2 м.;

в) официального – 1,2 – 3,7 м.;

2) положение по вертикали, которое отражает социальный статус (начальник занимает возвышенное положение); проксемика – близость – совокупность пространственно-временных характеристик, входящих в коммуникацию.    

Место, занимаемое партнером за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся напротив, если кооперативное – то на одной стороне стола. «Угловая позиция» используется людьми, которые находятся друг с другом в дружеских отношениях и ведут непринужденную беседу. Случайная беседа дает позицию через стол – «наискосок».

3) поза – расположение тела по отношению к собеседнику, типичное для данной культуры. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися. Если говорящий наклоняется к нам во время разговора, это воспринимается как любезность.

Раскрепощенная поза более свойственна человеку, занимающему главенствующее положение, с развалившимся в кресле человеком общаться труднее, эта поза причиняет неудобства. Легко беседовать с теми, кто принимает непринужденную позу. Копирование позы – свидетельство о согласии, подчинении. Люди, знающие друг друга или сотрудничающие по работе, стоят или сидят боком друг к другу. Если они встречают посетителей, то чувствуют себя более удобно в положении лицом друг к другу. Женщины часто предпочитают разговаривать, склоняясь в сторону собеседника или стоя с ним рядом, особенно если хорошо знают друг друга. Мужчины в беседе предпочитают общаться лицом к лицу, кроме ситуаций соперничества;

4) жесты – движения рук, сопровождающие речь. Они отражают темперамент, характер, признаки болезни, состояния человека (нескоординированные, маловыразительные);

5) визуальный контакт – взгляд – кратковременное или продолжительное заглядывание в глаза друг другу. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Люди, не чувствующие во взгляде собеседника признаков заинтересованности, внимания, испытывают дискомфорт. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться.

    Говорящий и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10 секунд. Легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, труднее – при обсуждении неприятных и запутанных вопросов. В последнем случае отказ от прямого визуального контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные переживания или как признак враждебности. Женщины склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот контакт не был понят как выражении враждебности. Кроме того, мы склонны смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно создает о нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит в сторону, значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, теперь ваша очередь».

6) мимика – выразительные движения мышц лица, выражение лица, информирует об эмоциональном состоянии;

7) прикосновения – отражают формы чувств, желаний (одобрительное похлопывание, успокаивающее поглаживание);

8) походка – элемент кинесической культуры (совокупности движений). Походка имеет ряд черт: ритм, скорость, длина, шага, давление на поверхность. Походка, характер ношения обуви связаны с возрастом, физическим состоянием человека, зависит от темперамента, образа самого себя, указывает на его социальное положение. Так, те, кто ходит тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, - не любят привлекать внимание, углублены в свои мысли. Тот, кто ставит ноги пятками внутрь, имеет обостренное внимание к окружающему: он все видит и слышит, весел, общителен. Звучная ходьба, подчеркнутый стук обуви – признак несдержанности характера, бесцеремонности. Размеренный шаг – характеризует спокойных людей, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию. Тяжелая походка, шарканье – свидетельство отсутствие воли, о пресыщенности и (или) старости. Человек, передвигающийся танцующейся походкой, несерьезен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет своих обещаний. Те, кто ходит мелкими шажками – педантичны и малообщительны. Нерешительный человек при ходьбе слегка покачивается, шаг имеет неравномерный – то спешит, то замедлит, быстро стирает каблуки.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

     Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

 

Исполнительский блок.

Упражнение 1

1. Опишите несколько хорошо знакомых вам ситуаций обще­ния и проанализируйте их: выделите мотив, цель, психологические особенности партнера, способы взаимодействия.

Упражнение 2

1. В конкретных ситуациях общения, которые вы наблюдали в вашей учебной группе, спрогнозируйте различные варианты взаимодействия с людьми в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Упражнение 3

Прочтите приведенные ниже зарисовки. Воспользуйтесь вашими знаниями о невербальной коммуникации. Расшифруйте, что хотел сказать своим поступком каждый из персонажей.
а) Даша собрала свои длинные светлые волосы в тугой узел на затылке, надела одолженный у матери строгий костюм в тонкую полоску и черные классические туфли, сложила папки с документами в портфель и отправилась на собеседование.
б) После семейной ссоры Эдуард нарисовал портрет жены в черных и серых тонах. Рисунок он повесил на зеркало перед ее туалетным столиком.
в) Начальник похвалил Галю за хорошую работу и потрепал по плечу. Девушка поспешно отстранилась.
г) Таня оглядела переполненный людьми пляж и расстелила свое полотенце в метре от симпатичного молодого человека.
д) Во время объяснения новой темы двое учеников с азартом играют в «Морской бой». Учитель, заметив это, делает паузу в своем рассказе и пристально смотрит на ребят.

Упражнение 4

 Ориентируясь на психологические особенности партнера, напишите максимальное количество рекомендаций по оптимизации межличностного взаимодействия в каждой ситуации:
а) В коммунальной квартире проживает множество людей, среди которых пожилая женщина, отличающаяся такими чертами как раздражительность, сварливость, недовольство окружающими. Из-за ее вспыльчивости ежедневно возникают конфликты с соседями.
б) С начала семестра студент чувствует неприязнь со стороны преподавателя, который игнорирует его на семинарах, занижает оценки за ответы. Студент беспокоится о предстоящем экзамене.
в) Начинающий сотрудник формы считает, что начальник не доверяет ему серьезных дел, скептически относится к его предложениям, иногда позволяет себе грубые высказывания в его адрес.

Упражнение 5

 Разбейтесь на пары и с помощью диалога попробуйте разрешить следующиеситуации:
1) студент систематически нарушает дисциплину на занятиях. Цель - выяснить с помощью речевого общения причины данного поведения. Один студент играет роль старосты группы, другой студента.
2) студент, успеваемость которого была довольно хорошей, вдруг стал плохо учиться. Цель педагога - выявить причины и наметить пути для исправления ситуации.
3) студент, успеваемость которой была довольно посредственной, стала вызывающе вести себя, стараясь привлечь внимание группы. Цель педагога - выяснить причины ее поведения и наметить пути коррекции.

 

Упражнение 5

Проанализировать афоризмы.

1. «Когда глаза говорят одно, а губы другое, то опытный человек доверяет первым.» (Лабрюйер).

2. «Коммуникабельность начинается с внимания к людям». (Лабрюйер).

3. «Если твои губы всегда готовы говорить, отнесись с осторожностью к пяти пустякам: с кем ты говоришь, о ком говоришь, как, когда и где говоришь» (В. Норрис)

4. «Самым привлекательным лицом является не то, которое обладает физической привлекательностью, а привлекательным обращением» (

5.  «Общение- такой же товар, как мука, сахар, соль…И я заплачу любые деньги за обладание этим товаром» (Д. Рокфеллер)

6. «Я испытываю наслаждение, когда по- настоящему слышу человека» (К. Роджерс).

7. «Прежде чем высказывать кому - нибудь правду, помажь кончик своего языка мёдом». (Арабская пословица)

8.  «В диалоге двойник уступает место собеседнику». (М, Бахтин)

9. «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин» (Китайская пословица)

 

Упражнение 7

Заполните таблицу «Характеристика стилей общения»

Характеристики стиля общения Императивный Манипулятивный Диалогический
Цели, мотивы      
Средства      
Психологическая установка на другого      
Чувства партнёров      
Преимущества стиля      
Недостатки стиля      
Ситуации, когда применение стиля эффективно      
Ситуации ограничения применения стиля      

Лекция № 5

Тема: Психология межличностного конфликта.

Информационный блок.

План.

1. Понятие конфликта, структура, причины, функции

2. Типы конфликтов

3. Стили поведения в конфликте

4. Методы профилактики конфликтов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.183.137 (0.021 с.)