Понятие стресс, стадии, виды стресса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие стресс, стадии, виды стресса



 В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать.

     В кратком Оксфордском словаре - пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм. Впервые слово «стресс» встретилось в 1303 году в стихах поэта Роберта Маннинга: «…эта мука была манной небесной, которую господь послал людям, прибывавшим в пустыне сорок зим и находившимся в большом стрессе».

   В 1936 году в журнале «Nature», в разделе «Письма к редактору», было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога Ганса Селье (тогда еще никому неизвестного) под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Именно он ввёл в научный оборот этот термин и разработал общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов (стрессогенов). По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Исследования В. Кеннона (1927,1929) показали, что организм стремится обеспечить постоянство (гомеостазис) своей внутренней среды. стресс изучается с позиций физиологического, психологического, и поведенческого уровней.

Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. Стресс физиологической природы представляет собой, по мнению автора, непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс.

Объективисты, в частности Л.М. Аболин, рассматривают стресс как порождение внешней ситуации. Субъективисты считают, что стресс может относиться к субъективной реакции и в этом значении он отражает внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения.

 Таким образом, понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким.

Под ним подразумевают как любые внешние стимулы или события, которые вызывают у человека напряжение или возбуждение, отрицательные эмоции, в этом значении чаще употребляются термины «стрессор», «стресс-фактор». Стресс может относиться к субъективной реакции личности, связанной с представлениями о себе и о мире. Стресс может быть физической реакцией организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Врачи подразумевают под стрессом физиологические механизмы нагрузок, специалисты менеджмента - воздействие социальных факторов; обыватели - все, что мешает им жить. Психологи чаще всего под стрессом понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальное воздействие.

Стадии и виды стресса.

    Г. Селье выделил три стадии стресса.

Первая - реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма.

За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия - истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания.

Позднее Селье предложил различать два вида стресса: дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

  Природа позаботилась о безопасности человека. Люди могут довольно легко переносить даже сильный стресс, если он непродолжителен. Опасен долгий стресс, неприметно перетекающий в депрессию - первопричину большинства недугов. Так же выделяют психологический и физиологический стресс. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную.

В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями.

Признаки стресса разнообразны.

У личности отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги нервозность, вспыльчивость, раздражённость, ухудшается сон. А в итоге - опустошённость и общее недомогание. Аккуратные люди могут стать неряшливыми, а общительные - замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Могут возникать мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства.    

У фармацевтических работников развитие стресса во многом определяется особенностями субъективного отношения личности к той ситуации, в которой он живет и работает, а также накопленными в его опыте способами преодоления затруднений. Человек, устойчивый к “жестким” посланиям клиентов, умеет сохранять спокойствие и работоспособность. Тот, кто не выдерживает психологического натиска покупателя, в ответ тоже начинает фонтанировать эмоциями. Или потом выплескивает накопившееся раздражение и злость на коллег или близких людей. Некоторые носят негативные эмоции в себе, переживают, мучаются и в итоге впадают в стрессовое состояние, часто сопровождающееся психосоматическими симптомами: появлением головных и спинных болей, повышением давления, проблемами с сердцем, бессонницей, депрессией и т.д. Происходит нарушение концентрации внимания, ощущение хронической нехватки времени, проблемы со сном, перманентное гнетущее чувство вины, сильное эмоциональное и телесное напряжение. Человек может почувствовать дыхание затрудненное, порывистое или, наоборот, поверхностное, затаенное, если напряжены все мышцы, сжимаются кулаки, а в горле словно ком застрял, если ощущаете состояние разбитости, будто тело распадается на части (ноги, руки, голова отдельно). Все эти симптомы существенно снижают качество жизни личности, затрудняют его деятельность во всех сферах, в том числе и профессиональную.

Причины профессионального стресса.

По оценкам специалистов, причиной стрессов в 70% случаев является работа и все, что с ней связано Существует множество факторов, которые могут вызывать стресс в процессе работы фармацевта и провизора. Некоторые из причин профессионального стресса: необходимость принимать ответственные решения; перегрузки или недостаточная загруженность; недостаточно чёткое определение должностных обязанностей; слишком расплывчатые границы полномочий; неясные устные инструкции; необходимость выполнять трудно совместимые функции; неопределённость областей ответственности; поведение других сотрудников, вызывающее стресс и т. п.

Провизору сегодня приходится брать на себя функции и продавца, и врача, и психолога. Часто стрессовые ситуации возникают в процессе обслуживания покупателей.

Не секрет, что в аптеку часто приходят люди, заряженные негативными эмоциями. Многие из них испытывают серьезные физические недомогания — страдают не только от мигрени или зубной боли, но и от тяжелых, даже опасных для жизни заболеваний. Кроме того, часть покупателей — социально обделенные люди, несущие в аптеку свои горести и обиды. Проявления негативных эмоций со стороны покупателей могут быть не только словесными (жалуются, грубят, хамят, обзывают…), но поведенческими. В первостольников плюют, кидают мелочь, упаковки лекарств и даже горшки с цветами. Особенно опасны возбужденные покупатели, вооруженные тростью, — они могут ударить сотрудника.

5.Методы управления стрессом

     Важно научить сотрудников аптек беречь свое здоровье, и психическое, и физическое, в условиях огромного нервного напряжения, с которым связано ведение современного бизнеса. Умение управлять стрессом позволяет более эффективно оказывать покупателям

услуги, связанные с обеспечением их лекарственными средствами. В первую очередь, чтобы управлять стрессом, важно понимать причины его возникновения, которые могут быть разнообразны, осознаваемые или нет. Убрать причину - снизить уровень стресса.       

 Ключевую роль в процессе возникновения стресса играет механизм непринятия того проявления, с которым личность сталкивается. В качестве стрессора может выступать все, что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему. Если личность не в состоянии своевременно измениться, признав факт реального существования раздражителя, не соглашаясь с этим фактом и не принимая его реальности, он закономерно превращается в стрессор. Не принимая реальности, личность рассогласовывается с ней, что порождает негативные переживания, внутреннее психическое напряжение, а в дальнейшем тягостное психологическое состояние, болезни, преждевременное старение и смерть.

Исследования показывают, что более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Напротив, доминирование ценностей материального характера приводит к снижению уровня стрессоустойчивости и формированию стрессозависимости.

Стрессовые состояния легче предотвратить — “гасить” их гораздо сложнее, необходимо принять меры. Прежде всего, сформировать собственное конструктивное отношение к стрессу. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье говорил, что стресса не бывает только у мертвых. Пока мы живем, к чему-то стремимся, чего-то достигаем – мы будем испытывать стресс. Он – вкус и аромат жизни. Можно отметить, что в основе управления стрессом лежит ряд принципов.

1. Умение преобразовывать негатив в позитив является своего рода кульминацией методов управления стрессом. Научившись контролировать неприятные ситуации, в которые неожиданно попадаем, мы превращаем их в волнующий и ценный жизненный опыт, автоматически считая, что именно она позволяет нам демонстрировать свои лучшие качества и делает нашу жизнь более результативной и полноценной.

2. Осознание самой природы стресса. Это - реакция организма в ответ на экстремальные, несущие угрозу, воздействия. То есть, это не то, что происходит, а то, как мы реагируем на происходящее.
 Следовательно, разовьется стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому, один из методов управления стрессом – это управление собой в стрессе, совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

3. Чтобы иметь возможность управлять собой, важно решиться взять ответственность на себя за все, что с тобой происходит, выйти из образа достойной сострадания жертвы.

Способы управления стрессом включают в себя действия на различных уровнях.
1.Научиться отслеживать момент запуска механизмов стресса, знать адаптационные инструменты, помогающие справляться с любыми стрессовыми состояниями. О тчётливо представлять границы возможного воздействия на протекание стрессовой ситуации; проявить готовность к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости

2.Необходимо снимать телесное напряжение. Этому способствует умение правильно дышать и расслаблять мышцы тела. Когда дышите полной грудью, в кровь и голову поступает больше кислорода — появляется возможность лучше оценить ситуацию, обдумать свои действия. Есть специальные противострессовые дыхательные упражнения, которые позволяют сделать дыхание глубоким, спокойным и снизить телесное напряжение. Ауторегуляция дыхания может стать одним из действенных средств борьбы со стрессом. Овладеть разнообразными приемам релаксации. Например, с помощью специальных физических упражнений удается достичь расслабления всего за три минуты. Отрегулировать режим труда и отдыха.

3. Эмоциональная разрядка. Если после общения с трудным клиентом трудно сдержаться, то можно выйдите из зала в помещение, где никого нет (на склад, в пустой кабинет), и, представив образ человека, с которым вы вошли в конфликтную ситуацию, выскажите все, что накипело. Так постепенно спадает эмоциональное напряжение. В японских компаниях есть комната с чучелом начальника, где каждый сотрудник с помощью палки может “выпустить пар”…

4. В ситуации конфликта с покупателем, когда клиент заводится, обвиняя всех и вся (провизора/аптеку/местные власти/правительство…), нужно переключать его внимание. Задавая конкретные вопросы, связанные, например, с выбором препарата, вы направляете диалог из эмоциональной плоскости в деловую, и разговор переходит в конструктивное русло.

5. Включать тренинги по стрессоустойчивости в программы обучения персонала. Существуют различные виды тренингов: игровые, по Гансу Селье, тренингов личностного роста, программы, связанные с привлечением каких-либо ресурсных техник (ци-гун, йога, фламенко)и др. Проведение тренинга по управлению стрессом — признак зрелости организации

6. Овладение тайм - менеджментом.

7. Иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям, создаёт конкурирующую доминанту.

8. Позитивный взгляд на будущее: лучше смотреть как на возможность решения сегодняшних проблем, а не источник новых.

9.Если причина стресса - конфликт, то оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса - полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта.

10. Очень полезно рассказать о стрессовой ситуации близким людям. Когда мы «проговариваем проблему» — она перестает казаться нам такой уж серьезной.

11. Провести курс психотерапии, в арсенале которой имеется много эффективных методик управления стрессом.

Стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще.

Исполнительский блок.

Упражнение 1.

Проведите исследование по Методике Т. Повела «Как Вы заботитесь о себе?».

Проанализируйте результаты. Составьте программу коррекции.

Инструкция: оцените каждый вопрос теста по 4-бальной системе и поставьте соответствующую цифру в графе «балл» напротив каждого вопроса.

4 – верно;

3 – скорее верно, чем неверно;

2 – скорее неверно, чем верно;

1 – неверно (то есть вы так не поступаете никогда).

Подсчитайте ваш результат, сложив все цифры в колонке «балл».

1.Временами я покупаю себе что-нибудь приятное (подарок, сувенир, безделушку).

2. Я нахожу время, чтобы отдохнуть, расслабиться.

3. Я считаю, что имею право быть иногда эгоистичным(ой).

4. Если я себя плохо чувствую, мне нравится позволять другим заботиться обо мне.

5. Я заранее планирую приятные события, такие как каникулы, поход в театр или ресторан.

6. Каждый день я уверен(а) в том, что имею немного времени, чтобы потратить его на себя, сделать себе что-нибудь приятное.

7. Для меня важно следить за своей внешностью и здоровьем.

8. Я могу сказать «нет», когда люди требуют от меня что-то, что я не хочу делать.

9. Я хвалю себя после того, как сделаю что-нибудь хорошее.

10. Я стараюсь не употреблять алкоголь в большом количестве.

11. Я делаю специальные упражнения, чтобы сохранить здоровье.

12. Я обычно нахожу время, чтобы поддерживать отношения с людьми, которые мне приятны.

13. Я предпочитаю здоровую пищу, а не сухие пайки.

14. У меня есть время для занятий увлекательным хобби.

15. Иногда я могу поставить свои интересы выше интересов других, даже если это кому-то может не понравиться.

16. Я считаю, что каждый сам должен отвечать за решение своих проблем.

17. Я предпочитаю работать в удобном мне темпе, чем сразу выкладываться на все 100%.

18. Я могу сам(а) принимать решения, а не ждать советов окружающих.

19. Я избегаю употребления наркотиков и табака.

20. Я не способен(на) признавать и доказывать другим свои достоинства.

Итого:__ Результаты:

Более 54 баллов – результат выше среднего. Люди, имеющие данный общий балл, умеют заботиться о себе достаточно хорошо, поэтому ин легче, чем другим, в искренней форме проявлять заботу об окружающих в тех ситуациях, когда это необходимо.

40 – 54 баллов – средний результат. Те, кто имеет данный балл, как правило, стараются заботиться о себе, но они могли бы улучшить свой результат.

Ниже 40 баллов – результат ниже среднего. Эти люди заботятся о себе недостаточно хорошо. Возможно, что они часто имеют чувство вины перед собой/окружающими или низкий уровень ассертивности.

Упражнение 2

Ежедневно в течение 30 дней ведите дневник, отмечая что позитивного вы сделали в течение дня для поддержания психологического и физического здоровья. По окончании проведите анализ.

День Тело Душа Разум
1      
2      
3      
4      
5      

Упражнение 3

Составтье рекомендации «Помощь в стрессе»:

1.В состоянии острого стресса- «скорая помощь».

2.В стадии сопротивления.

 

Упражнение 4

Разработайте рекомендации «Профилактика стресса»

1. Мероприятия, которые можно проводить ежедневно.

2. Мероприятия, которые можно проводить еженедельно.

3. Мероприятия, которые можно проводить ежемесячно.

4. Мероприятия, которые можно проводить ежеквартально и ежегодно.

 

Упражнение 5

Ведите «Дневник  счастья». Отмечайте события, которые вызвали позитивные эмоции.

«Сегодня был самый счастливый день в моей жизни!

1.____________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________

5._______________________________________________________________

6.________________________________________________________________

А завтра будет ещё лучше!

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ.

1.Предмет психологии, ее задачи. Психология как наука о закономерностях, механизмах, психической деятельности, поведения и их применении на практике. Методы психологии.

2.Психология в медицинской и управленческой деятельности.

3. Понятие личности. Структура личности.

4. Психологическая структура темперамента (психомоторика, психологическая активность, эмоциональность). Основные психофизиологические свойства темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика

5. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от типа темперамента.

6. Определение самооценки, принятие себя.

7. Функции эмоций и чувств.

8. Принципы работы с негативными эмоциями и чувствами.

9. Понятие об общении. Функции и средства общения. Закономерности общения.

10. Механизмы межличностного познания.

11. Личностно-ориентированное общение.

12.Стили общения, уровни общения.

13. Виды и особенности переговоров в работе фармацевтического работника.

14. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликтов. Структура конфликта: объект, цели, мотив, повод столкновения. Виды конфликтов.

15. Межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, сотрудничество. Правила поведения в конфликтной ситуации.       

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -634 с.- (Медицина).

2. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. (Серия "Психологическая энциклопедия") -325 с.

3. Руденко А.М. Психология для медицинских специальностей/ А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. -296 с.

Интернет ресурсы:

4. Открытая Русская Электронная Библиотека: http://orel.rsl.ru/

 5.Российское психологическое общество: http://rpo.rsu.ru/

6. http://studyspace.ru/remository/elektronnyie-uchebniki/delovoeobschenie.html.

7.www.medpsy.ru

8.www.lossofsoul.com/

9.www.psylib.org.ua

10.www.flogiston.ru

 

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Выбрать один правильный ответ:

 1. К темпераменту относится качество личности:

А - аккуратность

Б - вежливость

В - возбудимость

Г - трудолюбие

 

2. Холерическому темпераменту присущи свойства:

А -склонен к рассуждениям, пессимистичный

Б - пассивный, осмотрительный, рассудительный

В - нетерпеливый, склонен к эмоциональным срывам

Г - быстрая утомляемость, чуткость к другим

3.Легче руководить людьми представителю темперамента:

А - холерику

Б - сангвинику

В - меланхолику

Г - флегматику

4. Качество темперамента:

А - интровертированность

Б - небрежность

В - эгоизм

Д - альтруизм

5. Полное определение психологии:

А - психология- наука о сознательном и бессознательном в поведении человека

Б – психология - наука о закономерностях, механизмах, фактах проявления и развития психики

В – психология - наука о сознании индивида

Г – психология - наука о личности

6. Свойства, присущие сангвиническому темпераменту:

А – пассивность, склонность к самоанализу

Б - болезненно переживает неудачи, тревожность

В - стремится к частой смене впечатлений   

Г - чувствительный беспокойный агрессивный

7. Врожденными являются свойства:

А - характера

Б - самооценки

В - темперамента

Г - уровня притязаний

8. Качество темперамента:

А - честность

Б - педантичность

В - быстрота реакции

Г - миролюбие

9. Свойства флегматического темперамента:

А - высокое терпение, умеренно подвержен влиянию

Б – инициативность, прямолинейность в суждениях

В – непринуждённый, жизнерадостный, лидер

Г - быстрая утомляемость, чуткость к другим

10. Качество, характеризующее личность:

А - врожденное образование

Б - формируется в процессе всей жизни

В - формируется в начале жизни

Г- формируется в конце жизни

11. Качество темперамента:

А - экстравертированность

Б - самолюбие

В - лень

Г- дружелюбие

 

12. Наука психология изучает:

А – психология - наука о формах ощущений, восприятий, понятий и других феноменах

Б – психология - наука, изучающая особенности интеллекта

В – психология - наука о закономерностях, механизмах, фактах проявления и развития психики.

Г – психология - наука о познавательных психических процессах

13. К приобретённым относятся свойства:

А - характера

Б - скорость реакции

В - темперамента

Г- нейротизм

14. Характеристику темперамента отражает определение:

А - интенсивность внешнего появления эмоции, совокупность психических, эмоциональных свойств, во многом обуславливающих его поведение, адаптацию к среде

Б -индивидуальные свойства личности, обеспечивающие успешное выполнение каких-то видов деятельности

В - особенности познавательных психических процессов

Г - особенности мировоззрения

15.Свойства меланхолического темперамента:

 А - аккуратность, педантичность   

  Б - быстрая утомляемость, чуткость к другим

 В - хорошая работоспособность, легко переключается

 Г - чувствительный, беспокойный, агрессивный

16. Отдельный конкретный человек, представитель человеческого рода:

 А - человек

 Б - индивидуальность

 В - индивид

 Г - личность

17. Уникальное существо, выделившееся из природного мира, благодаря триединству биологического, психологического, социального:

 А - человек

 Б - индивидуальность

  В - индивид

 Г - личность

18. Уникальное, неповторимое сочетание качеств, отличающее одного человека от другого:

 А - человек

 Б - индивидуальность

  В - индивид

 Г - личность

19. Высокий уровень нейротизма:

А - характерен для холерика

Б - характерен для сангвиника

В - характерен для флегматика

Г - характерен для циклотимика

20. Совокупность устойчивых свойств, выражающих отношение человека к себе, к другим людям, к вещам, к делу:

А - самооценка

Б - характер

В - темперамент

Г - притязание

22. Свойства «оптимистичный, активный, общительный» характерны для темперамента:

А - холерик

Б - сангвиник

В - меланхолик

Г - флегматик

 

23. Эмпатия является:

А - стрессовой реакцией

Б - проявлением чувства вины

В - сопереживанием

Г -эмоциональным реагированием

 

24. Страх, гнев, радость являются:

А -установками

Б -эмоциями

В - стереотипами

Г -способностям

25. Переживания отношений к предметам и явлениям:

А -эмоции

Б - установки

В - действия

Г - акцентуации

 

26. Простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей: 

А - акцентуации

Б - установки

В - действия

Г - эмоции

 

27 Постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт и делает:

А - акцентуации

Б - установки

В - чувства

Г - эмоции

28. Функция эмоций, выражается выразительными движениями, мимикой:

А - оценочная

Б - сигнальная

В - регулятивная

Г - побудительная

 

29. Функция эмоций, выражает оценку человеком действующих на него раздражителей, явлений и событий:

А - оценочная

Б - сигнальная

В - регулятивная

Г - побудительная

 

30. Функция эмоций, выражается в том, что стойкие переживания направляют поведение личности:

А - оценочная

Б - сигнальная

В - регулятивная

Г - побудительная

 

31. Функция эмоций, определяет направление поиска способное обеспечить решение задачи:

А - оценочная

Б - сигнальная

В - регулятивная

Г - побудительная

 

32. Мышечное расслабление:

А - эмпатия

Б - релаксация

В - стресс

Г - эмоция

33. Функция эмоций, выражается в том, что значимые события быстро и надолго запечатлеваются в памяти:

А - оценочная

Б - сигнальная

В - регулятивная

Г - побудительная

 

34. Функция эмоций, обнаруживается при конкуренции мотивов:

А - переключательная

Б - приспособительная

В - стоп- фактор

Г - дезорганизующая

 

35. Функция эмоций, позволяющая организму приспособиться к окружающим условиям:

А - переключательная

Б - приспособительная

В - стоп- фактор

Г - дезорганизующая

 

36. Конфликт представляет собой:

А - борьбу мнений

Б - спор, дискуссия по острой проблеме

В - соперничество, направленное на достижение победы в споре

Г - столкновение противоположных позиций

 

37. Предупреждать конфликтные ситуации позволяет:

А -диалогический стиль общения

Б - умение замечать положительные и отрицательные реакции на свое поведение

В - трезвая оценка своих способностей и достижений

Г- всё вышеперечисленное

 

38. Вид конфликта, в котором участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого:

А - межличностный

Б - смешанный

В - вертикальный

Г - горизонтальный

 

39. Конфликтная ситуация:

А -случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия

Б - накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними

В - процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений

Г - этап развития конфликта

 

40. Причина конфликта:

А - противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия

Б - стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт

В - накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов, которые создают почву для реального противоборства между ними

Г - явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту

 

41. Тип конфликта, приводящий к снижению личной удовлетворенности, эффективности деятельности организации:

А - функциональный

Б - межличностный

В - групповой

Г- дисфункциональный

 

42. Полное определение конфликта:

А - это особый вид взаимодействия социальных сил, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможной реализацию ее целей и интересов

Б - это особый вид воздействия руководителя на подчиненного

В - это массовое столкновение рабочих, вызванное их недовольством по поводу задержки выплаты заработной платы

Г- это специальная мера воздействия на сотрудников, которые не выполняют порученную им работу

 

43.Стадии конфликта, когда внешнее событие приводит в движение конфликтующие стороны:

А - конфликтная

Б - предварительная

В - разрешение конфликта

Г - предконфликтная

 

44. На послеконфликтной стадии происходит:

А - поиск способов полного разрешения конфликта

Б - накопление и обострение противоречий в системе межличностных и групповых отношений

В - острые разногласия, которые индивиды и социальные группы не только всячески усугубляют

Г- предпринимаются усилия по окончательному устранению противоречий интересов, целей, установок, ликвидируется социально-психологическая напряженность

 

45. Причины межличностных конфликтов:

А - недостатки, связанные с организацией деятельности

Б - трудности и напряженность, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива

В - недоработки в сфере управленческой деятельности

Г - все вышеназванные

 

46. Причиной конфликта быть не может:

А - резкость и грубость в обращении с партнёрами

Б - стремление навязать свою волю партнёру

В - беспринципность, нарушение этических норм

Г - психологическая совместимость

   

 

46. Управление конфликтами — это:

А - целенаправленное воздействие на процесс его динамики

Б - целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих

В - анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение

Г- целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними

 

47. Вид конфликта, связанный с официальной деятельностью человека:

А - вертикальный

Б - симметричный

В - деловой

Г- личностный

 

48. Объектом конфликта является:

А - то, что вызывает противодействие участников, является основой их спора

Б - те, кто оспаривает мнения, интересы, цели друг друга

В - те, кто вступает в конфликт

Г - отдельные личности, социальные группы

 

49. Конфронтация это:

А - отрицание

Б - противостояние

В - соглашение

Г - компромисс

 

50. Основные направления деятельности по "профилактике" конфликтов:

А - соблюдение этики отношений

Б - соблюдение законов

В - постоянная работа по улучшению условий труда

Г - все вышеназванное

Глоссарий по дисциплине Психология

А

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Астенические чувства - это эмоции, понижающие активность личности, снижающие энергию, способствующие скованности и пассивности.

Аффекты - бурные, часто неуправляемые, кратковременные реакции.

Б

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Быстрота мышления - умение быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять правильное решение.

В

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или деятельности в данный момент времени.

Возбудимый тип связан прежде всего с повышенной реактивностью, обусловленной возбудимостью НС. Реакции на происходящее, как правило, недостаточно осмыслены. Недостаточная управляемость влечениями и поступками.

Воля - форма психического отражения, проявляющегося в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних трудностей и препятствий.

Высшие мотивы - мотивы общественного порядка.

Г

Гибкость мышления - свобода мысли от сковывающего влияния закрепленных в прошлом опыте приемов и способов решения задачи, в умении быстро менять свои действия при изменении обстановки

Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Д

Действие - это относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Демонстративный тип - личность стремится выпячивать себя, привлекать к себе внимание, ей свойственна театральность.

Депрессия - психическое состояние резко выраженной пассивности, при котором отсутствует интерес к окружающему и все представляется в мрачном виде.

Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Диалог – это равноправное субъект—субъектное общение, имеющее целью взаим



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.151.214 (0.319 с.)