Тема: Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения дисциплины в процессе подготовки специалистов среднего профессионального образования обуславливается целями развития психологической грамотности обучающихся. Усвоение основ психологии необходимо в будущей профессиональной деятельности. Освоение дисциплины помогает лучшей ориентации в собственной психологической реальности и способствует более глубокому пониманию окружающих людей, повышению компетентности фармацевтического работника, его успешности в профессиональной деятельности.

  Содержание дисциплины составляют знания основных положений психологии личности, эмоций, межличностного взаимодействия, эффективного поведения в конфликтных ситуациях в деятельности работника аптеки.

    Данное пособие включает в себя информационный блок, позволяющих освоить теоретический материал дисциплины, исполнительский блок, имеющий целью практическое усвоение основных положений дисциплины.  Контролирующий блок представлен тестовыми заданиями, позволяющими осуществить контроль знаний по всем темам дисциплины.

Виды работ, включённые в пособие, разнообразны:

· исследования личностных особенностей,

· задачи творческого характера

· осмысление основных положений теории

· решение ситуационных задач

· структурирование материала в форме таблицы

· выполнение практических упражнений

Пособие создавалось на основе следующих принципов:
- «От теории – к практике». Перед обучающимися поставлены задачи привести примеры из реальной жизни для рассмотренного на лекции материала.

- «От жизни к теории» - анализ практики с точки зрения теории.

Предлагается на конкретном примере сформулировать теоретические положения и выводы относительно рассматриваемого явления или ситуации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Уважаемые обучающиеся!

Современный фармацевт должен обладать психологической грамотностью, компетентностью в области коммуникаций в диаде «фармацевт»- «посетитель». Изучение дисциплины имеет ярко выраженный практический характер.

       В результате освоения дисциплины Психология вы будете уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

       В результате освоения дисциплины вы будете знать:

- основные задачи и методы психологии;

- определение понятий: психогигиена, психологическая профилактика и психотерапия;

- структуру личности;

- функции и средства общения;

- закономерности общения;

- приемы психологической саморегуляции;

- пути социальной адаптации и мотивации личности;

- этапы профессиональной адаптации;

- взаимосвязь общения и деятельности

Материалы учебного пособия разработаны с учётом того, чтобы в процессе освоения дисциплины формируются общие компетенции.

     ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

                           

п/п

Наименование разделов и тем

Макси-

мальная учебная

нагрузка

Количество часов

  

Сам.

работа

Всего Теория Практика
1. Раздел 1 «Общая психология»         
1.1. Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии 3 2 2 1
1.2. Психологические особенности личности.     12 8 4 4 4
1.3 Эмоциональная сфера личности   9 6 2 4 3
1.4 Психология общения 12 8 4 4 4
2. Раздел2 «Социальная психология »          
2.1 Психология межличностного конфликта.   6 4 2 2 2  
 2.2   Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии 3 2 2   1
Дифференцированный зачёт 3 2   2 1
          И т о г о 48 32 16 16 16

 

Контроль и оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, проектов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Освоенные умения - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения   Оценка выполнения задания в форме фронтального устного опроса, итогового тестирования по всем темам курса (итоговое занятие). Выполнение индивидуальных заданий. Оценка результатов участия в тренировочных упражнениях. Контроль выполнения самостоятельных работ. Оценка решения ситуационных задач.
Усвоенные знания:  - основные задачи и методы психологии; - определение понятий: психогигиена, психопрофилактика и психотерапия; - структуру личности; - функции и средства общения; - закономерности общения; - приемы психологической саморегуляции; - пути социальной адаптации и мотивации личности; - этапы профессиональной адаптации; - взаимосвязь общения и деятельности   Оценка результатов письменного опроса в форме тестирования. Оценка результатов устных ответов. Оценка результатов выполнения творческих заданий. Оценка результатов выполнения проблемных заданий. Оценка решения ситуационных задач.

 

 

Лекция № 1

Информационный блок.

                          План

1. Предмет и основные принципы психологии

2..Особенности психологии

 как науки

3.Методы психологии

 

 

1. Предмет и основные принципы психологии

Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. Что составляет предмет научного познания в психологии? Наверное, это один из самых сложных вопросов. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Подпсихическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

-принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;

- принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;

- принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Методы психологии

«Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности. Методология психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного знания. В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.

 Второй уровень методологии определяется общенаучными принципами, отражающими специфику научного познания мира и науки как особой сферы человеческой деятельности.

Третий уровень составляют конкретно-научные принципы психологии. Далее следуют методы исследования, представляющие собой способы получения психологических фактов и их интерпретации.

Наконец, последний уровень методологии представлен конкретными эмпирическими методиками, с помощью которых происходят сбор и обработка психологических данных.

Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные.

К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.

 Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде.

В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:

в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включённое и стороннее.

 Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации.

Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;

в зависимости от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль – недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают.

При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;

в зависимости от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте. В процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео– или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.

В зависимости от условий осуществления наблюдения бывает полевое и лабораторное.

Полевое наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого. Лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях.

   В психологических исследованиях широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.

Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука.

С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:

1) исследователь сам вызывает изучаемое им явление – в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

В психологии практикуются следующие виды экспериментального исследования:

- лабораторный эксперимент проводится в специально создаваемых и тщательно контролируемых исследователем условиях, в некоторых случаях используются аппаратура и приборы, что обеспечивает научную объективность получаемых данных. Недостатком этого вида исследования является трудность переноса результатов, полученных в эксперименте, в реальную жизнь. Искусственность и абстрактность лабораторных условий существенно отличаются от условий жизнедеятельности человека;

- естественный эксперимент снимает ограничения лабораторного эксперимента. Основное достоинство данного метода заключается в сочетании экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. Идея проведения психологического эксперимента в естественных условиях жизни людей принадлежит отечественному психологу А.Ф. Лазурскому.

- формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств Он может иметь обучающий и воспитывающий характеры;

- констатирующий эксперимент выявляет определенные психические особенности и уровень развития соответствующих качеств.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

- беседа (интервью) – получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы;

- тестирование – психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др. Их применение требует профессиональной психологической подготовки, так как непрофессиональное тестирование может нанести вред человеку. В настоящее время существует также множество так называемых популярных тестов. Как правило, они публикуются в газетах, журналах, доступной широкому читателю литературе. Такие тесты не являются собственно психологическим, профессиональным инструментарием и предназначены для самотестирования; специальной подготовки при этом не требуется;

- анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т. д. 

Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов. В психологии широко используется изучение результатов изобразительной деятельности человека, особую ценность с этой точки зрения имеют детские рисунки, которые дают возможность понять эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, родителям, к самому себе.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичных данных о развитии психики, в психологии используются методы математической статистики, которые выступают как средства повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

Исполнительский блок.

1. Составьте таблицу «Отличие житейских психологических знаний от научного знания психологии».

2. В чём преимущества научного психологического знания.

3. Подберите пословицы и поговорки, характеризующие житейские наблюдения о поведении человека.

4. Приведите примеры использования различных методов психологии.

Лекция № 2

 Тема: Психология личности

Информационный блок.

План

1. Определение понятия "личность".

2.Характеристики темперамента

3.Характер личности

1. Определение понятия "личность"

Реальность, которая описывается понятием "личность", про­является уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово "persona" употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению — это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С.Немова, личность— это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием "личность" употребляются термины "че­ловек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позво­лит более полно раскрыть последнее.

Человек это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "соб­ственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.Обиндивидуальности мы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

 

Характеристики темперамента

Ещё в глубокой древности, наблюдая за внешними особенностям людей, ученые обратили внимание на большие индивидуальные различия в их поведении и речи. Одни - подвижные, энергичные, эмоционально возбудимые, с громкой и быстрой речью. Другие - медлительные, спокойные, невозмутимые, разговор ведут неспешный. Известный психолог Черлин писал: "Представьте себе две реки - одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены". Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей.

В основе этих проявлений лежат свойства нервной системы, которые имеют наследственную природу и являются стабильными характеристиками личности. С ними нельзя не считаться, так как они непосредственно влияют на учебную и трудовую деятельность.

Понятие темперамента возникло на основе учения древнегреческого ученого и врача Гиппократа VI в. до н. э.

Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных "соков организма":

  • Преобладание жёлтой желчи ( от латинского holle, "желчь, яд") делает человека импульсивным, "горячим" - холериком.
  • Преобладание лимфы (от латинского phlegma, "мокрота, слизь") делает человека спокойным и медлительным - флегматиком.
  • Преобладание крови ( от латинского sanguis , "кровь") делает человека подвижным и весёлым - сангвиником.
  • Преобладание чёрной жёлчи (от латинского melana holle , "чёрная жёлчь") делает человека грустным и боязливым - меланхоликом.

Ещё одно из объяснений темперамента даёт Иван Петрович Павлов, основываясь на свойствах нервной системы.

Павлов выделил три свойства:

1. Динамичность (подвижность), т.е. скорость смены процессов возбуждения и торможения

2. Сила, как способность нервной системы выдерживать сильные раздражители

3. Уравновешенность, как равные положения двух составляющих вегетативной нервной системы парасимпатического отдела (успокаивает, тормозит) и симпатического отдела (активизирует, возбуждает)

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделяет 4 типа темперамента.

  • Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный
  • Холерик: сильный, неуравновешенный, подвижный
  • Флегматик: сильный, уравновешенный, инертный
  • Меланхолик: слабый, неуравновешенный, инертный

 

Всех людей можно разделить на 2 большие группы: экстраверты ("обращенные вовне") и интроверты ("обращенные внутрь себя").

Экстраверты общительны, активны, оптимистичны, подвижны, у них сильный тип высшей нервной деятельности, по темпераменту они сангвиники и холерики.

Интроверты малообщительны, сдержаны, отделены от всех, в своих поступках ориентируются в основном на собственные представления, серьезно относятся к принятию решения, контролируют свои эмоции. К интровертам относятся флегматики и меланхолики.

Такое деление на темпераменты весьма условно. Это вовсе не значит, что все сангвиники как близнецы похожи друг на друга. Более того, в природе редко встречаются люди с чистым типом темперамента, обычно преобладает смешанный тип. Нельзя сказать, что один тип темперамента лучше, а другой хуже. У каждого типа есть свои слабые и сильные стороны.

Зачем нужны знания о типах темперамента? Чтобы лучше понимать себя и других, принимать те особенности человека, которые даны от природы. А когда мы лучше понимаем себя и других, меньше возникает ошибок, конфликтов и т.п.

Чистые типы встречаются редко.

Вильгельм Вунд сказал: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком».

Совместимость в семейной жизни.

Психологическая совместимость: возможность людей длительно находиться рядом, взаимодействовать без конфликтов.

Еще в XVIII в. профессор С. Г. Забелин дал точную характеристику разных типов темперамента. Каждому типу свойственны свои отличительные черты, и, учитывая это, можно предположить и поведение человека в семейной жизни.

Меланхолик – болезненно чувствителен к критике, очень обидчив. Такому человеку постоянно может казаться, что его принижают. Малейшую неприятность меланхолик воспринимает как трагедию всей жизни. Мужчины этого типа часто нерешительны, трусоваты и легко поддаются влиянию матери, но очень добрые и мягкие. Женщины – часто плачут, легко впадают в депрессию, но очень нежные и романтичные. Семейные ссоры меланхолики долго и мучительно переживают.

Холерик – человек достаточно несдержанный, нетерпеливый. Он настойчив и активен в проявлении своих желаний, но эти качества у него непостоянны. Однако, такой человек будет добиваться поставленной цели, не останавливаясь ни перед чем. Отличается частой сменой настроений и быстрым умением отходить от гнева, но при этом сам всегда душевно страдает от своей несдержанности. Мужчины-холерики способны ради женщин на безумные поступки, но также могут незаслуженно и обидеть. Чаще всего – они хорошие любовники и за это женщины им многое готовы простить. Женщины-холерики – привлекают мужчин своей активностью, взбалмошностью и непредсказуемостью. Но в семейных отношениях им свойственны взрывные выяснения отношений, агрессивные ссоры, и очень страстные примирения после них.

Флегматик – невозмутим в любой ситуации. У людей этого типа нельзя ничего прочитать на лице. Они все переживают внутри себя. В привычках часто консервативны, трудолюбивы; в отношениях – однолюбы. Не склонны делиться своими переживаниями с другими, нередко не доверяют людям. Что мужчины, что женщины очень дорожат сохранением семьи и своими близкими. Умеют сдерживать эмоции в самых скандальных ситуациях, хотя, обиду могут помнить долго. Но, мужчины-флегматики часто склонны к «домострою» и любые отклонения от установившихся норм принимают с трудом, но женщины часто за такими мужчинами как за «каменной стеной». Женщины – верные подруги и спутницы жизни, что называется и «в болезни и в радости», но порой теряют романтику в отношениях.

Сангвиник – энергичен, активен, отличается веселым нравом и трудолюбием. Жизнь с таким человеком может напоминать вечный праздник, но это может быть не всегда уместно. Люди- сангвиники живут настоящим, практически никогда не вспоминают прошлое, но и не слишком задумываются о будущем. Так что далеко идущие планы с таким супругом построить сложно. Во время семейных ссор легко приспосабливаются к ситуации и относятся ко многим конфликтам с легкостью и спокойствием, как к чему-то временному. Мужчины- сангвиники отличаются хорошим чувством юмора и умением красиво ухаживать, что всегда привлекает к нему женщин.

Однако, давно известно, что в чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке собраны самые разные противоположности, но все-таки главенствует всегда один тип темперамента.

Когда два любящих человека решают вступить в брак, то они меньше всего задумываются на тему: «А подходят ли они друг другу». При создании семьи, различия в темпераментах нельзя не учитывать вовсе. Например, в семье, где холерик и меланхолик не избежать ссор. Два меланхолика могут погрязнуть в скуке и рутине. А если оба - холерики, то и до драк не далеко!      

Самый универсальный партнер для всех типов темперамента – человек-сангвиник, так как он умеет ужиться практически со всеми. Исследования показали, что наиболее удачливые брачные союзы: сангвиник и меланхолик; флегматик и холерик; сангвиник и холерик. Если же, случилось полюбить человека с темпераментом, который ну ни как вам не походит, то самый верный способ сохранить любовь и создать крепкую семью – это научиться находить компромиссные решения для обоих в сложных жизненных ситуациях.

Характер личности



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.137.68 (0.064 с.)