Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение в РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение в РБ



Регулирование отпускных цен (тарифов) на продукцию (товары, работы, услуги) предприятий-монополистов осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", постановлениями Совета Министров Республики Беларусь,  Министерства экономики.

К естественным монополиям относятся отрасли производства, в которых минимальные издержки в расчете на единицу продукции достигаются при сосредоточении производства на единственном предприятии. Соответственно появление конкуренции за счет рассредоточения производства может привести только к увеличению удельных издержек.

В Республике Беларусь принята практика обязательного контроля органов государственной власти за уровнем формируемых цен. При этом применяются фиксированные цены (тарифы) естественных монополий

Доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта либо нескольких хозяйствующих субъектов на товарном рынке, дающее такому хозяйствующему субъекту либо таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на этот товарный рынок.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35 и более процентов или менее 35 процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) на товар и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке

Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, за исключением случая, если выполняются в совокупности следующие условия:

- совокупная доля двух хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке определенного товара, составляет 54 и более процентов, или совокупная доля трех хозяйствующих субъектов, которым принадлежат наибольшие доли на товарном рынке, составляет 78 и более процентов, или совокупная доля четырех и более хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 95 процентов;

- в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее одного года, в течение срока существования товарного рынка размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15 процентов

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта влечет его включение в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

К злоупотреблениям доминирующим положением на рынке относятся установление монопольных цен и заключение антиконкурентных ценовых соглашений.

монопольно высокая цена - цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, превышающая сумму необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, а также цену (тариф), сформированную в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара и доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение или цену (тариф), установленную на этом же товарном рынке ранее, если такая цена (тариф) сформировалась в условиях конкуренции

Монопольно низкая цена - цена (тариф), установленная хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, которая ниже суммы необходимых для производства и реализации товара расходов и прибыли, а также ниже цены (тарифа), сформированной в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу потребителей или продавцов товара, условиям обращения товара и доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение

Горизонтальные соглашения между хозяйствующими субъектами предполагают заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами или других видов координированной деятельности, если это имеет целью или результатом (может иметь своим результатом) необоснованное (искусственное)   повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на аукционах и торгах. 

Данный вид соглашений направлен на поддержание чрезмерно высоких или чрезмерно низких цен.

          

Вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами представляют собой достигнутые в любой форме соглашения хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие соглашения имеют либо могут  иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

 Допускаются вертикальные соглашения, если:

- такие соглашения являются договорами комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);

- доля каждого хозяйствующего субъекта, являющегося участником такого соглашения, на любом товарном рынке не превышает 15 процентов

Формой ценовых соглашений является сговор по определению цен на товары. Установление ценового сговора может происходить на любой стадии процесса производства и реализации прямо или косвенно.

В первом случае соглашение касается непосредственно определения цен, например, установления одинаковых цен, согласования изменения цен, дифференциации цен, скидок с цены, условий кредитования.

Во втором случае предметом соглашения являются условия, влияющие на установление цены, в частности, применение единообразного  прейскуранта, использование специфических методов бухгалтерского учета и расчета себестоимости, использование ограничений на объемы производства, требование отчислений взносов с каждой сделки в специальный фонд, организацию и т.д.

    

Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе следующие действия (бездействие):

создание препятствий доступу на товарный рынок (уходу с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам;

установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены на товар;

изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены (тарифа) на товар;

экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными потребителями при наличии возможности производства или поставок соответствующего товара;

экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

навязывание потребителю экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, в том числе согласие на заключение договора лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых потребитель не заинтересован;

заключение соглашений, ограничивающих свободу участников этих соглашений на определение цены (тарифов) и (или) условий предоставления (поставок) товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий или отказ от заключения договоров по причине отказа в принятии возможным потребителем названных условий;

заключение соглашений с продавцами и (или) потребителями, влекущих ограничение или установление контроля над производством или рынками сбыта товаров;

применение к потребителям неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции, в том числе включение в договоры дискриминирующих условий, ставящих потребителей в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Тема 3. Основы рыночного ценообразования.

1. Подходы и механизмы ценообразования.

2. Ценовая политика и этапы ее формирования

3. Методы ценообразования

4. Формирование ценовой стратегии.

5. Формирование ценовой тактики и виды скидок

6. Оценка ценовой чувствительности покупателей

7. Учет качества и ценности товара в ценообразовании

 

1 Подходы и механизмы ценообразования.

Выделяют следующие подходы к формированию цен:

- затратный

- ценностный

- комбинированный

Цепочка принятия решений о ценах:

Затратный механизм:

Решение о продукте – решение о технологиях – решение о затратах – решение о цене – решение о ценности – решение о покупателях.

Основной недостаток: невозможно точно оценить затраты не зная будущего объема продаж.

Ценностный механизм:

Решение о покупателях– решение о ценности – решение о цене – решение о затратах – решение о технологиях – решение о продукте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.01 с.)