В мировой экономической мысли сложились три основных подхода к определению цены как экономической категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В мировой экономической мысли сложились три основных подхода к определению цены как экономической категории.



В мировой экономической мысли сложились три основных подхода к определению цены как экономической категории.

1. Трудовая теория стоимости - представляли цену как денежное выражение стоимости. Стоимость же товара определялась затратами труда или всех производственных ресурсов. Однако с развитием общества, с насыщением рынка и появлением конкуренции стало очевидной неспособность данной теории объяснить все изменения в области цен на рынке. В этом случае цена рассматривается, как:

Ценаденежное выражение стоимости товара.

2. Теория предельной полезности. В 19 веке сформировалась иная концепция определения сущности цены как проявления полезности товара. Данная теория разрабатывалась в русле австрийской экономической школы, школы предельной полезности (Вальрас, Паретто, др.) В 20 веке работы А.Маршалла заложили основы новой теории маржинализма.

3. Теория неоклассического синтеза, предполагала рассмотрение цены как результата взаимодействия спроса и предложения на рынке. Согласно этой концепции рыночная цена представляет собой:

По способу установления различают свободные, регулируемые и фиксированные цены.

- Свободные (договорные) цены устанавливаются по соглашению сторон.

- При регулировании цен государство устанавливает определенные ограничения, действующие при формировании цен, при этом предприятия устанавливают цены самостоятельно в рамках указанных ограничений.

- На отдельные товары, услуги устанавливаются фиксированные цены, при этом розничные торговые предприятия, реализующие такие товары получают торговые скидки с установленных государством цен.

По учету условий поставки:

- франко склад изготовителя – при одногородних поставках,

- франко склад отправления и франко склад назначения при иногородних.

Так франко склад отправления предполагает доставку поставщиком товара до станции отправления. Дальнейшая транспортировка товара происходит за счет покупателя. Франко склад назначения предполагает доставку товара поставщиком до станции назначения за свой счет

4. С учетом территориального распространения различают:

- единые республиканские цены, действующие на территории всей республики;

- местные цены, формирующиеся с учетом специфики территориальной конъюнктуры и регулирования.

5. По особенности использования в учете и статистике различают:

- планово-расчетные цены;

- учетные цены.

 

Также выделяют цены:

- цены на товары и цены на услуги (тарифы);

- цены на продукцию производственно-технического назначения и цены на потребительские товары;

- текущие цены и сопоставимые цены.

Тема 2. Цены в механизме функционирования национальной экономики

1. Цена как средство государственного регулирования

2. Основные способы ценового регулирования, используемые в РБ

3. Регулирование цен на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение в РБ

4. Запрещение установления монопольных цен и антиконкурентных ценовых соглашений

5. Контроль за соблюдением законодательства о ценообразовании

 

Ценовая эластичность определяет чувствительность изменения одного фактора к изменениям другого фактора.

Степень влияния цен одних товаров на спрос на другие товары называют перекрестной эластичностью спроса.

Е = %ΔQi / %ΔPj = ((Q1i – Q0i) / (Q1i+Q0i) / ((P1j-P0j)/(P1j+P0j)

Значения коэффициентов эластичности зависят от характера связи между товарами. Если они являются взаимозаменяемыми, то коэффициент эластичности будет иметь положительное значение, если взаимодополняемыми, то – отрицательное.

Более того, если для изготовителя продукции размер получаемой прибыли определяется с одной стороны конъюнктурой рынка, а с другой – понесенными расходами (издержками, налогами), то торговец вынужден считаться и с третьей переменной – отпускной ценой производителя. Т.е. предприятие торговли должно в своей хозяйственной деятельности ориентироваться на ценовые решения производственных фирм, соответственно его ценовая политика должна содержать принципы, определяющие взаимосвязь конечных розничных (оптовых) цен и цен приобретения товаров, учитывать интересы конечных потребителей и производителей товаров.

В отличие от производителей, конкурирующих на рынке за счет качества в большей степени, чем цен, торговые предприятия получают преимущество в конкурентной борьбе, во многом за счет эффективных ценовых решений и осведомленности потребителей. Особенно важным это становится для магазинов, чье месторасположение или товарная специализация не предполагают массовости покупательских потоков.

 

Кокурентные преимущества торгового предприятия (устойчивые):

А. Преимущества, основанные на внешних отношениях:

- Увеличение числа лояльных к компании покупателей

- Наличие местных законов, препятствующих выходу на рынок новых конкурентов

- Прочные взаимосвязи

Б. Преимущества, основанные на внутренних отношениях:

- Эксклюзивный товар

- Низкие издержки, обусловленные эффектом масштаба

- Лучший сервис

- Лучшая информационная система управления

- Эффективное распределение

- Лучший контроль над запасами

Низкие цены в торговле являются устойчивым конкурентным преимуществом только если основаны на низких затратах.

Особенности общепита:

1) ООП не только производят блюда, но и реализуют их и организуют их потребление;

2) значительная сегментация покупателей по восприятию соотношения цена- качество, что приводит к необходимости применения различных ценовых подходов для высоких и низких наценочных категорий;

3) существенная дифференциация товаров и услуг, реализуемых ООП, что приводит к их сложности сравнения, что в свою очередь обуславливает низкую чувствительность покупателей к изменению цена на продукцию обшепита;

4) невозможно создать запас продукции ООП, что также обуславливает низкую ценовую чувствительность;

5) зависимость цен на продукцию ООП от качества дополнительных услуг;

 

Тарифы на бытовые услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством и прибыли, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка

Затраты включаются в плановую себестоимость услуг, определяемую субъектом предпринимательской деятельности. По тем видам бытовых услуг, на которые нормы и нормативы материальных и трудовых затрат не определены актами законодательства, тарифы формируются на основе норм и нормативов, утвержденных руководителем субъекта предпринимательской деятельности.

Тарифы на бытовые услуги формируются с учетом либо без учета стоимости материалов, запасных частей, фурнитуры. Стоимость материалов, запасных частей, узлов, агрегатов, фурнитуры, используемых при оказании услуг населению, определяется субъектом предпринимательской деятельности исходя из конъюнктуры рынка и включается в тариф на бытовые услуги или оплачивается заказчиком отдельно.

Рентабельность при формировании тарифов на бытовые услуги исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов).

Уровень рентабельности определяется субъектами хозяйствования, оказывающими бытовые услуги самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка за исключением случаев:

1) устанавливаются предельные нормативы рентабельности при оказании населению социально-значимых услуг;

2)  организациями, включенными в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках

 

Тема 6. Ценообразование на внешнем рынке

1.Особенности ценообразования на мировом рынке.

2.Виды цен мирового рынка.

3.Факторы, определяющие уровень цен мирового рынка.

4.Обоснование цены внешнеторгового контракта.

 

Под мировыми ценами понимаются цены крупных экс­портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках.

 

Цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции на мировых товарных рынках, могут существенно отличаться от внутренних цен как по величине, так и вектору и характеру изменений.

На международном рынке процесс ценообразования имеет особенности:

1) Мировая цена отклоняется от внутренних цен. Как правило мировая цена ниже внутренней.(есть исключения) Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции.

 Причины:

- экспорт осуществляют наиболее сильные компании с наиболее низкими затратами

- острее конкуренция

- большие масштабы – ниже уровень условно-постоянных расходов

- использование государствами форм стимулирования экспорта

- более высокая привлекательность внешнего рынка, а следовательно смещение приоритета на завоевание позиций на внешнем рынке.

Таким образом, внутренняя цена в большинстве случаев не предопределяет окончательно уровня мировой цены.

2) особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие нескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой.

3) большие географические масштабы рынка обуславливают высокое значение транспортных расходов в процессе формирования цен. В этой связи цены в разных регионах (особенно на сырьевые товары) могут сильно отличаться, поскольку величина транспортных расходов оказывается выше разницы в ценах. Таким образом, можно выделить две противоположные тенденции – глобализацию и регионализацию.

4) особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков.

5) в рамках мирового рынка факторы про­изводства менее мобильны. поскольку свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли.

 

 

6) Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышленные товары и на сырье, топливо.

7) Соот­ношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, не­жели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участ­ник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем.

 

Можно выделить следующие характеристики мировых цен:

- они устанавливаются в свободно конвертируемой валюте (поскольку оплата в неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валюте ведет к необоснованному завышению цен);

- это цены на товары ведущих производителей и поставщиков (продавцов), имеющих существенную долю в общем объеме данной продукции и постоянно воспроизводящих (сохраняющих) свое ведущее положение на данных товарных рынках;

- это цены крупномасштабных сделок, предусматривающих раздельные, не связанные между собой экспортные и импортные операции (в противном случае, при осуществлении встречных или бартерных сделок партнеры по торговым соглашениям могут пойти на значительные отклонения в ценах);

- применительно к рынкам топливно-сырьевых товаров речь идет о ценах в регионах мира, где сосредоточено их производство и/или торговля (это цены так называемых базисных или репрезентативных (представительных) рынков.

На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных и импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами — экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров на многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.). Мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах. В международном экономическом и статистическом анализе принято выделять две основные группы мировых цен: на продукцию обрабатывающей промышленности и на сырье.

Цены на готовую продукцию формируются на базе экспортных цен крупных фирм с общей ориентацией на внутренние цены

Цены на сырье - в формировании основная роль принадлежит соотношению спроса и предложения на мировых рынках, большую роль играют цены тех стран, которые являются крупными экспортерами или импортерами сырья.

Особенности формирования мировых цен на сырье: решающую роль в определении их уровня играют не внутренние издержки и цены, а соотношение спроса и предложения.

Вторая особенность - сочетание цен основных производителей и импортеров, с одной стороны, и биржевых котировок - с другой, в качестве мировых цен для большинства сырьевых товаров.

Третья особенность - множественность цен основных производителей-экспортеров проявляется во-первых, в наличии разнородных частей мирового рынка на тот или иной товар, усиливается за счет использование различных валют для выражения этих цен.

Четвертая особенность - особая роль в формировании цен на мировых рынках сырьевых товаров тех государств или групп государств, выступают как ведущие экспортерами или импортерами соответствующих товаров. При формировании мировых цен промышленной продукции государство в подобной роли не выступает.

По готовым изделиям и товарам решающую роль в формировании уровня мировой цены играют цены ведущих мировых производителей, специализирующихся на их изготовлении и реализации. По сырьевым ресурсам определение мировой цены не представляет трудности, тогда как определение уровня цены на готовые изделия и товары достаточно проблематично, что связано с большим количеством фирм, реализующих аналогичные товары

На базе внешней торговли рассчитываются публикуемые в национальных статистиках и в статистике международных организаций индексы средних фактических цен, или индексы удельных цен.

 

Виды цен мирового рынка:

1) биржевые котировки – на сырьевые товары (зерновые, сахар, хлопок, каучук, нефть, и т.п.) - стандартность, однородность биржевых товаров обусловливает регулярность и масштабность сделок и, следовательно, регулярность подачи ценовой информации. Официальные биржевые котировки — это цены фактических сделок, наиболее полно отражающие рыночную конъюнктуру.

2) аукционные цены (пушнина, чай, цветы, шерсть) – всегда за наличный товар - цены, действующие на специально организованных на определенный срок в заранее обусловленных местах (рынках) публичной продажи. Международные аукционы — обычно крупные акционерные компании, монополизирующие торговлю данным товаром. Они скупают товар у производителей и перепродают его оптовым посредникам.

3) цена торгов или тендеров.

4) цена контрактов по коммерческим сделкам купли-продажи

5) трансфертные цены – в рамках ТНК

6) Справочные цены — цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли. Справочные цены рассчитываются и публикуются объединениями производителей в периодической печати, а также информационными агентствами и брокерскими фирмами. Справочные цены — это цены продавцов, а не цены фактических сделок. В справочной цене всегда предусматривается «запас» на уторговывание, что затрудняет использование справочных цен в информационных целях. Эти цены распространяются на сырье, материалы, топливо, химическую продукцию, прокат металлов.

В мировой экономической мысли сложились три основных подхода к определению цены как экономической категории.

1. Трудовая теория стоимости - представляли цену как денежное выражение стоимости. Стоимость же товара определялась затратами труда или всех производственных ресурсов. Однако с развитием общества, с насыщением рынка и появлением конкуренции стало очевидной неспособность данной теории объяснить все изменения в области цен на рынке. В этом случае цена рассматривается, как:

Ценаденежное выражение стоимости товара.

2. Теория предельной полезности. В 19 веке сформировалась иная концепция определения сущности цены как проявления полезности товара. Данная теория разрабатывалась в русле австрийской экономической школы, школы предельной полезности (Вальрас, Паретто, др.) В 20 веке работы А.Маршалла заложили основы новой теории маржинализма.

3. Теория неоклассического синтеза, предполагала рассмотрение цены как результата взаимодействия спроса и предложения на рынке. Согласно этой концепции рыночная цена представляет собой:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.034 с.)