Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.

Поиск

3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2003.- 224с.

4. Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение»/ Автор-составитель: Тропина В.Г.– Ресурс в Электронной библиотеке On line.

    1. Развитие и становление общества обусловлено взаимодействием в различных сферах при помощи различных средств. Общение (или коммуникация), выполняя в данном случае связующую функцию, является важнейшим средством воздействия и на сообщество в целом, и на каждого отдельного его члена. Когда мы говорим общение, мы, в первую очередь, имеем в виду вербальное или словесное, поскольку именно оно является одним из важнейших механизмов социализации человека.

      Явление общения (коммуникации) изучают культурология, социология, политология, психология, лингвистика, религия. В лингвистике рассматриваются следующие виды общения: деловое и бытовое, контактное и дистантное, непосредственное или опосредованное (например, по телефону), устное или письменное, диалогическое или монологическое, межличностное или массовое.

          При любом виде общения индивиды должны не только владеть общим языком, они должны знать и учитывать определенные принципы и правила ведения разговора, позволяющие координировать и собственно действия, и высказывания в ходе его. Различными проблемами теории общения занимались такие учёные, как Дж.Остин, Дж.Р.Сёрль, П.Грайс, Г.Сакс и др. Ими были сформулированы основные принципы речевой коммуникации: принцип последовательности, принцип предпочитаемой структуры, принцип кооперации, принцип вежливости и др.

        Рассмотрим их подробнее. Принцип последовательности заключается в том, что ответная реакция на реакцию инициативную должна быть соответствующей, ожидаемой. Например, если первая реплика вопрос, то вторая - ответ; на приветствие ответом является приветствие, а просьба предусматривает принятие её или отклонение. Принципу предпочитаемой структуры свойственны некоторые характерные особенности речевых конструкций, сопровождающих ответные реплики. Исследователи отмечают, что ответное согласие обычно формулируется быстро, точно, лаконично;

 несогласие же, напротив, высказывается многословно, с паузами, с аргументацией, доводами. Принцип кооперации, являющийся, по мнению      П. Грайса, основой речевой коммуникации предполагает наличие у партнёров желания к сотрудничеству. В работе "Логика и речевое общение" автор выделяет наиболее конкретные постулаты, соблюдение которых в общем и целом соответствует выполнению этого принципа. Это: - Твоё высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется. - Твоё высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется. - Старайся, чтобы высказывание было истинным. - Не говори того, что ты считаешь ложным. - Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований. - Не отклоняйся от темы. - Выражайся ясно. - Избегай непонятных выражений. - Избегай неоднозначности. - Будь краток (избегай ненужного многословия). - Будь организован.

. Ещё один важный принцип коммуникации описал Дж. Н. Лич - принцип вежливости. Этот принцип реализуется в наличии некоторой совокупности максим (правил). Это максима такта, максима великодушия, максима одобрения, максима скромности.

    Реализация максимы такта предполагает, что в процессе общения не будут затрагиваться темы, которые являются потенциально опасными или неприятными для коммуникантов (например, вопросы частной жизни, изменений во внешности, каких-либо принципиальных индивидуальных предпочтений и под).

      Если говорить о максиме великодушия, следует отметить, что она предусматривает отсутствие/наличие позиции доминирования кого-либо из собеседников в процессе коммуникации. Например, предположение должно быть сформулировано так, чтобы была возможность его отклонить, просьба не должна обременяться обещаниями компенсации, вообще нельзя связывать собеседника клятвами, обещаниями, осознанием заведомо невыполнимого долга. Условия коммуникации должны быть комфортными.

        Максима одобрения. Эта максима вполне сопоставима с истинами типа "Не судите, да не судимы будете". Реализация этой максимы предполагает позитивную оценку других, позитивное восприятие собеседников и возможна лишь при условии одинакового отношения коммуникантов к миру. Образно выражаясь, коммуниканты, участвующие в процессе общения, должны смотреть в одну сторону. Если картина мира, её восприятие беседующими не совпадают, то коммуникация становится затруднительной и выстраивание собственной коммуникативной стратегии каждым из участников усложняется.

        Максима скромности. Эта максима предполагает возможность объективной самооценки, поскольку завышенные или сильно заниженные самооценки могут отрицательно повлиять на установление контакта.

        Максима согласия, которая предполагает отказ от конфликтной ситуации во имя решения более серьёзной задачи, а именно – сохранения предмета взаимодействия, «снятие конфликта» путем взаимного поиска компромисса в коммуникативных тактиках собеседников.

        Максима симпатии. Эта максима предусматривает доброжелательное отношение участников коммуникации друг к другу. Участие, неравнодушие, определенная заинтересованность в собеседнике создают благоприятный фон для перспективного предметного разговора.

          Разумеется, учёт сформулированных максим очень важен в процессе речевой коммуникации, но не только они обеспечивают успешность общения, хотя знание их и использование помогает воспитать определённую речевую дисциплину, уверенность в себе, готовность вступить в речевой акт, а, следовательно, и более успешно организовать речевое общение. К тому же для эффективной речевой коммуникации принципиально важным является потребность в общении, коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение) говорящего. Необходимо также учитывать внешние обстоятельства (присутствие посторонних, физическое состояние собеседника), знание норм этикета речевого общения в разных сферах и др. Немаловажным является и создание позитивного коммуникационного климата, поскольку количество передаваемой информации, её точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения.

  Одним из необходимых условий эффективной речевой коммуникации является умение слушать, что важно не только для слушающего, но и для говорящего. Мы ведь понимаем, что слушать и слышать – разные понятия. Понятие слушания в процессе диалога предполагает не просто физическую способность слышать, но и умение сосредоточиться на предмете обсуждения, вникнуть в проблему, проявить при этом выдержку, «выключить» излишнюю горячность, эмоциональность, особенно в случае внутреннего несогласия с точкой зрения собеседника. Не случайно ведь модной стала фраза-аргумент: «Услышь меня!» С точки зрения психологов, слушание - это тяжёлый труд.

     При организации речевой коммуникации следует помнить и о двух важных законах:  

1.Суть не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

2. Если получатель неправильно толкует сообщение отправителя, то вину несет отправитель, т.е. ответственность за точную коммуникацию лежит на отправителе.

    Причиной непонимания при информационных обменах нередко являются ошибки, связанные с неточностью словоупотребления, неправильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. При подготовке сообщения следует особое внимание уделять выбору слова, помня о значении слова, о его многозначности, сочетаемости с другими словами, эмоционально – экспрессивной окраске, стилистической характеристике, сфере употребления, грамматической оформленности. Большое отрицательное влияние на восприятие получаемого сообщения оказывает явление иллюзии понятности. Иллюзия понятности возникает в случае частого употребления чаще всего заимствованной лексики. Это в основном общественно-политическая и экономическая лексика, которая часто звучит в различных передачах на радио и телевидении. Услышав якобы знакомое слово, человек не задумывается о его значении, не вникает в суть понятия, у слушателя создается впечатление, некая иллюзия понимания услышанного. Практика показывает, что это не всегда так. Отсюда ещё одна рекомендация: работать над увеличением своего активного словаря, расширять его, активизировать новую лексику.

Психологи считают, что в процессе речевой коммуникации на собеседника оказывается две формы психологического воздействия: убеждение (воздействие логическими доводами) и внушение (эмоциональное воздействие). Безусловно, и с точки зрения лингвиста фактор убеждающего воздействия является решающим, кроме того, иногда собеседнику приходится переубеждать своего партнера по коммуникации, что не всегда удается.

    Отметим, что наиболее эффективным методом убеждающего воздействия является формирование убеждения при помощи разных видов аргументов. Аргументация считается достигшей цели, если слушатель:    а) воспринял, б) понял, в) принял предлагаемую мысль. Но необходимо учитывать, что доказывание и убеждение – это разные процессы, тесно связанные друг с другом. Доказывать означает устанавливать истинность сформулированного тезиса, а убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками. В практике речевого общения нередки случаи, когда говорящий точно и логически правильно доказывает предложенный тезис, но не убеждает оппонентов, так как доказательство сложно для них и не воспринимается. С другой стороны, иногда более убедительными выглядят рассуждения, основанные не на логике, доказательстве, а на предрассудках, на неосведомленности людей в различных вопросах, вере в авторитеты, в иллюзию, в странную мечту и т.д. Другими словами, можно доказать какое-то положение, но не убедить в его истинности, и, наоборот, убедить, но не доказать.

Итак, общение будет результативным, если коммуниканты (собеседники) поняли друг друга, их сообщения были восприняты. В процессе коммуникации должны быть точно подобраны слова, грамматически и логически правильно оформлена речь, были учтены главные принципы, постулаты и максимы, использованы сильные и убедительные доводы. Это очень непросто. Многое зависит от хорошего знания предмета, от общей эрудиции человека, его находчивости, быстроты реакции, от выдержки и самообладания, от понимания сложившейся ситуации.

   

Упражнения и задания

Упражнение 1. Вспомните основные постулаты (аксиомы) и максимы (правила), ответьте на вопросы, выбрав правильный ответ.

Вопрос 1. Принцип вежливости, состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

 А. максима релевантности.

 Б.максима согласия.

 В. максима великодушия.

 Г. максима скромности

 

Вопрос 2. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.

А. максима такта.

Б. максима согласия.

В. максима симпатии.

Г. максима качества

 

Вопрос 3. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: это максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).

 

А. максима симпатии.

Б. максима такта.

В. максима великодушия.

Г. максима одобрения.

 

Вопрос 4. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.

А. максима согласия.

Б. максима великодушия.

В. максима одобрения.

Г. максима скромности.

 

Вопрос 5. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима: это максима неприятия похвал в собственный адрес. Одним из условий успешного коммуникативного акта является реалистическая самооценка.

 

А. максима согласия.

Б. максима великодушия.

В. максима одобрения.

Г. максима скромности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.7 (0.008 с.)