Упражнение 12. Прочитайте текст. Напишите информативный реферат к нему. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 12. Прочитайте текст. Напишите информативный реферат к нему.



УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Термин «речь» обычно употребляется в нескольких значениях. В одном случае речь – это практическое взаимодействие с помощью языковых средств между двумя и более людьми в устной или письменной форме, то есть, речь как деятельность, как процесс. Во втором значении слово «речь» соотносится с понятием результата деятельности – текста. Есть ещё одно понимание значения слова «речь» – так называют устное публичное выступление оратора.

    Речь материальна. Воплощаясь в реальной коммуникации, она воспринимается визуально или акустически, существует, следовательно, в устной и письменной формах. Каждая из этих форм имеет свои особенности, обусловленные соответствующими ситуациями общения и психо-физиологической природой устной и письменной речи.

     Устная речь представляет собой комплексное умение понимать звучащую речь и воспроизводить её в звуковой форме. Устная речь – это речь, передаваемая в звуковой форме, речь произносимая, функционирующая при условии непосредственного общения. Иначе говоря, устная речь, ориентированная на непосредственное восприятие коммуникантов, зависит от ситуации общения. Такое контактное общение двух и более партнеров осуществляется в форме диалога, а единицей устной речи является диалогическое единство, состоящее из соответствующих реплик.

    Исторически устная форма речи первична, она возникла значительно раньше письма. Материальной формой устной речи являются звуковые волны, то есть произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности артикуляционных органов человека. С этим явлением связаны разнообразные интонационные возможности устной речи. Интонация создается мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения.

Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают такие дополнительные средства, как характер взгляда, пространственное расположение говорящего и слушающего, интонация, мимика, жесты. Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени – одно из главных свойств устной речи.

Нельзя вернуться в какой-то момент речи ещё раз, и в силу этого говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, то есть он думает как бы на ходу, поэтому устной речи свойственны  определенная спонтанность, неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц, даже некоторая небрежность. Кроме того, для устной речи характерно наличие штампов, повторяемость одних и тех же слов, предложений..

    Письменная речь – это речь, графически закрепленная, заранее обдуманная и исправленная, воспринимаемая визуально. Информация в письменной речи передается не только с помощью графической системы языка, но и с использованием других знаковых систем: математических, физических, химических символов; графических элементов иного порядка: таблиц, диаграмм, графиков.

Основной функцией письменной речи считают её способность к длительному хранению информации. Иначе говоря, прямое предназначение письменной речи – фиксация устной речи с целью её сохранения в пространстве и времени. 

Письменная речь монологична, тематически обусловлена, осуществляется дистантно. Для неё характерно использование книжного строго нормированного и регламентированного языка, наличие сложных синтаксических конструкций, обилие причастных и деепричастных оборотов, строгое соблюдение языковых норм. Графическая фиксация, развертывание не во временном, а в синтаксическом пространстве предопределяет возможность использования бóльшего времени на обдумывание, редактирование написанного.

Письменная речь характеризуется еще и тем, что в самой этой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения. Строго говоря, принципиален сам выбор коммуникативной сферы общения: официально-деловая, научная, художественно-беллетристическая, разговорно-бытовая, публицистическая. Выбор языковых средств зависит от того, какой текст создается: художественное произведение, описание решения научной проблемы, рекламное объявление или деловое письмо. Это позволяет сделать вывод, о том, что письменная речь обладает стилеобразующей функцией. К тому же, письменная речь обусловлена тематически.

    Для того, чтобы быть правильно воспринимаемой личностью, необходимо хорошо знать язык и уверенно владеть речью на этом языке и в устной, и в письменной форме. « Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума», – говорил Д.С. Лихачев.

ТЕМА 5.    ВИДЫ ОБЩЕНИЯ.

ТЕЗИСНЫЙ ПЛАН.

Лекция-беседа.

План.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.004 с.)