Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вузов. - ростов н/д: феникс, 2002. - 320 С. 4. Конспекты лекций по дисциплине «культура речи и деловое общение»/Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп.- Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2003.- 224с. 4. Конспекты лекций по дисциплине «Культура речи и деловое общение»/ Автор-составитель: Тропина В.Г.– Ресурс в Электронной библиотеке On line. Главной целью коммуникативного взаимодействия людей в сообществе является обмен информацией. Основной информационный обмен осуществляется при помощи вербальных средств, однако известны также многочисленные способы передачи каких-либо сведений в сообществе с использованием невербальных средств, например, языка свиста, сигналов барабанов, гонга и т.п. в африканских племенах. Известны случаи, когда традицией запрещено использование слов для передачи любых сообщений. В таких случаях на Востоке используется язык цветов, а у женщин австралийских аборигенов – язык жестов. В жизни современного общества основные языковые средства общения дополняют знаки дорожного движения, светофоры, флажковая азбука и др. Кроме того, в условиях отсутствия общих языковых средств люди используют следующие невербальные (то есть несловесные) средства общения: мимику, жесты и т.д. Эти средства естественны, появились значительно раньше звуковой речи, являются инструментом, данным человеку природой, но тем не менее стали активно исследоваться лишь во 2-й половине ХХ века. Учёные обнаружили и зафиксировали почти миллион невербальных сигналов, например, только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов. Невербальные средства общения подразделяются на несколько групп: кинесические, просодические, экстралингвистические, такесические, пространственная организация и др. Рассмотрим их подробнее. 1. Кинесические (оптико-кинетические) – это те средства, которые человек «расшифровывает» на расстоянии: мимика, жест, пантомимика, поза и др. Слово кинесический происходит от греческого слова Kinetis – движение. Мимикой (от греч. мimikos – подражающий) обычно называют движение мышц лица. Наиболее выразительными и информативными считаются рот и губы. Хотя в отражении мимически передаваемых чувств участвуют все части и элементы лица. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, иногда (особенно у детей и стариков) слегка приоткрытый рот говорят об испытываемом удивлении. По выражению потухших глаз, опущенным уголкам губ мы «считываем» печаль, наполняющую всё существо нашего собеседника. Итак, наша мимика - это очень выразительный компонент нашего Я. Если мы хотим, чтобы лицо не выдало наше эмоциональное состояние, необходимо научиться управлять им. Сделать это нелегко, поскольку мимика явление биологическое. Жестикуляция – одно из очень важных кинесических средств. Обычно, говоря о жестикуляции, имеют в виду движение рук или кистей рук. Существует и другое объяснение понятия жест - это любое движение человека, производимое телом, руками, ногами, головой с целью поддержать произнесённое словами, усилить значение, сделать более экспрессивным и т.д. Жесты в зависимости от их предназначения классифицируют следующим образом: коммуникативные (заменяющие вербальную речь); описательные (являющиеся своеобразным иллюстративным материалом к вербальной речи, более того, они и понятны только в этом случае); эмоциональные (отражающие состояние человека, нередко закрепленные в устойчивых словосочетания, например, «стукнуть кулаком по столу» – гнев и под.); демонстрирующие отношение к людям, событиям, ситуациям, ритмические (связанные с ритмикой речи. Это могут быть, например: движения ребром ладони вверх вниз). Известно, что вербальному языку учат, а язык жестов воспринимается и закрепляется посредством общения в соответствующем социуме естественно. Поэтому неслучайно определение жеста, особенно жеста-символа, как явления национально ориентированного. Такой жест, как правило, связан с абстрактным понятием приветствия, прощания, уважения; призыв к молчанию; демонстрация восторга, восхищения, удовольствия и под. Безусловно, жесты оживляют речь, помогают информационному обмену, но использовать их следует очень осторожно, поскольку не все жесты и не всегда способствуют наилучшему восприятию речи. Механические, неконтролируемые жесты производят неблагоприятное впечатление на слушателя. Например, если выступающий непроизвольно теребит какую-то деталь одежды, поглаживает свои волосы и т.д., он создаёт впечатление неуверенности, излишнего волнения, а это отвлекает слушателей от главного – содержания выступления. 2. Просодические (от греч. рroscidia – ударение, припев) и экстралингвистические средства – это характеристики звукового потока, использующиеся для создания ритмической, интонационной, мелодической организации речи: высота и громкость тона, тембр голоса, сила звучания, темп, ударение, паузы. Индивидуальные просодические особенности речи человек получает от природы, но при необходимости все эти характеристики можно скорректировать. Тесно связаны с просодическими экстралингвистические средства. Слово экстралингвистический происходит от латинских слов еxtra – вне, сверх; и lingua –язык и означает включение в речь различных психофизиологических проявлений. Это вздохи, покашливание не связанное с недомоганием), смех, плач и пр. Эти средства можно назвать квазиречевыми добавками. Они очень важны, поскольку регулируют поток речи, являясь при этом неким способом экономии языковых средств общения. Просодические и экстралингвистические средства дополняют, вообще сопровождают речевые высказывания, выражая эмоциональное состояние собеседников и придавая общению определенную смысловую окраску. 3. Такесические (от лат. тaktus - прикосновение, ощущение) средства общения - это динамические прикосновения в форме рукопожатий; похлопываний по плечу, колену, спине; поцелуи; прикосновения телом. Использование этих средств обусловлено национальной традицией, полом, возрастом, степенью знакомства, социальным статусом. Эти средства общения являются весьма экспрессивными, поэтому их следует использовать очень осторожно. Наиболее распространенным и нейтральным такесическим средством общения является рукопожатие. В деловых отношениях оно используется и как приветствие, и как символ состоявшегося соглашения, знак доверия и уважения к партнёру. Все остальные элементы этой группы применяются весьма ограниченно. 4.Очень важным в общении является организация межличностного пространства, время коммуникации, тональность беседы. Традиционно выделяют несколько размеров дистанций между говорящими: иногда 3, иногда 4. Рассмотрим их. Расстояние при общении людей близких, между которыми существуют доверительные отношения, составляет от 0 до 0,5 м и называется интимным. Межличностное расстояние, характерное для беседы друзей, составляет от 0,5 м до 1,2 м. Для неформального социального и делового общения допустимым считается расстояние от 1,2 м до 3,7 м. Причём, чем более официальны отношения между партнёрами, тем больше расстояние между ними при деловом контакте. При выступлениях перед аудиторией дистанция должна быть 3,7 м и более. 5. Необходимым условием эффективной коммуникации является зрительный контакт между собеседниками. Известно, что в процессе общения коммуниканты смотрят друг другу в глаза около 10 секунд. После этого направление взгляда изменяется. Обычно рекомендуется направлять взгляд на воображаемый треугольник на лбу собеседника и не опускать ниже его глаз. Контроль за выражением глаз собеседника очень важен, поскольку именно по глазам мы «считываем», какова реакция нашего партнёра. Именно исходя из знания о роли глаз в осуществляемом информационном обмене, рекомендуется встречаться взглядом с собеседником не менее 60 – 70 % общего времени контакта. Если собеседник глаза отводит, если «глаза у него бегают», то слова такого человека вызывают недоверие. У разных народов, как известно, существуют различные нормы этикета. У японцев, например, относительно визуального контакта существуют такие правила этикета: нижестоящий не может смотреть в глаза вышестоящему. Это дерзко, неуважительно. Но при этом во время беседы, глядя в пол, они подтверждают своё внимание к предмету разговора и собеседнику, кивая головой и говоря «хай», что означает да! Итак, человек, взаимодействуя в различных коммуникативных сферах с другими членами общества, вступает в речевое общение, используя различные его виды. Следует помнить, что успешность такой коммуникации зависит и от выбора языковых средств, и от знания особенностей невербальных средств общения и умения их использовать. Важным в этом смысле является также и реализация некоторых экстралингвистических факторов, а именно: необходимость человека в общении и даже некая зависимость от него; соблюдение выработанных человечеством постулатов и максим; близость мировоззрения собеседников; умение слушать и желание быть выслушанным и др. Вопросы 5. Что представляет собой речевое общение? речевая деятельность? Каковы функции речевого общения? 6. Каковы особенности вербального общения? Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые? 7. Что понимается под невербальными средствами общения? В чем состоит их важность для успешной коммуникации?
Упражнения и задания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.152.222 (0.023 с.) |