Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический и теоретический крах «легального марксизма»
Материалистическое понимание истории в вульгарной трактовке было временной станцией на пути буржуазно-либерального мировоззрения Струве, Булгакова, Бердяева и др. Некоторые из них более быстро свернули в сторону последовательного идеализма; другие, как например Булгаков, более медленно. Последний еще в 1899 г. в статье «Хозяйство и право» выступил против эклектического и идеалистического истолкования соотношения права и хозяйства, утверждая, что «право своей особой закономерности не имеет и подчинено в своем развитии хозяйству»[715] и что источник права — государство, являющееся «организацией классового господства»[716]. Но даже в этой статье Булгаков, «исправляя» положение марксизма о классовой борьбе, заявлял, что «классовая борьба, o6леченная в государственные рамки, если исключить революцию, есть в высшей степени легальная борьба, борьба из-за законов и на почве закона»[717]. Точки над «i» поставил Струве. Его выступление против революции со всей возможной резкостью сказалось в статье «Марк- 297
сова теория социального развития» («Marxsche Theorie der sozialen Entwicklung») в немецком журнале «Archiv für soziale Gesetzgebung und Statistik» (1899). Струве, следуя здесь за неокантианцем Штаммлером, выступил против учения Маркса о конфликте между производительными силами и производственными отношениями как основе социальной революции, выставив тезис, согласно которому процесс общественной эволюции имеет своей причиной развитие хозяйства и постепенное приспособление к нему отстающего права. Классовая борьба и революция были отвергнуты. Напротив, утверждалось, что не напряжение классовых противоречий характеризует социального процесса их постепенное убывание, притупление. В.И. Ленин, а за ним и Г.В. Плеханов выступили против ревизии Струве марксистской теории революции. Последний писал, что топить противоречие между производительными силами и теми его имущественными отношениями, на основе которых держится право, «в неопределенных и потому бессодержательных разглагольствованиях о противоречии между хозяйственными явлениями и правовыми учреждениями и о приспособлении права к хозяйству — значит не выяснять вопрос, а запутывать и затемнять его до последней степени»[718].
Струве в своей рецензии на книгу Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» превозносил бернштейнианскую ревизию марксизма. В письме к Потресову от 2 февраля 1899 г. он писал по поводу полемики Плеханова против Бернштейна, что трагизм Плеханова «заключается в том, что он отстаивает совершенно безнадежные позиции: 1) ортодоксальный взгляд на общественную эволюцию, 2) материализм, который никому и ни на что не нужен, 3) гегельянство (диалектика и проч.), тоже абсолютно ни к чему не нужное и совершенно несостоятельное. Все это реквизиты ортодоксии, которая держится только тем, что она стала дорогой традицией, т.е.консерватизмом человеческих мозгов»[719]. В течение 1899-1900 гг. можно наблюдать быструю перестройку социологических взглядов «легального марксизма» в сторону последовательного идеализма. Причиной этой эволюции являлись реальные процессы классовой борьбы в стране, активное вступление на историческую арену российского рабочего класса и успехи революционной социал-демократии. Отходу «легальных марксистов» от их прежних эклектических теоретических позиций способствовал известным образом ревизионизм Бернштейна, а также неокантианство Риккерта. Булгаков в статье «Основные проблемы теории прогресса» писал по поводу книги Риккерта «Границы естественнонаучного образования понятия»: «Тезис о невозможности установления исторических законов и предска- 298
заний доказан здесь совершенно неопровержимо, так что всякие дальнейшие доказательства по существу дела являются вполне излишними»[720]. Отходя в области философии истории к идеализму, Булгаков на место детерминизма в учении о прогрессе ставит телеологию. Для него теперь прогресс — это телеологическая эволюция. «Значение теории прогресса состоит в том, — писал он, — что она призвана заменить для современного человека утерянную метафизику и религию»[721]. Учение о прогрессе — это вера в избранный идеал. Теория Маркса и Энгельса представляет собой, заявлял Булгаков, вероисповедание многих миллионов людей. Она недоказуема и не может предсказать будущее. История и социология лишены возможности научного предсказания будущего. В социологии невозможен научный прогноз. В книге «Капитализм в земледелии» Булгаков писал, что завеса будущего непроницаема.
Булгаков, обсуждая вопрос о возможности научного прогноза, приходил к заключению, что предсказание сводится к своего рода импрессионизму, к художественному синтезу, имеющему субъективную убедительность. Поэтому «научная «социология вовсе не способна расширить наш исторический кругозор и раскрыть для нас будущее, раз к этому не способна история, в прямой зависимости от которой она находится»[722]. В процессе идейной эволюции между немецкими ревизионистами и «легальными марксистами» сложился идейный союз. Струве постоянно переписывался с К. Шмидтом и сотрудничал в немецкой буржуазной печати. В 1899 г. «легальные марксисты» в области политической экономии выступили против Марксовой теории прибавочной стоимости. Туган-Барановский заявил о необходимости отказа от марксистской теории прибавочной стоимости и о своем согласии с положениями вульгарной политической экономии. Струве в статье «Против ортодоксии», опубликованной в журнале «Жизнь» в том же году, потребовал критического пересмотра всего учения Маркса. «У нас, — писал по этому поводу В.И. Ленин, — г. Струве начал „критикой” во имя бернштейнианства, а кончил организацией либерального журнала „Освобождение”, либерального в европейском смысле этого слова»[723]. Таким образом, 1899-1900 гг. являются временем полного отхода «легальных марксистов» от некоторых марксистских положений, некогда вкрапленных ими в свою эклектическую социологическую концепцию. Так, Струве в статье «Назад к Лассалю» (1899) обозначил окончательно свой разрыв с марксистскими идеями, а Бердяев в статье «Борьба за идеализм» в «Мире бо- 299
жием» (1901) продемонстрировал свой отказ от марксистской социологии. «Борьба за идеализм, — писал он, — завещание XIX века ХХ-му. Наступающий XX век принадлежит идеалистам, которые не только осуществят социальные идеалы второй половины XIX века, но и вольют в новые формы возвышенное духовное содержание»[724]. Подобный отход от прежних представлений о социальном идеале совершил и Туган-Барановский, который возможность обоснования социального идеала стал искать в этике Канта. Булгаков в публичной лекции «Иван Карамазов» (1901) противопоставил социализму мистику и религию. В предисловии к сборнику «От марксизма к идеализму» он пытался представить марксизм в качестве религии, вероисповедания его последователей. Марксизму, писал он, «свойственны многие черты чисто религиозного учения, и хотя он в принципе и отрицает религию как буржуазную „идеологию”, но известными своими сторонами сам является несомненным суррогатом религии»[725]. Идеал марксизма якобы ненаучен. «От вненаучности идеала недалеко уже до признания его и сверхнаучным, т.е. до внесения в социологию постулатов метафизики и религии»[726]. Плеханов в своей записной тетради, отмечая полный отход Булгакова в сторону религии и идеализма, писал по поводу лекции «Иван Карамазов»: «И тогда же Булгаков в своей публичной лекции „Иван Карамазов как философский тип” заговорил о боге и бессмертии как о вековечных вопросах русской интеллигенции и об атеистическом социализме как о „переходном миросозерцании, предшествующем высшему синтезу”, который должен состоять в слиянии экономических требований социализма с началами философского идеализма и оправдывания первых последними. При этом следует отметить, что Булгаков, по его же собственному признанию, пришел к религиозно-философским исканиям и после того, как утвердился в своем убеждении относительно невозможности научного прогноза в социологии и с тем вместе утратил это «единство „мировоззрения” и „идеала”, которое прежде давалось марксизмом»[727].
Это ложное понимание марксизма, его социальной функции впоследствии получило широкое распространение у «критиков» марксизма и в настоящее время используется в борьбе против марксизма-ленинизма буржуазными идеологами в лице Бохеньского, Фалька, Фетчера и др. Бердяев в «Автобиографии» признавался: «Я решительно стоял на том, что христианское религиозное сознание несовместимо 300
с революцией и с социализмом в его радикальных и интегральных формах»[728]. Констатируя итоги идейных превращений «легального марксизма», его эволюцию, Бердяев писал: «Критический марксизм скоро превратился в совсем уже не марксизм и даже в антимарксизм по непреодолимой внутренней логике и психологии»[729]. По меткому замечанию Ленина, «легальный марксизм» явился отражением марксизма в буржуазной литературе[730]. Заигрывание с марксизмом было недолгим. Струве начал критикой в духе бернштейнианства, а кончил принятием буржуазной политической программы[731]. Социально-политическая эволюция «легальных марксистов» сопровождалась их полным переходом в области философии и социологии на позиции идеализма, мистицизма и религии. Таков бесславный политический и идеологический путь, который проделали бывшие «легальные марксисты». Глубокий анализ эклектических социологических воззрений «легальных марксистов» и их эволюции дан в работах В.И. Ленина, особенно в произведении «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве». Эта последняя работа знаменательна и тем, что она имеет методологический характер. В ней вскрывается методологическая основа эклектических философских и социологических взглядов «легального марксизма». 301 Глава 10
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.01 с.) |