Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доходы и расходы консолидированного бюджета, в процентах к валовому внутреннему продукту
Представители бизнеса толкуют процесс усиления присутствия государства в экономике, как правило, негативно. Мы оцениваем факт усиления господдержки народного хозяйства в целом как положительный, однако важно, чтобы политика господдержки экономики имела стратегическое обоснование, а не просто была реакцией на то или иное лоббирование или изменение внешнеэкономических условий. Теоретически вполне возможен также вариант усиления позиций государства в экономике, в ходе которого происходит попросту «рассаживание своих лиц на кормление» в наиболее выгодных или стратегически значимых отраслях. Возможна и комбинация этих причин, когда афишируется забота об укреплении позиций государства и общественных интересов, а фактически идет закрепление наиболее «лакомых» кусков за отдельными лицами. На деле, как раз стратегического подхода к регулированию экономики нет: в анализируемый период практиковалась политика вывода колоссальных «излишков» средств из страны, приобретение на них весьма малоприбыльных казначейских обязательств США и других ценных бумаг вместо вложения основной части в инфраструктуру, науку, образование, здравоохранение и т. д., поддержки инновативных проектов. Фактически финансовое регулирование в рассматриваемый период напрямую игнорировало интересы отечественной экономики. В итоге были упущены важные возможности развития. И хотя накопленные суммы в несколько раз превышали необходимые резервы на случай кризиса, избавить страну от кризиса или существенно смягчить кризис они не смогли. Рост цен на нефть, избыток долларов, не находящих применения, и слишком высокие процентные ставки приводят одновременно к повышению курса рубля и к недоступности кредитов, что крайне негативно сказывается на конкурентоспособности российской экономики. За период 1999-2012 номинальный курс доллара в рублях практически остался прежним, но рублевые цены на российские товары выросли за этот период в 6-12 раз, а цены импорта, переведенные в рубли, остались практически теми же или выросли намного меньше (из-за существенно меньшей инфляции в большинстве стран импортеров). Конкурентоспособность российских товаров, за исключением сырьевых, сведена к нулю.
Что касается государственных корпораций, то они, в соответствии со специально созданным законодательством, получили государственное имущество в собственность и далее не обязаны государству раскрывать информацию о себе (в отличие от акционерных обществ и государственных унитарных предприятий) за исключением представления в правительство годового отчета о своей деятельности. С точки зрения левой оппозиции в стране, государственные корпорации были созданы в качестве «запасных аэродромов» для отдельных лиц и фактически им позволено бесконтрольно распоряжаться крупными государственными (бывшими государственными) средствами бесконтрольно[47]. О неэффективной работе госкорпораций не раз высказывался Медведев Д.А. В 2009 году он вновь явно высказал неудовлетворенность их статусом и работой, а также выразил намерение сократить их число[48]. Но и Медведев, и Путин фактически игнорируют тот факт, что государство должно планомерно создавать условия для быстрого роста промышленности во всех основных отраслях. Вместо этого искусственно выделены несколько направлений научно – технического прогресса, которые, якобы и определят передовое место страны. Речь идет о 1) повышение эффективности производства, транспортировки и использования энергии, 2) развитие ядерных технологий, 3) информационные технологии, процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, суперкомпьютеры, 4) развитие наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации, 5) производство отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечнососудистых, онкологических и неврологических заболеваний[49]. Два из этих пяти «стратегических векторов» связаны с нашей энерго-сырьевой специализацией, еще два – лишь в самом общем виде обозначают направление «информационные технологии», что, на практике может быть сведено к распространению и более широкому применению Интернета, а медицинское направление скромно обозначает в качестве цели «производство отдельных видов оборудования». Но отдельные виды оборудования страна наверняка и сейчас производит.
Тем самым, практически все основные отрасли экономики и машиностроение выпали из поля зрения руководства страны. В условиях катастрофического провала 90-х годов и продолжающегося развала науки, необходимо государственное руководство процессом возрождения научно – инновационных комплексов и, соответственно, развития производственных мощностей на новой технологической базе почти во всех отраслях народного хозяйства. То есть, не может быть осуществлена модернизация российской экономики без восстановления собственного машиностроения, причем машиностроения для производства средств производства. Понимания этого нет у руководства страны. Несомненно, что на практике в «рабочем порядке» осуществляется поддержка отдельных проектов в отдельных отраслях производства, например, в авто- и самолетостроении, в оборонной промышленности. Но, во-первых, масштабы ее явно не соответствуют масштабам задачи создания инновационной экономики и восстановления экономической роли России в мире. А, во-вторых, эта поддержка находится в определенном противоречии с общей, провозглашенной в 1992 году и осуществляемой линией на сокращение «вмешательства государства в экономику». В целом, экономическая политика государства в период с 1998 года, носит противоречивый характер и не отвечает стратегическим задачам страны. При этом не ведется и реальная борьба с коррупцией, которая захлестывает государственный аппарат. В завершение работы тезисно подведем итог прошедшим двум десятилетиям российского капитализма и наметим пути разрешения сложной ситуации, в которой оказалась страна. Объем работы позволяет лишь обозначить эти пути.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.006 с.) |