Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О характере российского капитализма и возможных путях его изменения
Очевидно, в процессе перехода от прежней формы социализма к рыночной экономике произошла сдача позиций социалистических сил. К власти пришли противники любого варианта социализма и сторонники капитализма в самом радикальном варианте. Если изложить кратко причины и этапы реставрации капитализма, то они следующие: · социализм не был своевременно реформирован в направлении существенно большей экономической свободы и плюрализма форм собственности, что привело в 1988 - 1991 годах к его дискредитации в глазах народных масс в ходе «перестройки под руководством родной коммунистической партии» и к захвату власти антисоциалистически настроенными радикалами во главе с Ельциным; · партии, группы, лидеры левого направления, отстаивающие интересы большинства населения, были в 1991-1993 годах оттеснены от участия в управлении страной в ходе запретов компартии СССР, ликвидации СССР, разгона советов и расстрела Верховного совета РФ; · господствующее положение в экономике при посредничестве ельцинской группы заняли владельцы отраслей и предприятий, занимающихся экспортом природных ресурсов при минимальной их переработке или полном ее отсутствии; · не справляясь с продолжающимся с 1991 года падением производства, уровня жизни населения, социальным недовольством, эта группа в 1999 – 2000 годах «поделилась» властью и доходами с силовыми структурами, представители которых получили доступ к приносящей ренту собственности и «освобождение» от необходимости бескомпромиссной борьбы с преступностью, в том числе, в собственных рядах; · этот конгломерат оказался не заинтересован в модернизации российской экономики, и на фоне растущих цен на нефть и газ дело идет к постоянному прозябанию и неконкурентоспособности всех перерабатывающих отраслей, сельского хозяйства при множестве речей и лозунгов о модернизации и т. п.; · в последующем в стране была установлена и поддерживается методами административного давления на выборах монополия «партии власти», выражающей узкоэгоистические интересы верхнего слоя государственных чиновников и крупного бизнеса, что сделало невозможным необходимое глубокое реформирование всей системы государственного управления;
· монопольное положение «партии власти» еще шире открыло шлюзы для коррупции, которая привела к невиданной ранее коррумпированности как государственного аппарата, так и бизнеса (уход от налогов, откаты, «черные зарплаты», оффшорная регистрация прибыльных фирм, в том числе, входящих в государственные корпорации – все это коррумпированный бизнес). В современных условиях сложился, таким образом, симбиоз между коррумпированным государством и руководящим слоем коррумпированного бизнеса, крупной буржуазией. Государство не ведет бескомпромиссную борьбу с коррупцией, не осуществляет мер по реализации национальных интересов даже в базовых и инфраструктурных отраслях, а бизнес, со своей стороны, не включаются в политику, не возражает против системы административно «управляемой демократии» и не поддерживает оппозиционные партии даже либерального толка. Указанный симбиоз возник и поддерживается политической разобщенностью и пассивностью большинства народа. Прежние социалистические идеи дискредитированы, в среде сторонников социалистического направления царит разброд, а организации, призванные отстаивать интересы народных масс, оказались не способными к жесткой политической борьбе и не призывают к ней массы. Для кардинального изменения ситуации, которое было бы в интересах большинства населения страны, необходимы определенные изменения в соотношении сил и в мышлении а) государства как слоя высших чиновников, б) крупной и средней буржуазии и в) широких масс населения - наемных работников, рабочего класса. По сути, необходимы три мирные революции - революции в сознании. Во-первых, государство должно захотеть реальных изменений экономической политики и преодолеть сопротивление предпринимателей. А оно пока само не готово к этому изменению, не видит в нем смысла. Следовательно, государство должно измениться под давлением большинства народа в лице наемных работников. Это первая (по счету) революция. Во-вторых, сам народ, и, прежде всего, его подавляющее большинство, наемные работники, также должны измениться. Этому должна помочь активизация политических действий партий социалистического направления. Народ должен стать активной политической силой, ведущей борьбу за демократию, за свободу СМИ, за действия государства в интересах большинства, против коррупции и всевластия капитала. Это – революция, вторая по счету, но не хронологически. Наконец, в-третьих, поведение и мышление предпринимателей должно измениться под воздействием требований государства, под воздействием и при поддержке народа. Это - третья революция. Но ведущим звеном в ней является изменение настроения и политической боеспособности народных масс. Оно сможет произойти или под воздействием активизации политических партий и организаций социалистического направления или стихийно. Соответственно, указанные революции могут произойти мирно, на демократической основе, но нельзя исключать и взрыва народного негодования. Партии социалистического направления должны быть готовыми и к этому варианту.
Э.Н. Соболев.
Выбранная стратегия реформирования российской экономики, сформированная под сильнейшим политическим влиянием международных финансовых институтов, изначально состояла в максимальном расширении поля рыночных отношений путем быстрого сужения сферы влияния государства и ускоренной приватизации экономики. Результатом такой стратегии стал глубокий системный кризис, основными проявлениями которого наряду со спадом производства стали разрушение системы трудовых и социальных гарантий, широкое распространение неформальных отношений, рост социального расслоения в обществе, обострение проблемы бедности. Уже на старте реформ произошло катастрофическое падение уровня оплаты труда для подавляющей части трудящихся по сравнению с советскими временами. Одновременно шел процесс беспрецедентного роста неравенства в распределении результатов экономической деятельности.
Основные тенденции в сфере оплаты труда в 90-е годы Динамика реальной заработной платы. На протяжении 90-х годов наблюдалось устойчивое падение реальной заработной платы, уровень которой в 1999 г. составлял лишь 31,7 % от уровня 1990 г. Учет при оценке динамики реальной зарплаты неформальных заработков (по различным оценкам они составляют от 10 до 35% от всей получаемой зарплаты) в принципе не изменяет общей картины. Такая динамика оплаты труда привела к резкому ухудшению условий воспроизводства рабочей силы, значительная часть которой была способна воспроизводиться лишь в «хиреющем» состоянии. Об этом свидетельствуют сокращение продолжительности жизни; увеличение смертности, в том числе в трудоспособном возрасте; снижение рождаемости; нарастание угрозы депопуляции и т. д. По уровню развития человеческого потенциала Россия скатилась с 33 места в 1990 г. до 71 в 1997 г.[50] В России уровень оплаты труда как в абсолютном, так и в относительном выражении был традиционно низким. Но в советской системе низкая заработная плата компенсировалась бесплатным или по символическим ценам предоставлением достаточно широкого круга благ и услуг (образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной и транспортной сфер). Другим фактором, сглаживающим негативные для воспроизводства работника следствия низкой заработной платы, была ее сравнительно небольшая дифференциация по профессионально-квалификационным группам, отраслям, территориям. В результате скудный фонд заработной платы распределялся между работниками более или менее равномерно, что обеспечивало даже самым низкооплачиваемым из них достаточный гарантированный минимум.
Снижение минимальной оплаты труда. В советской системе установленный государством норматив минимальной заработной платы обеспечивал хотя и низкий, но социально приемлемый стандарт потребления благ и услуг, никогда не опускаясь ниже прожиточного минимума. Для определения его величины использовалась методология подсчета минимального потребительского бюджета, разработанная Г.С. Саркисяном. Минимальный потребительский бюджет представлял собой скорее социально приемлемый минимум благосостояния, реально достигнутый на тот момент времени, чем физиологический минимум для выживания. В 1965 г. прожиточный минимум был принят равным 40 руб., в 1975 г. – 50 руб., в 1989 г. – 54 руб., в 1990 г. – 61 руб. Любопытно, что сам термин «прожиточный минимум» (или «уровень малообеспеченности») был официально признан лишь на рубеже 60-70-х годов. Величина прожиточного минимума законом не утверждалась и, тем более, не рекламировалась в силу закрытости проблемы, но использовалась государственными органами как отправная точка для определения размеров минимальной заработной платы. Так, в 1957 г. минимальная заработная плата была установлена на уровне 27-30 руб. в месяц, в 1961 – на уровне 40 руб., в 1968 – на уровне 60 руб., к концу 70-х годов (в разных отраслях по-разному) – на уровне 70 руб., в 1990 – на уровне 80 руб.[51] Таким образом, советский минимум оплаты труда превышал прожиточный минимум почти в 1,5 раза. Описанная выше ситуация была в одночасье разрушена с началом реформ, когда в результате резкого взлета цен доходы 70% россиян опустились ниже уровня прожиточного минимума советского периода. Резкий рост дифференциации доходов и, как следствие, имущественного и социального расслоения заставил людей субъективно ощутить себя бедными по сравнению с окружающими, а также на фоне открывшихся новых соблазнительных, но не бесплатных возможностей. В значительной мере последнее обстоятельство связано с тем, что в условиях коммерциализации социальной сферы существенно обострилась проблема лишений. Недоступными для многих стали удовлетворение насущных потребностей в жилище, здравоохранении, образовании, летнем отдыхе детей. По данным обследования ИСЭПН РАН, в 1999 г. услуги детских дошкольных учреждений могли себе позволить лишь 42% семей с детьми соответствующего возраста.
Главное же состоит в том, что заработная плата многих категорий работников опустилась ниже прожиточного минимума или лишь незначительно превышала его. В сочетании с усилением ее воспроизводственной нагрузки, это означало расширение масштабов бедности. С начала процесса реформ динамика официальной минимальной заработной платы стала существенно отставать от роста цен на основные потребительские товары и услуги. Вплоть до 2001 г. этот норматив составлял не более 10-15% прожиточного минимума. Как справедливо заметила Н. Римашевская, столь низкая заработная плата свидетельствует «об иррациональности регулирования распределительных отношений, когда минимальная заработная плата устанавливается ниже минимальной пенсии и главное – меньше прожиточного минимума. Рассматривать данное явление следует как форму скрытой безработицы. Если работник, участвуя в производстве нормальное число часов, не может обеспечить себе минимум средств существования, то он как бы не трудится, а получает пособие за формальную принадлежность к группе работников»[52]. Конечно, при учете неформальных заработков происходит некоторое уменьшение доли работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, и снижение глубины низкооплачиваемости, однако, эти изменения незначительны. Слабое влияние скрытой оплаты труда на низкооплачиваемость связана с тем, что в распределении скрытых выплат просматривается четкая закономерность: доля скрытых доходов весьма незначительна для лиц, имеющих самые низкие доходы, и резко возрастает в высших доходных группах. Так, в 2000 г. у 10% наиболее богатого населения доля теневых доходов по отношению ко всей сумме оплаты труда и предпринимательских доходов составляла 65%, в то время как в группе с наиболее низкими доходами всего 14%[53]. Тот факт, что норматив минимальной оплаты труда утратил свое экономическое значение, конечно, не означает, что в российской экономике вообще отсутствовал минимум заработной платы. Следует различать формальный (норматив) и реальный минимум оплаты труда. В условиях девальвации государственного норматива реальный минимум формировался стихийно и в качестве такового с известной условностью можно рассматривать средний заработок работников, входящих в нижний дециль. По нашим приблизительным оценкам, реальная минимальная заработная плата составляла 40-50% от прожиточного минимума (с учетом неформальных выплат). Это подтверждает обследование по проблемам социальной защищенности населения России[54]. По его данным, в промышленности Самарской и Ивановской областей в 2002 г. заработная плата в нижнем дециле составляла 36-37% от регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Отставание реального минимума от столь низкого прожиточного минимума более, чем в 2 раза возможно было при условии наличия иных источников доходов. Есть основания полагать, что не только чрезмерно низкая заработная плата выступает основанием для привлечения других источников текущего потребления, но и наличие этих источников служит фактором существенного понижения заработков ниже прожиточного минимума. Иначе говоря, реальные заработки низкооплачиваемых работников, будучи «отпущены на свободу», стали распределяться в интервале между прожиточным минимумом и девальвированным нормативом.
Когда говорят, что по своей природе минимальная заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума[55], то такой тезис требует определенного комментария. В данной формуле речь идет, строго говоря, не о рыночной цене труда, а о его стоимости, т. е. так называемой естественной цене труда. В основе последней и лежит прожиточный минимум, т. е. минимально необходимый круг товаров и услуг, без которых невозможно простое воспроизводство рабочей силы низшей квалификации. В качестве же прожиточного минимума выступает реально сложившийся на данный момент стандарт потребления самих низкооплачиваемых работников, а не некие желательные нормы рационального или оптимального потребления. При этом определенный уровень жизни низкооплачиваемых работников поддерживает не только текущая заработная плата, которая зачастую не дотягивает до прожиточного минимума, но и другие источники реальных доходов. Снижение прожиточного минимума. Масштабное и глубокое падение заработков в начале 90-х годов неизбежно вызвало и снижение реального жизненного уровня работников. Падение уровня жизни низкооплачиваемых работников достигло своего естественного предела – минимума физиологического выживания. Крушение прежних жизненных стандартов (около 80% населения стали жить хуже) привело к качественному изменению официального прожиточного минимума: от минимального потребительского бюджета перешли к минимальной потребительской корзине. Методика расчета последней, принятая в начале 1992 г., учитывала лишь основные физиологические потребности и не включала товары длительного пользования (более одного года). Новый прожиточный минимум по сравнению с минимумом советского периода снизился в 2 раза. Если минимальный потребительский бюджет (по Саркисяну) оценивался в 135 руб. (в ценах 1991 г.), то бюджет прожиточного минимума составлял лишь 60 руб. в тех же ценах. Новая методика, которая была введена в действие с января 2000 г., несколько расширив непродовольственную составляющую потребительской корзины и дифференцировав ее по возрастным категориям граждан, в целом по-прежнему основывалась на концепции физиологического выживания. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за 1-ый квартал 2000 г. по этой методике примерно на 12% выше, чем по методике 1992 г. Тем не менее, установленный столь низкий норматив прожиточного минимума, по нашему мнению, в принципе отражал действительное положение дел, поскольку для определенной части населения стандарт потребления на уровне физического выживания, к сожалению, превратился в реальную жизненную норму. В условиях девальвации государственного норматива минимальной оплаты прожиточный минимум по-прежнему выступает в качестве основы минимальных заработков, но не непосредственно, а через механизм рыночного регулирования. В такой опосредованности уже заложена возможность падения заработков ниже прожиточного минимума. Воздействие особенностей российского рынка труда на величину и динамику заработной платы происходило по двум линиям. Во-первых, по линии влияния особых условий конъюнктуры, которые в 90-е годы обусловливали спрос преимущественно на относительно низкоквалифицированную дешевую рабочую силу (этот спрос в значительной мере покрывался мигрантами из стран ближнего и дальнего зарубежья), а также на отдельные категории элитных высококвалифицированных работников. Что касается основной массы работников, то их позиции на рынке в эти годы характеризовались крайней неустойчивостью. Во-вторых, на уровень оплаты труда воздействовала специфически российская институциональная структура рынка труда, которая обусловливала более глубокое фактическое неравноправие его основных субъектов – работодателя и наемного работника, чем это имеет место в развитых странах, даже вне зависимости от величины текущего спроса на рабочую силу. Изначально более слабые позиции работника являлись следствием совокупности факторов: затруднения территориальной мобильности рабочей силы, проявления монопольных тенденций среди работодателей при найме рабочей силы, неразвитости системы социальной защиты работающего населения, неумения работников организованно отстаивать свои интересы, недостаточной развитости профсоюзного движения, традиции низкой оплаты труда. Экономическая реализация такого неравноправия представляет собой длительное, устойчивое удержание оплаты ниже стоимости рабочей силы. Изменение критерия низкооплачиваемости. За годы радикального реформирования качественно изменился критерий отнесения работников к низкооплачиваемым. В советское время, поскольку все работники получали зарплату выше прожиточного минимума, к низкооплачиваемым относились те из них, которые имели заработную плату ниже так называемого минимума материального достатка. Фактически это были получающие заработки между 80 и 100 руб. В новое время к низкооплачиваемым стали относить лиц, получающих зарплату ниже прожиточного минимума. В годы так называемого восстановительного роста наметилась позитивная тенденция, связанная с постепенным подтягиванием минимального уровня оплаты труда до социально-приемлемой величины. Тем не менее, она в значительной мере перекрывается негативным эффектом стремительной коммерциализации социальной сферы и роста дифференциации доходов. По данным ежеквартального выборочного обследования потребительских ожиданий населения, проводимого Росстатом уже в новом тысячелетии, когда объективные показатели бедности несколько улучшились, в 2002-2004 гг. 39-42% российских семей субъективно оценивают свое материальное положение как плохое и очень плохое, т. е. причисляют себя к бедным. На протяжении периода реформ в России отчетливо обозначались зоны низкооплачиваемости, которые по сравнению с советским периодом расширились не только в количественном, но и в качественном плане. Заработки ниже уровня прожиточного минимума стали реальностью для тех категорий населения, которые ранее к категории низкооплачиваемых не относились. Это, во-первых, работники бюджетной сферы, где заработная плата даже имеющих высшие разряды существенно отставала от средней по экономике. К тому же следует учесть, что основная масса бюджетников не имела высших разрядов. Для многих из них заработная плата на протяжении всего периода реформ лишь незначительно превышала прожиточный минимум, а в отдельные годы опускалась ниже него. Во-вторых, работники кризисных отраслей экономики. Это, прежде всего, относится к сельскому хозяйству с рекордно низкими размерами заработков в течение всего пореформенного периода. Несмотря на относительно высокий уровень оплаты труда в промышленности, отраслевой разброс внутри нее доходит в 2000 г. до 9 раз! Поэтому, наряду с высокими заработками в добывающих отраслях, заработная плата в легкой промышленности составляла лишь 105% величины прожиточного минимума. В бедственном положении оказались работники таких отраслей, как здравоохранение, образование, культура, что в основном объясняется их бюджетным финансированием. Такое положение отбрасывало значительную часть занятых в этих отраслях за черту прожиточного минимума. В-третьих, значительная часть образованной и квалифицированной рабочей силы, которая либо оказалась невостребованной на рынке труда, либо получала заработки, едва «дотягивающие» до величины прожиточного минимума. По данным ОСЗН-2002 среди работников с заработной платой ниже прожиточного минимума 28,8% имели высшее, а 43,3% среднее специальное образование. По данным Росстата, в 2000 г. лица с высшим и средним специальным образованием составляли почти половину (49%) экономически активной части бедного населения (с душевыми доходами ниже прожиточного минимума). Это «новые бедные», тяжелое положение которых сформировалось из-за заниженной цены рабочей силы. Четвертую кризисную зону составляют женщины, молодежь, впервые выходящая на рынок труда, лица предпенсионного возраста, а также инвалиды. Принадлежность к любой из указанных категорий означает для работника большую вероятность попадания в категорию низкооплачиваемых. Основную и растущую долю занятых в низкооплачиваемых отраслях составляют женщины. Так, по данным ОСЗН-2002, женщины составляли 71% работников с заработной платой ниже прожиточного минимума. Наконец, в наиболее тяжелом положении оказывается население «бедных» регионов и территорий, где и уровень оплаты труда, и, соответственно, уровень реальных доходов значительно отстает от среднероссийских показателей. По данным Росстата, разница в средней заработной плате в зависимости от региона в отдельные годы различалась более чем на порядок и стабильно превышает семикратный уровень. Соответственно регионы, где превалирует низкооплачиваемая занятость, превращаются в зоны застойной хронической бедности. Только в 12 из 89 российских регионов в 2000 г. уровень бедности находится в пределах среднероссийского. В то же время в 13 регионах среднероссйский уровень превышен более чем вдвое. В Ивановской области за чертой бедности до сих пор находится 53% населения, в Калмыкии – 55%, в Ингушетии – почти три четверти населения. Таким образом, благополучная средняя картина складывается преимущественно за счет Москвы, Санкт-Петербурга и богатых сырьевыми ресурсами экспортно-ориентированных восточных регионов. Наряду с региональным, важное значение имеет также поселенческий аспект бедности. Низкооплачиваемая занятость и бедность в значительной мере сосредоточены в небольших населенных пунктах, где проживает, однако, значительная часть населения страны. Этот аспект проблемы, к сожалению, невозможно отследить на основе данных официальной статистики. Однако независимые исследования дают некоторое представление об остроте проблемы поселенческой бедности. Так, данные сопоставительного обследования домохозяйств Санкт-Петербурга и малого города Вязники Владимирской области ИСЭПН РАН фиксируют огромные различия в масштабах бедности, в особенности бедности работающего населения (см. таблицу 1).
Таблица 1
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.027 с.) |